Афина Паллада - дочь Зевса, богиня мудрости в Древней Греции. Самые интересные факты об афине Кто такая афина в греческой мифологии

Многоликая АФИНА

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у жены его, богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы.
Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина.
Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада.


Густав Климт, «Афина Паллада», 1898, Вена

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.



Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с чернофигурной древнегреческой вазы

Афина (Άθηνά)(у римлян Минерва) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу.
Её называ.n «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза, у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая)..
В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её сопровождают священные животные:

Шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)

Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова змеевласой Горгоны Медузы


- появляется в сопровождении крылатой богини Ники

Атрибуты сова и змея (также символ мудрости), в храме А. в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём, она хранит молнии Зевса


Афина Паллада. Подготовительный картон работы И. Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.


Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.


Статуя Афина Джустиниана


Athena Algardi, it was found in 1627 in fragments at the Campus Martius, restored by Alessandro Algardi.
Palazzo Altemps, Rome, Italy.


Спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Итальянская камея, XIII век


Сцена спора Афины с Посейдоном за власть над Аттикой была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.


Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э. Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона.


Битва Афины с гигантом Алкионеем. Пергамский алтарь
Афина направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.


Глиняная статуэтка Афины 7 в. до н. э.


«Афина Варвакион» (копия знаменитой «Афины Парфенос»)


Статуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в Пушкинском музее


«Битва Афины с Энкеладом». Фрагмент росписи краснофигурного килика. 6 в. до н. э., Лувр


«Паллада и кентавр», картина Сандро Боттичелли, 1482, Уффицци

Афина - хранительница городов, её главные эпитеты Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»), защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.) и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и там: в гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум



И. Г. Траутманн. «Пожар Трои»

Афинский Парфенон

Афинский Парфенон реконструкция 3D


Описания Парфенона всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм,с его 2500-летней историей посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э.



Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является и трагедия Эсхила «Евмениды».

Афины пользовались особым покровительством нося ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием.

Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью.



Якоб Йорданс. Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Афина отождествлялась с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»)

Изображение совы, атрибута Афины, чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.



Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы, символом богини Афины. 5 или 4 в. до н.э


«Афина». Рельефное изображение на серебряном блюде, 1 в. н. э., Берлин, Государственные музеи

Ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без вмешательства Афины.
Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Одного её прикосновения достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью;). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой



Gustav Klimt
Kunsthistorisches Museum in Vienna, Austria, 1890-91

Афина покровительствовала героям -воинам и ремесленникам-гончарам, ткачихам, рукодельницам и Она ведь и сама называлась Эрганой («работницей») - её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона.



Афина Паллада. 1898, Franz von Stuck.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи).

Афина Паллада (миф древней Греции)

Не только своей мудростью отличается Афина Паллада от всех других бессмертных богов, которые живут на Олимпе. Не только тем, что с самого своего рождения больше всего на свете любит она воинские утехи. Но и тем, что, в отличие от других бессмертных, у нее не было матери. Мать у нее, конечно, была, но в то же время как бы и не было. Афину Палладу родил отец, сам громовержец Зевс. А произошло это вот как.
Уже давно царствует над миром великий Зевс, и нет никого, кто бы мог поспорить с ним в могуществе. Но все это время неспокойно было на сердце у великого громовержца. Богиня Гея предсказала ему, что ждет его участь отца, великого Крона.
– Как и отец, он тоже потеряет власть над миром, – так сказала мудрая богиня, и нельзя было не верить ей.
Постоянно твердит об этом и могучий титан Прометей.
– Вы думаете, новые цари, что вечно вам блаженствовать в мире. Но разве я не видел, как с Олимпа упали два тирана? И увижу, как скоро третий упадет!
Напрасно добивался Зевс, чтобы Прометей открыл ему роковую тайну, кто из его сыновей свергнет его с престола и когда он родится. Но Прометей упорствовал:
– Пусть он сколько угодно мечет молнии, гремит ужасными громами. Пусть все небо смешает в белокрылую метель и все до основания уничтожит, меня не сломит он, и не скажу я, от чьей руки он потеряет власть!
Что же оставалось делать Зевсу? Решил он защищаться, как умеет. Богини судьбы Мойры, которые никогда не ошибаются, сказали Зевсу, что у богини разума Метис будет от него двое детей: сначала родится дочь Афина, а потом и сын, необычайного ума и силы. И вот он-то, когда вырастет, отнимет у Зевса власть над миром. Обеспокоился Зевс: ведь богиня Метис уже должна вот-вот родить. Усыпил он ее ласковыми словами и проглотил вместе с нерожденным ребенком.
И все пошло по-прежнему. Пировал он и развлекался в своем золотом дворце на Олимпе, как вдруг через некоторое время почувствовал странную головную боль, да такую, что разрывала его буквально на части. Зовет он своего сына, славного кузнеца Гефеста, и приказывает ему:
– Ударь мне твоим остро наточенным топором по голове и разруби ее пополам.
Услышав такую удивительную просьбу, Гефест спрашивает своего отца:
– Ты, кажется, хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, что тебе нужно.
– Мне нужно именно то, о чем я прошу тебя, – отвечает ему рассерженный Зевс, – если ты сейчас же этого не выполнишь, то тебе придется испытать немало огорчений.
Выполнил Гефест странное требование своего царственного отца, взмахнул он топором и опустил его на голову Зевса.
– Что это такое, – воскликнул пораженный Гефест мгновение спустя. – Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа. Носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении – это не шутка. Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? О, да ты посмотри, она в одно мгновение уже и взрослой стала, да какая красавица! Зевс, в награду за то, что я помог тебе родить такую дочь, позволь мне на ней жениться!
– Это невозможно, мой славный Гефест, – отвечал ему отец, – она никогда не выйдет замуж и пожелает остаться вечной девой.
– Жалко, – сказал Гефест, – но если ты не возражаешь, я все-таки попробую с ней справиться.
Пока они обсуждали дальнейшую судьбу новорожденной богини, она уже выскочила из головы Зевса и от радости, что родилась и видит свет, начала скакать и отплясывать военный танец, потрясая щитом и взмахивая копьем. Взглянув на свою воинственную дочь, Зевс ответил кузнецу:
– Я-то не против, но, думаю, тебе будет нелегко.
Вот так и родилась Афина Паллада. Но не только воинской отвагой славилась она, защищая всех несправедливо обиженных. Она покровительствовала греческим героям, хранила крепости и города, а по уму и мудрости вскоре сравнялась она с самим Зевсом. Ее так и называли – богиней мудрости и справедливой войны. И еще у нее было одно любимое дело, в котором не было ей равных. Она очень любила ткать полотно, и никто не мог превзойти ее в этом искусстве. Да и состязаться с ней было опасно. Все знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, которая захотела стать выше Афины в этом деле.

