Открытый урок "день космонавтики". Конспект урока-путешествия ко дню космонавтики Звездные избранники кубани



Космического первопроходца с нетерпением будут ждать во всех уголках Земли, а его широкая улыбка покорит весь мир.

Этот во многих смыслах путь наверх могли и хотели пройти многие, но судьба выбрала именно его.


Горячая фаза битвы за космос началась в 1957 году.

4 октября Советский Союз запустил на орбиту Земли первый искусственный спутник. Примитивный сигнал, переданный им с высоты нескольких километров, возвестил всему миру, что СССР в космической гонке вырвался вперед.


Через месяц советские ученые вывели на орбиту первое живое существо – собаку Лайку.

В феврале 1958 года США ответили запуском на орбиту своего искусственного спутника.



Американцы для этих экспериментов использовали обезьян.

При этом на орбиту первого примата запустили уже после полета Гагарина.

До этого они совершали так называемые суборбитальные полеты, то есть поднимались на космические высоты, но не совершали при этом ни одного витка вокруг Земли.

Первый американский космонавт


Помимо идеологического и чисто технического имелся и военный аспект этого противостояния: две сверхдержавы находились в состоянии холодной войны.

Достаточно сказать, что первые космические ракетоносители были модификациями межконтинентальных ракет, предназначавшихся для ядерных ударов.

«Восход» – космический корабль Ю. Гагарина.



К этому возрасту практически вчерашние курсанты имели относительно скромный летный опыт. Главное, что от них требовалось – это горячее желание и богатырское здоровье.

Из 3,5 тыс. возможных кандидатов на собеседовании отобрали 347 человек. До медицинского обследования допустили 207. Окончательный список содержал только 20 фамилий. Позже первую двадцатку назовут «Гагаринским отрядом». Но пока старший лейтенант Ю. Гагарин всего лишь один из них…


Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. Его биография – это воплощение советской семьи того времени.

  • По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), - работала на молочнотоварной ферме.

В семье Гагариных было три сына и дочь. Юрий был третий по старшинству.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли гитлеровские войска, и его учёба прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали на улицу, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины выкопали маленькую землянку, накрыли дёрном, выложили печку. Отца избивали и заставляли работать. Незадолго до отступления немцы угнали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Юра видел, как матери бежали за машиной, которая увозила их детей, а немцы наотмашь отгоняли их прикладами. В дальнейшем Гагарин никогда не упоминал о военных годах. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.



Юрий Гагарин с другом.

25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, что и определило его дальнейшую судьбу.

В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.




Из 20 человек, отобранных в отряд первых космонавтов, к полету были рекомендованы 6.

По уровню летной подготовки и образованности первым из шести был Герман Титов. По словам преподавателя Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, профессора философских наук Валентина Петрова, - Титов выделялся из всей шестерки по всем показателям.


Так почему же первым выбрали Юрия Гагарина?

Ответ на этот вопрос весьма прост: помимо его профессиональных качеств, Гагарин был необыкновенно открыт, доброжелателен, легко сходился с людьми, был исключительно искренним и человечным. Его искренняя обезоруживающая улыбка открыла путь к сердцам миллионов людей на всей планете.


Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр ».

В конце полёта тормозная двигательная установка проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.

Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели. Спуск происходил с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов.

Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное в 10 час. 55 минут.


Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос, сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

«Литературная газета»



Итак 12 апреля 1961 года весь мир узнал имя человека, ставшим самым известным ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – ЮРИЙ ГАГАРИН.

После его триумфального полета в космос, его портреты стали самыми узнаваемыми на планете. А гагаринская улыбка превратилась в символ.

Ни до, ни после этого, ни на одного человека не обрушивалась такая всемирная слава, как на этого «Обычного парня».

Он побывал с визитами в десятках стран мира. И люди всей планеты его встречали с настоящей радостью и восхищением. Его любили и обожали. Юрий Гагарин сумел растопить лед в миллионах сердец.

Для советского руководства он был тем ключиком, который открыл ранее закрытые двери. После заграничных визитов Гагарина начинались официальные визиты советских руководителей, поэтому товарооборот между СССР и этими странами увеличивался в разы.




