Ле корбюзье. Ле Корбюзье — гениальный новатор в современной архитектуре

В 2015 году в Москве открыли памятник величайшему архитектору ХХ века Ле Корбюзье . Памятник установлен рядом с единственным в России зданием , созданным по его проекту (ул . Мясницкая , 39). В 30- х годах это здание принадлежало Центросоюзу , под этим названием оно и вошло в историю архитектуры . Сейчас там располагается Росстат . Так почему в советской Москве построили дом по проекту буржуазного архитектора ? Могло ли таких домов быть больше ? И что общего у здания Центросоюза и обычной хрущевки ?

Для советского авангарда Ле Корбюзье был как Дэвид Боуи — для советского рока. Сравнение, конечно, натянутое, но дает некоторое представление о масштабе явления. 20-е годы ХХ века – первое послереволюционное десятилетие — были временем расцвета в СССР искусства авангарда: в живописи, дизайне, фотографии, архитектуре. Тогда многие деятели авангарда получили в молодой стране официальный статус, новой властью были признаны и призваны на служение народу Малевич, Родченко, Татлин, Степанова и многие другие. В архитектуре главным авангардным течением был конструктивизм. Гинзбург, Мельников, братья Веснины, Леонидов – вот лучшие из лучших, работавших в этом стиле.

Главные идеи конструктивизма – простота и функциональность — были абсолютно созвучны идеям, которые пропагандировал и внедрял в европейской архитектуре Ле Корбюзье. «Дом – машина для жилья» , – эти слова Ле Корбюзье могли бы принадлежать и любому представителю школы советского конструктивизма.

Вилла Савой в парижском предместье Пуасси авторства Ле Корбюзье. Photo: Omar Bárcena

Влиятельным теоретиком архитектуры Ле Корбюзье стал еще в молодости. В 1914 году двадцатисемилетний Шарль-Эдуард Жаннере-Гри (таково настоящее имя Ле Корбюзье) после стажировки в архитектурном бюро братьев Перре в Париже открыл собственную архитектурную мастерскую. Уже тогда он был горячим сторонником применения железобетона в строительстве. Впервые этот материал стал применять в своих проектах его учитель, Огюст Перре. В том же 1914 году Корбюзье запатентовал проект Дом-Ино, где впервые была оформлена идея постройки здания .

В 1919 году вдвоем с художником Озанфаном они начинают выпускать журнал L’Esprit Nouveau («Эспри Нуво»), где псевдоним Ле Корбюзье впервые появился в качестве подписи под статьей. В этом журнале Ле Корбюзье опубликовал манифест, принесший ему европейскую известность. Назывался он «Пять отправных точек современной архитектуры» и содержал пять принципов, которые вскоре стали известны каждому прогрессивному архитектору. Вот они:

  1. Дом строится на отдельных опорах-столбах. Под домом возможно автомобильное движение или . Дом как бы парит над всем этим.
  2. Крыша делается в форме террасы, плоской. Возможно функциональное использование крыши, в том числе разбивка на ней сада.
  3. Планировка внутри здания — свободная, становится возможна благодаря применению железобетонного каркаса. Теперь стены перестают быть несущими, поэтому внутри здания они играют роль всего лишь перегородок, их можно переносить по своему усмотрению, что обеспечивает значительную экономию внутреннего объема здания, а также материалов.
  4. Окна при каркасной архитектуре дома могут располагаться вдоль всего фасада непрерывной лентой, что увеличивает функциональность окна и улучшает освещенность.
  5. Фасад освобождается от нагрузки, так как опорные колонны вынесены за его пределы, внутрь дома. Таким образом, фасад формируется из легких навесных панелей стен и рядов окон, что приводит к значительной экономии материалов и возможности дальнейшей конструктивной замены фасада.

Ле Корбюзье стал весьма успешным популяризатором своих идей. В 1922 году он открывает архитектурное бюро в Париже, а в 1925 предлагает сенсационный план реконструкции центра Парижа – «План Вуазен», принесший ему скандальную славу. Дерзкий до наглости проект Ле Корбюзье предусматривал снос жилых кварталов значительной части центра Парижа и строительство на этом месте современного делового центра, состоящего из восемнадцати 50-этажных башен с инфраструктурой. План в итоге отвергли, но шумная полемика в прессе не утихала долго.

До этого, в 1924 году, в пригороде Бордо по проекту Ле Корбюзье был реализован более скромный, но тоже весьма значимый для градостроительства тех лет проект: поселок «Современные дома Фруже», состоявший из пятидесяти малоэтажных типовых домов – один из первых опытов строительства дешевого и быстрого серийного жилья в Европе.

Деятельность Корбюзье, становившегося все более известным в мире, не могла пройти мимо советских архитекторов. Никакого железного занавеса тогда еще не было, информация о новых принципах и тенденциях доходила в СССР достаточно быстро. Поэтому большинство архитекторов-конструктивистов стали горячими поклонниками творчества Ле Корбюзье. Он был удивительно родственен им по взглядам, а как теоретик и популяризатор современной архитектуры не знал себе равных. В конце 20-х годов Ле Корбюзье даже был членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура».

При всем при этом крупных реализованных проектов к концу 20-х годов у Корбюзье не было. Воплощение получили проекты нескольких вилл под Парижем в авангардном стиле из железобетона, в которых были использованы его пять принципов, а также павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, представлявший из себя макет жилой квартиры в каркасном доме. Поэтому Ле Корбюзье был заинтересован в крупном проекте. И тут конкурс на проект дома Центросоюза в Москве пришелся как нельзя кстати, а хорошо знакомые с Корбюзье и симпатизирующие ему архитекторы-конструктивисты горячо поддержали идею его участия в конкурсе.

Конкурс был объявлен в 1928 году. В нем участвовали как ведущие советские, так и несколько зарубежных архитекторов. После трех этапов конкурса и довольно долгих дебатов правление Центросоюза решило заказать окончательный проект Ле Корбюзье. Не последнюю роль в решении правления сыграло обращение ведущих архитекторов-конструктивистов.

Строительство здания продолжалось с 1930 по 1936 год, его курировал советский архитектор Н.Я. Колли. В процессе строительства проект неоднократно дорабатывался при тесном сотрудничестве с Ле Корбюзье. Комплекс, являющийся сейчас памятником архитектуры конструктивизма , состоит из трех основных рабочих корпусов одной высоты, но разной длины, расположенных буквой «Н», и соединенного с ними в одно целое корпуса параболической формы с конференц-залом. В комплексе можно легко найти воплощение всех пяти принципов Ле Корбюзье.

Корпуса возвышаются на столбах-опорах, частично, правда, скрытых стенами фасада. , как и положено, плоская. Окна уже не ленточные, а образуют сплошное остекление. Их даже можно определить как стеклянные двухслойные стены с вакуумом между слоями для улучшения теплоизоляции. Незастекленные поверхности фасада выполнены из легких навесных плит из розового туфа. Внутренняя планировка – свободная, с большими открытыми пространствами и межэтажными пандусами.

