Экологический коэффициент воды равен. Тесты по курсу «Экология и природопользование

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для данной территории, примем равным 1,7;

σ - показатель опасности загрязнения, учитывающий тип загрязняемой территории, примем равным 0,6.

Пн = 27550 × 1,085 × 1,7 × 0,6 × 0,000252 = 7,68 руб.

Таблица 21

Эффективность очистки

.2 Определение условного экономического эффекта в результате внедрения очистных сооружений

Учитывая среднюю эффективность очистки по видам загрязняющих веществ 99,9 % условно плата за загрязнение до внедрения очистных сооружений составила бы 230493,58 руб.

Тогда условная экономия составит:

Эу = П’год - Пгод = 230501,26 - 7,68 = 230493,58 руб.

Учитывая периодичность осуществления сбросов условный эффект может сокращаться.

.3 Определение условного срока окупаемости первоначальных капитальных вложений

Ток = К /Эу+ Эзп ,

где К - первоначальные капитальные вложения;

Эзп - экономическая выгода при сокращении рабочей смены, руб.

Эзп = З”осн - Зосн

Эзп = 1150503,9 - 656853,6 = 493650,3 руб.

Ток = 738000/ 493650,3 + 230493,58 = 1,019 года.

Для экологических проектов такой срок окупаемости можно считать приемлемым.

7.4.4 Определение эколого-экономического эффекта

Эколого-экономический эффект по рассматриваемому проекту можно определить как отношение экономии по выплатам за загрязнение окружающей среды к приведенным затратам.

Ээ-эк = 421247/660008 = 0,63

то есть 1 рубль вложений в капиталовложения, приходящиеся на 1 год и в эксплуатацию системы позволяет получить 0,41 рубль в экономии платы за загрязнение окружающей среды.

Заключение

Предлагаемое устройство для очистки сточных вод содержащих нефтепродукты является экономически эффективным, так как его установка позволяет получить условный годовой экономический эффект в размере 650027,8 рублей при условном сроке окупаемости первоначальных вложений 13 месяцев, что для экологических проектов считается приемлемым.

Размер первоначальных капитальных вложений, необходимых для реализации проекта составит 738000 рублей.

Издержки по эксплуатации установки в год составят 1970743,2 рубля, что значительно меньше, чем эксплуатационные издержки имеющихся очистных сооружений, которые составляют 2207534,3 рубля.

Удельная себестоимость очистки 1 м3 промышленных сточных вод составит 70,05 руб., что значительно меньше существующей себестоимости, которая составляет 97,97 руб.

Сравнительная характеристика Европейских и украинских стандартов качества питьевой воды
В Европе стандарты качества питьевой воды максимально приближены к рекомендациям ВОЗ, так более половины стандартов качества ЕС полностью дублируют рекомендуемые показатели ВОЗ, а чуть мен...

Перспективы и вопросы сохранения биоты и биоресурсов шельфа на Дальнем Востоке
Тихоокеанские воды России протянулись на тысячи километров с севера на юг, создавая условия для существования чрезвычайно разнообразной морской флоры, фауны и экосистем: от субтроп...

Канализационные очистные сооружения производительностью 3 тыс. м3сут
При проектировании очистных сооружений канализации необходимым условием является защита окружающей среды (водного и воздушного бассейнов) от загрязнений, образующихся в процессе оч...

Климат и погода как действующие факторы внешней среды
Различные сочетания физических факторов окружающей среды, атмосферного воздуха формируют погоду и климат, обеспечивают жизнедеятельность человека, его здоровье. Социально-политиче...

1 вариант

1. Совокупность совместно обитающих организмов различных видов и условия их существования, находящиеся в закономерной зависимости друг от друга - :

А. Популяция

Б. Экологическая система

В. Консорция

2. Способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них значений:

А. Адаптация

Б. Акклиматизация

В. Толерантность

3. Организмы, производящие новое органическое вещество из готового органического вещества:

А. Консументы

Б. Редуценты

В. Продуценты

4. Вставьте пропущенные слова: « Понятие «природопользование» и «охрана природы» ….:

А. Тождественны;

Б. Близки, но не тождественны;

5. Совокупность всех видов взаимоотношений организмов друг с другом называется:

А. Экоморфы

Б. Коакции

В. Сожительство

6. Исчерпаемые природные ресурсы:

А. Энергия Солнца;

Б. Климатические ресурсы;

В. Руды черных металлов;

7. В состав биосферы входят:

А. Мантия, гидросфера, атмосфера, литосфера.

Б. Гидросфера, атмосфера, стратосфера.

В. Литосфера, атмосфера, гидросфера.

8. Невозобновимые природные ресурсы:

А. Лесные ресурсы;

Б. Ресурсы животного мира;

В. Руды черных металлов;

9. Космическую роль на Земле выполняют:

А. Животные

В. Растения

В. Микроорганизмы.