Знаменитой итальянской актрисе, избалованной и капризной Джине Лоллобриджиде

пришлось встать в очередь, чтобы получить автограф Юрия Гагарина.

Он покорил ее сердце не только своей мужественностью, но и добросердечием и искренностью.

Кроме того, он был наделен редким талантом вести действительно умную интересную беседу с людьми разных профессий, будь то профессор или балерина. Он всегда проявлял большое

уважение к людям, с которыми он встречался, начиная от пионеров и заканчивая простыми

тружениками. Эти встречи не были для него мишурой. Поэтому он был так любим.


Малоизвестный факт: Гагарин посетил Троице-Сергиеву Лавру вместе со своим другом Валентином Петровым. Разумеется этот визит нигде не афишировался.

В лавре удивились чрезвычайно появлению первого космонавта. Его повели к мощам Сергия Радонежского, Трапезный храм, показали кельи, затем церковный и археологический кабинеты.

Там-то он и увидел еще дореволюционный макет храма Христа Спасителя, построенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года на деньги народа.

Узнав, что на месте этого храма стоит бассейн «Москва», Юрий Гагарин очень долго молча смотрел на макет. Видно, что он был поражен до глубины души.


В конце декабря 1965 года был Восьмой Съезд ЦК ВЛКСМ по вопросам воспитании молодёжи. Гагарин там выступил и сказал:

«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?»

За эти слова в то время, когда вера и религия была под запретом в Советском Союзе, любого гражданина СССР, даже если бы это был очень высокопоставленный деятель, ждал бы крах всей его жизни.

Но только не Гагарина! Любовь к нему была настолько велика, что никто даже не осмелился!

Брежнев сказал: «Построим Триумфальную арку за 3 месяца. На храм денег нет. А Юрию Алексеевичу привет.


С женой и дочками.

Юрий Гагарин был настоящим любящим сыном, мужем и отцом. Обожал свою семью.

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР

В 1964 году Гагарин был назначен командиром отряда советских космонавтов.

В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз».

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ вблизи деревни Новосёлово Владимирской области.

Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов.

Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр. вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй и экипаж погиб.

Наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след.

Этот факт в 2013 году подтвердил Алексей Леонов. Действительно, в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15.

АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ

советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза



«Юрий всех нас позвал в космос»,

Так сказал американский астронавт Нил Армстронг.

Сказано так просто и так по-человечески.

Но это определило позицию нашей нации.

Российская космонавтика вот уже 55 лет занимает лидирующую позицию в мире.

Ведь даже американцы выходят на орбиту с нашей МКС.


А сегодня, в 55 годовщину первого полета, Юрий Гагарин собрал здесь всех нас.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентацию подготовила учитель истории Кретова Ирина Ивановна

МБОУ «СОШ

№ 10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска

Конспект

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об очень интересной теме.

Идет весна. Какой сейчас месяц? Какой праздник отмечает наша страна в апреле? А в честь чего он так назван? Какого числа? (День космонавтики. В этот день первый человек в мире поднялся в космос . 12 апреля).(1 слайд)

Кто догадался, какова тема классного часа?

Тема нашего классного часа: «День космонавтики. Кто первый покорил космос»(2,3 слайд)

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем новое.

Я вам расскажу о людях тех, умелых и отважных, что покорили космос.

Очень важно

Не забывать имен –

Всех космонавтов и ученых,

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили.

В Калуге, под Москвой,

Учитель жил один простой,

Всю жизнь о космосе мечтал,

Сам нужные науки изучал,

Провел огромную работу

И начал создавать теорию космических полетов.

Он гений был, и в наши дни

О Циолковском помнить мы должны!

( На экране портрет Циолковского )(4 слайд)

Но кто построил первую ракету?

Вы знаете об этом?

Конструктор, академик Королев.

К полету первый спутник был готов.

В минувшем веке, 57-м году,

Он полетел благодаря труду

Конструкторов, ракетчиков, рабочих,

И был он первым в мире между прочим!