Ле Корбюзье отмечал, что 2500 работников имеют все условия для работы: , конференц-зал, столовую, широкие пологие пандусы в качестве лестниц и механические лифты непрерывного действия. В 30-е годы это было действительно наисовременнейшее офисное здание с высоким уровнем комфорта. На сегодня здание продолжает успешно функционировать. Правда, внешний вид его после недавней реконструкции остекления не соответствует первоначальному.

Здание Центрсоюза сегодня. Photo: Yuri Virovets

В дальнейшем Корбюзье еще дважды предлагал свои проекты для реализации в СССР. Но, как говорится, не судьба. Один из этих проектов был посвящен глобальной перестройке Москвы . Появился он после того, как Корбюзье попросили высказать свое мнение по поводу концепции соцгорода архитектора Н.А. Милютина. Видимо, милютинские идеи показались Корбюзье недостаточно глобальными. Вместо разбора проекта Милютина он пишет свой «Ответ в Москву». Смысл ответа можно выразить примерно так: ребята, хватит размениваться по мелочам, займитесь лучше по-настоящему масштабным делом, вот я вам тут кое-что набросал. К «ответу» прилагался обширный материал из чертежей на двадцати листах. По смелости и широте замысла проект превосходил даже знаменитый «План Вуазен». Только в этом случае под корень предлагалось уже всю Москву, кроме небольшого островка вокруг Кремля. И построить вместо этого совершенно другой город, функционально разделенный на административные, жилые и производственные сектора. Кварталы небоскребов, вокруг много парков, а все, что этому мешает, безжалостно снести – вот градостроительная концепция Ле Корбюзье.

Конечно, шансы, что этот проект Ле Корбюзье будет кем-то всерьез рассматриваться, а тем более – принят, были нулевыми. И, честно говоря, слава богу. Однако сам проект не пропал бесследно, а послужил основой для дальнейшего развития градостроительных идей Корбюзье в знаменитом проекте «Лучезарный город», который он потом стремился реализовывать по всему миру.

Второе пришествие Ле Корбюзье в СССР было связано с участием в конкурсе на проект Дворца Советов . Это было грандиозное событие в мире архитектуры. Кроме Корбюзье, в конкурсе приняли участие и такие корифеи европейской архитектуры как Гропиус и О. Перре. Конкурс был объявлен в июле 1931 года и продолжался в несколько туров почти два года.

Проект Ле Корбюзье являлся, как всегда, новаторским, авангардным. Каркас сооружения был вынесен наружу, образуя обнаженный конструктивный скелет, а внутренние объемы были подвешены к нему на стальных тросах. Большой зал на 14 тысяч мест с рассчитанной с помощью световых волн акустикой имел форму параболы, как и в здании Центросоюза. Этот проект считается одним из несомненных творческих достижений Ле Корбюзье. Известно, что на презентации макета перед государственной комиссией во главе со Сталиным мэтр играл на контрабасе «Интернационал». А последний куплет сыграл прямо на вантах кровли макета, специально изготовленных из струн. Но Сталин не оценил красоты момента и только небрежно бросил переводчику: «А “Сулико” он сиграт сможэт так?»

Не впечатлили высокую комиссию ни конструктивизм проекта Ле Корбюзье, ни его оригинальная подача. В итоге победил проект Б. Иофана, выполненный в духе набиравшего обороты сталинского ампира.

После этого конкурса европейские архитекторы левых взглядов, которые с симпатией относились к СССР, получили болезненный удар : их представления о советской власти оказались изрядно идеализированы. Корбюзье писал, что победивший на конкурсе проект «демонстрирует порабощение современной техники духовной реакцией» и «возвращает на царство пафосную архитектуру былых монархических режимов».

Ответ не заставил себя долго ждать. Довольно скоро авангардное искусство вообще и конструктивизм в частности были объявлены в СССР упадническими и чуждыми идеалам пролетариата , а сам Ле Корбюзье назван фашистом и врагом советской власти. После этого его имя на четверть века исчезло в СССР отовсюду, в том числе из советских учебников по архитектуре.

Тем не менее, как вспоминают выпускники МАРХИ, в начале 60-х Корбюзье опять стал настолько популярен в архитектурной среде, что каждый второй дипломный проект тогда делался как прямое подражание ему. Поэтому влияние Корбюзье видно невооруженным глазом как в конструкциях зданий, например, многоэтажной башне (одна из «панелек»-«брежневок»), так и в градостроительстве. Тот же Новый Арбат с его башнями-книгами (которые некоторые острословы сравнивали со вставной челюстью) – большой привет Корбюзье и его плану реконструкции Москвы. Привет, к счастью, оказался гораздо более скромного масштаба.

А типовое строительство? Железобетонные панели, простая геометрия здания, отсутствие декора, плоские крыши – вот они, признаки архитектуры Корбюзье. Так что Новые Черемушки, многочисленные кварталы хрущевок — это ведь тоже его идея, воплощенная с задержкой на три десятка лет. Реализация, правда, подкачала отсутствием полета мысли и скупостью, желанием сэкономить на всем. Но ведь справедливости ради вспомним, что и у мэтра в его системе пропорций Модулор высота потолка в 226 см признавалась вполне достаточной для жилья. И еще честно признаем, что многие так называемые жилые единицы Корбюзье выглядят сейчас, спустя полвека после возведения, не очень.

17-этажный комплекс «Жилая единица» (Unité d’Habitation) в Марселе (1945-1952). Photo: Guzmán Lozano

Есть у построек из стекла и бетона одно общее качество: они быстро стареют. Три-четыре десятка лет – и вот они кажутся присыпанными нафталином. И чем больше , тем они меньше радуют глаз. Корбюзье был «леваком» и верил, что новая типовая архитектура поможет преодолеть социальные противоречия. Однако в большинстве стран кварталы типового панельного жилья с самого начала рассматривались как жилье для бедных. В СССР хрущевки тоже были, как известно, народным жильем.

Да, панельные кубики Корбюзье не стали светлым будущим человечества, но его проекты были реализованы по всему миру: во Франции, Германии, США, России, Бразилии, Японии, Индии, его архитектурные идеи стали неотъемлемой частью современной архитектуры, и он продолжает оставаться как самым почитаемым, так и самым ненавидимым архитектором последнего столетия.

Алиса Орлова

Личность Ле Корбюзье волнует умы архитекторов и любителей архитектуры ХХ века. Для того, чтобы увидеть все реализованные проекты выдающегося модерниста нужно посетить самые разнообразные страны - Японию, Россию, Швейцарию, Германию, США, Италию и, конечно, Индию. Самый компактный и самый насыщенный маршрут предлагает Франция, страна в которой швейцарец Ле Корбюзье провел годы активной творческой жизни.

По просьбе ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН французский маршрут, с энциклопедическим знаточеством разработала Наталья Солопова, практик и теоретик архитектуры, знаток модернизма, многие годы прожившая во Франции. Посещение большинства памятников Ле Корбюзье cтоит планировать заранее, по предварительной записи на экскурсию.

1. Виллы Ля Рош и Жаннере, Париж

Вилла Жаннере, имеет весьма простой фасад, трехэтажная, с четким зонированием по этажам. Гараж и прислуга размещены на первом, спальни и будуар на втором, а столовая, кухня и кабинет на третьем.

В наши дни виллу Жаннере занимает Fondation Le Corbusier.


