Крымский мост: история, критика и опасности российской авантюры. Все о Крымском мосте: прогресс строительства, даты открытия, схемы движения Куда будет выходить керченский мост

Крымский мост на картах

Скажем сразу – к поездке сильно мы не готовились, она случилась достаточно спонтанно. Поэтому во время путешествия в нашем распоряжении оказался навигатор со старыми данными и видавшая виды печатная карта Краснодарского края. Естественно, на этих картах и в помине не было моста через Керченский пролив.

Пришлось ориентироваться на месте — язык до Киева доведет. Приблизившись к Таманскому полуострову, в каком-то населенном пункте спросили, как проехать к Крымскому мосту. Нам объяснили. Выехали на трассу и следовали указателям. Сориентироваться оказалось очень просто. А чтобы вам было еще проще, даем карты. Кстати, Яндекс и Гугл уже добавили Крымский мост в свои картографические сервисы.


А вот так схематически мы попробовали отобразить мост и варианты, как добраться до него, в своей старой печатной карте:

Крымский мост на Яндекс.Карты:

Автотрасса в Краснодарском крае

Масштабы строительства нас поразили! Помимо самого моста, в Краснодарском крае с ноля была построена новая автотрасса на подъезде к нему! Широкая, ровная, скоростная. Там, где раньше совсем недавно колосилась пшеница, где к солнцу тянули свои головы подсолнухи, теперь на всей скорости мчат автомобили.

Но! Здесь хотелось бы предостеречь путешественников. Ни кафе, ни заправок на трассе еще не построено! На протяжении всего пути нам попалась всего одна заправка, но и та была еще закрыта («Лукойл»). Поэтому советовали бы на пути к новой трассе заправить полный бак.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание! По указателям не следуйте на порт «Кавказ». Там ходит паром. Мост проложен в другом месте – там, где находится коса Тузла. Ориентир – город Тамань (мимо него будем проезжать).

По мосту с ветерком!

Автотрасса через Тамань плавно перетекает в Крымский мост. Никаких пропускных пунктов, шлагбаумов, пунктов внимания платы (проезд по мосту бесплатный) вы не увидите. О начале моста оповестит вот такой указатель:

По прибытию в Крым многие нас спрашивали: Ну как мост? Больше впечатлили трассы, а ощущения «вау!», когда ехали по самому мосту, не случилось: моря и проплывающих по нему кораблей не видно, арка-символ моста – совсем какая-то маленькая. Нет ощущения, что едешь по мосту. Обычная дорога.

Фото: проезжаем на машине через Крымский мост

Строительство продолжается!

Пока что по мосту едут легковые автомобили и туристические автобусы. Параллельно автодороге прокладывают железнодорожные пути – скоро (в декабре 2019 года) через Керченский пролив по мосту пойдут поезда. Грузовой транспорт обещают пустить по мосту в октябре 2018 года.

Связано это, как нам показалось, с тем, что строительство автодороги еще продолжается: строят новые развязки, расширяют автодороги. С большой загруженностью на недостроенной трассе возникнут огромные пробки. Кстати о пробках. При подготовке этой статьи нашли много фото-уток о пробках и колоссальных заторах на Крымском мосту. Так вот, в реальности их нет (по крайней мере в августе 2018 года).

Есть ли пробки на Крымском мосту в 2018 году?

  • Пробки перед Крымским мостом — нет.
  • Пробки на Крымском мосту — нет.
  • Пробки после Крымского моста — есть.

На подъезде к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края пробок не было. Сам мост мы также проехали быстро, в пределах допустимой скорости — пробок в августе 2018 года на самом Крымском мосту не было вообще. А вот на полуострове после Крымского моста подзастряли – там расширяют существующую трассу, строят новые развязки, движение осложнено. Какова ситуация сегодня — из первых уст нам неизвестно. Надеемся на ваши комментарии внизу страницы 😉

На некоторых участках двигались крайне медленно, поэтому когда появился указатель с советом совершить объезд через село Каменское, мы доверились и решили проехать лишние 10 километров, чтобы сэкономить время, минуя пробки. И здесь мы бы хотели снова предостеречь путешественников:
Ни в коем случае не едьте в объезд на Каменское! Дорога там ужасная! Гравий, пыль.