(На экране портрет Королева)(5 слайд)

Через четыре года новый был успех –

Поднялся в космос первый человек –

Гагарин Юрий выполнил полет.

Вокруг Земли наш облетел пилот.

Благополучно совершил виток

Космический корабль «Восток».

(На экране портрет Гагарина)(6 слайд)

Титов, Попович, Николаев и Быковский

После Гагарина летали в космос.

Все больше космонавтов новых,

И Валентина Терешкова

Была средь первых космонавтов.

(На экране портрет Терешковой)(7 слайд)

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать.

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

И только после многих испытаний

Ты космонавтом станешь.

(8Слайд)

Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг.(9,10 слайд)

Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал. 12 апреля 1961 года. Давайте с вами повторим, кто был первым космонавтом Земли? (Первым посланцем Земли в космосе был Ю.А. Гагарин.)(11 слайд)

Он совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток». За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города.

2 задание. «Космонавты».

А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?

Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?(12 слайд)

умным

здоровым

сильным

необщительным

добрым

находчивым

рассеянным

тренированным

Проверка выполнения задания.

Физминутка. «Космическая зарядка». (слайд 13)

3 задание. «Вопрос- ответ».

Как называется костюм космонавта? (скафандр)(слайд 14)

Как называется место старта космического корабля? (космодромслайд 15)

Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)

Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета слайд 16)

Скажите, для чего космонавтам нужен скафандр?

В космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.(слайд 17)

4 задание. «Сборка ракеты»

Чтобы отправиться в космические дали, нужна ракета. Возьмите приготовленные детали и соберите ракеты. Наклейте их на лист.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы готовы к полету. Внимание, ракеты на старт!

Пролетаем воздушную оболочку, выходим в открытый космос.

Сколько всего планет в солнечной системе? (9) (слайд 18)

5 задание. «Угадай»

1 команда:

Из букв в конверте сложите название самой маленькой планеты. (Меркурий) Слайд 19

2 команда:

Из букв в конверте сложите название самой большой планеты. (Юпитер) (слайд 20)

Почему наша система называется солнечной? (вращается вокруг солнца) (21 слайд)

Что такое солнце? (слайд 22)

Солнце самая близкая к нам звезда. Это раскалённый огненный шар. Температура на поверхности - 6 миллионов градусов. Поверхность Солнца – это кипящая, бурлящая, взрывающаяся масса.

Что значит солнце в нашей жизни?

Посмотрите, как красиво выглядит эта планета из космоса. Кажется, что какой-то художник не пожалел красок для нее по ярко- голубому фону рассыпаны зеленые острова, окруженные белыми пятнами.(слайд 23)

Кто догадался, что это за планета? (16 слайд, презентация)

Вы правы это планета Земля. Единственная планета, где есть жизнь. На ней живут люди, животные, растут растения. Наша задача сохранить всю эту красоту на нашей планете, для будущих поколений.

Обратите внимание. Что это за маленькая планета, которая неустанно следует за Землей? (Луна- спутник Земли)

Американские астронавты побывали на Луне и увидели там безжизненную поверхность.

Человеку, попавшему на Луну очень трудно передвигаться по её поверхности. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше. Если вы весите 30 килограммов, значит, там вы будете весить 5 килограммов, как небольшой пакет с макулатурой.

День на Луне продолжается больше двух земных недель. Вся поверхность Луны покрыта глубокими впадинами (углубления), которые называются кратерами. Воздуха нет.

Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что много знаете, умеете. Но самое главное - в полете вы помогали друг другу, а чувство дружбы и взаимопомощи особенно важны в космосе. Теперь мы можем вернуться на Землю. (слайд 24)

Подведение итогов

И вот мы в нашем классе. И вы можете рассказать, что нового сегодня узнали, что вам больше всего понравилось. Спасибо за активную работу!

Космическое путешествие по законам физики

Урок открытых дверей

для начальных классов

Подготовил учитель физики

МБОУ СОШ № 5 г. Белореченска

Мягкинький А. В.