Архитектор

Доктор архитектуры (Doctorat en Architecture, Университет Paris-VIII, Франция). Работала в парижском офисе ADP. С 2006 года руководит «Мастерской Наталии Солоповой». Автор частных и общественных интерьеров. Лауреат премии Москвы за проект Московского театрального центра «Вишневый сад».

На западе Парижа, в буржуазном квартале Отей, в 1923-25 годах Ле Корбюзье построил две виллы. Маленькую - по заказу своего брата музыканта Альберта Жаннере и по-больше - для коллекционера и банкира из Базеля Рауля Ля Роша. Обе виллы стали для архитектора «манифестом», первыми постройками, в которых он воплотил идеи современной архитектуры.

Вилла Ля Рош. Столовая расположена на втором этаже, а спальни и библиотека на третьем.

Вилла Ля Рош также трехэтажная, но более сложная в пластическом и объемном решении. Для коллекции картин был выделен специальный цилиндрический объем, расположенный перпендикулярно к жилому блоку. Внутри объема находится двухсветное пространство с пандусом, поднимаясь по которому можно было знакомиться с коллекцией картин, развешанных на стенах. Для Ле Корбюзье пандус позволял осуществить «архитектурную прогулку», которая вовлекала зрителя в «архитектурный спектакль». Maisons La Roche et Jeanneret, 10, 8, Place du Docteur-Blanche, Paris. www.fondationlecorbusier.fr

2. Швейцарский павильон и Бразильский дом, Париж

Фасад общежития для бразильских студентов с лоджиями и цветными плоскостями напоминает фасад марсельской «Жилой единицы». Мебель а комнатах студентов выполнена по эскизам Шарлотты Перриан.

В 1930 году Ле Корбюзье, будучи по происхождению швейцарцем, строит корпус общежития для студентов-cоотечественников - «Швейцарский павильон». В общежитии - сорок две комнаты. На первом этаже расположена холл-гостиная с мраморным полом, выложенным по эскизам Шарлотты Перриан. Фреска во всю стену выполнена по эскизу самого Ле Корбюзье. Комнаты студентов трактованы предельно функционально. Шкаф-перегородка делит комнату на две зоны: жилую с кроватью и рабочим столом и подсобную с раковина для умывания. Общежитие бразильских студентов расположено в нескольких метрах от «Швейцарского павильона» и рассчитано на 95 комнат. В корпусе предусмотрены два зала - концертный и танцевальный. Pavillon Suisse, Maison du Brésil, Cité universitaire, 7 Le boulevard Jourdan, Paris. www.fondationsuisse.fr

3. Вилла Савой, Пуасси, 32 км от Парижа

Редкий случай в истории архитектуры - вилла Савой была спасена от сноса и при жизни Ле Корбюзье получила статус памятника архитектуры.

Вилла Савой - один из любимых проектов Ле Корбюзье, он называл ее «маленьким чудом». Архитектура постройки - высшая точка и конец периода пуризма. Вилла построена для светской пары, Пьера и Эжени Савуа. В 1928 году мадам Савуа отправила Ле Корбюзье задание на проектирование загородной резиденции. Ле Корбюзье предложил летний дом, который «встанет как предмет на траву, ничего собой не нарушив».

Все три этажа соединены между собой рампой, которая является частью церемонии, «архитектурной прогулки», задуманной автром.

Ле Корбюзье строит «воздушный куб», оторванный от земли и стоящий на колоннах. Здесь воплощены важные принципы модернистского дома - такие, как свободный план, ленточные окна и обитаемая крыша. Первый этаж запроектирован как гараж на три автомобиля. Жилые помещения виллы находятся на втором этаже и закомпанованы буквой «Г» вокруг большой террасы. Гостиная-столовая c большими раздвижными окнами выходит на террасу. Далее идет кухня, небольшие по размеру две спальни и будуар мадам Савуа с большой ванной. Villa Savoye, 82 rue de Villiers, Poissy, www.villa-savoye.fr

4. Поселок Фрюже («Современный квартал»), Бордо

Кровли-террасы, длинные «ленточные» окна, дома, «оторванные от земли» и стоящие на колоннах, яркие цвета фасадов - все это резко отличалось от привычной «сельской» архитектуры этого пригорода Бордо.

В 1924 году Ле Корбюзье получил возможность построить жилой квартал недалеко от Бордо. Изначально амбициозный по масштабу проект на 130 домов терпит сильные изменения и в 1926 году торжественно открыт только 51 дом. Поселок состоит из нескольких типов домов, которые Ле Корбюзье начал разрабатывать в теории задолго до проекта. Типы: Dom-Ino (1914 – 1915), Citrohan (1920), Monol (1920). Со временем местные жители переделывали окна, застраивали террасы, перекрашивали фасады, декорировали стены карнизами. Ле Корбюзье тяжело переживал это непонимание своей архитектуры, но упрямо повторял, что «всегда права жизнь, а не архитектор». С 1990 года квартал начал постепенно восстановливаться. Сегодня ему возвращен первоначальный облик; все выглядит так, как задумал Ле Корбюзье. Quartiers modernes Frugès, Rue Henry Frugès, Pessac. www.pessac.fr

5. «Жилая единица», Марсель

Большой многоквартирный дом в Марселе - один из самых знаменитых проектов архитектора. В 1945 году министр строительства Рауль Дотри заказал Ле Корбюзье проект жилого дома, предназначенного для людей из квартала старого порта, разрушенного во время войны. Ле Корбюзье принимает заказ с одним условием, что дом не должен соблюдать ни одну из действующих строительных норм.

В каждой квартире есть лоджии, а встроенные шкафы, предметы мебели и очень компактная кухня были нарисованы Шарлоттой Перриан. Лестницы в квартирах выполнены по чертежам Жана Пруве.

Его целью было создание «жилого дома – виллы», объединяющего функции «коллективные» и «частные». Подтверждение правильности своих поисков он получил в 1929 году в Москве, ознакомившись с проектом «Дома Наркомфина» Моисея Гинзбурга. Планировку московского дома он прихватил с собой в Париж. В 1935 году Корбюзье делает наброски «вертикального дома – сада», а в 1942 году на страницах книги «Дом для людей» фактически завершает идею «Жилой единицы».

Жилая единица, Марсель, Франция, 1945–1952. Принцип «Жилой Единицы» Ле Корбюзье исходит из более ранних исследований архитектора, которые он вел начиная с 1922 года.

Архитектор считал неоспоримой экономической выгодой компактное строительство собранных вместе 337 вилл–квартир. Инфраструктура должна была создать комфортные условия для обитателей дома: в проекте учтены супермаркет, булочная, мясная лавка, детский сад, концертный зал и гостиница. По идеи архитектора двухуровневые квартиры позволяют сэкономить на общедомовых коридорах.

Концертный зал на крыше заняла галерея современного искусства, которая каждый год приглашает художников для временных летних инсталляций. Активное участие в программировании выставочной деятельности памятника принимает дизайнер Ора-Ито.