Мы были в полнейшей ярости, когда въехали на эту автодорогу. Вернее, это и дорогой то назвать нельзя. Тащились по ней со скоростью 10 километров в час полтора часа. В итоге измучались, потеряли время. Были в недоумении: почему Крымский Автодор рекомендует этот объезд, хотя нормальная дорога там еще не готова!

Но вот что действительно стоит сделать – это поехать через Симферополь, если планируете отдыхать в Ялте или Алуште. В ту сторону мы ехали по побережью (через Коктебель, Судак) – по времени получилось дольше (головокружительный серпантин, снующие туда-сюда туристы). Через Симферополь путь хоть и длиннее, но там трасса, равнины, путь пролегает в объезд курортных зон.

На карте желтой галочкой отмечены Симферополь и Каменское. Кстати, благодаря тому, что мы поехали через Каменское и оказались в местечке Владиславовка, мы попробовали самые вкуснейшие и ароматнейшие персики на свете всего за 50 за кг. Мужчина торговал там персиками из собственного сада. И дыни — мед. Даже потом, отдыхая в Крыму, мы не пробовали таких вкусных фруктов! Наверное, это была награда за наши полуторачасовые мучения на этой каменистой трассе. И если это так — то это самая сладостная награда в моей жизни! Ммм… Вкус ее я помню до сих пор

Статистика

Путь в Крым неблизкий. Мы следовали из Ярославской области. Конечной целью была Алушта. Так вот, полное расстояние от Ярославля до Алушты – 2300 км. В ту сторону мы преодолели это расстояние за 42 часа (ехали через г. Азов, останавливались на купание и ночлег в с. Кучугуры на Азовском море, далее ехали по побережью – через Феодосию, Коктебель, Судак). 42 часа – это время в пути, не учитывая время ночлега). Обратно мы следовали через Симферополь, Славянск-на-Кубани и Краснодар. Время в пути составило 36 часов. Мы не гнали, но и в пробках почти не стояли.

Алушта, Ялта

Целью нашего путешествия был отдых в Алуште с экскурсией в Ялту. Нас привлек именно Южный берег Крыма с его горами, лесами, чистыми галечными пляжами. Мы посетили Алуштинский аквапарк и Аквариум с богатой коллекцией рыб, Долину привидений и места съемок фильма «Кавказская пленница».


В Ялте съездили на Ласточкино гнездо, поднялись на вершину Ай-Петри и прокатились по канатной дороге.


В целом отдых понравился. Подвела лишь погода – целых 3 дня был шторм, море бушевало, выбрасывая на пляж злые волны. Купаться было невозможно. Зато, говорят, во время шторма морской воздух вдвойне полезнее


А какой воздух в горах (мы снимали домик именно там)!!! Он пропитан горной свежестью. Без шторма ветер дул теплый. Влажности и духоты не было – невероятно комфортный климат в Крыму! Наверное, именно поэтому его так любят туристы. И мы теперь тоже влюблены в Крым!

Эта весна в Крыму выдалась особенно жаркой. Как в плане погоды, так и в плане событий, главным из которых стало открытие Крымского моста. Дорога в Крым стала значительно проще, ведь теперь не придется зависеть от погоды и шторма, да и выкладывать круглую сумму за переправу не надо - проезд по мосту бесплатный. Три с половиной недели путешествия по Крыму на машине остались в прошлом, и пришло время подводить итоги и писать отчеты о поездке. Начинаю серию отчетов рассказом о дороге в Крым: туда мы переправлялись паромом, а обратно уже ехали через мост. Поехали!


Дорога из Крыма по мосту

Хочется скорее рассказать про Крымский мост, поэтому начну с дороги обратно.

Незапланировано наше путешествие продлилось на несколько дней, так как ждали открытие Крымского моста, чтобы в Москву ехать по нему, станицами и по М4.



