Айвазовский раздача продовольствия 1892 фейк. Как америка россии подарила пароход

Давненько я не писал сюда историй о русско-американских отношениях. Не потому, что они кончились, - совсем нет, просто времени становится все меньше, а дедлайнов - все больше. И все же...

Давайте поговорим об Иване Константиновиче Айвазовском. Да, он тоже побывал с США, и, как смог, внес свой вклад в формирование образа России в этой стране. Художник-маринист оказался в США в 1892-1893 годах.

ИИ.К.
И.К.Айвазовский. Автопортрет . 1892 г.

Прибыв за океан в год празднования открытия Америки, Айвазовский не мог обойти молчанием "колумбову тему". В Нью-Йорке он пишет "Отплытие Колумба из Палоса".


И.К Айвазовский. Отплытие Колумба из Палоса. 1893 г.


Айвазовский путешествовал по США, и даже попробовал свои силы в изображении непривычного ему состояния воды, - не морской стихии, а падающего потока:

И.К.Айвазовский. Ниагарский водопад . 1894 (?) г.


Работы Айвазовского были представлены в русском отделе Колумбовой выставки в Чикаго (наряду с полотнами Ф. Васильева, К. Коровина, К. Маковского. В. Перова, И. Репина, Г. Семирадского, П. Трубецкого, И. Шишкина и др., - всего 133 картины):






Художник прибыл в США в разгар развернувшейся в стране кампании помощи страдающей от голода 1891-1892 гг. России; еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием, отправленным американскими филантропами (так называемый "флот голода" - Famine Fleet). В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах, - "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и "Раздача продовольствия".



И.К.Айвазовский. Корабль помощи . 1892 г.


И.К.Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 г.


Особенно интересна вторая картина. На русской тройке, груженной, очевидно, американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь.

Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: "Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".


Были в истории России страницы, которые она тщательно пыталась скрыть. Однако, как говорится, из песни слов не выбросишь... Так сложилось исторически, что русскому народу часто и густо приходилось голодать, и не потому,что не хватало запасов хлеба, а от того, что ее правители и власть имущие ради собственной наживы, ободрав народ до нитки, решали только свои финансовые интересы. Одной из таких запрещенных страниц истории был голод, охвативший Юг и Поволжье страны в 1891-92 годах. И как следствие - гуманитарная помощь, собранная американским народом и отправленная в Россию пятью пароходами, для голодающего населения.

"Неожиданное” бедствие в России

Как бы ни пытались политологи свалить причину голода 1891-92 годов на неблагоприятные погодные условия, основная проблема заключалась в хлебной политике государства. Пополняя казну за счет сельскохозяйственных ресурсов, Россия ежегодно отправляла на экспорт пшеницу. Так, в первый голодный год было вывезено со страны 3,5 млн тонн хлеба. В следующем году, когда в империи уже вовсю свирепствовал голод и эпидемия, российское правительство и предприниматели продали в Европу зерна 6,6 млн тонн, что было почти в два раза больше предыдущего года. Эти факты просто шокируют. А что и вовсе было ужасающим - император категорически отрицал наличие голода в России.


И это говорилось в то время, когда люди вымирали деревнями.


Ситуация в стране была катастрофической, и эта ужасная новость охватила Европу и дошла до Америки. Американская общественность во главе с Уильямом Эдгаром, редактором еженедельника «North Western Miller», предложила гуманитарную помощь России. Однако император тянул с разрешением и, лишь спустя время, позволил накормить голодающий русский народ.

Лев Толстой так описывал ситуацию, сложившуюся по деревням, в то время: «Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам... На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих... В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение... Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевременно в нужде мучительно умирают» .


Сбор гуманитарной помощи для голодающих россиян американцами

Организовал и курировал это движение филантроп У.Эдгар, который еще летом 1891 года опубликовал в своем журнале первые статьи, где говорилось о начавшемся голоде в России. К тому же он разослал в северные штаты около 5 тысяч писем зернотрейдерам с просьбой о помощи.

А еще в средствах массовой информации Эдгар напомнил своим согражданам, что во время Гражданской войны 1862–63 годах Российский флот оказал неоценимую помощь их стране. Тогда далекая Россия прислала к берегам Америки две военные эскадры. В то время действительно существовала реальная угроза со стороны Англии и Франции, которые в любой момент могли прийти на помощь Южанам. Однако русская флотилия простояла у американских берегов около семи месяцев - и британцы с французами не посмели ввязаться в конфликт с Россией. Это и помогло Северянам выиграть гражданскую войну.