10. Часть земной коры, ниже почвенного слоя, простирающаяся до глубин доступных для геологического изучения, называется:

Б. Горный отвод;

В. Литосфера;

11. Государственный Земельный фонд подразделяется на…:

12. Систематизированный свод данных, включающий экологическую и экономическую оценку объекта или ресурса, называется:

В. Кадастр;

13. Вертикальная структура биогеоценоза представлена:

А. Ярусностью

Б. Синузиями

А. Э. Геккель;

Б. В.Н.Сукачев;

В. В.И.Вернадский;

15.«Любой экологический фактор имеет определенные пределы своего положительного воздействия на организм». Это закон…:

А. Б.Коммонера;

Б. Оптимума;

В. Ю.Либиха;

16 . Заповедник в Республике Татарстан называется:

А. Волжско – Камский;

Б. Нижняя Кама;

В. Кзыл – Тау;

17. Закончите предложение: « Ассимиляционная емкость окружающей среды ….»:

А. Является величиной постоянной для всех регионов;

Б. Увеличивается с севера на юг;

В. Уменьшается с севера на юг;

18. Точкой экономического оптимума называется:

А. Точка, в которой предельный экологический ущерб равен предельным экологическим издержкам;

Б. Точка, в которой предельный экологический ущерб превышает предельные экологические издержки;

В. Точка, в которой предельный экологический ущерб меньше предельных экологических издержек;

19. Объектом пользования и охраны по Федеральному закону о животном мире (1995 г.) являются:

А. Сельскохозяйственные и домашние животные;

Б. Дикие животные, обитающие в условиях неволи;

В. Дикие животные, обитающие в условиях естественной свободы;

20. Стенотермофил – это:

А. Животное с широкой толерантностью к теплу;

Б. Животное с узкой толерантностью к теплу;

В. Растение с узкой толорантностью к теплу;

21. Болезнь «Итай-Итай» - это хроническое отравление:

А. Кадмием;

Б. Стронцием;

В. метилртутью;

22.Нижняя граница жизни в грунтах:

А. Около 4 км.;

23.По Лесному кодексу РФ бесплатным является:

А. Рубка древесины;

Б. Добыча живицы;

В. Побочное лесное пользование;

24. В Водный фонд РФ не входят:

А. Ледники;

Б. Замкнутые непроточные водоемы на участках в собственности юридических и физических лиц;

В. Болота;

25. На территории заповедников разрешается следующая деятельность:

А. Рекреационная;

Б. Научная;

В. Производственная;

26. Плата за загрязнение окружающей среды взимается в Республике Татарстан:

А. Ежеквартально;

Б. Ежегодно;

В. « раза в год;

27. Выберите вещества, входящие в состав платежа за мойку автомобилей :

28. Часть спектра электромагнитного излучения, наиболее активная в биологическом отношении:

А. Оптическая;

Б. Инфракрасная;

В. Ультрафиолетовая;

29. Совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений, называется:

А. Физические факторы;

Б. Антропогенные факторы;

В. Абиотические факторы;

30.Экологический коэффициент воды равен:

31. Основоположник экологии:

А. В.И.Вернадский;

Б. Ч.Дарвин;

В. Э.Геккель;

32. Главная причина появления смога:

А. Выбросы ТЭС;

Б. Выбросы металлургических предприятий;

В. Выбросы автомобилей;

33. ПДК – это:

А. Количество загрязняющего вещества, не оказывающего негативного воздействия на организмы

Б. Количество загрязняющего вещества, приводящего к хроническим заболеваниям

В. Количество загрязняющего вещества, вызывающего изменения репродуктивных функций

34. Норматив шума в жилых помещениях днем составляет не более:

35. В маргаринах содержатся:

А. Трансизомеры жирных кислот;

Б. Холестерин;

В. Диоксины;

2 вариант

1. Последовательная смена во времени биогеоценозов на одном и том же месте:

А. Сукцессия

Б. Флуктуация

В. Динамика

2. Верхняя граница жизни на Земле:

Б. 100 - 150 км.

В. 20- 25 км.

3. Татарстан находится на стыке 2 природных зон:

А. Лесной и лесостепной

Б. Лесной и степной

В. Степной и лесостепной.

4. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды – это точка, в которой …:

А. Величина ущерба минимальна;

Б. Величина предельных природоохранных затрат минимальна;

В. Значение предельного ущерба и предельных природоохранных затрат равны;

5. Рекреационные ресурсы – это часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих …:

Б. Промышленное производства;

В. Сельскохозяйственое производство.

6. Экологический коэффициент воздуха составляет:

7. В заповедниках не разрешены следующие виды деятельности :

А. Рекреационная

Б. Лесохозяйственная

В. Научная

8. Кислотными называются осадки, рН которых составляет:

А. Больше 5

Б. Меньше 4

В. Равно 7

9. Экология изучает:

А. Окружающую среду

Б. Природу

В. Взаимоотношение организмов с окружающей средой.