Если начать со “служебных обязанностей” Афины, то их список поистине удивителен. Она покровительствует не только мудрости и войне. Афина считалась богиней большого списка ремёсел: кораблестроения, ткачества, прядения, изготовления конской упряжи и изделий из металла, гончарного ремесла и пахоты. Она покровительствовала лекарскому искусству и обучила ему бога медицины Асклепия. Она изобрела государственность и законы, научила людей готовить пищу на очаге.

Фактически, описание того, что даровала Афина людям и чему она покровительствовала, сильно похоже на дары и области влияния верховных божеств или полубогов - основателей цивилизации у многих других народов. Почему тогда верховным богом считается Зевс?

Рождение Афины. Рисунок на вазе

Надо сказать, что в греческих землях почиталось большое количество больших и малых божеств и очень долго ни одно из них не считалось главным над всеми другими богами. Стройная система, в которой каждому богу отведено своё место в огромной олимпийской семье, стала результатом приведения жрецами и мыслителями всех местных верований к некоему общему виду. Это случилось уже во времена становления чёткой властной иерархии общества, усиления государственности, и новая система иерархии богов отвечала новым представлениям о том, как вообще должно быть устроено любое сообщество в мире.

Так у богов появился свой царь. Им стал бог грома, молнии и, возможно, справедливого мщения - Зевс. Вместе с новой ролью он, вероятно, обрёл новые функции - ровно те, что должны были быть у божественного отражения земного царя и патриарха семейства.

Зевс считается отцом Афины. По одной из версий событий, он проглотил богиню мысли Метиду, после чего у Зевса страшно заболела голова. Гефест, бог-кузнец, расколол ему голову, и оттуда вылетели Афина и богиня победы Ника. В другой версии отсутствует и Метида, и Афина оказывается воплощённой мыслью Зевса. Одни исследователи считают, что такой ужасающий способ рождения говорит о древности мифа; другие считают версию с Метидой и головой Зевса попыткой примирить и связать линии официального верховного бога и куда более популярной и значимой для простого народа богини.


Картина Рене-Антуана Уасса

Более близким к изначальной истории рождения можно считать, вероятно, сюжет с великаном Палласом. По крайней мере история богини, убивающей своего отца - жестокого старого бога, пытающегося изнасиловать свою дочь, логично параллелится истории Зевса, восставшего против своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. Когда у народа меняются представления о том, что хорошо и плохо, появляются и истории о том, как новые божества убивают старых, слишком диких и свирепых.

Кстати, в другой истории с Палласом его дочерью оказывается подруга Афины по играм Ника. Возможно, изначально Ника и Афина были сёстрами и убивали отца-насильника вместе. В любом случае, их изображают неразлучными.

Защитница женщин

Сложные отношения у Афины не только с Зевсом. Во-первых, она частично дублирует как его функции, так и функции некоторых других богов, например, Ареса, бога войны, и Гефеста, бога кузнецов и ремёсел. Во-вторых, она постоянно соперничает с Аресом и Посейдоном, богом океанов, и неизменно выходит из противостояния с ними победительницей. А ведь Посейдон - брат Зевса, царя богов. Афина показана фактически равной ему по силе.


Один из постоянных противников Афины - бог морей Посейдон

Самый знаменитый миф об их противостоянии - спор, кто станет покровителем города Афины. Обычно он известен в таком варианте: боги решают посмотреть, кто может поднести людям более ценный дар. Посейдон втыкает в землю трезубец, и из скалы бьёт родник. Афина втыкает копьё, и оно превращается в оливковое дерево. Вот только в роднике - солёная морская вода вместо пресной. Дар Посейдона признаётся бесполезным, и Афина побеждает. Город называют в её честь.

Есть и другая версия этого мифа. Когда приходит очередь афинян голосовать за богов, все мужчины выбирают Посейдона и все женщины - Афину. Женщин оказывается на одну больше, чем мужчин. Богиня побеждает. В ярости Посейдон устраивает потоп, чуть не смывший город с лица земли. В наказание афинянок навеки лишают права голоса, гражданства и права передавать своё имя (подобно отчеству) детям.


Афину изображали в царственном одеянии и доспехах

Этот миф показывает, прежде всего, как популярна была Афина среди женщин. И недаром. Она покровительствовала не только ткачеству и прядению. К ней обращались с просьбами помочь забеременеть или спасти от изнасилования (а к кому ещё?). О последнем, например, молила Афину троянская царевна Кассандра. Афина не смогла ей помочь, но отомстила, лишив насильника разума. Сама Афина в мифах ловко избегает изнасилования. Отец Зевс отдаёт её в жёны Гефесту в уплату за оружие для богов. Гефест пытается взять Афину силой, но она отбивается и убегает.

Богиня красоты и плодородия

Ещё одна особенность Афины, о которой часто забывают - красота и власть над красотой. Она участвует в историях, где кидается вызов её красе. Например, во время знаменитого суда Париса она наравне состязается с главной женской богиней Герой и богиней красоты и любви Афродитой (кстати, женой Гефеста). Во время празднований изображать Афину выбирали рослую и в то же время очень красивую гетеру. Сама Афина также наделяет красотой и молодостью Одиссея и Пенелопу, когда Одиссей возвращается домой. Она покровительствует им и как влюблённый паре. Так что у исследователей есть все основания считать, что образ Афродиты мог отделиться от образа Афины. Отсюда и “общий” муж.

Удивителен ли образ богини одновременно любви и войны? Нет. Он даже не уникален. Сочетает эти качества, например, древняя аккадская богиня Иштар. Только, в отличие от Иштар, богиня войны Афина и её любимцы Одиссей и Ахиллес войны всячески избегают. Одиссей находит способ предотвратить войну из-за свадьбы Елены Прекрасной, например. Правда, в войне из-за её следующей женитьбы ему всё же приходится участвовать.


