Однородные члены предложения, примеры. Что такое однородные члены предложения? VI
Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс с ответами. Контрольная работа включает в себя 9 задний.
1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
В мокром небе кр_чат ул_тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д_рев_я машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые лист_я и л_тят за гусями. Вместе с лист_ями л_тят стаи зябликов и жав_р_нков.
Сколько в этом тексте предложений с однородными сказуемыми? Отметь ✓ правильный ответ.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи номера предложений, в которых есть однородные члены, соединённые только перечислительной интонацией.
1) М_л_дая восп_тательница ст_яла у _кна и внимательно наблюдала за р_бятишками.
2) В одну секунду девочка оч_тилась возле м_лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заг _варила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали б_лизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полированными гранями.
5) М_ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр__пические д_ревья, обез_ян, попугаев.
Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.
3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
1) Пришёл жаркий ч_с и сне_ незаметно подтаивает а в л__сной т_шине дятел ровно отстукивает удары по ств__лу.
2) Г_лубиная стая разв_рнулась над з_млёй ее п_лями селами г_родами.
3) Вертолёт работал в_нтами в разные стороны л_тел п_сок.
4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т_хонько наигрывать.
5) Ст_ит хатка а в ней ж_вет Баба-яга — к_стяная н_га.
6) К_злёночек заплакал вор_тился назад и стал с_стрицу кликать.
Выпиши номера тех простых предложений, в которых однородные члены соединяются с помощью союзов.
4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
Сашка вышел во двор, но р_бят во дв_ре не было. Он поб_жал за в_рота и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ст_рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п_ст_лета. Ст_рушка вздрогнула и ост_новилась. Она погр_зила пальцем перешла д_рогу и скрылась в переулке.
(По Н. Носову)
Найди и выпиши предложение, в котором однородные члены соответствуют схеме: =, = и =.
Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.
5. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.
1) Вдоль рек озер _____ болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались _____ отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые желтые _____ красные листья появились на деревьях.
4) Галя _____ Катя шли по улице ______ улыбались.
5) Тихо _____ настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котенок не от холода _____ от страха.
7) Медленно рос цветок _____ теперь вдруг вытянулся.
6. Расставь знаки препинания в предложениях.
1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.
2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.
3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.
4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.
5) Дунул ветер и листья посыпались в темную воду.
6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.
7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просунулась чья-то рука.
Распредели номера предложений по группам с учетом роли союза и.
Союз и соединяет части сложного предложения:
Союз и соединяет однородные члены предложения:
7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро. Постановка знаков препинания пока вызывает трудности.
8. Расставь в предложениях знаки препинания.
1) Почки раскрываются и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чарушин)
2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)
3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)
4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)
5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.
Запиши номера предложений, которые соответствуют следующим характеристикам.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и : _____
Сложное предложение, части которого соединены союзом и : _____
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и : _____
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединенными перечислительной интонацией и союзом и : _____
9. Расставь знаки препинания.
1) Во дворе стояла ста рая машина с распахнутыми дверями а над крылечком горел жёлтый фонарь.
2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбежал растрёпанный малыш.
3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тревожно скрипит.
4) Старушка загремела ключами но дверь открывать не спешила.
5) Голоса глухо отдавались от просторных и холодных стен.
6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напоминала о себе пятнами желтых листьев и порыжевшей травой.
Отметь ✓ номера предложений, в которых союзы а, но, и соединяют части сложного предложения.
1) 2, 4, 5
2) 1, 2, 6
3) 1, 3, 6
ОТВЕТЫ — Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс
1.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. Кланяются
им вслед деревья, машут
ветками. С веток срываются
красные и жёлтые листья и летят
за гусями. Вместе с листьями летят стаи зябликов и жаворонков. (В тексте 2 предложения с однородными сказуемыми.)
2.
1) Молодая воспитательница стояла у окна и внимательно наблюдала за ребятишками.
2) В одну секунду девочка очутилась
возле малыша, опустилась
на корточки, взяла
за руку, тихо
и ласково
заговорила
.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали белизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полированными гранями.
5) Моряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тропические деревья, обезьян, попугаев.
3.