Воззвания американского активиста нашли отклик в сердцах сограждан, и повсеместно начался сбор пожертвований. Работа проводилась неофициально и на добровольных началах, так как правительство Америки не одобрило жест дружеской помощи, но и запретить ее оно тоже не могло.

Ведь между супердержавами всегда велась как идеологическая, так и политико-экономическая борьба. К тому же сказалось обострение конкуренции на мировом хлебном рынке. К удивлению, невзирая на бушующий голод в стране, Российские магнаты продолжали отправлять хлеб на экспорт, а это конкретно задевало финансовые интересы Америки.

Но как бы там ни было, простых американцев не охладило негативное отношение своего правительства и филантропическое движение под лозунгом: «Это вопрос не политики, это вопрос гуманности», приобрело новый виток. Америка, что называется, всем миром собирала гуманитарный хлеб, для голодающих россиян. Это были представители всех слоев американского общества: «фермеры и мельники, банкиры и религиозные деятели, владельцы железнодорожных и морских транспортных линий, телеграфных компаний, газет и журналов, государственные деятели, учащиеся и преподаватели высших и средних учебных заведений, журналисты, рабочие и служащие».

Однако не могли знать тогда простые американцы, по крупице собирающие продовольствие, того, что склады с экспортным зерном в России были забиты под завязку и зерно готовилось к отправке на рынки Европы.

Прибытие гуманитарного груза в Россию

Три северных штата и общество Красного Креста несколько месяцев свозили в порты Америки гуманитарную помощь, а к концу зимы первых два суда, груженных мукой и зерном, отправились в далекую Россию.


И уже в начале весны 1892 года пароходы с ценным грузом прибыли в порт Прибалтики. На одном из судов отправился в Россию и сам организатор сбора продовольствия - Уильям Эдгар. Ему многое пришлось пережить и увидеть воочию: и помпезность северной столицы и голод в губерниях, и несправедливое распределение помощи, и безбожное воровство американского продовольствия еще в портах. Удивлению и негодованию американца не было предела.

Но как бы там ни было, с начала весны и до средины лета в Россию прибыло пять пароходов с гуманитарным грузом общим весом более 10 тысяч тонн, что в общей сложности было оценено в 1 миллион долларов.


Хотя в ближайшем времени об этом жесте братской помощи правительство России постаралось напрочь забыть.

Айвазовский - очевидец исторического события

Как бы ни пытались русские политики принизить и покрыть забвением факт дружеской помощи одного народа другому, все же существует и множество документов, и необычные художественные свидетельства, запечатленные на полотнах художника-очевидца.

Корабль помощи" и "Раздача продовольствия".

Раздача продовольствия", где видим несущуюся русскую тройку, груженную продовольствием. А на ней крестьянин, гордо размахивающий американским флагом. Жители деревни в ответ машут платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь. Мы видим необычайную радость, восторг и нетерпение голодных людей.

Картины, написанные Айвазовским, категорически были запрещены показу публике в России. Императора раздражало настроение народа, переданное на художественных полотнах. А также они служили напоминанием его никчемности и несостоятельности, кинувшей страну в пучину голода.

Айвазовский в Америке


Айвазовский на рубеже 1892-1893 годов отправился в Америку и увез с собой неугодные для российской власти картины. Во время этого визита живописец преподнес свои работы в знак благодарности за помощь России в дар вашингтонской галерее Коркорана. С 1961 по 1964 годы эти полотна были выставлены в Белом доме по инициативе Жаклин Кеннеди. А в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании и долгие годы были не доступны просмотру. А в 2008 году на аукционе Sotheby’s обе исторических картины Айвазовского были проданы за 2,4 миллиона долларов одному из меценатов, который тут же передал их в галерею Коркорана, что в Вашингтоне.

Ко всему вышесказанному хочется добавить - эти полотна, написанные художником в 1892 году, не были разрешены к просмотру и в современной России. И кто знает, останься тогда картины Айвазовского в России, возможно, россияне сохранили бы и чувство дружеской благодарности американцам.


И.К. Айвазовский. «"Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию», 1892 г.