Ребекка Гуэй. Афина

О древности Афины как божества мы можем судить по тому, что она имеет звериные атрибуты: её связывают с совами и змеями. У неё “совиные глаза” (то есть сверкающие), её изображают вместе с совой. Она зачинает от Гефеста сына-змея (хотя вынашивает зачатого Гея), на её щите - голова Горгоны с волосами-змеями, Вергилий описывает её доспехи как покрытые змеиной чешуёй.

Змеи - очень архаичный символ одновременно плодородия и связи с загробным миром. Кроме того, богинь со змеями или змеиными атрибутами в русле психоаналитики интерпретируют как женщин-матриархов, укротивших или присвоивших себе агрессивное мужское начало. На Крите, острове, где особенно почитали Афину, находят множество очень древних статуэток женского божества со змеями в руках. Возможно, критская богиня со змеями находится в родстве с Совоглазой! Показательно, что женщины на Крите вели активную общественную жизнь.

И может быть, афинянки когда-то тоже. А миф о споре Афины и Посейдона был нужен, чтобы утвердить как должное отъём у жительниц Афин их гражданских прав. В любом случае, однажды греческие боги проиграли христианству, и храмы Афины, включая знаменитый Парфенон, оказались разрушены людьми и временем.

Богиня мудрости и знаний, непобедимая воительница, защитница городов и покровительница наук Афина Паллада пользовалась заслуженным почтением у древних греков. Она была любимой дочерью Зевса, и именно в ее честь названа современная . Героям Греции Афина Паллада помогала мудрыми советами и не оставляла в моменты опасности. Девушек Греции древнегреческая богиня учила ткачеству, прядению и кулинарии. Считается, что именно Афина Паллада изобрела флейту и учредила ареопаг (высший суд).

Внешность Афины Паллады:

Величественная осанка, большие серые (а по некоторым данным, голубые) глаза, русые волосы – весь ее облик говорит о том, что перед вами богиня. Афину Палладу, как правило, изображали в доспехах и с копьем в руке.

Символы и атрибуты:

Афина Паллада окружена мужскими атрибутами. На голове шлем с высоким гребнем. Обязательно присутствует щит (эгида) – он украшен головой Медузы Горгоны. Древнегреческую богиню мудрости Афину Палладу сопровождают сова и змея – символы мудрости. Отмечают, что неизменной ее спутницей была богиня победы Ника. Священное дерево оливу также можно назвать символом Паллады.

Афина Паллада окружена мужскими атрибутами: на голове шлем с высоким гребнем, в руках щит, украшенный головой Медузы Горгоны

Сильные стороны Афины Паллады:

Хотя Афина и была одной из наиболее «здравомыслящих» богинь древнегреческого Пантеона, тем не менее, ей был свойственен некий фаворитизм. На это, в частности, намекают мифы об Одиссее и Персее.

Родители:

Афина Паллада появилась на свет необычно и эффектно. Однажды Зевсу было предсказано, что его жена — богиня Метида — родит сына, который будет умнее и сильнее отца и свергнет его. Но вначале должна была родиться дочь. Зевс, не желая быть свергнутым, проглотил беременную Метиду. Вскоре он ощутил сильную головную боль и приказал Гефесту разрубить ему голову топором. Из головы Зевса и родилась Афина. Богиня уже при рождении была полностью вооружена.

Богиня родилась из головы Зевса и уже при рождении была полностью вооружена

Существуют и другие, менее распространенные версии о том, кто были родители древнегреческой богини Афины Паллады. По некоторым мифам ее матерью была нимфа реки Тритон, а отцом бог морей Посейдон.

Место рождения:

Нельзя однозначно утверждать, где именно родилась богиня Афина Паллада: различные мифы указывают на разные места. Так, она могла родиться у озера Тритонида или у реки Тритон, на Крите, на западе Фессалии, в Аркадии или даже в городке Алалкомены в Беотии. Наиболее распространенной считается версия, что родиной Афины является все же Крит.

Личная жизнь Афины Паллады:

Богиня Афина Паллада была девственницей и гордилась этим. Тем не менее, она воспитала приемного сына. Вот что рассказывают мифы. Однажды бог огня Гефест обратился к Зевсу с просьбой отдать ему в жены Афину. Поскольку ранее Зевс пообещал Гефесту выполнить любое его желание, ему ничего другого не оставалось, как согласиться. Да, громовержцу пришлось согласиться отдать в жены любимую дочь, однако он, все же, посоветовал ей защищаться.

Величественная осанка, большие серые глаза, русые волосы – весь ее облик говорит о том, что перед вами богиня

По одной из версий, древнегреческой богине мудрости пришлось обратиться к богу огня за оружием. Гефест, не растерявшись, попытался овладеть богиней. Однако дева Афина не собиралась вступать в интимную связь – ни с Гефестом, ни с кем бы то ни было. Афина Паллада бросилась прочь от чрезмерно возбужденного бога, и он погнался за ней. Когда Гефест догнал деву, она стала защищаться и даже ранила его. Гефест пролил семя на землю, и вскоре на свет появился младенец Эрихтоний. Он был рожден Геей — землей от Гефеста.

Афина Паллада взяла Эрихтония под свое покровительство. Она вскормила младенца своим молоком и воспитала его. Рос Эрихтоний в ее храме и всегда чтил богиню. Именно он начал проводить Панафинеи – празднества в честь Афины Паллады.

Храм богини

Главное святилище древних Афин и прекраснейшее произведение античного искусства – храм богини Афины (Парфенон) и сегодня является одной из главных визитных карточек Греции. Это светлое, как будто пронизанное насквозь лучами солнца, сооружение возвышается на в самом сердце древнего города.

Храм богини (Парфенон) украшен фрезами, изображающими сцены из ее жизни, — одна из главных визитных карточек Греции

Там же – в Парфеноне – находилась и наиболее известная статуя Афины Паллады работы Фидия. Будучи порядка 11 м в высоту, скульптура была выполнена из золота и слоновой кости на деревянной основе. Оригинал статуи не дошел до наших дней, однако она известна по сохранившимся копиям и изображениям на монетах.