«Планета есть колыбель разума,

но нельзя вечно жить в колыбели».

К. Э. Циолковский



Первый искусственный спутник Земли

Число витков – 1440

Масса – около 84 кг

Диаметр – 58 см



Второй советский искусственный спутник с собакой на борту отправился в космос 3 ноября 1957 года с космодрома Байконур.





12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-1». Впервые в космос полетел человек -

Юрий Гагарин .

«Восток-1»


  • 108 минут длился полет первого космонавта
  • Выполнен 1 оборот вокруг Земли в автоматическом режиме
  • Высота полета – 327 км
  • Скорость полета – 28 260 км/ч
  • Протяженность – 40 868 км



ЗВЕЗДНЫЕ ИЗБРАННИКИ КУБАНИ

Горбатко В.В.

Севастьянов В.И.

Трещев С.Е.

Березовой А.Н.

Падалка Г.И.


Луна – спутник Земли

Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 г., когда советская станция «Луна-9», совершив первую в мире мягкую посадку на Луну, передала телевизионную панораму местности.


След в истории

21 июля 1969года в 5.56 по московскому времени на поверхность Луны вышел американский астронавт Нейл Армстронг

Через 19 минут к

нему присоединился его коллега - Эдвин Олдрин,

отпечаток ноги которого, сфотографированный Нейлом, обычно и фигурирует как «первый след человека на Луне»




Все космические корабли работают на основе реактивного движения.

Такое движение возможно тогда, когда ракета от чего-нибудь отталкиваться…

Но ведь в космосе всё по-другому.


Надуем воздушный шарик и отпустим его.

За счёт чего шарик приходит в движение?

Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух, то есть движение шарика является примером реактивного движения!


Реактивное движение в природе

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например, кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая, вбираемую в себя воду они способны развивать скорость 60 - 70 км/ч.


Расположите числа по возрастанию

Цель: Мот ировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа-презентация ко Дню космонавтики "Утро космической эры"

Цель:

Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию суворовцев.

(Слайд 1)

После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (Слайд 2).

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером (Слайд 3) и Юрием Васильевичем Кондратюком. (Слайд 4)

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. (Слайд 5)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 7)

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. (Слайд 8) Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! Больше всех радовался Королев (Слайд 9) Он гладил животных, угощал их колбасой, потом посадил в свою машину и повез "домой" - в вольер, где те жили. Увы, второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик: (Слайд 10) Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. (Слайд 10) Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. (Слайд 11) Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. (Слайд 12) Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Из трех кандидаток - их звали Альбина, Лайка и Муха - выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары. (Слайд 13)

Грустно было прощаться с полюбившейся собачкой. Особенно тяжело было тем, кто кормил, гулял с собакой и по-настоящему привязался к ней.

Японцы использовали изображение нашей дворняги как символ года Собаки. Во многих странах были выпущены почтовые марки с изображением Лайки. (Слайд 14)

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й.

Отработка ракеты-носителя и космического корабля "Восток" шла полным ходом. Но не все было гладко.

28 июля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель. Она должна была вывести на околоземную орбиту корабль-спутник, в котором находились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 16) Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты? (Слайд 17)

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 18)

После триумфального полета Белки и Стрелки пошли черные полосы. 26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела ракета. В огне погибли 92 человека. А за 15 дней до этой трагедии было принято секретное решение о полете человека в космос. Назначался срок - декабрь 1960 года. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.

Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь Пчелки и Мушки. 1 декабря корабль стартовал. В общей сложности собаки пробыли на орбите сутки. Все шло гладко, но когда дали команду на возвращение, произошел сбой. Вероятнее всего корабль сгорел.

Старт человека отложили. (Слайд 20)

22 декабря место в корабле-спутнике заняли Жемчужина и Жулька. Случилась авария. Спускаемый аппарат совершил аварийную посадку в Красноярском крае. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки остались живы. Жульку себе забрал академик Олег Газенко, и остаток жизни она провела в генеральском доме.