10. Выберите вещества, входящие в состав платежа за поверхностный сток :

А. Взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК;

Б. Нефтепродукты, взвешенные вещества, оксид углерода;

В. Взвешенные вещества, нефтепродукты, тетраэтилсвинец;

11. Лесопользование запрещено без проведения…:

А. Картирования;

Б. Мониторинга;

В. Лесоутройства;

12. Оценка природного ресурса через упущенные доходы, которые можно было получить при использовании данного ресурса в других целях:

А. Альтернативная;

Б. Рыночная;

В. Затратная;

13. Высокая природоемкость характерна для…:

А. Экстенсивного типа развития;

Б. Интенсивного типа развития;

14. Эвригалофит – это:

А. Растение с широкой толерантностью к солености почв

Б Животное с широкой толерантностью к солености

В. Растение с узкой толерантностью к солености почв

15. Болезнь Минамата - это хроническое отравление:

А. Кадмием

Б. Стронцием

В. Метилртутью

16. Приспособление организма или вида к новым условиям существования, в которые он попал искусственным переселением:

А. Акклиматизация

Б. Адаптация

17. Приспособление организма к окружающей среде путем изменения строения тела:

А. Физиологическая адаптация

Б. Морфологическая адаптпция

В. Поведенческая адаптация.

А.. Э. Геккель;

Б. В.Н.Сукачев;

В. В.И.Вернадский

19. Национальный парк в Республике Татарстан называется:

А. Нижняя Кама;

Б. Волжско – Камский;

В. Кзыл – Тау;

20. Систематизированный свод данных, включающий экологическую и экономическую оценку объекта или ресурса, называется:

А. Кадастр;

21. Способность окружающей среды перерабатывать без ущерба для себя определенное количество загрязнения, называется:

А. Рекреация;

Б. Ассимиляционный потенциал;

В. Мелиорация;

22. Леса лесного фонда РФ делятся на:

А. 3 группы;

Б. 4 группы;

В. 5 групп;

23. Организмы производящие органические вещества из неорганического:

А. Консументы;

Б. Редуценты;

В. Продуценты;

24.Взаимоотношение, при котором один организм действует на другой химическим веществом, называется:

А. Аменсализм;

Б. Аллелопатия;

В. Комменсализм;

25. Ответное действие окружающей среды на негативное воздействие со стороны человека:

А. Экологический бумеранг;

Б. Экологический удар;

В. Экологический ответ;

26. Перекачка нефти по трубам приводит к:

А. Механическому загрязнению;

Б. Радиационному загрязнению;

В. Химическому загрязнению;

27. Жизненные формы организмов, зависящие от факторов внешней среды:

А. Экоморфы;

Б. Коакции;

В. Консорции;

28. Среда наиболее богатая жизнью:

А. Водная;

Б. Наземно-воздушная;

29. Выберите компонент не относящийся к геоме:

В. Воздух;

30. Применение стиральных порошков приводит к появлению в поверхностных водах:

А. Фосфатов;

Б. Нитратов;

В. Сульфатов;

31. Гигиеническая норма шума ночью в жилых помещениях:

32. Повышающий коэффициент в расчете платежей за загрязнение равен:

33. Охрана земель от загрязнения включает в себя…:

А. Борьбу с эрозией;

Б. Борьбу с бесхозным отношением;

В. Борьбу с засорением;

34. Без горного отвода осуществляется разработка…:

В. Железной руды;

35.Нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, и правил сдачи государству добытых золота, драгоценных камней и драгоценных металлов влечет…:

А. Административную ответственность;

Б. Дисциплинарную ответственность;

В. Уголовную ответственность;