На весь дом запроектировано всего шесть коридоров, которые Ле Корбюзье называет «улицами». С течением времени в «Жилой единице» стали селиться люди творческих профессий, есть офисы архитекторов и дизайнеров, открыт книжный магазин. В холле гостиницы и на ее открытой террасе можно позавтракать или выпить кофе. Unité d’habitation, 280 Le boulevard Michelet, Marseille www.marseille-citeradieuse.org

6. Монастырь Девы Марии, Ля Туретт

Церковь славится необыкновенной акустикой. Лучи света, пробивающиеся сквозь узкие окна, подчеркивают строгость архитектурной формы и целенаправленно падают на алтарь, символический центр собора.

В 1953 году доминиканский монах Мари-Алан Кутюрье, основатель журнала «Сакральное искусство», выступавшего за привлечение современных художников в церковное искусство, заказывает Ле Корбюзье монастырскую обитель состоящую из церкви, келий (около ста), залов для работы и отдыха, библиотеку и трапезную. Яннис Ксенакис, впоследствии известный композитор, в то время работавший у Ле Корбюзье архитектором, принимает активное участие в разработке проекте. Он применяет размеры знаменитого корбюзианского «Модулора» для пропорционирования монастырского ансамбля. Couvent Sainte-Marie de la Tourette, Eveux-sur-l"Arbresle, Route de la Tourette, Eveux. www.couventdelatourette.fr

7. Нотр-Дам-дю-О , Роншан

Нотр-Дам-дю-О, 1950–1955. Прообразом капеллы называют раковину, поднятую архитектором на пляже Лонг-Айленда.

Когда коллекционер Морис Жардо предложил построить в Роншане новую капеллу на месте старой, разрушенной немцами, Ле Корбюзье ответил категорическим отказом. Только после того, как члены «Комиссии сакрального искусства», выступавшей за создание «современной религиозной архитектуры», пообещали «полную свободу творчества» и «необыкновенный участок для строительства», Ле Корбюзье дал согласие.

Ле Корбюзье «вписывает» здание капеллы в плавные линии холмов долины.

Под влиянием пейзажа Ле Корбюзье впервые отходит от жестких геометрических форм, используя пластичные, почти органические линии объемов, с которыми он раннее экспериментировал в своих скульптурах. Интерьер капеллы аскетичный и торжественный. В этом проекте Ле Корбюзье впервые осуществляет свою мечту «о синтезе искусств»: он объединил архитектуру, скульптуру, витражи, детали из лакированной эмали. Chapelle Notre Dame du Haut. Colline de Bourlémont, Ronchamp www.collinenotredameduhaut.com

8. Cabanon, Рокбрюн-Кап-Мартен

Мебель, предельна функциональна: встроенные шкафы играют роль перегородок, длинный стол одновременно рабочий и обеденный. Деревянные кубы используют как табуретки или столики-подставки.

На крутом уходящем в Средиземное море склоне мыса Кап-Мартен расположены две знаменитые постройки, иконы модернизма. «Вилла Е 1027», возведенная совместно с Жаном Бадовичи в 1929 году и летний домик - Cabanon (хижина) Ле Корбюзье, построенный в 1952 году. Ле Корбюзье был частым гостем на вилле «Е 1024». В 1949 году в непосредственной близости от виллы местный сантехник Томас Ребутато открыл ресторанчик «Морская звезда», в котором регулярно обедал Ле Корбюзье. В 1952 году с разрешения Ребутато Корбюзье пристраивает к ресторанчику помещение состоящее из жилой комнаты, коридорчика, санузла и душа. «Хижина» соединена дверью с «Морской звездой», которая становится «столовой» для Корбюзье и его жены Ивонны. Ле Корбюзье трактовал Cabanon как компактное поливалентное пространство, которое служит одновременно спальней, рабочим кабинетом и гостиной.

Ле Корбюзье написал также два декоративных панно: большое, во всю стену коридора, маскирующее дверь, соединяющую «Хижину» и «Морскую звезду», и маленькое около окна. В письме к фотографу Брассаю Ле Корбюзье писал: «Мне так хорошо в моей хижине, что, без сомнения, свои дни я закончу здесь». Слова эти стали пророческими, в 1966 во время купания в море под «Хижиной» у Ле Корбюзье случился сердечный приступ и он погиб. Cabanon de Le Corbusier, Sentier Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin, www. capmoderne.com

Придавая городским джунглям небывалые формы, Ле Корбюзье изменил облик городов, воплотив в своих воздушных конструкциях динамичность современного образа жизни и стремление человека к гармонии с собой и окружающим миром.

Биография Ле Корбюзье

Настоящее имя легендарного Ле Корбюзье - Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон (кантон Невшатель) в семье, многие поколения которой занимались ремеслом часовщиков-эмальеров. В 13 лет его определили в местную школу декоративно-прикладного искусства.

В 15 лет он уже самостоятельно украшал корпуса часов изящной гравировкой и разрисовывал эмалью циферблаты. А в 18 лет ему захотелось попробовать себя в более крупных формах. И под руководством профессионального архитектора он спроектировал жилой дом для гравера Луи Фалле, который входил в совет Школы искусств.

Эта ученическая работа стала переломной. Жаннере оценил перспективы перехода с плоскости, с которой имели дело его многочисленные предки-эмальеры, к объему, предоставлявшему художнику особую творческую свободу. Полгода он провел в Вене, общаясь с представителями венского сецессиона (объединение венских художников периода 1890-1910 гг.), одним из основателей которого был Густав Климт. Он обратил на себя внимание Йозефа Хофмана, архитектурного лидера венского модерна. Хофман пригласил Жаннере поработать у него в мастерской. Однако тот с благодарностью отказался. Для него венский модерн был уже классикой, его манили новые горизонты.

Два года Жаннере стажировался в Париже в архитектурном бюро братьев Перре, использовавших в качестве основного материала недавно появившийся железобетон. Затем работал в Берлине у Петера Беренса, одного из основоположников промышленной архитектуры.

Накануне Первой мировой войны Жаннере вернулся в родной город и открыл архитектурную мастерскую. Выполнил несколько заказов. Главное его достижение той поры - концептуальный Дом-Ино из крупноразмерных сборных элементов, напоминающих костяшки домино. Это было абсолютно новое слово в градостроении, прорыв не только в форме, но и в технологии.

Париж должен быть разрушен

В 1917 году Жаннере переезжает в Париж и устраивается архитектором-консультантом в «Общество армированного бетона» Макса Дюбуа. Среди самостоятельно выполненных им проектов того периода преобладают промышленные объекты: скотобойня, оружейный арсенал, электростанция, водонапорная башня, гаражи. Заодно он основал и возглавил фабрику по производству крупноблочных железобетонных конструкций.

В Париже художественная жизнь била ключом. Жаннере познакомился с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Хуаном Грисом, Фернаном Леже. Увлекся живописью, участвовал в групповых выставках кубистов. Затеял философско-художественный журнал L’Esprit Nouveau («Новый дух») , в котором опубликовал ряд теоретических статей, в частности наделавшую много шума «Пять отправных точек современной архитектуры». Статьи он подписывал псевдонимом Ле Корбюзье. И вскоре сделал это имя своим персональным брендом.

В 1922 году он открыл на улице Севр архитектурное бюро, пригласив компаньоном своего кузена Пьера Жаннере. Именно здесь Ле Корбюзье и реализовал большинство своих эпохальных проектов.