Сергей Павлович Королев не отступился от своего решения: два удачных старта - и летит человек.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. (Слайд 21) И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. (Слайд 22)

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Воспитатель: А.Красковский

Предварительный просмотр:

День космонавтики 2013 года

12 апреля 2013 года исполняется 52 года со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но увереность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях..."

Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку.

Королев и Гагарин.

Человек, летящий в космос, стал необходимым и долгожданным, а потому дорогим и близким задолго до того, как обрел имя. Чтобы дать ему имя, необходимы были усилия многих тысяч ученых, инженеров и рабочих, уникальные конструкции, преобразования во многих сферах государственной деятельности.

Космос нужно было открывать, как открывали новые континенты, как открывали Южный и Северный полюсы. Это был путь к великой цели через великие трудности. Чтобы совершить путешествие в космос, необходим огромный запас энергии. Но прежде всего нужно было найти эффективные и рациональные источники энергии и приспособиться к тому, что они имеют ограниченные мощности. Затем решить в связи с этим ряд сложных проблем, чтобы обеспечить бережное использование энергии: искать оптимальное распределение энергии по времени полета (в виде различных конструктивных схем ракеты), создавать легкие и прочные конструкционные материалы, обеспечивать высокую точность выведения ракеты, чтобы не тратить энергию на корректировку траектории.

Грандиозность задачи полета в космос вполне уживалась с мыслью об использовании атомной энергии, но такой путь не позволял добиться результата в обозримое время. Единственным выходом из положения казалось создание жидкостных ракетных двигателей, но на первых порах это была только еще одна смелая гипотеза. Хотя принципиальные положения для разработки жидкостных ракетных двигателей были ясны, проблема оставалась чрезвычайно сложной из-за отсутствия каких-либо прототипов и разработанной теории. Может быть, именно поэтому все усилия немногих в тот период исследователей сосредоточились на жидкостных ракетных двигателях. Работы над жидкостным ракетным двигателем сконцентрировались главным образом в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где в период только с 1930 по 1934 год под руководством инженера (ныне академика) в. П. Глушко было исследовано около 50 конструктивных вариантов двигателей, работающих на различных. Первые удачные эксперименты Ф. А. Цандера на лабораторной установке ОР-1 и его проект жидкостного ракетного двигателя ОР-2 послужили основанием Центральному совету Осоавиахима для организации Группы по изучению реактивного движения (ГИРД). В ГИРДе разрабатывались жидкостные ракеты различных типов. О трудностях в этой области можно судить по многочисленным безуспешным попыткам исследователей в различных странах. Только в СССР, США и Германии удалось в довоенные ГОДЕ,! создать экспериментальные образцы жидкостных ракет.

Успехи ГДЛ и ГИРДа убедили в перспективности развития работ над жидкостными ракетными двигателями и жидкостными ракетами и в необходимости объединения усилий исследователей, занятых этими проблемами. Так, в 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Без всего этого невозможно было бы создание в сжатые сроки ракетной техники в Советском Союзе, создание космической ракеты-носителя "Восток" под руководством С. П. Королева и рождение Человека, летящего в космос. ...В Московском высшем техническом училище ярко проявилась активная жизненная позиция будущего Главного конструктора. С. П. Королев не ограничивался рамками учебного плана и стремился охватить все, что имело отношение к авиации. Он строил планеры, поступил в школу летчиков и окончил ее, работал на авиационном заводе, разработал самолет собственной конструкции и представил его в качестве дипломного проекта. Самолет был построен и испытывался в полете.

В этот период начала проявляться черта характера, которая впоследствии привела С. П. Королева в ракетную технику. Это - умение отойти от шаблона, утвердить свою оригинальную точку зрения, идти непроторенными дорогами. Он строил Не просто еще один планер, а планер, способный совершать фигуры высшего пилотажа. Самолет, разработанный им, также имел оригинальную конструкцию. Активность жизненных позиций С. П. Королева переходила в новое качество - он учился не только действовать, не только доводить до конца задуманное, но вторгаться в сферу неизведанного, чувствовать, как становится доступным то, что казалось никому не по силам. Потому-то и пришел С. П. Королев в ракетную технику - туда, где больше всего были нужны такие активные и ищущие люди, как он.