В связи с жестоким неурожаем 1891, охватившим юг России и Поволжье, на огромной территории страны начался голод , усугубившийся продолжавшимся экспортом российской пшеницы за границу. Правительство России, однако, отрицало наличие голода, заявляя, что Запад преувеличивает серьезность ситуации. Официально американская гуманитарная помощь России была предложена дипломатическим представительством США в Санкт-Петербурге в середине ноября и принята правительством России 4 декабря 1891. Главой специального комитета по оказанию помощи голодающим был назначен великий князь Николай, будущий император России; координаторами американской помощи с российской стороны - министр двора И.И. Воронцов-Дашков и А.А. Бобринский.

Кампания за оказание помощи голодающим России велась в США под лозунгом необходимости отплатить добром России за поддержку, оказанную в годы Гражданской войны в США. В США был создан Комитет США по оказанию помощи российским голодающим (Russian Famine Relief Committee of the United States ), получивший моральную поддержку официальных американских властей, хотя помощь осуществлялась в первую очередь за счет средств, собранных американскими гражданами и частными организациями.

Снаряженный общественностью Филадельфии транспортный корабль «Индиана» (Indiana ) с грузом продовольствия общим весом 1900 тонн прибыл в балтийский порт Либаву (Лиепая) 16 марта 1892. Второй снаряженный жителями штатов Миннесота, Айова и Небраска корабль «Миссури» (Missouri ) доставил груз пшеничной и кукурузной муки общим весом 2500 тонн в Либаву 4 апреля 1892 г. В мае в рижский порт прибыл с гуманитарным грузом корабль, снаряженный филадельфийцами, а в июне - корабль, снаряженный американским Красным Крестом в Вашингтоне, в июле - еще один из Нью-Йорка.

Благотворительный концерт оперных певцов и Нью-Йоркского симфонического оркестра, организованный 12 марта в Нью-Йорке, добавил 7 тыс. долларов к 40 тыс., собранным ранее в пользу голодающих в России. К середине апреля 1892 в адрес американской миссии в Санкт-Петербурге из различных городов США поступило 77 тыс. долларов в фонд помощи голодающим в России. Общая стоимость оказанной России в 1891-92 гг. частной и общественной гуманитарной помощи (включая расходы на транспортировку) оценивалась в 1 млн. долларов. По сведениям из американских источников, по линии правительства США (Министерство внутренних дел) была оказана финансовая помощь отдельным российским губерниям в виде займов на общую сумму 75 млн. долларов.

Будущий император России Николай II заявил: «Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия». Резолюция, подготовленная видными представителями российской общественности, в частности, гласила: «Посылая хлеб русским людям в годину лишений и нужды, Соединенные Штаты Америки проявляют наиболее волнующий пример братских чувств».


И.К. Айвазовский, «Раздача продовольствия». 1892 г.

P.S. «Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро».
Из словаря крылатых слов и выражений

В будущность Крыма украинской территорией я на протяжении 8 лет подряд летний отдых проводил исключительно в Феодосии. Ну полюбил я этот город, несмотря на переполненные пляжи и набережную. В обязательном порядке при каждом приезде в Феодосию я посещал картинную галерею Айвазовского (и только иногда по два раза за приезд). В конце концов, я настолько примелькался к персоналу, что они пригласили меня в хранилище фонда Айвазовского и разрешили ознакомиться с теми работами, которые не демонстрируются для широкой публики.
Скажу честно, сначала было интересно, потом познавательно, но посмотрев свыше тысячи акварелей великого художника мне уже стало тошнить.
Тем удивительнее мне было увидить приведенные ниже две картины, о которых я ранее даже не подозревал.

Картина Айвазовского «Раздача продовольствия» , написанная художником в 1892 году - одна из тех которые не приветствовались к показу в современной России.

Именно поэтому указанное полотно вместе с другим полотном «Корабль помощи» были проданы в 2008 году на аукционе Sotheby’s за $2,4 млн. одному из меценатов, который сразу же передал их музею “Corcoran Gallery” в Вашингтоне, где они до сих пор хранятся.

Не слишком знаменитые картины Айвазовского посвящены широкомасштабной американской гуманитарной помощи 1891-1892 годов голодающей России. В то время Айвазовский лично стал свидетелем встречи кораблей с долгожданным продовольствием, прибывшим из США в рамках кампании “Famine Fleet” (“флот голода”), организованной американскими филантропами.

На полотне «Раздача продовольствия» Айвазовский изобразил прибытие американского продовольствия в одну из русских деревень и восторженную встречу повозок с едой для голодного местного населения.