1) Пришёл жаркий час, и снег незаметно подтаивает, а в лесной тишине дятел ровно отстукивает удары по стволу.
2) Голубиная стая развернулась над землёй, её полями, сёлами, городами.
3) Вертолёт работал винтами, в разные стороны летел песок.
4) Вот сел солдат у ручья, взял скрипочку и
стал тихонько наигрывать.
5) Стоит хатка, а в ней живёт Баба-яга — костяная нога.
6) Козлёночек заплакал, воротился назад и
стал сестрицу кликать.
4, 6
4.
Сашка вышел во двор, но ребят во дворе не было. Он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась.
Она
погрозила
пальцем
, перешла
дорогу
и скрылась
в переулке
. (=, = и =)
5.
1) Вдоль рек
, озёр
и
болот
летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались, но
отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые
, жёлтые
и
красные
листья появились на деревьях.
4) Галя и
Катя шли по улице и улыбались.
5) Тихо
, но
настойчиво
звучал голос учителя.
6) Задрожал котёнок не от холода
, а
от страха
.
7) Медленно рос цветок, а
теперь вдруг вытянулся.
6.
Союз и
соединяет части сложного предложения: 2, 3, 5, 7.
Союз и
соединяет однородные члены предложения: 1, 4, 6.
7.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю, и
капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе, но
лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро, а постановка знаков препинания пока вызывает трудности.
8.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и
: 2.
Сложное предложение, части которого соединены союзом и
: 1, 5.
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и
: 3.
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и
: 4.
9.
Союзы а
, но
, и
соединяют части сложных предложений 1, 2, 6.
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Однородные члены предложения:
- Отвечают на один и тот же вопрос
- Зависят от одного и того же слова
- Произносятся с перечислительной интонацией
Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.
Подробно в видео:
Помни!
Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Примеры
Обозначим однородный член знаком?.
Правило.
Однородные члены предложения могут использоваться | |||
без союзов | с одиночными союзами | с повторяющимися союзами | с двойными союзами |
?,?,?
В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки . |
соединительными союзамии, да(=и), или
Вдруг налетела буря скрупным И частым градом. Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад. противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако Не железным ключом открывается сердце, Адобротой . |
или…или
либо…либо не то…не то 1) и?, и?, и? или?, или?, или? Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые. Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь . Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. |
не только… но и
как…так и если не…то не столько сколько хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только?, но и? как?, так и? Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам . |
Ловушка №1!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)
Запятые нигде не ставятся!
Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.
Ловушка №2!
Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):
- Ни с того ни с сего
- И день и ночь
- И стар и млад
- И смех и горе
- И там и сям
- Ни взад ни вперед
- Ни да ни нет
- Ни за что ни про что
- Ни рыба ни мясо
- Ни свет ни заря
- Ни слуху ни духу
Алгоритм действий.
1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).
2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.
3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.
4) Построй схему и расставь запятые.
Разбор задания.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.
3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.
4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.
Вариант ответа №1.
Прочитай еще раз Ловушку №1.
Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.
Вариант ответа №2.
В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и
Вариант ответа №3.
В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.
Вариант ответа №4.
Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .
Таким образом , правильный вариант – ответ №4.
Потренируйся.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.
2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.
3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.
4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.
2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
Необходимый уровень.
Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).
1. Это простое предложение с однородными чле-нами:
1) Мальчик Нильс был превращён в маленького человечка.
2) Вместе с гусиной стаей он отправился в далёкое путешествие.
3) В одном старинном замке Нильсу пришлось спасать его обитателей при помощи волшебной па-лочки.
4) Видел Нильс подводный город и много других чудес.
2. Однородных сказуемых нет в предложении
1) Он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и побежал дальше.
2) Вокруг них валялись батоны хлеба, бутылки с молоком, консервные банки.
3) Валерка и Севка сидели на подоконнике и за-катывались от смеха.
4) Толстый дядька торопился на автобусную оста-новку и с размаху влетел на лёд.
3. Не нужно ставит запятую в схеме.
1) [- И ].
2) [- = О и О и О].
3) [- = О но О].
4. Есть ошибка в постановке запятой в схеме.