16 Мая мы встали в 5 утра, чтобы как можно раньше подъехать к мосту и одними из первых прокатиться по столь долгожданному сооружению. Накануне движение по мосту открыл президент, проехавшись из Тамани в Керчь за рулем Камаза, а с 5 утра нынешнего дня возможность проезда появилась для легковых авто и пассажирских автобусов.



Я немного нервничала, ожидая какой-нибудь подставы, например, в виде долгого досмотра перед въездом на мост и из-за этого длинных пробок. Проснувшись в 5, первым делом схватила телефон и построила маршрут Керчь-Москва в Яндекс навигаторе. То ли у сервиса не было данных, то ли решили пощекотать нервишки первопроходцам Крымского моста, но он показывал, что через мост путь составит на 3,5 часа дольше нежели воспользоваться паромной переправой. Да еще и уведомление вывел, что возможно образование глухой пробки. Ну уж нет, таким сказкам мы не поверили, загрузили вещи в машину и бодро направились по еще сонной Керчи к новому путепроводу до моста. Навигатор не убрал знаки перекрытий, которые были не актуальны, но все же привел нас к въезду на стройку века.



Навстречу двигалась колонна байкеров и легковушки с флагами России, при чем поток в Крым был гораздо больше, чем из него. Они даже создали небольшую пробочку в одном месте (байкеров было много), а я впервые позавидовала пробке, так как останавливаться на мосту нельзя, а обдуманную фото сделать хочется, так что пробка-единственный шанс. Мне-то вообще было не до фото, так как я держала длинную палку с камерой, вытащив их через люк в крыше машины, ветер был ого-го, что удалось заснять, смотрите ниже.

Крымский мост: фото, проезд, отзыв

Наш новый мост-самый длинный в России и Европе, протяженностью 19 км. Мы ехали с максимально разрешенной скоростью 90 км/час, по бокам был виден Керченский пролив и рассвет. Новый день, новый мост, новый способ добраться в Крым.



Помимо того, что открытие моста - историческое событие, так это еще и большая экономия для туристов, ведь паромная переправа на двоих+машина стоит 2000 р. в одну сторону. Да и время мост экономит прилично, мы проехали его за 15 минут. Расстояние через мост до Москвы примерно на 200 км длиннее, чем через Порт Кавказ, но все равно дорога домой получается быстрее. Вот схема подъездов к мосту из интернета.


Мы доехали до МКАДа за 18 часов, в которые входил обед и остановки на маковых полях. Обычно мы ночуем в Воронеже, но в этот раз домчали без отдыха.
Подъезды к мосту сделаны хорошо, качество дорог хорошее.

Поездка в Крым на машине весной: маршрут, отзыв, советы




В Тамани мы увидели шикарное маковое поле и зависли минимум на пол часа. Женя летал на дроне над ним, а я лазила по траве с телефоном.


Проехать мимо такой красоты было невозможно!




Часть пути мы ехали через станицы, так как на М4 были пробки в районе Кущевки, а дальше по М4. В одном месте была недоделанная дорога длиной в несколько километров.



В станицах Краснодарского края хорошие дороги, но постоянно приходится обгонять грузовики.



На М4 проблемные участки в Ростовской области, никак не доделают дорогу. В обратную сторону была небольшая пробка, а вот в сторону моря все стояло мощно, минимум на час.



Переезд в Тимашевске проскочили и не заметили, в Лосево пробок не было. Про объезды этих проблемных участков я писала в прошлом году, вот здесь .
В этот раз мы не брали с собой еду, поэтому пришлось искать место для обеда на М4. Выбор пал на кафе Помпончик при заправке Лукойл. Заведение вызвало доверие, так как персонал в форме, есть уголок потребителя, план эвакуации, чистый санузел – решили поесть. Выбор блюд небольшой, все простое и понятное: супы, вареники, пельмени, чебуреки… Я съела куриный суп и половину пельменей, так как порция слоновая. Пельмени, кстати, домашние, вкусные.



Пока ждали открытие моста, жили в двух гостевых домах. Сначала в Гостином доме на Большой 12 ( фото и отзывы ), там мы провели первые дни в Крыму и решили в конце путешествия остановиться у них снова.


