Крыжовник главные герои. Главные герои рассказа крыжовник Главный герой рассказа крыжовник

Вводный урок по творчеству А.П.Чехова в 10 классе.


«Урок литературы в 10 классе по теме «Личность и творчество Чехова»»

Тема: Личность и творчество писателя.

Цель урока: Изучение биографии и творчества А.П.Чехова, тематического и жанрового разнообразия произведений писателя.

Работая с текстом учебника, выяснить основные факты биографии писателя, изучить особенности его творческой биографии

Развивать аналитические навыки учащихся, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом;

Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере жизни писателя, воспитанию активной жизненной позиции и неприятия к негативным явлениям жизни на основе анализа произведений Чехова.

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Разминка. Повторение изученного о Чехове в среднем звене:

Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака.)

Продолжите известное высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: . »

В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка», А.П. Чехов.)

Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». (Чи-новник чихнул на лысину важной персоне и умер.)

Персонажем какого рассказа Чехова является полицейский Очумелов? («Хамелеон».)

Кому писал письмо Ванька Жуков и о чём просил в письме? (на деревню дедушке с просьбой забрать его к себе)

Как звали сына героя рассказа «Толстый и тонкий»? (Нафанаил)

Назовите «лошадиную» фамилию, которую не мог вспомнить приказчик Иван Евсеевич. (Овсов)

Работа по новому материалу. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы ХIХ в.

Это годы наступления правительственной реакции, кризиса господствовавших в обществе идео-логий и верований, пассивности либеральной интеллигенции. 80-е годы ХIХ в. – эпоха поисков новых путей развития страны. Творческий метод А. П. Чехова уже определился, в письме к Алексею Николаевичу Плещееву он написал: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем». Но даже в этот период «безвременья» Чехов чувствует и ощущает нормы жизни и человеческих отношений, видит отклонения от норм и показывает их.

90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Ан-тону Павловичу Чехову.

В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петици-ей, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.

В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.

В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.

Биографические сведения об А.П.Чехове – по уч. стр.179-181

Проверка усвоения текста по принципу «Лента жизни»

Цитаты А.П.Чехова- как они характеризуют Чехова?

«Дневник двойной записи»

Рассказы Чехова – работа в группах:

1группа — по рассказу «Человек в футляре»

Каковы жизненные принципы Беликова?

Почему ничтожнейший человек – Беликов – держал в руках весь город?

От чего умирает Беликов?

Напишите «завещание» Беликова

2 группа – по рассказу «Крыжовник»

Как ты думаешь, кто из героев рассказа » Крыжовник» человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему?

Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? Какое сомнение мучит героя?

Как бы ты сформулировал: о чем этот рассказ?

Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком?

Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания?

Составление «Диаграммы Венна»: «Человек в футляре»- «Крыжовник»

Тест по литературе по рассказу А. П. Чехова «О любви»

Описание разработки

Часть А (сейчас отсутствующая в ЕГЭ по литературе) проверяет осознанность прочтения рассказа и знание подробностей. Кто из героев лишний? Выберите фамилии главных героев. Как называлась деревня, с которую приехал главный герой? и другие вопросы, ответ на который нужно выбрать из предложенных вариантов. Задания части В – определение направления, рода, жанра, тропов, средства характеристики, фамилии по портрету и др. Часть С – вопросы для сочинения-миниатюры (10-15 предложений).

Вариант 1.

А1. Выберите, кто из героев лишний?

  • Пелагея
  • Анна Алексеевна
  • Бурмин
  • Луганович
  • Алехин
  • Никанор
  • Иван Иванович
  • А2. Почему служанка не вышла замуж за повара?

    1. Она его не любила.
    2. Он был пьяница и буйного нрава.
    3. Она была влюблена в хозяина.
    4. Хозяева были против их брака.
    5. А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»?

    6. «Тайна сия великая есть».
    7. «Наслаждение сие великое есть».
    8. «Благо сие великое есть».
    9. «Наказание сие великое есть».
    10. А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны?

    11. Помыться и поесть.
    12. Познакомиться с новыми людьми.
    13. Поговорить, излить душу.
    14. А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям?