Для Сергея Павловича космические исследования были не просто одной из возможных сфер деятельности, а мечтой, которую он пронес через всю свою жизнь. Представление о жидкостной ракете было связано у него-одного из пионеров ракетной техники - прежде всего с полетом в космическое пространство. С этого началась теоретическая космонавтика в трудах К. Э. Циолковского и это стало задачей первостепенной важности во всей практической деятельности С. П. Королева.

В своем докладе, прочитанном в 1947 году, Сергей Павлович отмечал:

"Циолковский основной конечной задачей считал вылет человека за пределы земного тяготения... Он подробным образом разрабатывает вопросы жизни будущих межпланетных путешественников, обдумывает проект создания искусственного спутника Земли в виде промежуточного межпланетного острова или станции, которые должны быть созданы на пути космических рейсов. Это фантастично и потрясающе грандиозно даже сейчас, в наш век чудес, но надо признать, что это - научная истина и научный прогноз не такого уж далекого будущего". Эти слова отражали глубокую убежденность С. П. Королева и, как показали дальнейшие события, стали для него программой конкретных действий.

Впервые в истории первая космическая скорость была достигнута в 1957 году с помощью ракеты-носителя "Спутник", разработанной под руководством академика С. П. Королева. Главным конструктором двигателей этой ракеты был академик В. П. Глушко, систем управления- академик Н. А. Пилюгин. Именно эта ракета позволила в дальнейшем обеспечить планомерное исследование космического пространства. В ней синтезированы идеи пионеров космонавтики, все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ, она построена на базе элементов, систем и агрегатов, отработанных и испытанных на многочисленных отечественных ракетах. Непрерывность и строгая преемственность развития космонавтики проявилась и в том, что двухступенчатая космическая ракета, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехступенчатой ракеты-носителя космического корабля для полета человека в космос.

В отчете члена-корреспондента АН СССР С. П. Королева о научной деятельности за 1954 год читаем слова, указывающие на необходимость и своевременность работ, связанных с полетом человека в космос: "В настоящее время все более близким и реальным кажется создание искусственного спутника Земли и ракетного корабля для полетов человека на большие высоты и для исследования космического пространства".

Рекомендуя в своем отчете созвать осенью 1955 года конференцию для подведения итогов работ по изучению верхних слоев атмосферы, С. П. Королев подчеркивал: "Одним из важнейших предложений, которое необходимо обсудить на конференции, явилось бы предложение о создании ракеты-лаборатории для подъема одного-двух экспериментаторов на высоты до 100 км с доработкой специальной системы для спуска лаборатории и ее экипажа на Землю".

Конференция состоялась в апреле 1956 года. С обстоятельным докладом выступил С. П. Королев. Он снова подчеркивал необходимость проведения работ, обеспечивающих полет человека в космос: "Говоря о перспективах, нельзя не остановиться на одном из самых злободневных вопросов-полете человека в ракете. В настоящее время эта задача становится все более реальной. Она издавна привлекала внимание всех, работавших в области ракетной техники, а полет человека на ракете является и сейчас одной из основных задач в области ракетной техники... Это перспективы, но перспективы реальные и не такие уж далекие. В связи с этим проводившиеся до сих пор нами вертикальные полеты ракет выглядят как непосредственно связанные с названными выше перспективными работами.

При всей романтической увлеченности проблемами изучения космического пространства С. П. Королев был трезвым и расчетливым организатором, проявлял исключительную деловитость и твердость в осуществлении намеченных планов. Задавшись целью осуществить космический полет, он методично, упорно прокладывал путь этой идее. Эффективность творческих методов и научных принципов С. П. Королева наиболее ярко проявилась в осуществлении программы космических исследований. Именно при разработке космических аппаратов и кораблей более всего требовались твердость и мужество королёвского характера, энтузиазм и широта научного кругозора, способность видеть взаимосвязи проблем, потому что в этой области проходил рубеж человеческих знаний, за которым начиналась неизвестность. Чтобы перейти этот рубеж, нужно было не только разрешить множество научных, инженерных и организационных проблем, но и преодолеть инерцию в представлении о космосе, как о сфере, далекой от наших повседневных забот и практических интересов.