Начинал с дорогих вилл в модернистском стиле. Для тогдашнего Парижа это было весьма радикально. Его имя замелькало в газетных заголовках - с эпитетами «лидер современной архитектуры» и «авангардист европейского масштаба».

В 1925 году Ле Корбюзье обнародовал проект города будущего - так называемый «план Вуазен ». Авангардист европейского масштаба предлагал снести весь центр Парижа площадью в 240 гектаров и на освободившейся территории возвести 18 одинаковых 50-этажных офисных небоскребов. А между ними - малоэтажные горизонтальные сооружения, выполнявшие инфраструктурные функции. Застройке подлежало лишь 5% территории, остальное отводилось под транспортные артерии, парки и пешеходные зоны. Такая структура, утверждал Ле Корбюзье, наиболее соответствует человеческой природе. Обсуждение сенсационного плана было бурным. Вполне понятно, что большинство парижан с возмущением его отвергло.

Авангардист европейского масштаба предлагал снести весь центр Парижа площадью в 240 гектаров и на освободившейся территории возвести 18 одинаковых
50-этажных офисных небоскребов.

Однако архитектора это не обескуражило. Он продолжил разрабатывать концепцию «зеленого города» с передовой инфраструктурой. Так родились градостроительные проекты радикального переустройства Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Антверпена. Ясно, что это была чистая наука, градостроительная абстракция, послание потомкам - ни один проект не оперировал ни финансовыми, ни организационными, ни социальными категориями. Кое-что все же претворялось в жизнь. Правда, в сильно уменьшенном масштабе. По заказу промышленника Анри Фрюже в пригороде Бордо по проекту Ле Корбюзье был построен городок «Современные дома Фурже» из полусотни двух- и трехэтажных домов четырех типов. Так реализовалась концепция серийного строительства из стандартных панелей. Себестоимость оказалась рекордно низкой, и вполне комфортные квартиры стоили недорого.

А в 1925 году на Парижской выставке встретились два гения - Ле Корбюзье и Константин Мельников. Каждый построил свой национальный павильон. Кстати, оба архитектора участвовали в конкурсе на лучший проект Дворца Советов, который предполагалось соорудить на месте снесенного храма Христа Спасителя, и который так и не был построен. Однако один проект Ле Корбюзье в Москве все же реализовали. Это здание Центросоюза на Мясницкой улице, в котором сейчас размещается Росстат .

Архитектура Ле Корбюзье

В 1930-е годы Ле Корбюзье совершает турне по США и странам Латинской Америки, выступая с лекциями и участвуя в крупных архитектурных проектах. Он - один из инициаторов проведения конгрессов современной архитектуры. Он издает книги, немедленно превращающиеся в бестселлеры. В его мастерскую стремится талантливая молодежь, и многие выходят из ее стен мастерами.

Ле Корбюзье обогащает архитектуру новаторскими решениями как в технологическом, так и в эстетическом плане. Вот лишь некоторые из них: колонны-опоры под первым этажом здания, солцезащитные жалюзи (солнцерезы), сплошное остекление. Ле Корбюзье основал Ассамблею строителей , решавшую научно-исследовательские задачи. Одна из ее разработок - модулор, система гармонических пропорций человеческого тела и его жилища, архитектурный аналог золотого сечения.

После войны Ле Корбюзье занялся реконструкцией городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, сильно пострадавших из-за боевых действий. Он внедряет «жилые единицы», рассчитанные на основе модулора. В то же время в своих градостроительных решениях активно применяет идеи «зеленого города».

Концепция «жилых единиц» доведена до совершенства в «Марсельском блоке», многоквартирном жилом доме на опорах-колоннах. Стандартные двухуровневые квартиры объединяются вокруг общественных помещений - кафетерия, библиотеки, продуктового магазина, почты, парикмахерской. Здание превращается в целый город со своей инфраструктурой. А снаружи - лоджии, ставшие сегодня неотъемлемым элементом курортных отелей. Внешняя отделка выполнена в ярких красках. Похожие дома были построены в Нант-Резе (1955), Бри-ан-Форе (1961), Фирмини (1968), а также Западном Берлине (1957).

Зеленый город

В 1950 году сбылась заветная мечта архитектора: ему заказали проект нового города, строящегося на пустом месте. Дело в том, что при отделении от Индии Пакистана, индийская часть штата Пенджаб лишилась столицы - Лахор отошел к пакистанцам. И индийское правительство обратилось к знаменитому французу с просьбой спроектировать новую столицу штата - Чандигарх.

Ле Корбюзье помогали три человека: англичане Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также его кузен Пьер Жаннере. Кроме того, с ним также работала группа из девяти индийских архитекторов во главе с М.Н. Шарма.

Город, строившийся, что называется, в чистом поле более 10 лет, стал для ценителей конструктивизма таким же местом паломничества, как Тадж-Махал. Чандигарх, раскинувшийся у подножия Гималаев между двух рек, состоит из 47 секторов фиксированной площади - 800 на 1200 метров. Каждый сектор автономен, это своего рода городок со своей инфраструктурой.

Мой поиск, как и мои чувства, направлен на то, что составляет главную ценность жизни, - поэзию. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе.

Но есть зоны, выполняющие общегородские функции. Помимо административного центра, к ним относится, в частности, розовый парк самый крупный в Азии. Тут выращивают более 1600 сортов роз.

Город окружен зоной озеленения шириной 16 километров. По замыслу Ле Корбюзье это кольцо должно препятствовать расползанию построек за городскую черту. Как ни странно, город до сих пор не разросся.

Ле Корбюзье лично спроектировал главные здания Чандигарха - Дворец юстиции, Ассамблею, Капитолий, а также музей, художественную галерею, художественную школу и яхт-клуб. Всех их отличает внешняя отделка, получившая название béton brut («необработанный бетон»). Это решение положило начало новому архитектурному течению - брутализму, получившему всемирное распространение в 1950-1970 годы.

При жизни Ле Корбюзье были построены 30 городских секторов. Сейчас их 57. Население Чандигарха превышает миллион человек. За счет рациональной планировки, заложенной Ле Корбюзье, и сегодня в городе нет ни характерной для азиатских городов скученности, ни неизбывных, например, для Москвы транспортных проблем. Вот вам и «план Вуазен».

Я иду к людям

Творчество Ле Корбюзье на протяжении всей его жизни не было статичным, он часто менял стилистику, отзываясь на требования времени. Но главным в его архитектурной феерии всегда был человек. А для человека главное - поэзия. «Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии архитектора и строителя, - говорил Ле Корбюзье. - Мой поиск, как и мои чувства, направлен на то, что составляет главную ценность жизни, - поэзию. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому он способен постигать сокровища, скрытые в природе».

В 1950-1960-е годы Ле Корбюзье проявляет особое внимание к пластике поверхностей, композициям, взаимодействующим с окружающей средой, контрастному сочетанию материалов различной фактуры. Он смело экспериментировал с вертикальной структурой, добиваясь отмены жесткого деления здания на этажи. Все это отразилось в проектах того времени: капелла в Роншаме, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, монастырь Ля Туретт, Музей западного искусства в Токио и др.