Самостоятельная работа студентов

№п/п Тема Содержание работы
Историческое развитие экологии. Природопользование как наука. 1. Прочитать Ведение к учебнику «Экология» Коробкина В.И., Передельского Л.В., 2001. 2. Прочитать главу 1 учебника Рябчикова А.К. «Экономика природопользования», М., 2002. 3. Изучить лекционный материал по данной теме и ответить на следующие вопросы: · Предмет природопользования. · Объект природопользования. · Структура природопользования как науки. · Связь природопользования с другими науками.
Основные понятия и законы экологии. 1.Прочитать главы 1, 2 4, 5 к учебнику «Экология» Коробкина В.И., Передельского Л.В., 2001.
Экологические возможности окружающей среды. Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды. 1. Прочитать главу 4 учебника Рябчикова А.К. «Экономика природопользования», М., 2002. 2. Прочитать главу 3, раздела 1 учебника Бобылева С.Н., Ходжаева А.Ш. «Экономика природопользования»,М.:Теис,1997. 3. Прочитать раздел 4 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 4. Прочитать главу 7 (7.1;7.2) учебника «Экология и экономика природопользования/ под ред. проф.Э.В.Гирусова.-М.: Закон и право, Юнити, 1998. и ответить на вопросы на стр.198.
Взаимодействие общества и природной среды в процессе производства. 1. Прочитать главу 1 раздела 1 учебника Бобылева С.Н., Ходжаева А.Ш. «Экономика природопользования»,М.:Теис,1997. 2. Прочитать главу 12 учебника Коробкина В.И.,Передельского Л.В. «Экология». Ростов н/Д.:Феникс, 2001. и ответить на вопросы – стр.284. 3. Прочитать главу 2 и 4 учебника «Экология и экономика природопользования/ под ред. проф.Э.В.Гирусова.-М.: Закон и право, Юнити, 1998. -455 с. и ответить на вопросы на стр.79 и135.
Тенденции совместного развития природных и техногенных систем. 1. Прочитать главу 3 учебника «Экология и экономика природопользования» под ред. Гирусова Э.В., 1998.
Экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий. 1. Прочитать главу 6 учебника Рябчикова А.К. «Экономика природопользования», М., 2002. 2. Прочитать раздел 8 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 3. Прочитать главу 13 учебника «Экология и экономика природопользования/ под ред. проф.Э.В.Гирусова.-М.: Закон и право, Юнити, 1998. и ответить на вопросы на стр.345-346.
Планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. 1. Прочитать раздел 8 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 2. Прочитать главу 5 и 8 учебника Рябчикова А.К. «Экономика природопользования», М., 2002. 3. Изучить раздел «Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования» в ФЗ «Об охране окружающей среды», 2001. 4. Ознакомиться с государственным докладом о состоянии окружающей среды в РТ за 2003, 2004г (раздел - Деятельность Экофонда РТ».
Основы экологического нормирования. 1. Прочитать раздел 5 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 2. Прочитать главу 20 учебника Коробкина В.И.,Передельского Л.В. «Экология». Ростов н/Д.:Феникс, 2001.
Социальные аспекты экономики природопользования. 1. Прочитать главу 5 (5.5) учебника «Экология и экономика природопользования/ под ред. проф.Э.В.Гирусова.-М.: Закон и право, Юнити, 1998. и ответить на вопросы: · Структура общих и социальных затрат и издержек. · Учет экстернальных и социальных издержек в цене.
Управление природопользованием и правовая защита природной среды. 1. Прочитать главу 10, 14, 15 учебника «Экология и экономика природопользования/ под ред. проф.Э.В.Гирусова.-М.: Закон и право, Юнити, 1998. и ответить на вопросы на стр.272-273, 384, 412. 2. Прочитать раздел 8, 9 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 3. Прочитать главу 13, раздела 5 учебника Бобылева С.Н., Ходжаева А.Ш. «Экономика природопользования»,М.:Теис,1997. 4. Прочитать главу 10 учебника Рябчикова А.К. «Экономика природопользования», М., 2002.
НТР и направления улучшения природопользования. 1. Прочитать раздел 7 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999.
Региональные эколого-экономические проблемы РФ и РТ. 1. Прочитать раздел 10 учебника «Природопользование» под ред Арустамова Э.Г., М., 1999. 2. Прочитать главу 16, раздела 6 учебника Бобылева С.Н., Ходжаева А.Ш. «Экономика природопользования», М.:Теис,1997.

Требования к выполнению контрольных работ студентов заочного отделения

Контрольная работа выполняется рукописно в тетради или с помощью компьютера на листах формата А-4. Оформление шрифт – Times New Romen № 14, абзацный отступ – 1,25; межстрочный интервал – 1,5; параметры страницы: слева -3 см, справа – 1 см, верхнее и нижнее поле – 2 см. Оформление ссылок на использованную литературу по тексту в квадратных скобках, например - .

Максимальный объем контрольной работы 15 листов. Оформление списка литературы обязательно.

Приложение 8 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации Экономический район РФ Kоэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха почвы Северный 1,4 1,4 Северо-Западный 1,5 1,3 Центральный 1,9 1,6 Волго-Вятский 1,1 1,5 Центрально-Черноземный 1,5 2,0 Поволжский 1,5 1,9 Северо-Kавказский 1,6 1,9 Уральский 2,0 1,7 Западно-Сибирский 1,2 1,2 Восточно-Сибирский 1,4 1,1 Дальневосточный 1,0 1,1 Приложение 9 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Бассейн Балтийского морябассейн р.

Коэффициент экологической значимости региона

Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания; Ингушская, Чеченская 1,6 Уральский Свердловская, Томская, Челябинская, Тюменская обл., Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО 2,0 Западно-Сибирский Кемеровская, Курганская Новосибирская, Омская, Томская обл.; Алтайский край, респ. Алтай 1,2 Восточно-Сибирский Р. Бурятия, Тыва, Хакасия, Иркутская, Читинская обл., Красноярский край, Бурятский АО, Таймырский АО, 1,4 Дальневосточный Р.


Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская обл.; Еврейская АО, Корякский, Чукотский АО 1,0 Примечание. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городовприменяется с дополнительным коэффициентом 1,2.

Коэффициент экологической значимости

Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);

  • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
  • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
  • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа: Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент 5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов.

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости

ЧС – чрезвычайная ситуация ЭБ – экологическая безопасность – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и– среднегодовые валовые выбросы ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников соответственно, т/год – общая масса выбросов ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, т/год – масса выброса i-го ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, т/год,– удельные показатели загрязненияатмосферы стационарными и передвижными источниками, отдельно и вместе (масса выбросов в атмосферный воздух в расчете на одногочеловека и на один га территории), т/чел, т/га – масса выбросов продуктов горения, т (кг, мг) – годовая масса всех выбросов продуктов горения при пожарах в жилье, тпг/год – удельный выброс продуктов горения в расчете на человека в год, тпг/чел.

Коэффициент экологической значимости на 2018 год

Коэффициент экологической значимости региона – до недавнего времени обязательный коэффициент, учитываемый при расчете экологических платежей. Его величина зависела от федерального округа, в котором работает предприятие, а также от места выброса отходов.
Если предприятие располагалось на берегу водоема (реки, моря), и отходы сбрасывались в воду, то при расчете экологических платежей коэффициент значимости региона зависел от территориального расположения относительно воды. Если предприятие использовало в качестве места хранения отходов почву или воздух, то необходимо было применять показатель для этой среды.


Нормы, по которым определялись коэффициенты экологической значимости региона (это Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219), с 22 сентября 2016 года отменены.

Экологические платежи

Расчет с бюджетом при негативном воздействии компаний и индивидуальных предпринимателей на природу устанавливает необходимость перечисления в казну авансовых платежей по истечении каждого квартала. Предельный срок установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала).
Расчет авансового платежа базируется на суммах, перечисленных в Росприроднадзор в течение прошлого года и составляет 0,25% от годовой суммы ежеквартально. При этом итоговая величина платы за неблагоприятное воздействие на природу должна быть перечислена не позднее 1 марта года, следующего за окончанием отчетного календарного года.

Форум для экологов

Пострадавшие, погибшие. Под числом погибших и пострадавших понимается количество людей, которые погибли или получили ущерб здоровью в результате чрезвычайной ситуации (Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 2640). Риск для здоровья – вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания.
Риск индивидуальный – оценка вероятности развития неблагоприятного эффекта у экспонируемого индивидуума; например, риск развития рака у одного индивидуума из 1000 лиц, подвергавшихся канцерогенному воздействию (риск 1 на 1000 или 1·10-3). При оценке риска, как правило, оценивается число дополнительных по отношению к фону случаев нарушений состояния здоровья, т.к.

Сейчас предприниматели должны пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В этом документе прописаны конкретные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительный коэффициент к ним, который применяется только в исключительных случаях.

Инфо

В приложении к постановлению указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на ближайшие три года – 2016 – 2018 гг. При этом они отличаются в зависимости от того, куда сбрасываются отходы, — в атмосферу или в воду.


Кроме того, дополнительно уточняются ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Какая плата за загрязнение окружающей среды: расчет

Отчетность по платежу До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду». Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья.

Внимание

Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года.


И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение. Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение - 5 класс опасности).
Потери сельскохозяйственного производства при изъятии земельных участков, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур и под многолетние насаждения на землях, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, а также выделенных под служебные земельные наделы, определяются в размере норматива стоимости освоения новых земель под пашню, а при изъятии земельных участков, используемых для сенокошения и пастьбы скота на этих землях, — в размере норматива стоимости освоения под сенокосы и пастбища. 2.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования .

Все хозяйствующие субъекты могут иметь в собственности или арендовать автомобили. В офисе и в производственном помещении образуются бытовые и производственные отходы. Кроме того, субъекты могут осуществлять сброс сточных вод (например, от котельной) в водный объект. Все это образует следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Размещение отходов.

При этом база начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

Нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;

Лимитная плата – плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;

Сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.

Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:


Нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

Лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 344. По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы – за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение). Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих – соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы. Кроме этого, предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.

Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Формулы исчисления экологических платежей

Для платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

В данном случае под предельно допустимым объемом загрязнения подразумевается установленный допустимый норматив загрязнения, т. е. некий утвержденный уровень загрязнения, свыше которого экологические платежи исчисляются как лимитные, а ниже – как нормативные.

Оксид азота

Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух по каждому вредному веществу.