    15. Канцелярская крыса
    16. Кабинетный человек
    17. Птица вольная
    18. Ломовая лошадь
    19. А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал?

    20. Продать часть земли.
    21. Сдать в аренду соседям лес
    22. Работать в поле вместе с батраками.
    23. Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.

    А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»?

  • Читать классическую литературу.
  • После завтрака и обеда пить кофе с ликерами.
  • Раз в неделю обедать у соседей.
  • Регулярно принимать у себя гостей.
  • Читать на ночь «Вестник Европы».
  • А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой?

    Крыжовник (рассказ)

    «Крыжовник» - рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» .

    Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был одет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.

    Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:

    Заглавие: Крыжовник Х служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке… Есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уже он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достаёт. Останавливается на мысли, что не достаёт крыжовника, посылает в питомник. Через два-три года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно…

    «Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .

    • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
    • Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
    • Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
    • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

    Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

    Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

    При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

    Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .

    Материал для сочинения. Алехин Павел Константинович — характеристика литературного героя (персонажа)

    Алехин Павел Константинович

    О ЛЮБВИ
    Рассказ (1898)

    Алехин Павел Константинович - главный герой, является также персонажем рассказа «Крыжовник», где дается его портрет: «. Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика». Окончил университет, и хотя, как он говорит, по воспитанию белоручка, а по наклонностям кабинетный человек, тем не менее вынужден заниматься хозяйственными делами в своем имении, на котором был большой долг, потому что его отец много тратил на образование сына. Стремясь расплатиться, А. так и осел в имении, опростился, занимается сельским хозяйством, его выбирают в почетные мировые судьи.

    А. рассказывает гостящим у него ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайс-кому и учителю гимназии Буркину сначала историю своей красивой горничной Пелагеи, которая была влюблена в повара, пьяницу и буйного нрава, а затем и о собственной любви - к жене товарища председателя окружного суда Лугано-вича Анне Алексеевне. Познакомившись с ними, он становится частым гостем в их доме, другом семьи. Он бывает с Анной Алексеевной в театре, подолгу беседует с нею. А. чувствует себя несчастным. Он много думает об Анне Алексеевне, стараясь «понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика. ». Герой скрывает свое чувство, опасаясь и не желая оборвать «счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили». А. догадывается о ее ответном чувстве к нему, но они не признаются друг другу («Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим»). Ни А., ни его возлюбленная не видят перспективы для иных, нежели просто дружеские, отношений, и потому с годами между ними ничего не меняется, хотя герой чувствует, что она близка ему и им нельзя друг без друга.

    После назначения Лугановича в другую губернию их семья уезжает, и во время проводов, застав Анну Алексеевну одну в купе поезда, А. наконец признается ей в любви. В эту минуту, по его словам, «со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех и добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

    По утверждению писательницы Л. А. Авиловой, в рассказе отразилась история ее взаимоотношений с Чеховым - «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет. ».

    Чехов “Крыжовник”

    Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

    Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

    За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

    Большой замысел «Маленькой трилогии»

    В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

    На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

    Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

    От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

    История чиновника, который мечтал стать барином

    Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

    Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

    Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

    В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

    Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

    Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

    Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

    Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

    Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

    Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

    «Футлярная» жизнь Николая Ивановича

    История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

    У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

    По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

    Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

    Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

    В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника». Это короткий, но очень глубокий рассказ.

    Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

    Слово автора

    Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

    В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

    Себялюбивость как порок

    Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

    Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

    Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

    Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви» (8-й класс)

    Тест на знания содержания рассказа, героев и поступков.

    Просмотр содержимого документа
    «Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви» (8-й класс)»

    Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви»

    Кто является главным героем рассказа?

    В кого была влюблена красивая Пелагея?

    Как называли Никанора?

    Кто такой Никанор?

    Откуда взята фраза «Тайна сия велика есть»?

    Г) из справочника

    Кто в рассказе произнес фразу «Мы, русские порядочные люди…»?

    Куда нарочно ходят холостяки, чтобы поговорить?

    А) в магазин и столовую

    Б) в супермаркет и кафе

    В) в баню и в ресторан

    Г) на рынок и вокзал

    В каком городе жил герой рассказа А.П. Чехова?