Последнюю ночь провели к гостевом доме Моника ( фото и отзывы ) – неплохо, но больше суток я бы там не хотела останавливаться, так как меня просто выбесила курилка около окон, соседи просто задымили, было впечатление, что находимся в газовой камере. Почему нельзя было сделать курилку внизу около входа, мне не понятно. В остальном все хорошо.



Путешествие по Крыму на машине, часть 1: крепости Керчи и мост

Путешествия по Крыму часть 2: Опукский заповедник, Кояшское озеро и восточный Крым


Дорога в Крым до открытия моста

Дорога в Крым далась нам тяжело, так как выехали ночью, были не выспавшиеся.


Впервые в жизни даже останавливались подремать на обочине, так как была опасность заснуть за рулем.
Выехали, как обычно в начале пятого утра, но привычный график поездки на море в этот раз не удалось соблюсти. Обычно мы в районе 15-00 оказываемся в Ростове-на-Дону, в этот раз добрались только к 18-00. Навигатор повел через Азов, станицы и Тимашевск, пока ехали вдоль полей уже начало садиться солнце. В Москве тогда еще было холодно, зелень не вылезла, а тут прям лето.




Накануне я забронировала номер в гостевом доме Вилла Вита в станице Голубицкая, как чувствовала, что одним днем до Крыма не доберемся. Голубицкая находится на берегу Азовского моря, от нее до порта Кавказ рукой подать. Добрались до номера уже ближе к полуночи и отлично выспались. Гостевой дом скорее можно назвать мини-гостиницей, что меня порадовало ( фото и отзывы ).



Так же у нас есть опыт ночевке под Тимашевском, в станице Ольховская, вот здесь мой отзыв .
Утром нас накормили прекрасным завтраком, особенно это было ценно после предыдущего дня на бутербродах с колбасой и яйцами.



До парома добрались быстро, на регистрации никого не было, ну почти никого. Если с учетом открытия Крымского моста вы все же решите ехать через переправу, то прочитайте мой подробный отчет о том, как это все происходит.



Паромная переправа в Крым

После регистрации и получения билетов делали много остановок на берегу Азовского моря, поэтому к порту подъехали ближе к обеду.


В Тамани во всю цвели фруктовые деревья.В первый паром мы не поместились, оставалось всего одно место, но мы не проходили по длине, поэтому пропустили Логан, а нас обрадовали, что надо ехать на другой причал, а это значит опять стоять на переезде, проходить досмотр. Я злилась.


В Керчи заранее забронировали Гостиный дом на ул. Большая 12 – рекомендую. На территории находится несколько домиков в украинском стиле, а в кафе великолепно кормят – такие вареники с вишней я ела только у бабушки.



Конец апреля в Крыму выдался теплый, мы сидели вечером на улице и наслаждались пением птиц, теплым ветром, свежим воздухом и тем чувством, что путешествие только начинается, впереди нас ждет масса приключений и эмоций. Все вышло просто отлично, обо всем расскажу в следующих отчетах.


Уже выпущены карты, на которых Крым входит в состав России. Этот факт вызвал волну патриотизма среди жителей полуострова. Керченский мост на карте Гугл пока имеет схематическое очертание. В настоящее время строительство еще не окончено, но оно идет быстрыми темпами. Планируется полная сдача объекта к 2018 году.

Где строят мост через Керченский пролив: карта

Еще не все жители страны знают, где строят мост через Керченский пролив, карта может дать точный ответ на этот вопрос. Его прокладывают от территории Краснодарского края с Таманского полуострова. Видно, что мост через Керченский пролив на карте не мешает работе паромной переправе. В настоящее время платформы ходят по расписанию, перевозя автомобильный транспорт и туристические автобусы.

Как будет соединять полуостров и материк крымский мост через Керченский пролив, карта демонстрирует воочию. Общая длинна сооружения составляет девятнадцать километров. На протяжении его встречается остров, через который будут также проложены полосы. Керченский мост со спутника будет видно достаточно хорошо. Также это найдет отражение на картах.