Основные мифы об Афине Палладе:

Богиня Афина Паллада – героиня множества мифологических сюжетов.

К разряду наиболее известных относится миф о том, как она получила владычество над Аттикой, победив в соперничестве за область Посейдона. Каждый из богов сделал городу свой подарок: Посейдон – водный источник, Афина – оливковое дерево. Судьи решили, что подарок богини полезнее, и отдали предпочтение ей. Так Афина Паллада выиграла спор и стала владычицей Аттики, а город, где все это происходило, был назван в ее честь.

Другой миф рассказывает, как Афина Паллада участвовала в гигантомахии (битве с гигантами). На одного из гигантов грозная воительница обрушила остров Сицилию, с другого содрала кожу и покрыла ею собственное тело. Подробности этой битвы были изображены на щите статуи Афины.

Частые спутники богини — сова и змея – символы мудрости, а еще Ника — богиня победы

Афина Паллада участвовала и в Троянской войне. Она всячески помогала грекам во взятии Трои, и именно ей приписывают возникновение идеи, положившей конец многолетней осаде — об обмане троянцев с помощью Деревянного коня. Она подсказала Одиссею поместить в огромную статую деревянного коня отряд греческих воинов и оставить у ворот Трои, главные же силы греков отошли от Трои, якобы сняв осаду. Троянцы после некоторых колебаний втащили это деревянное сооружение в город. Ночью прятавшиеся внутри коня воины вышли, открыли городские ворота и впустили товарищей.

Богиня Афина - одна из самых известных богинь древнегреческого пантеона, с её недюжинными способностями не может соперничать никто, даже Зевс, а её имя носит столица Греции:

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία - Афинайя) - одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В ипостаси Афины Паллады (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) - богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости. Силой и мудростью она равна Зевсу (Гесиод, "Теогония" 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Гораций, "Стихотворения" I 12, 17-20) и место ее - ближайшее к Зевсу.

Для исследования Афины мы пойдём по нестандартному пути и вместо изучения мифологических аспектов попробуем сначала установить генезис её имени, считающийся неизвестным.

Афина в нумизматике

Воспользуемся артефактами с именем Афины, в частности многочисленными древнегреческими монетами, отчеканенными в её честь. На них обычно представлена голова Афины в шлеме, тотем (сова), оливковая ветвь и краткое имя - ΑΘΕ :

Есть варианты с более кратким именем - ΘΕ:

Ниже даны только реверсы монет с надписью ΘΕ:

Удалось также найти монету, на которой имя Афины представлено единственной графемой - Θ :

Один пример не отражает массовую практику хождения таких монет в античную эпоху, тем не менее его можно считать знаковым: для написания имени Афины древние греки могли обходиться двумя и даже одним символом, которым в Древнем Египте обозначалось солнце :

Этот же символ применялся в древнегреческом языке для буквы "тета". Оказывается, между древнеегипетским иероглифом солнца и древнегреческой буквой "тета" есть генетическая связь, благодаря чему с момента своего появления в древнегреческом алфавите она считалась сакральной. Именно благодаря её сакральным качествам в греческом языке было образовано имя Саваоф: ΣΑΒΑ (др.-егип. "звезда") => ΣΑΒΑω (добавлена сакральная ω ) => ΣΑΒΑω Θ (в конце добавлена сакральная Θ).

В древнеегипетском языке бог солнца назывался "Ра", но в эпоху Среднего царства у него появился синоним - Атон (греч. ΑΘΕΝ ; вариант - IΘΕΝ ):

Очевидно, для ряда правителей Древнего Египта имя верховного бога Ра было табуированным - вместо него дозволялось называть бога солнца именем "Атон", которое в переводе означает "Это". Значение имени раскрывалось с помощью детерминатива в виде символа солнца. Но для нас важно отметить, что подобные имена имели краткую форму - по аналогии с Амон=>Мин и Атум=>Тум, т.е. краткая форма имени Атон - это ΘΕΝ (Тен). Производные этого имени хорошо известны по таким именам и теонимам: Теон, Тион, Теона, Фиона и т.д. В конце этой морфологической цепочки (при переходе Θ=>Z) стоит имя "Зевс" - глава древнегреческого пантеона.

Редуцированный вариант имени ΘΕΝ - это просто ΘΕ или в крайнем случае - Θ . Причём имя ΘΕ , когда к нему было добавлено окончание мужского рода [-οσ], стало нарицательным в значении "бог" (ΘΕΟΣ).

Таким образом, имена ΑΘΕ , ΘΕ и Θ , которые встречались нам на монетах - суть производные имени Атон (Итон) в значении "Афина ". При этом, как мы видим, Θ в виде символа солнца оказалась единственной значимой графемой в имени Афины.

У монет с Афиной есть ещё одна особенность: на их подавляющем большинстве изображён полумесяц (см. также илл. 2):

11.
Середина V в. до н.э.

Если есть полумесяц, значит, наиболее вероятно и присутствие на монете солнца. Оно представлено в явном виде посредством буквы Θ , заимствованной из древнеегипетской иероглифики. Композиционное соседство луны и солнца в античную эпоху носило рутинный характер:

12.
Солнце изображено в виде 8-лучевой звезды с полусферической выпуклостью в центре. Примерно 300 г. до н.э.

Такая иконография согласуется также с известным вариантом буквы "тета" в виде диска с лучами:

Но следует отметить, что в иконографии количество лучей солнечного диска не имело большого значения: их могло быть 4 или больше, но традиционно, в соответствии с сакральной буквой "тета", предпочтение отдавалось 4-м. Такой подход нашёл отражение в вотивной атрибутике, где нередко применялись ненадёжные с практической точки зрения колёса с 4-мя спицами:

14.
Источник: Б.А.Рыбаков, "Язычество древних славян".

Вследствие аллюзии на символ солнца колесо со спицами также считалось сакральным:

15. 16.
Илл. 15: Солярный бог ИАО на гемме; отдельно крупным планом показано колесо солнечной квадриги.
Илл. 16: Триптолем на колеснице с крылатыми змеями, рисунок на вазе; колесница представлена одним лишь колесом и подножкой.