    Что читал герой рассказа перед сном?

    а) «Вестник Европы»

    б) «Вестник Америки»

    в) «Тульский вестник»

    г) «Новомосковский вестник»

    Куда выбрали героя рассказа в первые годы жизни в деревне?

    А) в почётные мировые судьи

    Б) в присяжные заседатели

    Куда пригласил Луганович Алёхина после суда?

    Кто такая Анна Алексеевна?

    А) начальник Лугановича

    Б) сослуживец Лугановича

    В) соседка Лугановича

    Г) жена Лугановича

    Кого обвинили в деле поджигателей?

    а) четверых кавказцев

    б) двух украинцев

    г) четверых евреев

    С какой целью поздней осенью был спектакль?

    В) с благотворительной

    Г) с миротворческой

    Что в качестве подарка просили принять героя рассказа Луганович и его жена?

    А) запонки, портсигар или лампу

    Б) кулон, пепельницу или абажур

    В) брелок, трубку или фонарик

    Г) перстень, кальян или свечу

    Что присылал Лугановичам из деревни герой рассказа?

    А) экзотические фрукты, молоко и цветы

    Б) битую птицу, масло и цветы

    В) яйца, мясо и цветы

    Г) свежие овощи, творог и цветы

    Сколько детей было у Лугановичей?

    Куда было решено отправить Анну Алексеевну в конце августа?

    Меню статьи:

    Антон Чехов – один из немногих мастеров короткого жанра. «Крыжовник» Чехова, главные герои которого демонстрируют простые философские истины, относится к жанру емкого и краткого рассказа. Произведение составляет «Маленькую трилогию» вместе с другими текстами писателя – «Человек в футляре» и «О любви».

    Впервые «Крыжовник» появился в журнале «Русская мысль» в конце XIX века. В основе рассказа лежит реальная история, которая приключилась с одним российским чиновником.

    О «Маленькой трилогии»

    Антон Чехов прожил короткую жизнь. Создав лаконичные, содержательные произведения, писатель выразил в текстах все аспекты российской культуры конца XIX века. «Маленькая трилогия» репрезентирует мастерство российского писателя: «малая форма» и идейная глубина соединяются с простотой сюжетной канвы. Сюжет – это предлог для размышлений. Боль жизни сочетается с юмором, сатирическими отступлениями.

    В литературной критике подчеркивается, что писатель задумал в цикле рассказов, озаглавленных ныне названием «Маленькая трилогия», больше прозаических текстов. Однако «трилогия» – результат случайности. За 6 лет до смерти (Чехов написал «Крыжовник» в 1898 году, а в 1904 году писатель умер) автору не удалось довести задумку до завершения.

    Внимательный читатель заметит, что в рассказах Чехова повторяются лейтмотивы или темы. Писатель стремится донести до читателя главную идею: человеку необходимо постоянно двигаться вперед, совершенствоваться нравственно, чтобы глубже осознать смысл жизни. В культуре периодически повторяются периоды упадка, чередующиеся с этапами ренессанса (в широком смысле этого понятия). По мнению исследователя Н. Александрова, упадок встречается на «перевалах крупных ментальных циклов», завершая эпохи и открывая новые столетия. Можно предположить, что Антон Чехов тоже нащупал эту мысль, представив ее в виде художественного образа.

    Предыстория создания рассказа «Крыжовник»

    Антон Чехов написал это произведение, вдохновившись историей, которую поведал Анатолий Кони (российский юрист) другому именитому писателю – Льву Толстому. Юрист говорил о чиновнике, единственной мечтой которого было приобретение мундира. Все отложенные средства служащий истратил на пошив костюма, однако так и не надел его. Чиновник получил мундир, но на ближайшее время не планировалось балов или вечеров. Костюм повесили в шкаф, но нафталин испортил золотую вышивку. Через 6 месяцев чиновник умер, впервые, уже трупом, примерив желанный мундир.

    Антон Чехов переделал историю, рассказанную Анатолием Кони: в рассказе, чиновник мечтает иметь дом, украшенный крыжовенными кустами.