Мост через Керченский пролив на карте: планы на строительство подходов

Схема Керченского моста на карте демонстрирует не только все протяженность сооружения, но и подходы к объекту. Планируется прокладка автомагистралей до моста со стороны Краснодарского края и полуострова. Керченский мост на карте России – это еще одно достижение единого народа. Переправа является логическим продолжением трассы А-290, которая проложена между Новороссийском и Керчью. Она также проходит через Анапу.

Строительство Керченского моста на карте связывает два региона. С завершением работ у туристов появится возможность беспрепятственно курсировать между Крымом и Краснодарским краем. Азовское и Черное моря встретят новых туристов. Керченский мост фото со спутника позволяют увидеть, что отпала необходимость, ради посещения курорта, пересекать границу Украины.

Путь между курортными зонами значительно сократиться. Это живо демонстрирует Керченский мост из космоса, фото которого можно увидеть прямо сейчас. Подходы к переправе и обновление автомагистралей будут производиться в ближайшее время. Это входит в программу по реконструкции дорог Крыма. Керченский мост вид со спутника предстанет во всей своей красе.

Работа над новыми картами продолжается. Теперь полуостров стал неотъемлемой частью РФ. Мост через Керченский пролив фото со спутника будут также включены в общую картину территории России. С каждым годом Крым будет принимать все больше туристов. Этому будет способствовать доступность курортов. А найти дорогу к пункту назначения поможет карта Керченского моста спутник или в печатном варианте.

Многие россияне отмечают, что Крымский мост через пролив Керченский – это самая настоящая стройка XXI века. Подобных по масштабу строительных работ в истории России еще не было! Ниже вы сможете узнать все подробности и особенности строительства, будут представлены последние новости, фотографии, характеристики будущей конструкции.

Что такое Крымский мост?

Мост, который соединит Таманский полуостров континентальной России с , что на востоке Крыма, обещает стать открытием ближайших лет. Все потому, что он предоставит возможность непрерывного сообщения между РФ и Тавридой – железнодорожного и автомобильного.

Где находится мост на карте?

Располагаться он будет в Керченском проливе, проходя от Тамани через косу и остров Тузла и выходя к южной части города Керчь, к микрорайону Нижняя Цементная Слободка. Вот, какое расположение на карте он имеет:

Открыть карту

Основные характеристики

Как сообщается, общая длина конструкции составит 19 км, при этом мосты будут лишь на отрезках «Тамань — Тузла» и «Тузла — Керчь», их протяженность – соответственно, 1,4 и 6,1 км. Сколько километров займет переход по Таманскому полуострову и Тузлинской косе? Исходя из расчета – 5 и 6,5 км.

Коротко об истории первого Керченского моста

Конечно же, мы не могли оставить без внимания тот факт, что нынешний проект Крымского моста – не первый. Идея возвести его через возникла еще при Российской империи, в начале XX века, однако попытки реализации пришлись лишь на 1942-1943 гг., причем не советскими, а немецкими разработчиками, во время ВОВ. Но им не удалось воплотить в жизнь наработки: Красная армия пошла в контрнаступление.

В 1944 г. властями СССР принято решение о строительстве Керченского железнодорожного моста. В связи с относительной простотой конструкции работы шли очень быстро – уже в конце года тут началось движение. Тем не менее, применив несложные приемы, использовав частично деревянные сваи и элементы пролетов, руководители получили уязвимую постройку, которая быстро пришла в негодность.


Первый крымский мост 1944 г.

Предпринимались и другие попытки, разрабатывались планы и проекты, но реализованы они не были – в 1950 г. в верхах Советского Союза приняли решение остановить строительные работы и вплотную заняться возведением , посредством которой и грузовые, и пассажирские суда добираются до Крыма по сегодняшний день.

Да, Керченский мост – сложный проект, как технически, так и идейно. Впрочем, осуществив грамотный подход к делу, детально разобрав особенности местного ландшафта, можно его воплотить в жизнь, чем сейчас и занимаются русские специалисты. Уже совсем скоро нас ожидает тот самый долгожданный момент открытия нового, воистину грандиозного транспортного узла, многократно увеличивающего туристический поток на !