Вывод по данному разделу: имя Афины восходит к древнеегипетскому богу солнца Атону. Их сходство обусловлено тремя аспектами:

1) семантический: Афина и Атон относятся к могущественным богам;
2) фонетический: у них едва различающаяся вокализация имён: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝ(Α) ;
3) морфологическое: единственная значимая графема имени "Афина" - это символ солнца, при этом бог Атон был солнцем.

Таинственная фиала Афины

В музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ, Москва) в зале "Греческий дворик" экспонируется статуя Афины Поллады с необычным для непосвящённой публики предметом в правой руке:

В описании статуи он не упоминается, но удалось установить, что он атрибутируется как "фиала с омфалосом", однако, когда именно в научный оборот была введена такая трактовка, на данный момент мы не знаем. Вероятно, в XIX или даже в XVIII веке, когда на многие неясные вопросы следовал простой ответ - "это фаллическая символика". Ошибочность такого подхода видна по многим признакам:

1. Омфалос понимался как "Пуп Земли". Впервые он встречается в древнеегипетской мифологии под названием "Бен-бен", означающим первичный холм. Египтяне оставили после себя множество Бен-бенов в виде массивных пирамидионов, сопоставимых с ростом человека. Со временем, правда, их размеры стали более демократичными, немного поменялся и вид, тем не менее сохранилась их конусная форма:

18.
Пирамидион Хонсу-Хора, Каирский музей.

2. "Фиала с омфалосом" имела строго определённую форму: это диск с небольшим бортиком или неглубокая круглая ёмкость, имеющие в обоих случаях полусферическое возвышение в центре. С другой стороны, Пуп Земли не может иметь границ, т.к., согласно мифологии, он возник посреди бескрайнего моря.

3. В античной иконографии омфалос широко представлен на монетах: на нём обычно восседает Апллон, т.е., как и в случае с древнеегипетским холмом Бен-бен, высота омфалоса сопоставима с ростом человека:

4. Поверхность омфалоса обычно украшена узнаваемым рельефом (см. илл. 19):

Такой рельеф никогда не встречается на "фиалах с омфалосом". Усечённый конус последнего омфалоса означает, что это место предназначалось Аполлону, как на илл. 19.

5. Круглое возвышение в центре диска - это попытка мастера изобразить шарик, но не конус, что хорошо видно на множестве артефактов:

21.
IV-III в. до н.э., Древняя Греция, золото.

22.
Примерно 740 г. до н.э., "Музей анатолийских цивилизаций" , Анкара.

В ряде случаев мастера сознательно золотили шар в центре, чтобы подчеркнуть его эмблематический смысл, который заключается в том, что это символ солнца. Данная коннотация усугубляется формой фиалы или диска: если смотреть на них сверху, то можно увидеть знакомую букву Θ (см. илл. 9). По сути фиала и была задумана в качестве материального воплощения сакрального символа, чтобы использовать её в ритуальных практиках. Поэтому предмет в руке Афины на илл. 17 с полным правом можно назвать "солнечная фиала" (СФ) или даже "Афина", исходя из её имени (см. выше). Причём, как можно видеть, Афина не выказывает желания использовать фиалу в качестве посуды "для возлияний" - она демонстрирует его зрителям в подтверждение того, что это она и есть. Амбивалентный смысл фиалы в том, что она играет роль сакрального символа и одновременно служит инструментом. Его применение можно видеть на следующем изображении, выполненном на древнегреческой вазе :

Очевидно, бывший хозяин этой СФ таким образом экономил и старался обслужить как можно больше страждущих прихожан, используя меньшее количество благовоний, что безусловно способствовало увеличению дохода служителя культа.

Примеры использования СФ в погребальном культе

Изучение применения СФ в погребальном ритуале представляет интерес по нескольким причинам: он позволяет уточнить некоторые аспекты, в том числе проследить эволюцию культа и символики. Для этого рассмотрим несколько типичных примеров.

26.
"Банкет", Этрусский музей Гуарначчи, г.Вольтерра. (См.прил. 1)

На погребальной урне, кроме усопшего, представлена только Медуза горгона, служащая солярным символом, восходящим к образу Хора Бехдетского . В руке усопший держит СФ, которая скорее похожа на диск, нежели на предмет утвари - он им не пользуется, а всего лишь демонстрирует окружающим. "Банкет" - это явно ошибочная интерпретация. На диске может поместиться что-то наподобие блина, но его там нет. Приходится додумывать за авторов атрибуции: блин съел усопший и демонстрирует пустую тарелку, похваляясь хорошим аппетитом, хотя сам он уже мёртвый. На внутренней поверхности СФ изображена лучистая звезда, украшенная точками, с выпуклой сердцевиной.

27.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, II в. до н.э., Лувр. (См. прил. 2)

Усопший демонстрирует пустую фиалу, которая уже глубже предыдущей, при этом на ней сохраняется изображение лучистой звезды с выраженной полусферической сердцевиной. И в этом примере сложно представить, что СФ использовалась в качестве посуды. К чести сотрудников Лувра они ограничились только общепринятой атрибуцией: "фиала с омфалосом".

28.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, III в. до н.э., Лувр. (См. прил. 3)

В следующем примере усопший также демонстрирует пустую фиалу, которая уже лишена украшений (рельефа), кроме того, стала ещё глубже и напоминает обычную тарелку с затерявшимся круглым комочком на дне. Но он не выпадает, давая понять, что это часть "тарелки". Атрибуция - стандартная: "Мужчина держит "фиалу с омфалосом".

В книге "Римский скульптурный портрет" (Н.Н.Бритова, Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова) подобная композиция названа более определённо - "Пирующий этруск":

29.
Национальный археологический музей, Кьюзи, Глина, III в. до н. э.

С кем и чем пирует этруск, понять сложно. Авторы интерпретации, видимо, полагали, что этруск съел полную фиалу еды, оставив немного про запас с мыслью "на том свете пригодится". Забегая немного вперёд, надо заметить, что такая точка зрения имеет полное право на существование.

29.
Саркофаг Ларции Сеянти , Национальный археологический музей, Флоренция. Глина, II в. до н.э.