С. П. Королев заставил поверить в необходимость осуществления широкой программы исследования космоса, что привело в конечном счете к образованию новой отрасли промышленности по разработке средств освоения космоса. Такая действенность научных и технических позиций во многом определялась его огромным авторитетом руководителя сложных проектов ракетных систем, успехом, который ему сопутствовал, способностью создавать деловую и творческую обстановку в работе над комплексными проблемами, готовностью взять на себя ответственность за практическое разрешение сложных задач, связанных с исследованием космоса. Главными же факторами для становления космонавтики как самостоятельного научного направления, как отрасли промышленности были целеустремленность С. П. Королева в осуществлении космической программы, его способность оценить перспективы этой области и спроектировать их в сегодняшний день, глубокая гражданственность его позиции, забота о престиже отечественной науки.

Сергей Павлович стремился как можно быстрее приступить к осуществлению программы полета человека в космос. Когда появилась практическая возможность использовать для этой цели ракету ограниченной мощности, допускающую кратковременный полет человека в космосе по баллистической траектории, этот вариант не остался без внимания, В предложениях 1954-1956 годов имелся в виду именно этот вариант-полет человека в ракете. Но в 1957 году сразу же после успешного полета первого искусственного спутника Земли С. П. Королев писал:

"Особое место в исследованиях, несомненно, занимают вопросы о возможностях осуществления полета человека в космическом пространстве... Наилучшим техническим решением, которое позволило бы неограниченно широко развернуть научные исследования в космическом пространстве, было бы создание постоянной, обитаемой, то есть приспособленной для жизни людей, межпланетной станции в виде искусственного спутника Земли". Достаточно было проверить исходные предпосылки для достижения космической скорости, осуществив пуски первых спутников, как С. П. Королев направляет в органы государственного планирования свои предложения, и разработка новых, не имеющих аналогов в мировой практике конструкций выполнялась затем в чрезвычайно сжатые сроки. В частности, он предлагал осуществить "создание первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения... Пуски с помощью трехступенчатых ракет-носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ 1958-1960 годы".

В 1960 году все участники работ по космической программе получили документ, составленный под руководством С. П. Королева,- "Основные положения для разработки космического корабля "Восток". Первая фраза этого документа-лаконичная, потому особенно выразительная, а теперь уже историческая- гласила: "Объект "Восток-В" предназначен для осуществления первых полетов человека продолжительностью до одних суток". Это означало непосредственный переход к решающему этапу. Даже сухие, деловые строчки этого документа не могут скрыть особую заботу о всех этапах подготовки космического корабля, суровую требовательность к каждому участнику работ: "Устанавливается личная ответственность главных конструкторов, директоров заводов и руководителей служб за качественность технической документации, правильность конструктивных решений, отработанность и надежность элементов конструкции, за качество изготовления, сборки и испытаний.

Разрабатываются ведомости контроля операций сборки и испытаний изделия с указанием конкретных исполнителей, отвечающих за качественность сборки и испытания в соответствии с документацией на ракету-носитель или объект "Восток-В". Принцип личной ответственности пронизывал весь процесс создания и подготовки к пуску ракеты-носителя и космического корабля. Не было ни одной лазейки, допускающей произвол в толковании характеристик отдельных элементов или результатов предстартовых испытаний. Отступление от принятых документов мог допустить только один человек - Главный конструктор: "...вводятся ведомости отступлений от технической документации Главного конструктора ракеты-носителя и объекта "Восток-В", утверждаемые лично Главным конструктором...".

И вместе с тем, окончательные решения при всей концентрации власти в руках Главного конструктора были актом коллективным, когда каждый ответственный участник мог сказать свое слово как доброволец, идущий на подвиг: "."заключение о допуске ракеты-носителя и объекта "Восток-В" к испытаниям дается совместным решением главных конструкторов по результатам сборки и комплексных испытаний ракеты-носителя или объекта "Восток-В".

