Основные направления межэтнических отношений. Что такое межнациональные отношения

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  5. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  6. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.


Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от-ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи-тельное отношение к людям, представляющим любую этни-ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо-
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза-висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю-дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита-ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста-навливать свои государственные языки, употребляемые на-ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен-ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни-ческие конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант-ность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
национальные движения в мирных политических и куль-турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред-ставителей одной этнической группы, изменить демографи-ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага-ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт-ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Межнациональные отношения - многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления - это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами. В российском термины и сходны по своему смыслу, поэтому межнациональные отношения часто также называют межэтническими отношениями.

По формам взаимодействия этносов различают мирное сотрудничество и этнический конфликт.

К основным формам мирного можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. При этическом смешивании различные этносы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих лет, результатом становится образование единой . Зачастую это происходит путем межнациональных браков (например, так сформировались многие латиноамериканские народы).

В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер.

Наиболее цивилизованный путь объединения народов - многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными и ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.

Сегодня большинство государств являются многонациональными. Доля государств, в которых основная этническая общность составляет абсолютное большинство - менее 19%. Таким образом, в большинстве случаев разным национальностям приходится сосуществовать на одной территории. Правда, не всегда им удается делать это мирно.

Межэтнический конфликт - форма социально-политического конфликта между группами людей, принадлежащих к различным этносам. К его основным особенностям относят разделение по этническому признаку конфликтующих групп, политизацию по этическим факторам. Такие этноконфликты не являются ценностными и происходят вокруг групповых интересов. Новые участники межнациональных конфликтов объединяются исходя из общей этнической идентичности, даже если не разделяют позицию группы.

Тенденции развития межнациональных отношений

В современном мире прослеживается ряд тенденций в развитии наций, которые могут и противоречить друг другу. Среди них можно выделить:

Межнациональную дифференциацию - это разъединение или даже противостояние различных наций; она может проявляться в формах
самоизоляции, проявлениях национализма, религиозного фанатизма;

Межнациональную интеграцию – это противоположный процесс, предполагающий объединение наций через различные сферы общественной жизни;

Глобализацию - это исторический процесс межнациональной интеграции, в результате которого постепенно стираются традиционные границы; свидетельством данного процесса являются различные межнациональные экономические и политические союзы (например, ЕС), ТНК, культурные центры.

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  1. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  2. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?