К сожалению, мы не знаем, что держит в левой руке Ларция, поэтому будем ориентироваться на общий вид саркофага. Его передняя стенка украшена 4-я розеттами, две из которых - правая и вторая слева - это "солярные фиалы". Вполне вероятно, что они применены как популярные декоративные элементы и не более.

31.
Саркофаг, III в. до н.э., Лувр.

Как и во многих примерах, усопший демонстрирует зрителям СФ в виде лучистой звезды с полусферической сердцевиной. На передней стенке грифоны (см. прил. 4) с двух сторон держат солнечный диск идентичный СФ. Композиция с грифонами - это каноническая сцена, сохранившаяся в неизменном виде вплоть до Средневековья:

32.
Деталь Скуола Сан-Марко, Венеция, 1260 год.

Случайное совпадение иконографии маловероятно. Таким образом, мы получили явное подтверждение того, что термин "фиала с омфалосом" ошибочный.

В завершение обзора погребальной атрибутики рассмотрим курьёзный пример утраты сакрального символизма фиалы.

33.
Этрусская погребальная урна.

Автор этого творения уже, видимо, не знал о назначении СФ и рассуждал о ней из практических соображений: если брать с собой в иной мир, то полную фиалу каши, чтобы не позориться с непонятным комочком на дне.

Выводы по разделу:

1) практика использования СФ эволюционирует в зависимости от времени и места, его исходная семантика деградирует, а затем и вовсе принимает вульгарные формы, в результате чего сакральный атрибут превращается в предмет бытовой утвари;
2) в научной среде существует неверное представление о семантике СФ, что, видимо, связано с нежеланием пересматривать устоявшиеся догмы либо, что более вероятно, с онтологическими заблуждениями.

Афина в мифах

Мы не будем перечислять все качества и достоинства этой богини - они хорошо известны, - но выделим те, которые обычно находятся в тени и не получили должного объяснения.

1. К ним безусловно относится миф о необычном рождении Афины, которая находилась в голове Зевса (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"): когда у него стала болеть голова, он попросил расколоть её, и оттуда появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении". Данный этиологический миф имеет простое и логичное объяснение, которое кратко звучит так: Афина изначально и была Зевсом . Это обусловлено этимологией имени "Зевс", о которой говорилось в начале:

Если быть более точным, то Афину и Зевса связывает общее происхождение посредством этимологической цепочки, но в какой-то момент имена-синонимы обрели плоть и каждое из них зажило своей жизнью. Этот пример показывает, как именно возник древнегреческий пантеон, и почему в нём так много вариаций этиологических мифов. Древние историки и просто путешественники, утратившие связь с исторической альма-матер, посещая Египет, оставляли после себя граффити наподобие "я тут был, но ничего не понял". Хотя очевидно, что кривотолки и рассказы того времени иногда передавали реальные представления о древнеегипетской мифологии, но это были в основном отрывочные сведения, из которых сложно составить общую картину.

2. По другому мифу отцом Афины был Итон: "Другие говорят, что её отцом был человек по имени Итон, царь города Итон" (ibid.). Кому-то может показаться странным, но миф о рождении Афины от отца Итона мало чем отличается от предыдущего мифа, в котором Афина появилась из головы Зевса. Дело в том, что имя "Итон" - это полный аналог имени "Атон". В египтологии до сих пор нет ясности в этом вопросе - вполне вероятно, что имена "Итон" и "Атон" имели параллельное хождение (общепринятая транслитерация - Jtn). Ну а поскольку имя "Итон" или "Атон" досталось Афине, следовательно её отец и есть упомянутый Атон/Итон, который послужил этимологической калькой для имени Зевс (см. илл. 34).

3. Р.Грейвс замечает, что "название города Итоны употреблялось и в мужском, и в женском роде" (ibid.). Пример с Афиной указывает на справедливость слов Грейвса: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝΑ . Андрогинные метаморфозы встречаются прежде всего в древнеегипетской мифологии, а затем стали частью древнегреческой. Мы видим это по статуе Афины (илл. 17), атлетическое сложение и лицо которой скорее напоминает мужское, и только женский пеплос заставляет предполагать, что Фидий сам был в замешательстве, не зная, кого ему ваять - мужчину или женщину. На мужские качества Афины обратил внимание и Гесиод: "Силой и мудростью она равна Зевсу" (Гесиод, "Теогония" 896). Кроме того, Афина - единственная богиня, использующая мужскую атрибутику, в частности оружие: шлем, копьё и щит.

4. В Древней Греции, оказывается, не было ясности и с началом поклонения Афине: "Миф об Итоне говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). Если иметь в виду, что поклонение Атону/Итону зародилось в Древнем Египте задолго до появления греков, то следует признать правоту итонян. Единственно следует уточнить, что итоняне, согласно мифу, сами путались в названии своего города, называя его "Итон" либо "Итона" (см. выше), и тогда "Итона" автоматически становится Афиной.

5. "Платон отождествлял Афину, покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт" (ibid.). Близость обусловлена тем, что обе были воительницами и ходили с оружием.

6. Одна из самых популярных эпиклес Афины - "Паллада". По поводу её происхождения идут многовековые споры, но при этом, как правило, не учитывается одно важное обстоятельство: в древнегреческой мифологии было 4 персонажа с такими именами и прозвищами :

Афина Паллада (Ἀθηνᾶ Παλλὰς).
Паллант (титан) - титан, сын Крия, муж Стикс.
Паллант (гигант) - козлоподобный Гигант, убитый Афиной. По одной из легенд, его имя послужило источником эпитета Афины Паллады.
Паллант (сын Пандиона) - сын Пандиона, брат Эгея, убитый Тесеем.

Паллант был настолько популярным, что отметился также в латинской мифологии:

Паллант (латинская мифология) - сын либо внук Евандра, царевич Лация.

Согласно одному из этиологических мифов, "будучи девочкой, Афина нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооружённые мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). По другому мифу, "Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон" (ibid.). Третий миф рассказывает, что Афина убила титана Палланта, содрала с него кожу и покрывала ею своё тело во время гигантомахии, из-за чего её стали называть "Паллада" (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2). Явная надуманность мифов говорит лишь о том, что их авторы не имели понятия о происхождении эпиклесы "Паллада" и занимались фантазированием.