    Мы вам рады наш дорогой читатель! Предлагаем ознакомиться с А. П. Чехова

    Рассказ получил высокие оценки критиков. Владимир Немирович-Данченко замечал, что отыскал в «Крыжовнике» «хорошие мысли» и «колорит». Произведение переводилось на многие европейские языки. В 1967 году также Леонид Пчелкин срежиссировал фильм по мотивам «Крыжовника» Чехова, главные герои которого будут нами рассмотрены ниже.

    Однако для начала скажем несколько слов о сюжете рассказа.

    Сюжет и главная идея произведения Чехова

    Взору читателя представляется поселок Мироносицкое. Здесь прогуливаются двое приятелей, которые изъявляют желание зайти в гости к другу. Товарищ гуляющих – помещик и расположился в именье, недалеко от поселка. За чашкой чая, один из визитеров поведал друзьям о своем брате.

    В детстве два брата жили в доме отца. Тот имел чин офицера и сумел заработать право на потомственное дворянство для детей. Отец при жизни влез в долги, поэтому усадьбу после кончины мужчины конфисковали. В душе брата рассказчика с тех пор поселилась мечта: купить небольшой дом, украсить усадьбу кустами крыжовника и жить там в тишине и покое.


    Брат взял в жены зажиточную вдову. Предаваясь мечтаниям, Николай (так звали брата рассказчика) почти все сбережения откладывал в банк, голодал, а с ним голодала и жена. Несчастная женщина не выдержала мучений и вскоре умерла. Николай остался после смерти нелюбимой жены наедине с деньгами покойницы. Тогда брат визитера реализовал давнюю мечту: приобрел усадьбу, высадил крыжовник и зажил настоящей барской жизнью.

    Идеи, высказанные в произведении

    Рассказчик говорит, что вопреки довольному виду брата, Ивану Ивановичу (так звали визитера, поведавшего историю) стало жаль этого человека. Рассказчик подумал, что вот так в мире живут счастливые и ограниченные люди, спокойно поедающие крыжовник, а где-то умирают от голода дети. Мир словно разделен на людей, которые благополучно едят, пьют, строят семьи, воспитывают детей и хоронят умерших родственников, и на людей, которые каждый день познают горесть и нищету.

    Тогда Иван Иванович делает вывод, что если жизнь и имеет смысл, то он кроется не в счастье. Единственный смысл – в совершении добрых поступков.

    Собеседники рассказчика недовольны скучной историй о помещике. Приятели жаждут поговорить о легких темах, о женщинах, об изяществе. Друзья пьют чай, созерцая работу обаятельной горничной. Атмосфера дома располагает к легкости и расслаблению.

    «Крыжовник» Чехова и центральные персонажи рассказа

    В центре повествования – история двух братьев Ивана и Николая Чимша-Гималайских. Вопреки родству, связывающему ключевых героев «Крыжовника» Чехова, братья – люди абсолютно разные. Единственный аспект, соединяющий героев, – это отчество и фамилия.

    Главное, в чем коренится разность персонажей, – это несовпадение взглядов на смысл жизни. «Маленькая трилогия» и рассказы, входящие в цикл, связаны темой «футлярности». Антон Чехов раскрывается болезненную правду: так много людей живут мелочными целями, низменными интересами. Такая жизнь скорее похожа на сон. Поэтому писатель хочет, чтобы люди, читатели открыли глаза и осознали, что на самом деле в жизни – важно, а что – второстепенно.

    Иван Иванович

    Иван по происхождению – дворянин. Однако отец героя обеднел, и потомки потеряли поместье, которое отец, как и дворянский статус, получил на офицерской службе. Сейчас Иван Иванович работает ветеринарным врачом.

    Из уст этого персонажа высказываются главные идеи произведения. Иван Иванович размышляет над образом жизни брата, который вызывает у рассказчика чувство жалости. Антон Чехов считает, что время, в которое живут и действуют персонажи, – это застойный период.

    Цикл рассказов писателя отражает ценности общественной жизни, особенности социальных пороков, декаданс нравственных устоев.

    Иван Иванович поэтому высказывает сожаление, что годы не позволяют ему встать на тропу активной борьбы с пороками, охватившими общество. Герой поведал приятелям историю брата, наглядно демонстрирующую эти пороки. Но Иван раскрывает нравственные бреши не только в обществе и окружающих, а также в себе.