Великий зодчий трагически погиб 27 августа 1965 года, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн на Средиземном море, где жил в своем летнем домике. Прощание с ним состоялось в Лувре, главным распорядителем панихиды был министр культуры Франции - писатель Андре Мальро.

В 1967 году в Цюрихе по чертежам Ле Корбюзье был сооружен «Центр Ле Корбюзье», ставший прекрасным памятником блистательному французу. Его творения и творческое наследие внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. ГОРОДА.

Ранее говорилось, что Ле Корбюзье был амбициозен. Проектов «одиноких» зданий ему было мало. Он мечтал о городах.

Но сто лет назад мир был иным. Города стремительно наполнялись людьми. С 1810 до 1910 года население Парижа увеличилось в 5 раз, достигнув 3х миллионов. Город застраивался медленнее, чем наполнялся людьми. Плотность населения увеличивалась. Тёмные дворы колодцы. Комнаты, лишенные света и солнца. В город текли огромные потоки грузов, а структура дорог оставалась прежней. Города не успевали снабжаться водой и освобождаться от отходов. Гниющие помойки. Эпидемии. Париж нужно было разуплотнять и санировать.

В 1922 году на Парижском «Осеннем Салоне», Ле Корбюзье представил свой первый крупный градостроительный проект. «Лучезарный город» на 3 миллиона жителей - «La ville radieuse».


Ле Корбюзье. «La ville radieuse»


Это был гимн свету, воздуху и зелени. В центре Ле Корбюзье разместил одновеликие небоскрёбы. Они должны были стоять среди садов, на равном расстоянии друг от друга. Небоскрёбы давали плотность, освобождая открытые пространства для зелени. Тесный и разномасштабный опыт Нью-Йорка он отвергал. В эпицентре корбюзианского города находился вокзал. Аэропланы, машины, автобусы, метро, железная дорога. Позже что-то подобное было осуществлено в Парижском Дефансе, без аэропланов, естественно. Вокруг центра «La ville radieuse» появились 6-ти этажные миандро-образные кварталы, состоящие из тысяч вилленблоков. Эту схему, почти не меняя, он предложил для Парижа. «Plan Voisin», 1925 год. Шла под снос огромная часть кварталов вдоль Севастопольского проспекта. Её заменял новый «лучезарный город».


Ле Корбюзье. Небоскребная реконструкция Парижа « Pla Voisin ».

В наши дни, естественно, встал бы вопрос охраны памятников. Тогда ситуация была иной. Ле Корбюзье, как и иных «прогрессивистов» тех времён, не столько волновали пластические изыски старых кварталов, сколько социальные проблемы. Поэтому он стремился, в первую очередь, «санировать» гниющие, переуплотнённые районы, где в основном, ютилась беднота. Оставляя нетронутым остров Ситэ, и сохраняя наиболее значимые объекты (в основном соборы), он безжалостно сносил всю, как сейчас бы сказали, «средовую» застройку. Предлагая это, Ле Корбюзье прекрасно понимал, что в буржуазно - демократическом Париже осуществить подобное чрезвычайно трудно. Поэтому, когда его позвали в Москву, где господствовала социалистическая диктатура, он решил, что настал его звёздный час. «Вот где думают не о личной выгоде, а о благе народа; вот, где можно единовременно направить огромные средства на создание супергорода; вот, где смогут понять его минималистскую архитектуру» - думал он. Оставляя Кремль, он предлагал снести всё вдоль Тверской и, почти без изменения, переносил на Москву парижский вариант.

Надо сказать, что в тот период жилая застройка Москвы представляла собой угнетающее зрелище. По сравнению с Петроградом (с 1914 по 1924 г. Петербург назывался именно так), многоэтажных доходных домов было очень мало. Город покрывало море разваливающихся деревянных малоэтажек. Без канализации, с дровяным отоплением, водными колонками на перекрестиях улиц и редкими электрическими столбами. Никакого асфальта, булыжные мостовые только кое-где в центре. Недаром, до конца 50тых, Москву называли «большой деревней». С переносом столицы, в город хлынул огромный поток людей. А жильё не строилось. Тёмные, сырые подвалы были набиты людьми. Штучные конструктивистские дома, которые появились позднее, и даже сталинские помпезные «паллацо» не спасали положение. Только хрущёвские пятиэтажки в 60тые, хотя бы частично, решили жилищную проблему.

В те 20тые годы миллионы людей надо было накормить, умыть, дать работу и кров. О массовом спасении памятников никто не помышлял. Старый мир сбирались разрушить, а новый построить. Картезианский проект Ле Корбюзье очень для этого подходил. Но строить, естественно, не стали. Страна была очень бедна. Стройка растянулась бы на десятилетия. Не было стройматериалов. Церкви разбирали «на кирпичи». Не было дров. Деревянные особняки сносили на дрова и при этом гвозди распрямляли, для повторного применения. Даже военные броневики и бронепоезда приходилось «клепать» из металлолома.

Российский народ был далёк от европейских стандартов. Для «деревенской» Москвы корбюзеанский город было слишком креативным. Для москвичей и пятиэтажный дом был строительным чудом. А тут, лес небоскрёбов! Сталин, естественно, прекратил эти капиталистические фантазии. И всё же Мастеру дали построить большой комплекс «Центросоюза» на Мясницкой.

Позже Ле Корбюзье оставил идею «марширующих высоток». Появились планы небольших городов: Злин, Нимур и т.д. В этих проектах он применял однотипные жилые блоки, на манер «марсельских единиц», которые ставил среди зелени в строгом порядке, как военные корабли на рейде.


Ле Корбюзье. Город Нимур.

Многие десятилетия эти проекты являлись объектом бесконечных подражаний в архитектурных бюро, как у нас, так и за рубежом. Но Ле Корбюзье не был бы Великим Мастером, если бы ограничился только этим.


Его увлекла идея пустить транспорт по крышам жилых домов. То есть крыши отдельно стоящих зданий он озеленял, а по домам, сочленённым в линейные системы, предлагал пустить транспорт. Так появились удивительные проекты развития городов Алжира, Монтевидео и Сан Паулу.


Ле Корбюзье. Эксизы реконструкции Сан Паулу и Монтевидео.

Вообще тогда идея активного использования крыш витала в воздухе. Вспомним хотя бы комплекс заводов Фиат, где на крыше сборочного цеха была построена трасса для испытания автомобилей. Но на практике этот приём оказался не жизнеспособным. И дело не только в том, что колёсные вибрации расшатывали конструктивную основу зданий. Связь с землёй, лифтами, стоянками, а также проблемы, касающиеся противопожарных мероприятий, делали «крышные» проекты малоэффективными. Но, несмотря на это, изящный линейный город Алжирского проекта восхищает и ещё многие годы будет восхищать зодчих всего мира.


Как мы видим, Мастер постепенно стал отходить от ортодоксального преклонения перед прямым углом (дорогой людей) и всё более стал увлекаться кривыми линиями (дорогами ослов). На мой взгляд, самая известная градостроительная работа, созданная Ле Корбюзье после «La ville radieuse» - проект города Чандигарха, столицы индийского штата Пенджаб.