Плата по оксиду углерода рассчитывается как нормативная:

50 x 0,6 x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 140,22 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Приложение № 1 к постановлению № 344

Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Центрального экономического района РФ

Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов

Коэффициент к нормативам платы(*)

Пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций)

(*) Норматив платы за выброс диоксида серы в пределах ПДВ был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,67 (п. 24 Методических рекомендаций)

Плата по окиси азота рассчитывается как лимитная:

((35 x 35) + (35 x (40 – 38) x 5)) х 1,9 х 1,2 х 2,05 = 7361,55 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов

Плата по диоксиду азота рассчитывается как сверхлимитная:

((50 x 52) + ((130 – 50) x 260) + (130 – (50 + 75) x 260 х 5)) x 1,9 х 1,2 х 2,05 = ,6 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов

Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов

Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение

Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому району

Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Итоговая сумма фактически начисленных за первый квартал 2012 г. экологических платежей таким образом составит:

140,22 + 7 361,55 + ,6 = ,37 руб.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При отсутствии нормативов масса считается сверхлимитной и начисляется в 25-кратном размере.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов (абз. 3 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Количество израсходованного топлива определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета (путевых листов). На это, в частности, указывает письмо Ростехнадзора от 01.01.2001 № 04-09/1037.

Норматив платы для передвижных источников загрязнения устанавливается за тонну израсходованного топлива в зависимости от его вида (абз. 2 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Норматив платы при использовании 1 т неэтилированного бензина был установлен постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 410. Указанный норматив платы корректируется в данном случае путем умножения на поправочные коэффициенты (п. 18, формула (4) пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций).

Норматив установлен за 1 т топлива . Но так как расход бензина измеряется в литрах, его переводят в тонны, для этого используется показатель плотности топлива. В соответствии с разъяснениями налоговых органов в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности (письмо ФНС России от 01.01.2001 № 03-3-09/0412/23@):

Для АИ-92 – 0,735 г/куб. см (т. е. 0,735 кг/л);

Для АИ-95 – 0,750 г/куб. см. (т. е. 0,750 кг/л).

Пример 2.

Расход бензина АИ-92 за I квартал равен 0,2205 т = (300 л x 0,735 кг/л: 1000 кг).

Расход бензина АИ-95 составит 0,525 т = (700 л x 0,750 кг/л: 1000 кг).

Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-92, равна 1,34 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,2205 т).

Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-95, составляет 3,19 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,525 т).

В результате общая сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в I квартале 2012 года составила:

1,34 руб. + 3,19 руб. = 4,53 руб.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты подразделяется на:

    плату в пределах установленных нормативов сбросов; плату в пределах установленных лимитов сбросов; плату за сверхлимитные сбросы (за превышение установленных нормативов сбросов или установленных лимитов сбросов, а также за сбросы при отсутствии разрешительной документации).

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты также установлены постановлением Правительства РФ № 344. Им же определены значения коэффициентов, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Фактическая масса годовых сбросов загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по форме 2-тп (водхоз), составленной на основании обработки результатов журналов первичной отчетности (ПОД-11, ПОД-12 и ПОД-13).

Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю допустимые нормативы сбросов, определяется по следующей формуле:


Пн вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов сбросов (руб.);

Снi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);

Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т).


Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле:

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пл вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);

Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т);

Млi вод – сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Псл вод – плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (руб.);
Слi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.);

Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);

Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений. При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов. Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за сброс сточных вод на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ определяется как за сброс в водный объект в пределах допустимых нормативов. При несоблюдении правил эксплуатации и норм нагрузки, а также в случае загрязнения подземных вод платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

В случае поступления со сточными водами на поля фильтрации, земледельческие поля орошения загрязняющих веществ, не предусмотренных при согласовании проекта, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т. д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов. В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Коэффициент, применяемый к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ, рассчитывается по следующей формуле:

С_ф + С_доп.

где С_ф – фоновая концентрация взвешенных веществ в воде водного объекта, использованная при расчете предельно допустимого сброса;

С_доп. – допустимое увеличение содержания взвешенных веществ для водного объекта.

Пример.

С_доп. = 0,25 мг/дм3 для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение первой категории, а также для водных объектов, использующихся для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .

Общая плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты определяется по формуле:

Пример 3.

Произведем начисление платежей на примере сброса железа, взвешенных веществ, нефтепродуктов в водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение второй категории.

Наименование загрязняющих веществ

Фактический объем сбросов, т

Допустимый норматив сброса,

Лимит сброса, т

Взвешенные вещества

Сульфаты

Рассчитаем размер платы за сбросы в водный объект по каждому вредному веществу.

Плата по взвешенным веществам рассчитывается как нормативная :

К= ---- = 0,096

9,7 + 0,75 мг/дм3

3,368 х 20,39 х 0,096 х 1,17 х 2,05 = 15,81 руб.