    Николай Иванович

    Брат рассказчика. В молодости Николай – добрый человек, усердный трудяга. Дворянин, служивший чиновником. Охваченный пленом материальных ценностей, Николай воспылал мечтой купить поместье, выращивать крыжовенные кусты и жить дворянской жизнью. Для этого чиновник женился на богатой вдовушке. Жена – некрасивая и нелюбимая – страдала от действий мужа: в порыве мечты Николай положил деньги вдовы на банковский счет, а себя и супругу морил голодом. Жена скончалась, а Николай купил желанную усадьбу.

    После достижения желаемого, Николай становится помещиком, теряя все оставшиеся положительные качества.

    Алехин

    Друг Ивана и Буркина, к которому приятели зашли в гости. Алехин владеет поместьем, в котором царит атмосфера легкости. Здесь главные герои «Крыжовника» Чехова пьют чай и слушают рассказ Ивана Ивановича. Тот призывает Алехина осознать истинный смысл жизни, состоящий в совершении добрых дел.


    Алехин – приятной внешности мужчина, возрастом – под сорок лет. Круг интересов помещика – хозяйство. Мужчина настолько увлечен делами поместья, сеном и дегтем, что забывает следить за собой и мыться.

    Буркин

    По профессии – учитель, товарищ главного героя «Крыжовника». Собственно, Буркин и гостеприимный помещик «футлярны», по мнению Чехова. Гимназистский учитель равнодушен к рассказу Ивана Ивановича. Мужчина увлечен изяществом и женщинами.

    Пелагея

    Служанка в доме помещика – друга Буркина и Чимши-Гималайского. Девушка красива и аккуратна, ее изящество удивляет и восхищает гостей Алехина. Пелагея ухаживает за гостями, она мягкая и кроткая. В конце концов, красота девушки перекрывает морально-социальную тематику рассказа Ивана.

    История создания

    Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

    Персонажи

    • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
    • Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
    • Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
    • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

    Сюжет

    Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

    Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

    При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

    Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .

    Напишите отзыв о статье "Крыжовник (рассказ)"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Крыжовник (рассказ)

    – Осторожна в чём? – спросила я.
    – Ты родилась… – был ответ.
    Его высокая фигура начала колебаться. Поляна закружилась. А когда я открыла глаза, к моему величайшему сожалению, моего странного незнакомца уже нигде не было. Один из мальчишек, Ромас, стоял напротив меня и наблюдал за моим «пробуждением». Он спросил, что я здесь делаю и собираюсь ли я собирать грибы… Когда я спросила его сколько сейчас время, он удивлённо на меня посмотрев ответил и я поняла, что всё, что со мной произошло, заняло всего лишь несколько минут!..
    Я встала (оказалось, что я сидела на земле), отряхнулась и уже собралась идти, как вдруг обратила внимание на весьма странную деталь – вся поляна вокруг нас была зелёной!!! Такой же изумительно зелёной, как если бы мы нашли её ранней весной! И каково же было наше общее удивление, когда мы вдруг обратили внимание, что на ней откуда-то появились даже красивые весенние цветы! Это было совершенно потрясающе и, к сожалению, совершенно необъяснимо. Вероятнее всего, это было какое-то «побочное» явление после прихода моего странного гостя. Но ни объяснить, ни хотя бы понять этого, к сожалению, я тогда ещё не могла.
    – Что ты сделала? – спросил Ромас.
    – Это не я, – виновато буркнула я.
    – Ну, тогда пошли, – согласился он.
    Ромас был одним из тех редких тогдашних друзей, кто не боялся моих «выходок» и не удивлялся ничему из того, что постоянно со мной происходило. Он просто мне верил. И поэтому я не должна была никогда ничего ему объяснять, что для меня было очень редким и ценным исключением. Когда мы вернулись из леса, меня тряс озноб, но я думала, что, как обычно, просто немного простудилась и решила не беспокоить маму пока не будет чего-то более серьёзного. Наутро всё прошло, и я была очень довольна тем, что это вполне подтвердило мою «версию» о простуде. Но, к сожалению, радоваться пришлось недолго…