1) О, и О, и О
4) О, О, и О
5. Нужно поставить одну запятую в предложе-нии.
1) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.
2) Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.
3) Он осмотрелся и увидел много деревьев птиц и цветов.
4) Он набрал под деревьями толстых сучьев и ве-ток и связал их.
6. Нужно поставить две запятые в предложе-нии.
1) Севка кинул пальто на стул шапку на тумбочку и отбил звонкую чечётку.
2) Он разворачивал конфету под партой отправлял её в рот а бумажку скатывал и щелчком посылал в класс.
3) Севка ещё долго бил себя в грудь но потом сделал обиженное лицо и принялся вздыхать.
4) Севке нравились львы тигры пантеры а не мелкие безобидные зверушки.
7. Найди «лишнее» предложение.
1) Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.
2) Тишина состояла из лёгкого шелеста травы, и звона капель, и тихого пения ручейка.
3) Сидит птичка на дереве, ротик раскрыла, кры-лышками трепещет.
4) Я узнал и фигурку её горбиком, и повадку, и оригинальную песенку-трель.
8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:
1) однородные члены соединены повторяющимися союзами;
2) при однородных членах нет повторяющихся союзов.
а) Она и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё от-вечает.
б) Лиса схватила его в когти и понесла за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы.
в) Фиолетовые и белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах, парках и скверах.
г) Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку вари-ла.
Повышенный уровень.
Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).
Между однородными членами ставится запятая. Но есть одно исключение из этого пра-вила - соединительный союз "и ". Восстанови последовательность действий для по-становки запятой между однородными членами.
а) Выделить союз и.
б) Определить, есть союзы и, а, но между ними или нет.
в) Союз и повторяющийся, запятая ставится.
г) Найти однородные члены в предложении.
д) Нет союзов или есть союзы а, но, запятая ста-вится.
е) Союз и одиночный (не повторяется), запятая не ставится.
10. Расставь, где нужно, запятые.
По дорогам, по просёлкам, по тропиночкам лесным
Стелет листья подорожник и несёт привет весны.А потом в начале лета на верхушке стебелька
Появляется соцветье в виде стрелки-колоска.Зреет колос, высыпает сотни маленьких семян.
И разносятся по свету прорастают там и тут.
По дорогам всей планеты подорожники цветут.Знал об их целебной силе много сотен лет назад
Основатель медицины знаменитый Гиппократ.И поныне в разных странах к подорожнику любовь:
Он залечивает раны, останавливает кровь.Лечит он гастрит и язву, и подагру, и бронхит.
От недугов самых разных подорожник исцелит!
Выпиши однородные члены, которые соединены
1) без помощи союзов:
по дорогам, по проселкам, по тропиночкам.
зреет, высыпает, залечивает, останавливает.
2) с помощью одиночного союза и:
стелет и несет, там и тут.
3) с помощью повторяющегося союза и:
и к колесам, и к ногам; и язву, и подагру, и бронхит.
Выпиши предложение, которое соответствует схеме [и О = -> и Q].
И к колёсам прилипают семена те и к ногам.
32. Прочитайте.
- В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
- Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
- На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
- В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?
Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .
33. Прочитайте.
- В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
- Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
- Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
- Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
- На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
- Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
- Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?
34. Прочитайте.
1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .
- Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр
35. Прочитайте.
1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.
(Д. Мамин-Сибиряк)
- Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
- Запишите предложения в таком порядке:
- с однородными подлежащими;
- с однородными сказуемыми;
- с однородными второстепенными членами.
- Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
- Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.
Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .
36. Прочитайте.
- Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
- Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
- Объясните постановку запятых в предложении.
-
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
(П. Ершов)
Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :
Однородные члены предложения
Члены предложения |
Вопросы |
Примеры предложений |
Однородные подлежащие |
кто? что? |
Река, берега
и деревья
И. Никитин |
Однородные сказуемые |
что делает? |
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. К. Паустовский |
Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова) |
какие? где? к а к? |
Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй. А. Чехов В поле, в кустах жили серые куропатки. В. Бианки Неохотно
и несмело
Ф. Тютчев |
37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.
- Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?
38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.
1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)
- Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.