В марте 2014 года Президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта задачу построить Керченский мост для автомобильного и железнодорожного сообщения. Согласно проекту, переход будет состоять из параллельных автомобильной и железнодорожной секций.

Керченский мост

Автомобильная дорога должна насчитывать 4 полосы движения, максимальная скорость движения по ней составит 120 км/ч. Пропускная способность трассы – до 40 тыс. автомобилей в сутки. В октябре 2015 года было открыто движение транспорта через Керченский пролив по временному рабочему мосту. На вопросы о перспективе строительства моста через Керченский пролив ответил инженер путей сообщения, кандидат технических наук, член Академии строительства Украины Петр Коваль.

– В новостях появилось сообщение, что в Керченском проливе завершено строительство первого участка вспомогательного моста, который соединил Краснодарский край и остров Тузла. Петр Николаевич, что такое временный мост?

– Временный мост, это мост для того, чтобы потом ускорить строительство основного моста. То есть по нему будут подаваться материалы, техника, работы можно будет вести из нескольких точек, что, конечно же, ускорит темпы работ.

– Правильно ли я понимаю, что это такая инфраструктурная деталь, которая используется не для автобусов с пассажирами, а для грузовиков, которые подвозят груз.

– Это рабочий мост, который будет помогать строить основной мост. А почему временный? Потому, что он рассчитан на короткое время. Если говорить об основном мосте, то он должен стоять не менее ста лет. За это время может случиться землетрясение, например, еще какие-то катаклизмы, и он должен все это выдержать. А современный мост в случае чего может, конечно, пострадать, и строители знают это, и если случится форс-мажор, то таких жертв, как на основном мосту, не будет, конечно.

Концепция строительства Керченского моста
Источник: most.life

– Когда я читал о судьбе первого моста образца 70-летней давности, то я помню, что печальную роль в его судьбе сыграл весенний ледоход. И тогда он был снесен, не выдержал нагрузки. А вот сейчас сооружают временный мост в преддверии зимы, а к весне, я так понимаю, угроза никуда не денется.

– Понимаете, там не каждый год есть такие ледоходы. И вот как раз тому мосту не повезло. В этот раз такого может не быть, но теоретически такое случится тоже может.

– Повторюсь, нередко мы слышим политиков, будет или не будет построен керченский мост. А вот с инженерной, с экспертной точки зрения, этот проект вообще возможен?

– Технически возможно, но будет ли этот мост надежным и с какой степенью вероятности?И если смотреть, как сейчас действуют мостостроители в России, то складывается впечатление, что по принципу Даля: «Авось, небось и как-нибудь, вершат как прежде, русский путь». То есть, нарушаются принципы строительства. Есть процессы, которые гарантируют надежность моста – изыскания, разработка вариантов, прохождение очень детальной серьезной экспертизы. И только после этого начинается строительство. Насколько я следил за событиями, специально были приняты законы в России, нарушающие процедуру. То есть, разрешается начинать строительство, а затем узаконивать то, что будет строится. На данный момент проекта нет, но строительство моста, пусть и вспомогательного уже идет. То есть основной принцип нарушен.

– Правильно ли я понимаю, что строительство Керченского моста это такой себе политический проект.

– Да, поэтому и спешат. Если бы с точки зрения надежности, с точки зрения вероятности, того, что ничего не случиться, то конечно же так нельзя строить. Но если мы хотим резонанс политический, если мы хотим разные политические акции, то да, вот для этого и идет строительство.

Премьер-министру России Дмитрию Медведеву представили проект строительства моста через Керченский пролив в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015»
Источник: marv.livejournal.com

– Но вот какую принципиальную вещь вы говорите, что строительство моста через керченский пролив возможно. Потому что очень много бравурных заявлений звучало о том, что нет, невозможно его построить, что мягкие грунты и так далее. Вот дайте, пожалуйста, экспертную оценку, насколько вообще транспортный переход в виде моста с точки зрения современных технологий трудоемкий, достижимый и так далее.