Структура города «сетчатая». Но сетка не подчинена жесткой геометрии. Она «живая» и, в меру, криволинейна. Транспортные потоки и пешеходное движение разделены. Город пронизывают озеленённые бульвары свободной планировки. Таким образом, демонстрируется отказ от традиционного, «дорожно - тротуарного» города, господствовавшего в те годы. Простая и логичная градостроительная структура Чандигарха, на многие десятилетия определила принципы проектирования городов. Даже советские микрорайоны, английские, шведские и финские города-спутники испытали на себе влияние чёткой и логичной «чандигархской» планировки.


Ле Корбюзье. Город Чандигарх.

Но Чандигарх знаменит не только городской планировкой. Ле Корбюзье спроектировал и построил уникальный административный центр этого города. Причём неожиданно расположил его на периферии основной планировочной сетки. Фактически за городом. Он декларировал, что потребительские функции должны быть внутри города, а властные вне него. Планировочная структура центра демонстрирует отказ от симметричных схем. В них видно жесточайшее следование совершенно новой системе координат, вытекающей из созданного им Модулора.



Описывать сами здания центра Чандигарха неблагодарное занятие. Возможно, в Индии, подобная пресыщенность пластикой вполне уместна. Но окончательно судить об архитектурных достоинствах этих сооружений, не увидев в натуре, невозможно. Характерно, что эта архитектура не имеет ни аналогов, ни подражаний. Очень важно, что в центре Чандигарха Ле Корбюзье создал уникальный мир пластических форм, который должен был символизировать индусскую национальную архитектуру. Или, что ещё невероятнее, стать ей! «Замах» на создание национального стиля в стране с древнейшими архитектурными традициями очень смелый творческий шаг. Многие считают, что это ему удалось.

Я не был в Чандигархе. Говорят, что через несколько лет после постройки бетон пошел пятнами, перекрытия стали протекать (сильнейшие дожди). Многие части зданий пришли в негодность (примитивные строительные технологии). Одно время центр Чандигарха даже хотели снести. Но сейчас дома приведены в порядок, и этот комплекс стал одним из желаемых туристических объектов.


Вид центра города Чандигарх.

Заканчивая краткую статью о великом Зодчем 20го века, можно добавить, что описываемые работы Ле Корбюзье, это лишь малая толика того, что он создал. Его вклад в архитектуру неоценим. Многие его работы дали начало целым направлениям в архитектуре, например, сложное и многогранное творчество так называемой «американской пятёрки» (1973г): Ричард Мейер, Питер Эйзенман, Майкл Грейвз, Джон Хейдук и Чарльз Гуотми выросло на ранних работах Мастера.

Около ста лет Ле Корбюзье задавал тон в архитектуре, градостроительстве, архитектурной теории, стилистике, живописи и даже скульптуре. Но самое главное, он один из тех, кто положил начало тому безбрежному явлению, которое мы сейчас называем «современная архитектура».

Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы; это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: «Красиво». Это - Архитектура.

Ле Корбюзье

История современной архитектуры Запада писалась параллельно со становлением самой современной архитектуры. Лучшие зодчие столетия были еще и теоретиками, а значит, исследователями и комментаторами. При всех болезненных противоречиях, при спадах и подъемах развития архитектуры обнаруживается центральная мысль зодчего XX века: необходимость коренного преобразования общества, необходимость сделать его гармоничным посредством решительного воздействия на среду обитания человека. «Архитектура или революция», - из этого своего противопоставления Ле Корбюзье делает вывод: можно избежать революции! (Как тут не вспомнить фразу, вложенную в уста своего героя М. А. Булгаковым, художником из поколения Корбюзье и, может быть, равным ему по таланту: «Ну что же… они - люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»)

Деятельность Ле Корбюзье по влиянию и широте достижений занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нем спорили при его жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. Корбюзье сам с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать в одних случаях гнев, в других - энтузиазм. Черты его личности (поэтичность, романтизм, склонность к утопическим построениям и владение «холодным галльским смыслом», картезианство, умение точно планировать режим работ и предельная, самоотверженная отдача им) оказались воплощенными в его творчестве. В каждом тексте, в каждой постройке мастера отразились и творческий взлет целых эпох, и «тончайшие нюансы душевного мира художника».

Ле Корбюзье творил в переломную эпоху. Резкий прирост населения, потребность в новых объектах строительства (вокзалы, аэропорты, стадионы и выставочные залы, транспортные артерии, фабричные комплексы и т. д.), смена способов производства (замена ручного труда механическим, применение конвейера и т. д.), революционное изменение мышления в связи с научно-техническим прогрессом (достаточно упомянуть повсеместное введение электричества, увеличение скорости транспорта и возникновение новых средств связи), сложение более тесных связей с транспортниками, гигиенистами, климатологами, с системой организации общественного обслуживания - вот лишь некоторые условия, которые стало необходимо учитывать архитекторам. Но вместе с проблемами появлялись и неизвестные ранее возможности…

Ле Корбюзье, собственно Шарль Эдуард Жаннере-Гри, родился 6 октября 1887 года в городе Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), расположенном недалеко от границы с Францией. Город этот, как и одноименная община, один из крупнейших производителей часов. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фрё-беля, поощрявшие творческие потенции малышей. Так что желание придумывать и вкус прививались мальчику с самого раннего возраста.

Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес - гравера, эмальера, «дизайнера» (тогда такого понятия не было) циферблатов, не вызвал противодействия у Шарля. В 13 лет он поступил в местную Школу прикладного искусства, получив специальность ювелира, часовщика-гравера.

В 1902 году (юноше только 15 лет) отчеканенные им часы с применением серебра, стали и золота завоевали почетный диплом на международной выставке декоративного искусства в Турине. Ему еще не было 18, когда под влиянием и с благословения учителя - Шарля Леплатенье и с помощью профессионального архитектора Шарль создал свое первое сооружение - дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле (вилла Фалле, 1905). Здание было выстроено и оформлено в русле устоявшейся традиции, с орнаментами и украшениями. Заметим, что один из самых ярких зодчих XX века не имел специального архитектурного образования (как, впрочем, и Мис ван дер Роэ, Райт и другие великие). По сути, он был самоучкой. Архитектурными университетами для него стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени.

Так, на деньги, заработанные благодаря первому заказу, Шарль Эдуард предпринял путешествие по Италии и Австро-Венгрии, изучая и зарисовывая памятники. В Вене он встречался с Йозефом Хофманом, известным австрийским архитектором сецессиона (модерна). В Париже два года проработал в качестве чертежника в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, чье творчество представляет собой переход от архитектуры модерна к функционализму.

В мастерской Перре молодой мастер «узнал, что такое железобетон», и оценил его как материал будущего. С октября 1910 по март 1911 года под Берлином в Нойбабельсберге Жаннере - стажер в ателье немецкого зодчего, пионера функционализма Петера Беренса. Здесь ке в это время (удивительная, знаменательная встреча!) работали молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии долгие годы поддерживались дружба и сотрудничество.

В 1911 году Шарль Эдуард продолжает свое познавательное путешествие, уже по странам Балкан и Малой Азии, внимательно, изучая не только знаменитые памятники, но и народное строительство. Впоследствии эти наблюдения помогали ему «иллюстрировать» примерами собственные мысли о задачах архитектуры. Так, >н невозмутимо сравнивал Парфенон и автомобиль, находя в них сходство в принципах стандартизации форм, рожденных путем тщательного отбора.