3,368 – фактический объем выбросов за отчетный квартал;

20,39 – норматив платы за сбросы 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

1,17 – коэффициент, учитывающий экологические факторы для Центрального экономического района РФ (п. 19 Методических рекомендаций; постановление № 344);

2,05 – коэффициент к нормативам платы, установленный п. 3 ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций).

Плата по хлоридам рассчитывается как лимитная:

(34,8 x 0,9 + 0,9 x (34,8 – 8,893) x 5) х 1,17 х 1 х 2,05 = 354,74 руб.,

34,8 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;

0,9 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

1 – дополнительный коэффициент 2 со значением 1 (постановление № 344);

Характеристики коэффициентов 1,17 и 2,05 смотри выше.

Плата по сульфатам рассчитывается как сверхлимитная:

(0,029 x 2,8 + (0,052 – 0,029) x 14 +0,052 – (0,029 + 0,022) x 14х5) x 1,17 х 1 х 2,05 = 1,14 руб.,

0,029 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;

2,8 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

14 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

5 – пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение;

Характеристики коэффициентов 1, 1,17 и 2,05 смотри выше.

Итоговая сумма фактически начисленных за I квартал 2012 г. экологических платежей, таким образом, составит:

15,81 + 354,74 + 1,14 = 371,69 руб.

Плата за размещение отходов

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Требования к обращению с опасными отходами установлены в п. п. 3, 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ.

Объекты, облагаемые водным налогом, перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Налогом облагаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики ; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения водным налогом: забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков , земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

ПОДВАЛ – К СВЕДЕНИЮ

Налогоплательщиками водного налога согласно ст. 333.8 НК РФ признаются, в частности, организации, осуществляющие специальное и(или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Не признаются налогоплательщиками организации, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Как отмечено в письме Минфина России от 01.01.2001 № /14, согласно Водному кодексу, действовавшему до 01 января 2007 г., нормативным правовым актам , принятым в его развитие, и Закону Российской Федерации от 01.01.2001 № 2395-1 «О недрах» специальное и(или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, а пользование подземными водными объектами – на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона «О недрах».

Таким образом, плательщиками водного налога до 01 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 01 января 2007 г., отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Согласно ст. ст. 9–11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т. е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 ВК РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 01.01.2001 № 73-ФЗ ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

Однако следует отметить, что данные положения ВК РФ и НК РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу ВК РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 г., так и после этого срока.

ПОДВАЛ – К СВЕДЕНИЮ

Согласно ст. 10 Закона «О недрах» участки недр для добычи подземных вод предоставляются в пользование на определенный срок – до 25 лет.

Предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона «О недрах»). Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.01.2001 № 3314-1.

Форма бланка лицензии на пользование недрами приведена в приложении 4 к Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Названный документ утвержден приказом Минприроды России от 01.01.2001 № 315.

Объектом налогообложения водным налогом согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ признается, в частности, такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.

Из положений ВК РФ следует, что забор воды представляет собой изъятие воды из водных объектов. Как мы отметили в самом начале статьи, водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные, при этом к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах, что следует из ст. 5 ВК РФ.

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения, причем для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ст. ст. 37, 43 ВК РФ).

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, что следует из п. 2 ст. 333.10 НК РФ. Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Объем забранной воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Водозаборные узлы оснащены водоизмерительным оборудованием, счетчиками воды, поэтому при заборе воды из подземных источников объем забранной воды следует определять по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале учета использования воды.

Налоговые ставки, по которым исчисляется водный налог, определены ст. 333.12 НК РФ, согласно п. 3 которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Итак, как показывает анализ ст. 333.12 НК РФ, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена самая низкая налоговая ставка, которую с полным правом могут применять организации ЖКХ , осуществляющие водоснабжение населения.

Позиция контролирующих и судебных органов по вопросу применения ставки налога в размере 70 руб. за 1 куб. м воды

Как указано в письме Минфина России от 01.01.2001 № /24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять указанную ставку водного налога, могут быть признаны, в частности, организации, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод (водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжение жилищного фонда)) и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии) не является нарушением правил водопользования.

С таким мнением Минфина России не согласны судебные органы, что подтверждается целым рядом судебных решений.

Налоговым органом при проверке была выявлена неуплата водного налога организацией ЖКХ вследствие неправомерного применения при исчислении ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды для водоснабжения населения при отсутствии у организации лицензии на право осуществления водопользования. По мнению налоговиков, организация ЖКХ должна была исчислить налог по ставке, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Как следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.01.2001 № А/8, суд правомерно отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку. Глава 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения при отсутствии у него лицензии на водопользование, уплачивать налог по общей ставке.