– Тут какая проблема основная. Это сейсмика. 17 сентября Интерфакс.ру опубликовал заявление заместителя директора института физики земли РАН. Евгений Рогожин, на основании исследований института сказал, что принято решение понизить сейсмику с 9-10 баллов, до 8,5.

– Это в Керченском проливе?

– Да-да. И вот это, как он сказал, повышает надежность этого решения. Это абсурд, почему? Вроде бы на основании исследований, а они точно были, эти исследования, но вероятность форс-мажора все равно существует. И вот, было принято волевое решение, понизить требования к мосту. Потому, что при 10 баллах, это фантастически уникальные конструкции, дорогие невероятно. А вот мы понизили требования до 8,5. Да, мы уменьшили затраты, упростили задачу проектантам, строителям, но вероятность аварии – увеличивается.

Конечно, это вероятность какая? Если будет сильное землетрясение. А прогнозирование у нас, опять-таки, стоит не на очень высоком уровне. Вот когда в Ялте было в 1927 году – никто не ожидал. И даже теперь, через 100 лет, предвидеть землетрясение за несколько лет никто не научился.


Источник: most.life

– То есть происходит ситуация, когда требования к инженерным конструкциям подгоняется под бюджет и под политическую целесообразность. Кстати, по поводу бюджета. В феврале вице-премьер России Дмитрий Козак озвучил стоимость моста – 228 миллиардов рублей. И еще вопрос, помимо сейсмической активности, очень часто звучит сочетание «мягкие грунты». Вот что это такое и действительно ли это серьезная проблема?

– Ситуация такова, что там ил 60 метров. Диаметр свай предвидится 1,4 метра. А ил, фактически, не держит сваи. И сваи при такой длине и диаметре – это очень тонкие опоры, и они получатся очень гибкими.

– Петр Николаевич, из всего того, что было сказано, я понимаю, что сооружение моста через Керченский пролив с точки зрения современных технологий, оно довольно-таки реально. Просто это история про такую первую победу – требует смелых инженерных решений и готовности платить довольно большие бюджетные деньги, правильно я понимаю?

– В принципе, да. И также это и принятие надежных решений, так как постройка моста требует значительных вложений.

– Вы касались возможности тоннеля под Керченским проливом, и вы говорили, что существует две разные технологии по созданию тоннеля под керченским мостом. Будем звонить вашему коллеге – Николаю Глухову, который считает, что переход через керченский пролив должен быть не в формате моста – а в формате тоннеля. По его мнению, мост будет стоить намного дороже, чем тоннель. Николай Иванович, мы знаем вас как одного из лоббистов подземной переправы через керченский пролив, скажите, в чем преимущества тоннеля перед мостом в данном случае?

– Я не лоббист. В данном случае – эксперт по данному переходу, хочу рассказать, в первую очередь, как неправильно была поставлена задача по строительству перехода. Крым лежит на самом коротком переходе между Европой и Азией и мост – это вопрос соединение Крыма и материковой части России. Обнародованы уже цифры, показатели моста. Это 10 млн пассажиров, и 14 млн тонн груза в год, и это такие мизерные показатели за 228 миллиардов рублей. Мы обозначили что 10 и 14 – это перспективные показатели для Крыма. И если можем сегодня за 10 миллионов евро решить задачу, не строя никаких мостов и тоннелей, – мы добавляем по два причала с обоих сторон и увеличиваем пропускную возможность паромной переправы. И закрываем этот вопрос.

Нет, мы нацелены строить мост. Тогда давайте говорите, что региональная задача решается за 100 миллионов. Тогда скажите, какая же государственная задача может быть, ведь не только присоединение Крыма, а и создание транспортно-логистического комплекса Крым, который позволит перемещать и создавать совсем другие грузы и пассажиропотоки, для этого мы должны построить и что то еще! Мы представляли эти проекты на всех уровнях, ведь если по правде – мы еще должны построить и глубоководный экспортный порт, 250 млн пассажиров в год и более 50 млн груза – это южный порт для Российской Федерации в Черном море, и единственное место, где можно строить такой порт- это феодосийский залив, это все представлено в наших проектах.