На этом трудном этапе, после которого дорога в космос становилась и прямее и шире, встретились Главный конструктор С. П. Королев и Человек, летящий в космос, Ю. А. Гагарин. Они могли пройти этот этап только вместе - поодиночке им здесь путь был заказан. У Главного конструктора за плечами - богатейший инженерный опыт, слава создателя многих ракетно-космических конструкций, итоги труда многочисленных коллективов, создавших передовую технику. С ним был авторитет его ближайших соратников, который служил надежной опорой на самых крутых виражах трудного пути, была поддержка всего народа, партии и правительства. За плечами первого космонавта - молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовность пожертвовать собой во имя великой цели и еще характер -ищущий, мужественный и зрелый.

В детские годы Гагарин узнал, что такое тяжкая беда, настоящий подвиг и огромное счастье. Он пережил немецкую оккупацию, наблюдал, как подбитый краснозвездный самолет врезается в колонну вражеских машин, встречал освободителей. Такое испытание выпало на долю многих советских детей, и Гагарин был среди тех, кого эта суровая правда жизни сделала взрослее, активнее и самостоятельнее в своих поступках и решениях. Ему хотелось учиться, но семье было трудно и, чтобы помочь ей, нужна была рабочая специальность. Для поступления в фабрично-заводское училище не хватало одного года учебы. Он добился приема, правда, на литейную специальность, куда другие шли неохотно, и позже всегда с радостью вспоминал горячий жар расплавленного металла. Затем-техникум и аэроклуб. Здесь рождалось призвание и вкус к новому делу. Он умел ощущать свою необходимость в жизни, когда работал, когда учился и когда потребовалось исполнять каждодневные воинские обязанности. В летном училище, куда Ю. А. Гагарин поступил после армии, он не мог допустить даже отдельно!" срывов в учебе, стал предельно требовательным к себе и оставался добрым и верным товарищем. Все это- требовательность к себе, доброта, сознание своего долга-от душевной щедрости, лишенной стремления к личному благополучию. Он не соглашается стать инструктором после окончания училища и уезжает в летную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет с товарищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов... комиссии, тренировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь перед стартом.

Ракета-носитель "Восток" достигла космической скорости, и первый человек пережил то, что было недоступно ранее никому из живущих на Земле и что нужно было, чтобы космос стал отныне доступным для людей, Юрий Гагарин был поднят над живущими на Земле людьми всем ходом развития науки и техники, величием технических достижений своего народа и остался таким же недосягаемым, как неповторим его подвиг-первый полет в космическое пространство. Облачившись в скафандр, услышав звук работающих двигателей и сказав свое знаменитое "Поехали!", Юрий Гагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа. Ему адресовали теплые чувства для всего народа воспитавшей его страны, в нем видели посланца мира и прогресса, он доносил до самых отдаленных уголков Земли правду о советском народе. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известен наш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом была его великая гражданская миссия.

Его всюду ждали, его встречали Прага и София, Гавана и Будапешт, он был гостем Пагуошской конференции и австрийских рабочих, его принимала в Бекингемском дворце английская королева, две тысячи корреспондентов записали в Лондоне его интервью. Каждый его жест, его улыбка, каждое его слово обрели магическую силу, потому что за ними были реальные свидетельства силы, ума и человеческого духа, зримые черты истории. Этот почет, встречи, интервью, пристальное и требовательное внимание к каждому его слову и жесту были продолжением его космического подвига и неизбежной частью его славы, которую он с большим достоинством и тактом принес на службу Родине. До полета Гагарина возможность осмысленной деятельности в космосе была лишь научной гипотезой. Многочисленные эксперименты подтвердили надежность технических средств, обеспечивающих безопасный полет человека в космос и возвращение на Землю. Оставалось решить задачу, требующую непосредственного участия человека. От участника космического полета требовались особая психологическая устойчивость, выдержка, уверенность в себе. Это были важнейшие условия эксперимента для подтверждения научной гипотезы. Подписи к слайдам.