В 1914 году Жаннере становится руководителем собственной архитектурной мастерской, исполняя заказы на частные дома. Еще раньше (1912) была спроектирована и построена вилла Жаннере-Перре - дом для родителей. Однако своим подлинно первым самостоятельным проектом архитектор считал дом для местного часового магната - виллу Швоб (1916-1917), или, как ее еще называют, Турецкую виллу.

Уже в этот период на родине, осознавая великую роль архитектуры в решении социальных проблем, Шарль Эдуард разработал проект «Дом-Ино» (совместно с инженером Максом Дюбуа) - техническую идею дома со стандартизированными ячейками. На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны - точками на них. По сути то была первая в истории зодчества идея каркасного дома для серийного производства. Но выдвигая здесь и далее проблему стандартизации, мастер не забывал о художественности, полагая, что стандарт является путем к отбору, а значит, к совершенствованию.

С 1917 года Жаннере находится в Париже. Все свободное время он посвящает теории архитектуры и живописи. Влившись во все еще кипящую жизнь «парижской школы», познакомившись с великими модернистами Пикассо, Браком, Леже и др., он и сам был готов на героические эксперименты. Вместе с другом, французским художником Амеде Озанфаном, Жаннере публикует манифест «После кубизма» (1918), в котором были сформулированы основные положения нового направления в живописи - пуризма. Живопись пуристов превращает предмет в повод для утонченной игры линий, изысканных обобщенных силуэтов и цветовых пятен. Пуристы провозгласили идею очищения изображаемого, замены его пластическим символом, знаком, способным выявить внутреннюю конструкцию предмета. Скажем также, что занятия живописью Ле Корбюзье считал одним из источников своих архитектурных идей.

Как признавался архитектор для него самая значительная , недалеко от Парижа (раннее произведение мастера).

Вместе с Озанфаном Жаннере в 1920-1925 годах издавал ставший чрезвычайно популярным для всех адептов ветра перемен» в искусстве журнал «L’Esprit nouveau» Новый дух») и руководил в нем разделом архитектуры. На страницах этого радикального философско-художественного обозрения он много печатался сам и впервые подписался как Ле Корбюзье, взяв фамилию одного из предков матери. «Новое» включало прежде всего идею рационализма в архитектуре, которая при своем воплощении должна была бы ориентироваться на степень функциональности, как это востребовано конструкторами и дизайнерами автомобилей. Слоган дом - машина для жилья» становится для Корбюзье своего рода паролем для маркировки «своих - чужих» в профессиональной среде. «Машина» - это, в первую очередь, для него порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.

Вехой в биографии Ле Корбюзье становится 1922 год. Он знакомится с Ивон Галли, на которой женится спустя восемь лет, приняв французское гражданство. Кроме того, сотрудничество с кузеном, архитектором Пьером Жаннере, позволило в 1922 году открыть в Париже успешную проектную мастерскую. Очень скоро ее адрес - рю де Севр, 35 - сделался одним из интернациональных центров новой архитектурной мысли.

В 1925 году идеи, заложенные в основу макета, перешли в план «Вуазен». В нем предлагалось снести старый Париж (240 гектаров) для возведения делового центра с 18 50-этажными небоскребами для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы ничтожную долю всей территорию города. Остальные же 95 % отводились под широкие проезды, пешеходные зоны и парки.

Еще на страницах журнала «Новый дух» Ле Корбюзье публиковал материалы о Советской России, призывая к установлению дипломатических отношений между Францией и СССР. В 1928-1930 годах он совершил в Россию три поездки, здесь он проектировал, выступал. После победы на конкурсе 1928 года Ле Корбюзье получил заказ на проект здания , рассчитанного на 3500 служащих. Эта постройка, воплотившаяся в жизнь в 1928-1936 годах, стала для него первым реализованным большим общественным сооружением. Были предусмотрены все условия комфорта, большой центральный холл, столовая, зал собраний, специальная система кондиционирования (которую, увы, в то время не удалось осуществить по техническим причинам).

Мировой авторитет Ле Корбюзье в среде создателей новой архитектуры был столь прочен, что не только Москва, но и далекая Бразилия отозвалась на его маэстрию. В 1935 году Ле Корбюзье читает лекции в разных городах и университетах США, а в следующем году в странах Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро его восторженные поклонники, бразильский архитектор Лусиу Кошту со своим молодым сотрудником Оскаром Нимейером, приглашают его принять участие в проектировании здания Министерства просвещения и образования. Выстроенное при его консультациях (сам он предложил два варианта) бразильскими архитекторами здание в Рио-де-Жанейро (тогда столицы страны) несет четкое выражение авторской воли. Именно здесь впервые Корбюзье употребил на практике жалюзи-солнцерезы.

в 1942 году его пригласили в Алжир, где разрабатывался масштабный проект города Алжир, в котором мастер принял участие. Впрочем, о проблемах реконструкции столицы французской колонии Ле Корбюзье думал уже два десятка лет. Его предложения настолько возмутили мэра, что тот даже потребовал от префекта полиции арестовать архитектора.

Во время войны Ле Корбюзье, мечтая о наступлении мира, продумывал и чертил проекты восстановительных застроек, которым не суждено было осуществиться. Свои идеи он реализовал лишь частично, принимая участие в реконструкции некоторых городов: например, Сен-Дьё 1945) и Ла-Рошели (1946). И здесь архитектор совершенствует свою разработку «жилой единицы». В Сен-Дьё при строительстве мануфактуры «Клод и Дюваль» он использовал солнцерезы, которые уже были опробованы в Рио, а затем сделались своеобразной визитной карточкой Корбюзье.

В 1947 году он полгода трудился в содружестве архитекторов над проектом Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Каждое возведенное в 1950-х здание Ле Корбюзье, в планах которых уже не доминирует прямой угол, а в формах просматривается художественная образность, становится открытием. Такими были Культурный центр и Музей современного западного искусства в Токио, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже (1957-1959) и Карпентер-центр визуальных искусств - культурный центр в Гарварде (1962). В проекте , административной столицы в Индии, новой независимой стране, лишь недавно появившейся на политической карте мира, осуществилась его мечта о масштабном градостроительном проекте во плоти.

В зданиях капеллы Богоматери в и близ Лиона он, атеист, впервые применил свои интуитивные прозрения по отношению к организации пространства для духовных нужд. «Зрительная акустика», о которой он говорил по поводу согласия архитектурных форм и пригодного окружения в Роншане, в буквальном смысле воплотилась и в феноменальном павильоне «Электронная поэма» фирмы «Филипс» (1958) на Всемирной выставке Брюсселе, позволявшем благодаря архитектурным расчетам по-особому резонировать звуку. Как в перечисленных, так и в постройках 1960-х годов, например Доме молодежи и культуры в Фирмини (1961-1965), Центре Ле Корбюзье в Цюрихе (1965-1967), мастер продолжил свои поиски гармонии архитектурного пространства.

Столетний юбилей Ле Корбюзье был отмечен телевизионными фильмами, выставками, публикациями.