Что такое изложение? И как научиться его писать? Урок русского языка " Обучающее изложение" (3 класс) УМК "Школа России" Что значит излагать и как это должно быть.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.

А над елкой под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.

Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Легенда о жаворонке.

Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся к друг дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Все кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег. Тогда зароется в сугроб – никто его не увидит.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, огородные грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.

Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.

Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился, вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.

Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.

Предварительный просмотр:

Изложение.

Новый муравейник.

3 класс. (4 четверть) Тема: « Глагол.»

Изложение.

Новый муравейник.

Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.

Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.

Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.

Предварительный просмотр:

Прощальная песенка.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.(СЕНТЯБРЬ)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.

Предварительный просмотр:

Изложение.

Купание медвежат.

3 класс. (4 четверть)Тема « Склонение имен прилагательных.»

Изложение.

Купание медвежат.

Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.

Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.

Прохладное купание освежило медвежат.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

Наступил Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.


Изложение (82 слова).

Вопросы к тексту.

Изложение (80 слов).

Объяснение: медвежатник - охотник на медведя.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (73 слова) .

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (81 слово) .

Вопросы.

1. Сколько частей в тексте?
2. Как ветер пытался справиться с дубом?
3. Кого ветер позвал на помощь?
4. Почему ветер не покорил дуб?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание безударных гласных: ст..ял, на г..ре, пок..рялся, прил..тел, ст..рон, бл..снула, в з..млю, р..дную, к..рнями, д..ржусь.
2. Написание трудных слов: никому, землю-матушку.
3. Написание глаголов с "не": не совдадать .
4. Слова с приставками: непокорный, раскололось, запылала, врос.
5. Вставь пропущенные буквы: дут.., согнут.., дожд.., огон.., об..яснить , держус.. .
6. Написание местоимений: изо всех, с ним, в том.
7. Знаки препинания: в том, что...
- Моя сила...
8. Дополни словосочетания: стал дуть изо..............; смеется...............; врос в..................; держусь за................. .
9.
Выдели корень в словах: блеснула, прилетел, поплыли.

Изложение (93 слова) .

Вопросы.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (91 слово) .

Вопросы.
1. Чему радовались звери?
2. Как хвалился Камень-валун?
3. Что кричал Ручей?
4. Как делает весну Сосулька?
5. Кто же делает весну?

Словарно-орфографическая подготовка.
1. Сложные слова: на весь, сразу.
2. Выдели приставки и корни в глаголах: выдался, показалась, закричал, растапливает, закатилось, заледенел, замерзла.
3. Написание глаголов: не было, начнется, хвалится, радуются.
4. Проверь гласные в словах: выд..лся, д..нек, в л..су, т..пло, св..тло, в..сны, закр..чал, в..дой, с..сулька, ..ловой, н..чнется.
5. Написание местоимений: вокруг него, без него, о себе, как она.
6. Знаки препинания: ......И Камень-валун остыл, и..........., и.................... .
.......стало ясно, кто.............. .

7. Найди восклицательные и вопросительные предложения.
8. Продолжи: денек (какой?) ................... ; солнышко (какое?) ................; камень (какой?) ..................; ручей (какой?) ..................; лапа (какая?)

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Правильное написание слов: шелушила, убежище, росток, расти, сначала.
Выдели приставки в словах: спилили, присаживались, прокис, превратился, сбежались, потеплело, порозовел, набрел, высунулся.
Объясни значения слов, подбери к ним синонимы: целебные, пир, дряхлый, убежище.
Проверь безударные гласные: з..мой, в..сной, ..жил, гр..бники, мур..вьи, ж..ков, м..дведь, кл..чки, б..резу, з..мли, р..сточек.
Написание местоимений: на нем, он был, на это, и все.
Подбери в словосочетания и предложения нужные слова: соки (какие?)..............., сок (что сделал?)..................., бабочки (какие?)..............., много лет был (чем?)................, медведь (какой?)..............., разворотил (как?) .............. .

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (86 слов).

Непоседа.

Вопросы к тексту.


Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Девочка на шаре.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (89 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (93 слова).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока: решение частных задач.

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник

2. Толковый словарь.

3. Интернет- ресурсы: для создания презентации использованы:

http://sitesovety.ru osennie-listya-kartinki.html

moi-detki.ru›detyam/detskie_zagadki…zagadki_pro…

Вокабула.рф› словари/толковый-словарь- ушакова/ель

http://imgtrix.ru/img/wallpaper/full/304985-img-full фоны

http://www.instapics.ru/tags/%CE%D1%C5%CD%DC/page/104 осень

Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.

3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

1)Чтение текста.

2)Структурный анализ текста.

3)Составление плана.

4. Физкультминутка.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

8. Самопроверка.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Виды деятельности на уроке:

Самостоятельная работа;

Работа в парах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Сценарий урока

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка . (Слайд 2)

Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

О чём эта загадка?

Как догадались?

Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

(Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

Кто из вас весело прочитает стихотворение?

Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

3. Подготовка к изложению.

1. Чтение текста учащимися вслух. (Слайд 3)

Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

2. Структурный анализ текста. (Слайд 4)

Определите тему текста.

Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

Определите стиль речи.

(Художественный)

Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

Сколько частей в тексте?

Кому захотелось запомнить текст? Почему?

Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Постановка учебной цели. (Слайд 5)

Итак, какова цель нашего урока?

(Ответы учащихся)

Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана. (Слайды 6, 7)

Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) - Прочитайте первую часть текста. (Чтение вслух)

Когда появилась на свет ёлочка?

Как можно сказать об этом по- другому? (Родилась)

Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

(Раздвинула листья…)

Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

(Олицетворение)

О чём первая часть? Скажите кратко.

Как озаглавим первую часть?

(Рождение ёлочки)

Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. (Чтение шёпотом)

С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

Каких цветов были листья?

На что похожи листья осинки?

(На фонарики)

Чем листья осинки похожи на фонарики?

(Формой…)

Как в тексте названы листья клёна? Почему?

Чем одаривала ёлочку ива? Почему?

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

(Скрытое сравнение – метафору)

В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

(Чтобы не было повторов)

Озаглавьте вторую часть текста.

(Деревья дарят подарки.)

Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

Прочитайте третью часть текста. (Чтение про себя)

Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

Как вы догадались?

- (И стоит ёлочка счастливая.)

Отчего ёлочка счастлива?

(У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

Почему наряд ёлочки разноцветный?

Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

Озаглавьте третью часть.

(Счастливая и нарядная ёлочка.)

Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова:счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

План.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3.Счастливая и нарядная ёлочка.

Какого типа этот текст?

(Текст - повествование с элементами описания)

К какому стилю речи относится текст?

(К художественному стилю)

Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

(Эпитеты, олицетворение, метафора.)

Перескажите текст по плану.

4. Физкультминутка. (Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных, (Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных, (Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная, (Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. (Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, (Руки - к плечам.)

Блестит огнями яркими, (Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная (Руки – вниз.)

И в Новый год там главная. (Три хлопка внизу.)

5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)

1. Определите орфограмму.

д…ревья - ________________________

ос…нь - __________________________

тр…винки - _________________________

з…мля - ___________________________

р…ждение - ________________________

2. Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.

(Ры…ки – рыба)

3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.

(На)свет,(по)явилась, (раз)двинула,(вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.

4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения .

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд 10)

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание. (Слайд 11)

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

План урока:

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем , независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами . Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.


Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» )

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.