Теперь несколько слов о потерях воды. Налоговики, проведя проверку правильности исчисления налогов налогоплательщиком, доначислили сумму водного налога, основанием для чего послужил вывод о том, что ставка в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м применяется только в целях водоснабжения населения исходя из объема реализованной воды без учета потерь воды при передаче воды населению. В свою очередь, по мнению налоговиков, потери облагаются по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Не согласившись с таким решением налогового органа, организация обратилась в суд.

Суд удовлетворил требование организации о признании недействительным решения налогового органа, при этом в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.01.2001 № Ф08-7518/2008 указал, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем забранной из водного объекта воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

Из вышеприведенных норм следует, что общая налоговая база по водному налогу определяется как сумма объемов забранной за налоговый период воды для водоснабжения населения и для иных нужд. Суд сделал вывод, что налоговая база определяется и налоговая ставка устанавливается исходя из объема забранной из водных объектов воды, а не доставленной потребителям, т. е. с учетом потерь воды, имеющих место при ее заборе, очистке и доставке. По смыслу п. 3 ст. 333.12 НК РФ льготная ставка водного налога применяется ко всем объемам забранной воды для водоснабжения населения, а не к объемам фактически потребленной населением воды.

Исчисление водного налога в соответствии со ст. ст. 333.10 и 333.12 НК РФ предполагает учет цели забора воды из источника, а не объем фактически реализованной воды.

Положение п. 2 ст. 333.12 НК РФ, устанавливающее пятикратное увеличение налоговой ставки при заборе воды сверх установленных лимитов, к ставке налога, определенной п. 3 названной статьи, не применяется. Об этом еще в 2005 г. сообщила ФНС России в письме от 01.01.2001 № 21-3-05/32. В частности, в письме сказано, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога гл. 25.2 НК РФ не предусмотрено. Такая позиция налоговиков подтверждается и судебной практикой. В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 01.01.2001 № КА-А указано, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 НК РФ только для водопользователей, применяющих ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. НК РФ не предусмотрено увеличение ставки налога за сверхлимитное водопользование для водоснабжения населения.

Организации ЖКХ, осуществляющие забор воды из подземных источников для водоснабжения населения, самостоятельно исчисляют сумму налога, которая определяется как произведение налоговой базы (объем забранной воды по показаниям водоизмерительного оборудования) на ставку налога (70 руб. за 1 тыс. куб. м воды) (ст. 333.13 НК РФ).

Сумма налога подлежит уплате по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14 НК РФ).

В этот же срок, т. е. в срок, установленный для уплаты налога, в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения должна быть представлена налоговая декларация . Если организация ЖКХ отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, то налоговую декларацию следует представить в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пример 5.

Приведем пример начисления водного налога для предприятия ЖКХ.

Фактически забрано воды – 10 000 м3, в т. ч.:

Для предприятий – 3000 м3, лимит – 3000 м3;

Для населения – 7000 м3, лимит – 50 000 м3.

360 руб. х 3 = 1080 руб. – для предприятий;

70 руб. х 7 = 490 руб. – для населения.

Итого: 1080 + 490 = 1570 руб.,

360 руб. – плата за 1 тыс. м3 для предприятий, 70 руб. – плата за 1 тыс. м3 для населения.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 года, так и после этого срока.

Коэффициент экологической значимости региона – до недавнего времени обязательный коэффициент, учитываемый при расчете экологических платежей. Его величина зависела от федерального округа, в котором работает предприятие, а также от места выброса отходов. Если предприятие располагалось на берегу водоема (реки, моря), и отходы сбрасывались в воду, то при расчете экологических платежей коэффициент значимости региона зависел от территориального расположения относительно воды. Если предприятие использовало в качестве места хранения отходов почву или воздух, то необходимо было применять показатель для этой среды.

Нормы, по которым определялись коэффициенты экологической значимости региона (это Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219), с 22 сентября 2016 года отменены. Сейчас предприниматели должны пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В этом документе прописаны конкретные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительный коэффициент к ним, который применяется только в исключительных случаях.

В приложении к постановлению указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на ближайшие три года – 2016 – 2018 гг. При этом они отличаются в зависимости от того, куда сбрасываются отходы, - в атмосферу или в воду. Кроме того, дополнительно уточняются ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Что касается дополнительного коэффициента, то его необходимо применять при расчетах экологических платежей только в том случае, если выбросы отходов осуществляются на территориях или в объекты, находящиеся под особой охраной, в соответствии с федеральными законами. В таком случае организации должны пользоваться коэффициентом 2.

При расчете платежей природопользователям важно помнить, что Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ вводит дополнительные коэффициенты для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • 0 - при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • 0,3 - при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • 0,5 - при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • 0,67 - при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • 0,49 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • 0,33 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Если при расчете экологических платежей у вас появились какие-то сложности, рекомендуем обратиться в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уточнить, какие дополнительные коэффициенты необходимо использовать, если ведется конкретная предпринимательская деятельность.