    Утром я, как обычно, пошла завтракать. Не успела я протянуть руку к чашке с молоком, как эта же тяжёлая стеклянная чашка резко двинулась в мою сторону, пролив часть молока на стол... Мне стало немножко не по себе. Я попробовала ещё – чашка двинулась опять. Тогда я подумала про хлеб... Два кусочка, лежавшие рядом, подскочили и упали на пол. Честно говоря, у меня зашевелились волосы… Не по-тому, что я испугалась. Я не боялась в то время почти ничего, но это было что-то очень уж «земное» и конкретное, оно было рядом и я абсолютно не знала, как это контролировать...
    Я постаралась успокоиться, глубоко вздохнула и попробовала опять. Только на этот раз я не пыталась ничего трогать, а решила просто думать о том, чего я хочу – например, чтобы чашка оказалась в моей руке. Конечно же, этого не произошло, она опять всего лишь просто резко сдвинулась. Но я ликовала!!! Всё моё нутро просто визжало от восторга, ибо я уже поняла, что резко или нет, но это происходило всего лишь по желанию моей мысли! И это было совершенно потрясающе! Конечно же, мне сразу захотелось попробовать «новинку» на всех окружающих меня живых и неживых «объектах»...
    Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
    – Перестань!
    Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
    – Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
    – Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
    Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
    – Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
    Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
    – Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
    Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»…
    В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.

    Серия: Маленькая трилогия – 2 рассказ

    Год издания рассказа: 1898

    Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» - это второй рассказ из его «Маленькой трилогии» включающей в себя кроме этого произведения, рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все три рассказа «Маленькой трилогии» Чехова включены в школьную программу, что обеспечило им высокий интерес среди учеников. Ну а самому автору это обеспечило высокое место в нашем .

    Рассказа «Крыжовник» краткое содержание

    В рассказе Чехова «Крыжовник» читать можно историю, рассказанную ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимша-Гималайским своему другу Буркину. В тот день они шли к селу Мироносицкого, которое пока только виднелось на горизонте. Неожиданно Буркин вспомнил, что Иван Иваныч в сарае старосты Прокофия обещал рассказать какую-то историю. Иван Иваныч сказал, что хотел рассказать о брате. Но только он забил трубку и решил начать, как полил дождь. Сначала несильный, а потом сильнее и сильнее. Всего за пару минут двое друзей и их собаки были мокрыми. Буркин предложил укрыться у помещика Павла Константиновича Алехина, который жил в Софьино совсем недалеко.

    Софьино встретила их шумом от мельницы, сыростью и грязью. Сам помещик высокий, статный и длинноволосый был больше похож на профессора или художника. Он стоял в амбаре подпоясанный веревкой в грязной рубахе. Друзей он сразу признал и обрадовался им. Он предложил пройти с ним в дом, где их встретила очень красивая горничная Пелагея. Алехин предложил друзьям пройти вместе с ним в купальню, пока Пелагея принесет сухую одежду и приготовит здесь все. Иван Иваныч и Буркин согласились. В добротной купальне Алехин немного застеснялся, что он такой грязный. Ведь вода с него бежала черной. И уже после того как друзья переоделись в шелковые халаты, а Пелагея разлила чай в гостиной, Иван Иваныч начала свой рассказ.

    Далее в кратком содержании Чехова «Крыжовник» читать можно о том, как Иван Иваныч начал свой рассказ о брате Николай Иваныче, который был на два года младше. Их отец был из канонистов и свой офицерский чин и дворянство честно выслужил. Именье и чин он оставил своим двоим сыновьям. Но именье вскоре забрали за долги, и брат подался в город, где устроился в казенные палаты. С детства братья росли как крестьянские дети – драли лыко, стерегли лошадей и рыбачили. Поэтому городская жизнь тяготила брата. Проходили годы и у Николай Иваныча появилась мечта обзавестись усадьбой на берегу озера или речки. Иван Иваныч не одобрял эту мечту. Ведь как принято говорить человеку надо лишь три аршина земли. Но это ведь трупу, а не человеку. А попытку обзавестись усадьбой он воспринимал как попытку убежать от житейских проблем. А Николай Иванович тем временем жил впроголодь, одевался как бедняк, а все деньги относил в банк. И даже те деньги который присылал ему Иван Иваныч нес в банк. В газетах он читал только объявления о продаже усадьб, а из книг только работы по садоводству. В своих мечтах он составлял планы свой усадьбы и всюду у него были только барски дом, людская, огород и крыжовник.