Имя "Παλλασ" - служит диалектным вариантом имени "Πολλοσ" со значением "могущественный", "сильный". Если предположить, что это краткая форма торжественного имени, то полное будет "Απολλοσ" (Аполлон). В свою очередь "Аполлон" восходит к названию величайшего храма древности, посвящённого Хору-Ра (Хору Бехдетскому) - "Pr-Ra" (Пер-Ра). В Древнем Египте множество имён было образовано таким же образом - от названия того или иного храма, аналогичная практика распространялась и по всей Ойкумене. Непререкаемый авторитет бога солнца Аполлона послужил распространению этого имени, в том числе в его краткой форме Απολλοσ <=> Πολλοσ (Поллос). Таким образом, имя "Афина Паллада" имеет перевод - "Атон храм Ра". Но мы знаем, что "Атон" и "Ра" - имена-синонимы, поэтому их связка имела естественное происхождение.

В данном контексте связь Афины с козлоподобным Гигантом Паллантом (см. выше) получает должное объяснение, если под ним иметь в виду Амона-Ра, имеющего характерный образ винторогого козла:

35.

7. Большинство источников настаивают на том, что Афина пользовалась козлиной шкурой в качестве защиты, и Геродот (IV.189) находит этому объяснение: "Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова "айгес" эллины и взяли [название] эгиды. Так же и езде на четвёрке коней эллины научились от ливийцев" .

Р.Грейвс не согласен с Геродотом и дал своё объяснение "козлиной" шкуре: "Эгида - магическое щитообразное оружие Зевса, изготовленное Гефестом и украшенное внушающей ужас головой Горгоны Медузы. Впрочем, Зевс в бою ею даже не пользовался. Правой рукой он мечет молнии, а левой - потрясает эгидой и нагоняет грозовые тучи. Зевс часто передает эгиду Аполлону и особенно Афине, которые носят её как символ Зевсовой мощи. Принято считать, что слово «эгида» (греч. αἰγίς) не связано с козой (аіх), а восходит к неясному догреческому корню, входящему во многие мифологические имена. Но поздние греческие мифографы объясняли происхождение названия тем, что эгида изготовлена из шкуры козы Амалфеи" . Однако Алмалфея, согласно мифологии, была обычной козой и не обладала чудодейственной силой.

Представляется, что путаница связана с самим словом αἰγίς , которое обнаруживается и в пелагонизме Αιγαίον πέλαγος ("Эгейское море") с неясной этимологией. Но она сразу же проясняется при условии, что в древности любое море называлось "священным", т.е. по-гречески - Αγιος πέλαγος ("Священное море"). Подтверждением тому служит коптское слово АЄIК - "освящать" (коптский язык наследует древнеегипетский), от древнеегипетского этимона которого, в результате метатезы при переходе из одного языка в другой, было образовано древнегреческое слово ΑΙΓ, а затем - ΑΓΙ(-οσ): АЄIК => ΑΙΓ => ΑΓΙ.

На одной из редких древнегреческих монет с профилем и символикой Афины мы находим слово ΑΙΓ:

36.
Древнегреческая монета, 331-316 г. до н.э.

Полагаю, последний пример доказывает абсурдность слов Геродота, увязывавшего святую богиню с козой.

Щит Афины тоже служил ей эгидой, следовательно он был священным (ἅγιος), чему способствовала голова Медузы горгоны на ней:

37.
Щит Афины (Щит Странгфорда), 200-300 г.н.э.

С Медузой горгоной связано множество заблуждений в основном баснословного характера. В действительности это - полиморфный персонаж, восходящий к богу Бесу и Хору Бехдетскому . Таким образом, Медуза горгона персонифицирует в данном случае всю мощь бога солнца. Этот пример в очередной раз демонстрирует специфику мифотворчества древних авторов, безудержно фантазировавших, основываясь лишь на отрывочных знаниях либо вовсе без оных.

Цивилизационные аспекты, связанные с Афиной

1. Образ Афины, ставший частью общемировой культуры, продолжает таить в себе загадки, часть из которых были рассмотрены выше. Но далеко не все. В частности привлекает внимание крупный гребень шлема Афины:

38.
Статуя Афины Промахос, Фидий.

С точки зрения защитных качеств он видится совершенно бесполезным, более того, обычно он изготавливался из конского волоса (плюмаж), поэтому ныне его воспринимают как украшение, чем и занимаются в настоящее время историки, считающие подобные атрибуты декоративными элементами амуниции. Но ряд обстоятельств ставят под сомнение расхожую точку зрения, поскольку, прежде всего, необходимо отличать современный эмансипированный социум от Древности, пропитанной религиозной онтологией, символикой и суевериями. Одно из свидетельств тому - рассмотренный выше священный щит Афины с разновидностью солярного божества, Басилевса (см. далее).

Шлемы с гребнями применялись также в армии Древнего Рима:

39.
Древнеримский шлем, реконструкция.

Гребень может быть как продольным, так и поперечным, кроме того, отметим на шлеме полукруглый плюмаж красного цвета. Однако в Древней Греции подобные шлемы появились ещё раньше:

40.
Аттический шлем.

Аттика - это историческая область Греции. Само название "аттический шлем", подсказывает, что такие шлемы появились прежде всего в Афинах, сердце Аттики. Снова мы видим полукруглый гребень, но всегда ли он был таким, и что послужило его прообразом?

41. 42. 43.
Илл. 41: Бронзовая статуэтка Афины Промахос, 600-575 г. до н.э., Археологический музей Гимеры, Сицилия.
Илл. 42:
Илл. 43: Бронзовый шлем, 8 в. до н.э., Археологический музей Аргоса.

44.
Бог солнца Ра, Древний Египет.

Следовательно Афина с архаичных времён, по образу и подобию, носила на голове диск, но так и должно быть, так как её прообраз - это бог солнца Атон. Можно задаться вопросом о самостоятельном зарождении практики ношения диска, но подтверждения её мы не находим. С другой стороны, древним грекам не надо было ничего выдумывать, поскольку этих богов с диском на голове они созерцали собственными глазами, будучи в Египте.

Таким образом, диск на голове Афины, а впоследствии гребень, изначально были вотивными атрибутами. С этой точки зрения "гребень" Аполлона имеет ту же природу, что и оный Афины:

45.
Бог Аполлон на солнечной квадриге.