Заинтересовавшись этой темой я разыскал информацию в одном из постов ЖЖ . Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник (Айвазовский) в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: " Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".

Понятно, что в свете современных событий, помощь американцев кому бы то ни было рассматривается официальной Россией исключительно в виде данайских даров. Однако, как мы видим, так было не всегда.


Ованес Айвазян (погонялово Иван Айвазовский) прибыл в США в 1892 г. для участия в русском отделе юбилейной (400 лет открытия Америки) Колумбовой выставки

- в Чикаго
- наряду с полотнами Ф. Васильева, К. Коровина, К. Маковского. В. Перова, И. Репина, Г. Семирадского, П. Трубецкого, И. Шишкина и др.,
- всего 133 картины
- Он прибыл в разгар развернувшейся в США кампании помощи страдающей от голода 1891-1892 гг. России;
- еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием,
- отправленным американскими филантропами
- так называемый "флот голода" - Famine Fleet

В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в 2-х картинах
:
- "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и
- "Раздача продовольствия".

И.К. Айвазовский, "Корабль помощи", 1892 г.



И.К. Айвазовский, "Раздача продовольствия", 1892 г.

Особенно интересна 2-я картина

- выполненная в ещё не сформулированном тогда словесно штиле соцреализьма
- Што делает Айвазяна предтечей оного и
- объясняет его орденоносность: всякая власть любит позитивное искусство
- Разбор полёта:
--- на летящих по пыльной улице санях, запряженных русской тройкой,
--- груженной, очевидно, пендостанской ботвой,
--- лихо стоит одетый по-летнему "гарачий рюски мужык" (в то время, как ямщик одет по-зимнему)
--- ни мало не боящийся быстрой езды и гордо воздымающий над головой пендостанский флаг;
--- одни голодающие русские пейзане размахивают платками, шапками, а некоторые и чалмами;
--- другие, упав в придорожную пыль, молятся русскому Богу и воздают хвалу Пендостану за помощь;
--- тройка шустро несёццо мимо казенной избы, богато изукрашенной русскими триколорами, и
--- церкви, богато украшенной золоченой маковкой, как бы намекая, што "на это у них деньги нашлись"
--- куда именно мчиццо эта тройка мимо голодающих пейзан, неясно,
--- наверное прямо в будущее - в изьм, как прозорливо полагал знаменитый русский хохло-пейсатиль Гоголь;
--- т.е. к другим объектам традиционной пендостанской помощи:
--- голодоморам в Поволжье, на/ув Хохляндии, лендлизу и пр. ножкам Буша.

Во время своего визита в США, великий армянский художник преподнес эти картины в дар армянской же вашингтонской галерее Коркоран

- Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании
--- полотна неоднократно экспонировались в США для поднятия нац. гордости собой
--- с 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме ("совпадение? не думаю")
--- Инициатором этой экспозиции стала жена Джона Кеннеди - Жаклин.
--- Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил пресс-конференции.
--- Очевидно, первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу,
--- к которому они всегда приходили на помощь и, кстати сказать,
--- тоже всегда воспринимались отдельно от правительства Пендостана.

Так, во второй половине ХХ века живопись Айвазяна способствовала поддержанию на Западе "романтического" облика России

- вечно голодной, восторженно-сермяжной, стоящей на коленках в пыли,
- которую подняла гружоная импортной ботвой стремительная тройка под пендостанским флагом


Ованес Айвазян, "Орденоносец Айвазовский", 1892 г.

Сам армянский художник в 1893 году, в интервью

- газете "The New York Evening Post"
- постарался смягчить негативный образ официальной России,
- как страны насилия и произвола, подчеркнув,
- что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям :
--- "Они", - просвещал граждан США Айвазян, - "не дискриминируемая этническая группа,
--- а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки"

- (Почему Айвазян зациклился на китайцах, игноря индейцев, негров, мексов и ирландцев в Пендостане?
- Или, например, армян в Турции? Вполне диссертабельная тема для любомудров по обе стороны моря-акияна! - X.H.)

- Журнал "Free Russia" (да, русофобия началась не с большевичков) выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью

- "Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и
- мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма,
- какой присутствует в полотнах Верещагина.
- Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому,
- вместо занятий живописью,
- считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"...
- Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех,
- кто выступает за введение закона против китайской иммиграции,
- руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи законодательством"
.
__________________________________________________