    Далее в рассказе Чехова «Крыжовник» кратком содержании вы узнаете, как годы шли. Николай Иванычу перевалил уже четвертый десяток, а он все так же копил. Вскоре он удачно женился, без любви на вдове. Но деньги жены он положил на свой счет, а с ней так и жил впроголодь. Вскоре она от этого померла, но Николай Иваныч не видел в том своей вины. После смерти жены он начал поиски усадьбы. И вскоре купил 112 десятин с домом, людской и парком. Но не сада не крыжовника здесь не было. А вместо реки текла непонятная субстанция кофейного цвета. Ведь рядом был кирпичный завод и костопальный. Но он не расстроился купил себе 20 кустов крыжовника и зажил.

    В прошлом году главный герой рассказа «Крыжовник» Чехова решил поехать проведать брата. Его встретила распухшая собака, которой даже гавкать было лень. Затем он встретил такую же кухарку, а потом прошел и к брату, который тоже обрюзг и превратился в настоящего барина. Он рассказывал, как его любит народ, как он им ставит пол ведра, и они пьют и ему кланяются в ноги. Рассказывал о необходимости образования, но для мужиков оно пока не нужно. А нашу, в общем то несозвучную фамилию, называл дворянской. Вечером к чаю подали крыжовник, с тех самых двадцати кустов. Николай Иваныч с жадностью ел его и приговаривал: «Как вкусно!». Иван Иваныч вспомнил «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Ведь крыжовник был кислый и твердый.

    Главному герою рассказа Чехова «Крыжовник» постелили в соседней комнате. Поэтому он слышал, как всю ночь его брат вставал и брал еще крыжовника. А на Ивана Ивановича тем временем нашли размышления о нашем погоне за счастьем. И в этой погоне мы часто не замечаем того несчастья, которое происходит совсем рядом. Иван Иваныч осуждал себя, ведь и он еще не так давно высказывался о неприемлемости телесных наказаний, но их необходимости, о том, как управлять народом, как жить и многом другом. От брата он уехал рано утром. С тех пор он больше не может бывать в городе и смотреть на счастливые семейства, пьющие чай. Ведь счастья нет. А Иван Иванович желает творить добро Алехину. Ведь он еще в отличие от Ивана Ивановича молод и способен к борьбе.

    Ни Алехина ни Буркина рассказ главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова не впечатлил. Алехин вообще хотел спать ведь встал в 3 часа утра. Но не уходил, боясь пропустить что-то интересное. А к рассказу он особо и не прислушивался, ведь речь шла не о сене и не о крупе. А затем по предложению Буркина все пошли спать. И лишь Буркин не мог заснуть, не понимая откуда этот тяжелый запах.

    Рассказ «Крыжовник» на сайте Топ книг

    Рассказ Чехова «Крыжовник» читать настолько популярно, что он уже не в первый раз попадает в наш . При этом всплеск интереса к нему происходит во время прохождения рассказа в школьной программе. Исходя из этого можно предположить, что и в дальнейшем рассказ «Крыжовник» Чехова будет частым гостем на страницах нашего сайта.

    Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
    Рассказ А П Чехова «Крыжовник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

    Маленькая трилогия:

    1. Крыжовник

    Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

    Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

    За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

    Большой замысел «Маленькой трилогии»

    В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

    Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

    На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

    Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

    От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

    История чиновника, который мечтал стать барином

    Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

    Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

    Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

    В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

    Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

    Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

    Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

    Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

    Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

    Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

    «Футлярная» жизнь Николая Ивановича

    История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

    У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

    По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

    Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

    Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

    Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

    В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова . Это короткий, но очень глубокий рассказ.

    Предлагаем вам ознакомиться с Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

    Слово автора

    Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

    В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

    Себялюбивость как порок
    Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

    Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

    Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.