Примечательно, что Гомер называл аттические шлемы с гребнем κόρυς (корус), т.е. практически "Хорус" - именем древнеегипетского небесно-солярного бога, носившем на голове диск солнца (см. илл. 44).

2. Парфенон считается величайшим памятником древнегреческой культуры, но почему-то его называют "Девичьи покои" (Παρθενών - партенон, Парфенон), что является показательным примером уровня академической науки. Разумеется, над обоснованием абсурдной эпиклесы сотни лет трудились и продолжают трудиться лучшие умы человечества, ибо на карту поставлена, ни много ни мало, а целая "колыбель европейской цивилизации", но воз и ныне там. Представляется, что причиной заблуждения кроется в парадигмальных шорах, не позволяющих взглянуть на слово "Парфенон" беспристрастным взглядом. Отринув их, можно сразу же обнаружить знакомое словосочетание (см. выше), применявшееся к названиям храмов - ΠΡ-ΑΘΕΝ (греч.), что в переводе с древнеегипетского означает "Храм Атона" или Афины, кому как больше нравится (см. выше). Причём ни для кого не секрет, что Парфенон посвящён именно богине Афине, но её успешно не замечают в храме, носящим её имя.

Тем не менее интересно оценить, насколько "величайший" храм был таковым, сравнив его с другими древними храмами, ведь после эпохи "Великих пирамид" показателем могущества царств служили именно культовые сооружения:

46.
Размеры древних храмов и комплексов.

Здесь не приведён храмовый комплекс в Карнаке, который своими размерами затмевает все храмы вместе взятые. Как видим, Парфенон находится в "цивилизационном хвосте", что указывает на реальное место Древней Греции на шкале цивилизационных достижений. Но так и должно быть, учитывая "ущербное" происхождение бога Атона, к которому восходит Афина. В целом же "Великая греческая цивилизация" - это результат заблуждений мыслителей прошлого, а в настоящее время - туристической рекламы.

3. Рассмотрим ещё одну СФ непревзойдённого качества и сложности исполнения:

47.
Боспорское царство, курган Куль-Оба. Середина IV в. до н.э.

СФ выполнена в виде лучистой звезды, в которой 12 больших лучей и 12 меньшего размера, что намекает на знание автором СФ суточного деления времени на 24 часа. Каждый луч и соответственно "час" несёт изображение горгонейона с гривой. Ранее мы отмечали , что горгонейоны часто имеют бороды и усы, а на этой СФ - только гривы, над которыми извиваются змеи:

Совокупность данных показывает, что общепринятая интерпретация, основывающаяся на древнегреческой мифологии, ошибочна. Точнее говоря, Медуза горгона - это частный случай другого персонажа, который, вообще говоря, далеко не всегда имеет женский облик. Мы знаем, что изначально он имел львиную шкуру и гриву, был карликом-трикстером и дразнился высунутым языком. Это - архетипичный образ бога Беса. Объединив его имя со львом, имя которого также заимствовано в древнеегипетском языке (rw/lw), получим Бес +лев - Басилевс . Причём Бес изначально обладал атрибутами льва и добавление имени последнего, очевидно, связано с желанием усилить коннотацию с царственным статусом. Удивительно, но этимология имени "Басилевс" также не известна в научном сообществе. И вновь причина тому - пристрастность и зашоренность.

4. Эту работу мы начали с рассмотрения монет, ими же и закончим наше исследование.

49.
Селевк III Сотер (Керавн), 226-222 гг. до н.э.

Если просто рассматривать монету, то можно прочитать ΣΕΛΕΥΚΟΥ, окончание имени которого -ΕΥΚΟΥ, в качестве корня остаётся диалектный вариант имени ΣΟΛ (бог солнца) - ΣΕΛ. На омфалосе сидит бог солнца Аполлон, а общую картину довершает имя народного бога солнца - ΒΑΣΙΛΕΟΣ. Невольно задаёшься вопросом: есть ли здесь реальный исторический персонаж?..

Традиционно считается, что в Древнем Египте не было чеканки монет привычной для греко-римской эпохи, но тогда не совсем понятно, откуда появились монеты с древнеегипетской символикой:

50.
Серебряная дидрахма, Тир, Финикия, 360-332 г. до н.э.
Легенда: на аверсе - Мелькарт едет верхом на морском коньке, ниже - волны и дельфин, плывущий вправо;
на реверсе - сова под левым крылом несёт крюк и цеп, правее - финикийские буквы.

Пилообразный символ на аверсе - это древнеегипетский иероглиф, означающий воду. На реверсе стоит филин, тело которого заимствовано у египетского бога Хора (сокола), под крылом он держит инсигнии - Нехех (крюк) и Хека, символы власти древнеегипетского фараона. Но самое любопытное - в двух неприметных символах, названных "финикийскими буквами":
Финикийских букв в надписи нет - это древнеегипетские иероглифы, которые читаются, как ЯХУ , т.е. Яхве. Оказывается, Яхве персонифицирует собой лунно-солнечный дуализм и не более того. Причём ранее мы сталкивались с другим персонажем с идентичной семантикой - с Соломоном .

Кто же мог в античную эпоху чеканить монеты с древнеегипетской символикой и иероглифами? В какой-то мере ответом служат приведённые ниже артефакты:

51.
Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Обнаружение в Древнем Египте древнегреческих монет можно было бы объяснить проникновением из соседней Греции, но здесь мы имеем полный комплект инструментов для производства "сов" (монет с совами). При этом важно подчеркнуть, что на сегодняшний день он единственный.

Приложения

1. Этрусская погребальная урна. Археологический музей Фьезоле под Флоренцией.

2. Крышка женской гробницы из Тосканы, терракота со следами полихромного оформления, Археологический музей Флоренции, III в. до н.э.

3. Этрусская погребальная урна, Кьюси, Тоскана.

4. Слово "грифон" (греч. γρύφων) имеет неясное происхождение. Представляется приемлемым вариант этимологии от словосочетания Хор+Атон. Оно объясняет его солярную семантику и в то же время хтоническую: голова заимствована у небесно-солярного бога Хора, а львиное тело символизирует власть над всем живым на земле. Аполлон на грифоне, 380 г. до н.э.: