Повесть гобсек анализ. «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

И относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека , сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с французского, «Гобсек» - это «Живоглот») создаётся красочным описанием его внешности , каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик» . Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька» , нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков» , черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы» . Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор» . «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно» . В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство , в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – «только привычка к излюбленной среде» . Нравственные правила – различны у разных народов, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей» . Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Относится к сценам частной жизни (через частную историю пытается проникнуть и проанализировать историю).

Повесть «Гобсек» под названием «Опас­ности беспутства» была опубликована в 1830 г. в составе «Сцен частной жизни», первая ее глава была напечатана отдельно в начале 1830 г. под названием «Ростовщик»; как «Папаша Гоб­сек», эта повесть в 1835 г. вошла в состав «Сцен парижской жиз­ни», свое окончательное название «Гобсек» и место в «Сценах частной жизни» она получила в 1842 г. Столь долгая история публикации и «переходы» повести из одного раздела в другой свидетельствуют о сложности проблематики произведения и о значительности его в системе всей серии романов Бальзака. Глав­ная фигура повести - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», что вполне соответствует жизненной функции персонажа; Бальзак обыгрывает внутреннюю форму фамилии - его герой действительно, как удав, душит свои жертвы чудовищными процентами и проглатывает их и их состоя­ния. В соответствии со своим принципом изображать «мужчин, женщин и вещи» писатель дает подробный, характеризующий портрет героя, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Гобсек обладал «лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позо­лота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег - золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы. Глаза у него были «маленькие, желтые, словно у хорька». Длинный его нос был похож на буравчик - герой с его помощью словно проникал во все скрытые от других тайны. «Возраст его был загадкой». Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живет «в сыром и мрачном доме». В егоконторе обычно стоит такая мертвая тишина. В своем исследовании мира Гобсек исходит из того, что все определяется деньгами. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает «сам да­вить», а не «позволять, чтобы другие тебя давили». Бальзак показывает, что ростовщики, как пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель не упускает из вида и то, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай - мужчина- проститутка, светский проходимец, зарабатывающий деньги, торгуя своей так называемой «любовью». Графиня де Ресто, обманываемая де Траем, но обманывающая в свою очередь мужа и разорившая и покинувшая своего отца. В борьбе всех против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они становятся ловушкой, в ко­торую попадаются наивные и простодушные. Отношения людей он оценивает только деньгами. Зловещий характер Гобсека автор подчеркивает кратким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами дается путь к богатству: почти романтическая тайна, оку­тывающая происхождение его богатства, связана с преступлениями. Однако в настоящем он лишен романтики. я Бальзака важно, что его герой не только частное лицо - он столп современного государст­ва, в его помощи нуждается правительство. И вместе с тем автор видит, что это гнилой столп. Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому ненужными все на­копленные им богатства, когда в его чуланах гниют всевозможные припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои сокровища на гибель. Перед нами возникает колоссальная картина разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.


Чтобы расширить область наблюдений, автор прибегает к своеобразной композиции: «Гобсек» - это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика стала беседа в салоне де Гранлье о женихе Камиллы де Гранлье - старшем сыне графа де Ресто, который вызывает недоверие, ибо его мать запятнала себя бесчестием. Но вопрос, о нравственности отпадает, когда у человека с сомнительной репутацией оказываются большие деньги.

Гобсек - это тот случай, в котором раскрываются закономерности обществен­ной жизни.

Оноре де Бальзак величайший французский писатель, который смог еще при жизни заслужить славу одного из самых талантливых прозаиков 19 века. Произведения писателя стали настоящим новаторством в литературной жизни Европы.

Бальзак стал первым автором, который отошел от субъективной оценки личности, воплощая в своих героях все недостатки и достоинства, которые были присущи обществу, а не отдельному человеку. Одним из самых известных произведений Бальзака, которые полюбились многим поколениям читателей, является повесть «Гобсек».

Краткое изложение и анализ

Начинается повесть из разговора, который ведется в салоне знатной парижской дамы виконтессы де Гранлье. Виконтесса не хочет отдавать свою единственную дочь замуж за обедневшего графа де Ресто. Ее гость, адвокат Дервиль, пытается переубедить даму, рассказывая ей историю о том, как именно ее будущий зять лишился своего богатства.

Главное действующее лицо в рассказе Дервиля ростовщик Гобсек, из-за алчности которого и пострадала семья де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком, будучи помощником адвоката, они жили по соседству в одном из пансионов Парижа.

Ростовщик чуждался общения с людьми, так как полностью был поглощен заработком денег, которые и представляли его главный жизненный приоритет. Алчность Гобсека позволила ему к сорока годам накопить внушительный капитал.

Ростовщик открыто обманывал людей, предоставляя им деньги в долг под большие проценты, и наживался на их безвыходных жизненных ситуациях.

Несмотря на дружбу и тесное общение, в ряды обманутых должников попал и Дервиль. Молодому человеку удалось только через пять лет выплатить проценты, которые установил для него Гобсек.

С просьбой одолжить денег к Гобсеку обратился известный в Париже кутила и карточный игрок - граф де Трай. Ростовщик упорно отказывал ему, так как не был уверен в его платежной способности. На выручку де Траю пришла его возлюбленная, графиня де Ресто, которая предложила Гобсеку залог в качестве родового имения своего мужа.

Взявши расписку с графини, Гобсек предоставил ее любовнику нужную сумму денег. Однако через несколько дней к нему пришел муж самой графини, требуя вернуть расписку, которую незаконно дала его жена, обратно. Гобсек в свою очередь начинает шантажировать графа, требуя заплатить за возврат документа сумму, в несколько раз превышающую одолженную.

У графа де Ресто не оставалось другого выхода, как пойти на условия Гобсека и выкупить у него свое имение. Через несколько лет граф де Ресто умирает. Его супруга, помня о том, что после смерти графа все имущество семьи должно перейти в руки Гобсека, начинает искать завещание. Во время ее поисков в комнату входят Гобсек и Дервиль.

Испуганная графиня перепутала документы и бросила в огонь расписку Гобсека, в которой он отказывается от имущества графа. Таким образом, родовое имение перешло в руки ростовщика. Дервиль убеждал Гобсека отказаться от претензий на имение, пытаясь разжалобить его тем, что графиня и малолетний сын (младший граф де Ресто), остаются ни с чем. Однако наш ростовщик оставался непреклонен.

До последних своих дней Гобсек оставался жадным и жестоким, считая каждую копейку, он отказывал себе в самых необходимых вещах. Даже особняк семьи де Ресто ростовщик предпочитал сдавать в аренду, получая за это деньги.

Сочинение

Трудная тема… Как определить, где ценности мысленные, где ценности настоящие? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность мысленная, так как оно абсолютно не нужно никому: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовление топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него сделать унитазы. И философ утверждал, что делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее - попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в этом мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сыт. Итак, золото - это мысленная или настоящая жизненная ценность?

Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о высоких человеческих качествах.

Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто. Она предала мужа с Максимом, который не кто иной, как альфонс. Ради этого подонка она сделала чуть ли не нищим виконта де Ресто… Из другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она покинула на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность - настоящая ценность или нет? Прибавим туда же материнские чувства… и дочкины!
И возвратимся к раздумьям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, - это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, не кто иной, как жрец давнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара, ни адамантовый жезл - за ним так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем более, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, цвет Франции) есть бараны в стойле, которые будут заколоты, когда последний клок золотого руна будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.

Тем не менее все они молятся золоту, делая из него наибольшую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести - адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, который перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Когда что не так, то о нем пусть волк траву ест. Но…

Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире опирается на деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос; может, золоту просто еще не дали настоящей цены?

Правда, есть интимные чувства, которые тяжело пересчитать на деньги. Например, любовь Фанни к Дервилю. Но же мы видим, как Аластази, влезши в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в сумме?

Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы своими силами должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? И или есть еще такое, чего мы не продали за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек» Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван Гобсека Главная тема произведения Бальзака «Гобсек» Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги Оноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830-1835) Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Гобсек скряга или философ (сочинение миниатюра по повести О де Бальзака "Гобсек") Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек» Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") В чем трагедия Гобсека Что потерял и что обрел Гобсек (по повести О. Бальзака «Гобсек»)

Анализ повести Бальзака "Гобсек"


Вступление

1. Образ ростовщика. Портрет в духе Рембрандта

2. ВлОгромностьВ» фигуры Гобсека как типичного романтического героя

3. Изображение власти золота

4. Особенности социально-исторической обусловленности персонажей повести

Список использованной литературы


Вступление

Повесть ВлГобсекВ» не сразу обрела свой окончательный вид и место в ВлЧеловеческой комедииВ»; она принадлежит к произведениям, сама история создания которых проливает свет на формирование титанического бальзаковского замысла.

Вначале (в апреле 1830 года) она вышла под заголовком ВлОпасности беспутстваВ» в первом томе ВлСцен частной жизниВ». Первая глава этого произведения несколько раньше, в феврале 1830 года, была опубликована в виде очерка в журнале ВлМодаВ» и называлась ВлРостовщикВ». В 1835 году повесть вошла в новое издание ВлСцен парижской жизниВ» и была озаглавлена ВлПапаша ГобсекВ». И, наконец, в знаменательном 1842 году Бальзак включил ее в ВлСцены частной жизниВ» первого издания ВлЧеловеческой комедииВ» под названием ВлГобсекВ».

Первоначально повесть была разделена на главы: ВлРостовщикВ», ВлАдвокатВ» и ВлСмерть мужаВ». Это деление соответствует основным тематическим эпизодам, из которых состоит произведение: история ростовщика Гобсека, годы ученичества и начала карьеры стряпчего Дервиля, любовная драма Анастази де Ресто, которая во многом привела к преждевременной смерти ее мужа.

Из всей ВлЧеловеческой комедииВ» повесть ВлГобсекВ» теснее всего связана с романом ВлОтец ГориоВ», где на фоне развития основной сюжетной линии вновь оживает история гибельной связи Анастази де Ресто и Максима де Трай, тайной продажи графиней фамильных бриллиантов и борьбы графа де Ресто за остатки своего состояния.

Кроме романа ВлОтец ГориоВ», основные персонажи повести ВлГобсекВ» (ростовщик и стряпчий) встречаются в ряде других произведений ВлЧеловеческой комедииВ». Гобсек тАУ в ВлЦезаре БиротоВ», ВлЧиновникахВ» и ВлБрачном контрактеВ», Дервиль тАУ в ВлПолковнике ШабереВ», ВлБлеске и нищете куртизанокВ» и ВлТемном делеВ».

Как и во всяком масштабном проекте, состоящем из многих элементов, в ВлЧеловеческой комедииВ» есть свои шедевры и скучноватые создания гениального пера, на которых автор не то чтобы отдыхал, а, скажем так, собирался с силами. ВлГобсекВ» тАУ безусловная удача писателя, а центральный образ ростовщика-голландца навсегда вошел в историю мировой литературы. Именно поэтому повесть ВлГобсекВ» можно рассматривать как один из ключей к пониманию своеобразия бальзаковской эпопеи в целом, а ВлПредисловие к ВлЧеловеческой комедииВ» тАУ как своего рода авторский комментарий к ВлГобсекуВ».

Уже сама композиция повести настраивает читателя на восприятие описываемых событий как наблюдений, отрывков из большого эпического полотна, охватывающего жизнь сотен людей, с которыми произошло множество разнообразных историй. Повествование организовано по принципу Влрассказ в рассказеВ» и ведется от лица наблюдателя, второстепенного участника событий тАУ стряпчего Дервиля. Финал обрамляющего рассказа тАУ истории любви Камиллы де Гранлье и Эрнеста де Ресто тАУ остается открытым, и даже рассказ Дервиля о Гобсеке не имеет ни начала, ни конца: прошлое ростовщика окутано многозначительным туманом, а о судьбе его фантастических богатств не говорится вообще ничего.

Ничего удивительного тАУ роман ВлБлеск и нищета куртизанокВ», в котором Эстен ван Гобсек ВлполучилаВ» наследство сразу после самоубийства, был закончен Бальзаком в 1847 году, то есть через двенадцать лет после внесения последних правок в повесть ВлГобсекВ».


1. Образ ростовщика. Портрет в духе Рембрандта

Одна из важнейших составляющих образа старого ростовщика тАУ его портрет. Он складывается из целого ряда характеристик, однако определяющую роль в воссоздании внешнего облика Гобсека играют богатейшие бальзаковские сравнения. В них доминируют черты безжизненности и бесцветности. Рассказчик чаще всего подчеркивает сходство Гобсека с неяркими неживыми предметами, механизмами, теми существами, в ком дыхание жизни едва заметно, или тАУ с хищниками.

Лицо Гобсека Дервиль называет Вллунным ликомВ», поскольку его желтоватый цвет Влнапоминал цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью тАУ пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. ..От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно .

Далее Дервиль сравнивает поведение Гобсека с потревоженной мокрицей; вспоминает, что неистовые крики его жертв обычно сменяла Влмертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней уткуВ». Недаром ростовщик был наделен Странной говорящей фамилией тАУ Гобсек по-французски означает ВлсухоглотВ» (gober тАУ глотать, sec тАУ сухой, высохший), или, более образно, тАУ ВлживоглотВ».

Бесстрастная холодность Гобсека оставляет Дервиля в полном недоумении тАУ он представляется начинающему юристу бесполым существом, лишенным каких бы то ни было религиозных симпатий и вообще равнодушным ко всему на свете.

ВлОн, по обыкновению, сидел в глубоком кресле, неподвижный, как статуя, вперив глаза в выступ камина, словно перечитывал свои учетные квитанции и расписки. Коптящая лампа на зеленой облезлой подставке бросала свет на его лицо, но от этого оно нисколько не оживлялось красками, а казалось еще бледнееВ» .

Впрочем, иногда Гобсек даже смеялся, и тогда его смешок Влнапоминал скрип медного подсвечника, передвинутого по мраморной доскеВ» . На желтый старый мрамор похож и однажды мелькнувший перед глазами стряпчего лысый череп ростовщика; оторвавшись от созерцания столь любимых им бриллиантов, Гобсек становится Влучтивым, но холодным и жестким, как мраморный столбВ» .

С образом жизни и внешним обликом ростовщика вполне гармонировал и окружающий интерьер.

ВлВсе в его комнате было потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, тАУ совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем.. Жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных часахВ» .

Дом, где Дервиль обитал по соседству с Гобсеком, был мрачный и сырой, все комнаты, будто монашеские кельи, были одинаковой величины и выходили в полутемный коридор с маленькими окошками. Впрочем, здание и в самом деле когда-то было монастырской гостиницей. ВлВ таком угрюмом обиталище сразу угасала бойкая игривость какого-нибудь светского повесы, еще раньше, чем он входил к моему соседу; дом и его жилец были под стать друг другу тАУ совсем как скала и прилепившаяся к ней устрицаВ» .

Еще одна любопытная черта образа загадочного ростовщика тАУ он не просто лишен признаков пола и каких-либо человеческих черт, он еще и как будто существует вне времени. ВлВозраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечныеВ» . Неудивительно, что, вновь попав в комнату Гобсека после длительного перерыва, Дервиль нашел ее совершенно такой же: ВлВ его спальне все было по-старому. Ее обстановка, хорошо мне знакомая, нисколько не изменилась за шестнадцать лет, тАУ каждая вещь как будто сохранялась под стекломВ» .

Эта особенность Гобсека получает неожиданное развитие в разнообразных сопоставлениях, к которым то и дело прибегает рассказчик, характеризуя своего героя в тех или иных жизненных ситуациях.

Мы уже сталкивались с уподоблением ростовщика Талейрану, а также алхимиками и древними стариками на картинах Рембрандта и Метсю. Во время визита Максима де Трай сидящий в кресле у камина Гобсек похож Вл..на статую Вольтера в перистиле Французской комедии, освещенную вечерними огнямиВ» . Чуть позже он смотрит на Максима и его любовницу графиню Вл..таким взглядом, каким, верно, в шестнадцатом веке старый монах-доминиканец смотрел на пытки каких-нибудь двух мавров в глубоком подземелье святейшей инквизицииВ» .

Бриллианты графа де Ресто, которые Гобсеку удалось заполучить по неправдоподобно низкой цене, заставляют его на какие-то мгновения сбросить маску и обнаружить переживания, поразившие присутствовавшего при этой сцене Дервиля: ВлЭта свирепая радость, это злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками, ошеломили меняВ» .

Триумф, хотя и кратковременный, первобытной, животной страсти важен для понимания образа Гобсека, однако чаще его сравнивают с куда более цивилизованными и даже аристократичными особами. Граф де Ресто, решив навести справки о странном ростовщике, пришел к выводу, что он Влфилософ из школы циниковВ»; немного позже, на переговорах с тем же графом Гобсек Влхитростью и алчностью заткнул бы за пояс участников любого дипломатического конгрессаВ» .

Ради чего Бальзаку потребовалось прибегнуть к таким ярким сопоставлениям при создании портрета скромного парижского ростовщика, предпочитающего быть как можно незаметнее в глазах окружающих? Во-первых, это позволяет автору сделать образ более рельефным, интересным, открыть в нем такие стороны, которые закрыты для обычного бытового описания. Простая констатация фактов реальности позволила бы читателю увидеть лишь грязного старикашку отталкивающего вида, который занят в основном скучными финансовыми операциями, только и делает, что работает, и не имеет никакой личной жизни. Эдакий гибрид Акакия Акакиевича из ВлШинелиВ» Н.В.Гоголя и старушки-процентщицы из ВлПреступления и наказанияВ» Ф.М.Достоевского. Между тем образ Гобсека гораздо интереснее и шире того, каким этот герой выведен в немногих бытовых ситуациях.

Многочисленные сравнения с дипломатами, мыслителями и характерными представителями самых разных эпох позволяют Бальзаку значительно расширить масштабы осмысления своего героя, рассмотреть феномен его личности не на фоне жизни Влпарижских угловВ» эпохи Реставрации, а в контексте развития мировой культуры и истории, насчитывающей несколько тысяч лет.

Такое ВлвчитываниеВ» в историко-культурный контекст дает возможность осмыслить изображаемое в совершенно ином масштабе. Гобсек воспринимается уже не просто как меткое наблюдение, а как авторское обобщение существенных черт человеческой натуры вообще, Влвечный типВ» тАУ наряду с Тартюфом, Гарпагоном, Дон Кихотом, Гамлетом, Фальстафом, Фаустом и др. Разумеется, перечисленные персонажи различны по уровню общекультурной значимости, но всех их объединяет одно: они прочно ассоциируются в нашем сознании с теми или иными качествами людей: лицемерием, скупостью, рыцарственной щедростью и широтой души в сочетании с детской наивностью, с болезненной рефлексией и устремленностью к нравственной истине, с пустым хвастовством и фанфаронством, страстью к познанию и т. д. Свое место занял в этом ряду и Гобсек тАУ рыцарь наживы буржуазного века.

Адвокат Дервиль начинает свой рассказ с портрета, в который вложены все краски, присущие бальзаковскому портрету, замутненные, сдержанные, пробивающиеся из полутьмы. Облик человека Влбледный и тусклыйВ», в нем что-то ВллунноеВ». Серебро, с которого отчасти сошла позолота. Волосы пепельно-серые. Черты лица, Влотлитые из бронзыВ». Желтые крохотные глаза, глаза куницы (fouine), хищного, маленького зверька. Впрочем, то же слово fouine означает и лукавого хитрого человека. Глаза, боящиеся света, прикрытые козырьком. Узкие, сжатые губы и нос, заостренный, рябой и твердый, сверлящий. Вы не только видите, вы осязаете скульптурный облик портрета: ВлВ желтых морщинах его старческого лица можно было вычитать ужасающие тайны: и растоптанную ногами любовь, и фальшь мнимого богатства, утраченного, обретенного, судьбы разных людей, жестокие испытания и восторги торжествующего хищника тАУ все вошло в портрет этого человека. Все на нем запечатлелосьВ».

Основной колорит портрета обозначен эпитетом желтый. В живописи этот цвет имеет разные оттенки; нет, не оттенки, а совсем разный характер имеет этот цвет: от сияния солнца до сырого, грязного пятна на стене. Разное значение приобретает этот цвет и а литературе. Желтые глаза, боящиеся света, выглядывающие из-за черного козырька, принадлежат хищному, скрытному человеку.

Сам Дервиль сравнивает созданный им портрет с портретами Рембрандта и Метсю. Это портреты, сдержанные по колориту, с красками, выбивающимися из мрака и выносящими наружу самое тайное, что живет в замкнутой и одинокой душе.

В обстановке, которая также характерна, дана одна замечательная деталь: ВлЗимою поленья в его очаге, заваленные пеплом, дымились постоянно, никогда не пылаяВ» тАУ такова была и жизнь этого человека.

Это был ростовщик, его звали Гобсек. По-французски ростовщик usurier, от слова user (изнашивать, истощать). В самом слове заключен тип человека, владеющего большими суммами денег, готового снабдить этими деньгами кого угодно, но под залог вещей еще более ценных, чем получаемые деньги, и на кабальных условиях вернуть долг "с огромным" приростом. Это профессия, позволяющая получать большие доходы, ничего не делая, ничего не тратя, постоянно обогащаясь.

Ростовщик тАУ характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы поддержать привычный ему образ жизни, на который у него уже не хватает средств. Он надеется как-нибудь выкрутиться потом. К ростовщику обращался и бедняк, если ему завтра нечем кормить семью, а у него еще целы старые часы или обручальные кольца.

Вот почему ростовщик стал заметной фигурой не только в очерках, но и в романах XIX века у гениальных писателей этого времени тАУ Пушкина, Бальзака, Диккенса, Достоевского.

Имя Гобсек-Сухоглот, обрубленное и резкое, тоже своего рода портрет человека твердого, неуступчивого, жадного. Он был скуп даже на движение. ВлЕго жизнь протекала, порождая не более шума, чем песок в старинного вида часах. Иногда его жертвы кричали, выходили из себя; потом наступала совершенная тишина, как на кухне, где только что утке перерезали горло. К вечеру этот человек-деньги превращался в обыкновенного человека, и металлическое его сердце оказывалось человеческим сердцем. Если он был доволен прошедшим днем, он потирал себе руки и сквозь морщины и трещины его лица прорывался горьковатый дымок самодовольства..В» Привыкший постоянно кому-либо отказывать и настаивать на отказе, Гобсек усвоил осанку постоянного и непреклонного отрицания.

Это мрачная фигура хитрого дельца и жестокого скряги. Но он был соседом Дервиля, они познакомились, сблизились. И удивительное дело, скромный и честный труженик Дервиль почувствовал к Гобсеку некоторое расположение. И Гобсек с уважением и даже с любовью стал относиться к Дервилю, который вел скромный образ жизни, ничем не хотел от него поживиться и был свободен от тех пороков, которыми были перенасыщены люди, теснившиеся вокруг ростовщика.

В том и заключается человековедение Бальзака, что он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои собственнического общества, порождающие преступления и пороки. Даже наиболее зараженные остаются людьми. У Мольера Гарпагон весь в одуряющей его скупости, а в Гобсеке Дервиль обнаруживает и большую проницательность, и глубоко обоснованное презрение к таким жалким франтам, как Максим де Трай, и щепетильную честность, и своего рода строгость нравственных понятий. Гобсек, преисполненный доверия к Дервилю, в решительную минуту даже оказывает ему щедрую поддержку: дает деньги с условием получения самых умеренных процентов. Без процентов он не может дать денег и самому близкому своему другу.

Все же скряга по природе своей одинок. ВлЕсли бы общительность, человечность были религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистомВ». Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он, умирая, выпустит их из рук. Он не признавал никого из своих родных: ВлОн ненавидел своих наследников и не допускал мысли, что его сокровища могут достаться кому бы то ни было, кроме него, хотя бы и после его смертиВ».

У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание современного ему общества. ВлПовсюду даст бой между бедняком и богачом, и он неизбеженВ». Но из этого верного исходного положения у Гобсека, как и у Вотрена (герой романа ВлОтец ГориоВ»), тот же циничный вывод: ВлПоэтому лучше стать эксплуататором, чем чтобы эксплуатировали тебяВ». Он считает, что убеждения, нравственность тАУ пустые слова. Только личный интерес! Столько одна ценность тАУ золото. Остальное изменчиво и преходяще.

Векселя, которые держит Гобсек, по которым он получает деньги, ведут его к разным, совершенно чужим для него людям. Так, он попадает в роскошный особняк графов де Ресто. Он рассказывает об этом посещении Дервилю, а Дервиль тАУ госпоже де Гранлье, ее пожилому родственнику и ее дочери. На рассказе этом сохраняется двойной отпечаток: ехидной иронии Гобсека и человеческой мягкости Дервиля.

Какой контраст: сухой, желчный старик в полдень в будуаре едва проснувшейся после ночного бала великосветской красавицы. В окружающей ее роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости, небрежности. Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту роскошь проглядывает нищета и, скалит острые свои зубы, И в облике самой графини Анастази де Ресто тАУ растерянность, смятение, страх. И все-таки, сколько в ней не только красоты, но и силы!

Гобсек, даже Гобсек, с восхищением на нее посмотрел. Она вынуждена принимать ростовщика в своем будуаре, униженно просить его об отсрочке. А тут еще и муж приходит весьма некстати. С наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную тайну. Она его раба. ВлЭто один из моих поставщиковВ», тАУ вынуждена графиня солгать мужу. Она потихоньку сует Гобсеку что подвернулось из драгоценностей, чтобы только его спровадить.

По-своему, ростовщик щепетильно честен. Бриллиант, полученный от Анастази, стоил на двести франков больше, чем Гобсек должен был получить. Он пользуется первою оказией, чтобы эти двести франков вернуть. Он передает их через встреченного им; на пороге Максима де Трай. Мимолетное впечатлениеВ» от Максима: ВлЯ прочитал да его лице будущее графини. Этот прелестный блондин, холодный и бездушный игрок, разорится, ее разорит, разорит ее мужа, разорит ее детей, пожрет их наследство и больше истребит и разрушит, чем могла бы разрушить целая и артиллерийская батареяВ».

Все это вычитал Гобсек на лице Максима де Трай. И это тоже портрет. Именно бальзаковский портрет. Потому что сущность литературного портрета в том, чтобы в человеческом лице была угадана личность и ее роль в жизни окружающих ее людей.

2. ВлОгромностьВ» фигуры Гобсека как типичного романтического героя

ВлОгромностьВ» фигуры Гобсека строится не только на сравнениях. Прошлое скромного ростовщика заставит умереть от зависти любого искателя приключений; его познания, интересы и связи с миром просто не поддаются учету тАУ он поистине вездесущ и всемогущ. Перед нами типичный романтический герой: он живет в мире абсолютных величин и соизмеряет себя с богами тАУ никак не меньше; ему все ведомо, он все постиг, хотя и бесконечно одинок в окружающей толпе, без которой он, впрочем, прекрасно обходится. Время, как и мелкие бытовые неурядицы, не властно над ним тАУ только роковые начала, страсть способны определять такую натуру.

Страсть Гобсека тАУ власть и золото, а поскольку это кумиры многих эпох, и уж тем более буржуазной, то романтически обрисованный ростовщик прекрасно вписался в реалистическую в целом картину человеческих отношений, созданную Бальзаком. К тому же от целого ряда достижений Гобсека (в основном вымышленных) не отказался бы и сам автор ВлЧеловеческой комедииВ»; многие из горьких истин об окружающем мире, которыми ростовщик делится с Дервилем, явно восходят к идеям и афоризмам Бальзака. Таким образом, столь неоднозначный герой оказывается еще и в чем-то близок автору. Теперь рассмотрим сказанное более подробно и доказательно.

Те сведения, которые сообщает о прошлом Гобсека Дервиль, больше подходят для мира историй ВлТысячи и одной ночиВ», чем для повествования о старике, обитающем в небогатом парижском квартале и занятом весь день возней с ценными бумагами и выжиманием денег у клиентов. Зато сам Бальзак, как известно, был наделен богатым воображением и часто давал волю своей фантазии во вполне обыденных обстоятельствах: вспомним его трости, перстень Бедук, веру в необыкновенность и величие своей судьбы, постоянные проекты сказочного обогащения..

ВлМать пристроила его юнгой на корабль, тАУ рассказывает Дервиль о прошлом Гобсека, тАУ и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, может быть, жестокие действия, оправданные необходимостьюВ» .

Здесь много характерных романтических преувеличений, которые в дальнейшем будут повторены и умножены, однако Бальзак остается верен себе: продолжая свой рассказ, Дервиль среди знакомцев Гобсека называет как подлинных (Лалли, Сюффрен, Гастингс, Типпо-Саиб), так и вымышленных исторических деятелей тАУ персонажей ВлЧеловеческой комедииВ» (Кергаруэт, де Понтадюэр). Так тонкими и малозаметными нитями писатель переплетает создание собственной фантазии с реальной жизнью.

Далее выясняется, что Гобсек вел дела с окружением известного индийского раджи, жил среди пиратов и знал самых знаменитых из них; он также отыскивал легендарный индейский клад в окрестностях Буэнос-Айреса и Влимел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных ШтатовВ». Такой послужной список смог бы украсить биографию персонажа авантюрно-приключенческого романа. Перечень экзотических стран и занятий Гобсека также заставляет вспомнить произведения писателей-романтиков: стремясь уйти от прозы быта и скучной повседневности, они охотно отправляли своих героев в дальние страны на поиски опасных приключений.

Как это все соотносится с реалистическим, социально осмысленным портретом современной Бальзаку Франции в том же произведении? Бальзак творил в эпоху, когда кумирами публики были герои Байрона, Вальтера Скотта, Виктора Гюго. Реализму еще предстояло завоевать и упрочить свои позиции в мировой литературе, и Бальзак был одним из тех, кто много сделал для утверждения в литературе новых подходов к изображению мира и человека. При этом, что вполне естественно в переходную эпоху, Бальзак сам находился под влиянием эстетики романтизма в литературе и соответствующего типа поведения в жизни.

Ничего удивительного, что образ ростовщика строится писателем одновременно по реалистическим и романтическим канонам. Исследователи подметили: Бальзак тяготеет к чрезмерности в своих описаниях, нагромождая качества одно на другое; это приводит к очевидным преувеличениям, но совершенно не противоречит поэтике романтизма. Так, упомянутое описание личности Гобсека позволяет Дервилю подытожить в разговоре с графом де Ресто: Вл..я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как онВ» .

Не менее высокого мнения о себе и сам персонаж. Он без стеснения заявляет Дервилю: ВлЯ появляюсь как возмездие, как укор совести.. Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей тАУ не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу НеотвратимостиВ» . Возникает ощущение, будто Гобсек считает себя орудием Провидения, свобразным мечом в руках Судьбы. Однако тут же выясняется, что он метит гораздо выше.

ВлЯ владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей властиВ»,тАУ утверждает Гобсек и в подтверждение этому описывает свои взаимоотношения с теми, кто оказался в его власти.

ВлРазве не любопытно заглянуть в самые сокровенные изгибы человеческого сердца? Разве не любопытно проникнуть в чужую жизнь и увидеть ее без прикрас, во всей неприкрытой наготе?.. У меня взор, как у Господа Бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроетсяВ» .

Это уже очень напоминает соперничество с Творцом, которое манило самого Бальзака при создании его грандиозной эпопеи. Гобсек стал одним из тех героев, которым создавший их автор позволил осуществить некоторые свои заветные мечты.

Во-первых, Гобсек богат, а это всегда оставалось страстной, но недосягаемой мечтой писателя. Во-вторых, он постиг суть окружающего мира, механизмы и законы, им управляющие, и поставил их себе на службу. То, как Гобсек понимает и интерпретирует мировые истины, заставляет вспомнить программное выступление самого Бальзака, предпосланное им всей ВлЧеловеческой комедииВ».

ВлВы молоды, кровь у вас играет, а в голове от этого туман. Вы глядите на горящие головни в камине и видите в огоньках женские лица, а я вижу только угли. Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что же, сберегите свои иллюзии, если сможете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни.. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны.. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом.

Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить тАУ это значения не имеет. А что касается нравов,тАУ человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давилиВ» . Таков манифест Гобсека, с которым он выступает перед Дервилем во время их первой беседы с глазу на глаз. А теперь обратимся к ВлПредисловию к "Человеческой комедии"В». Бальзак сразу заявляет, что идею эпопеи ему подсказало сравнение человечества и животного мира. Ссылаясь на теорию Жоффруа Сент-Илера о единстве организмов, на близкие к этой идее высказывания других ученых последних столетий, Бальзак сам формулирует Влзамечательный законВ», лежащий, по его мнению, в основе единства организмов: Влкаждый для себяВ».

И далее: ВлСоздатель пользовался одним и тем же образцом для всех живых существ. Живое существо тАУ это основа; получающая свою внешнюю форму, или, говоря точнее, отличительные признаки своей формы, в той среде, где ему назначено развиваться..

Проникнувшись этой системой еще задолго до того, как она возбудила споры, я понял, что в этом отношении Общество подобно Природе. Ведь Общество создает из человека соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д.В» .

Итак, выводы Бальзака и его героя сводятся к следующему: миром движет борьба за существование, которая в зависимости от социальных, национально-культурных, географических и т. п. условий рождает социальные человеческие виды, подобные видам в животном мире.

Сходен и сам путь познания, который предпочитают автор и его герой: это проникновение в суть некоей абсолютной мировой истины, позволяющее во многом интуитивно понять тайные пружины управления обществом. Недаром Бальзак еще до упоминания о повлиявших на него произведениях известных естествоиспытателей говорит об Влудивительных произведениях писателей-мистиковВ» (Сведенборга, Сен-Мартена и др.), взгляды которых, как известно, он во многом разделял.

Гобсек утверждает, что он заменил Влнаучную вашу любознательность, своего рода поединок, в котором человек всегда бывает повержен.. проникновением во все побудительные причины, которые движут человечествомВ» . Дервиль признается, что старый ростовщик обладал удивительным, необыкновенным взглядом, Влпо которому можно было подумать, что он обладает даром ясновиденияВ» . Позже он удивляется прозорливости Гобсека, на четыре года вперед предугадавшего судьбу графини де Ресто.

Это стремление к абсолютному знанию, достигаемому интуитивным путем, также сближает Бальзака с литературой романтизма. Как известно, писатели-романтики в своем понимании мира и человека исходили из так называемого двоемирия, предполагающего параллельное существование мира повседневности (которым зачастую и ограничивается кругозор обыкновенных людей), и высшего мира, где вершатся судьбы людей и сокрыты тайные механизмы всего происходящего с ними.

Проникнуть в этот другой, высший мир могут лишь избранные личности, глубже и тоньше других воспринимающие окружающую действительность, тАУ поэты, художники, ясновидящие, ученые. Думается, не случайно Гобсек, начиная разговор о своих развлечениях, вдруг называет себя поэтом:

ВлтАУ А по-вашему, только тот поэт, кто печатает свои стихи? тАУ спросил он, пожав плечами и презрительно сощурившись.

ВлПоэзия? В такой голове?В» тАУ удивился я, так как еще ничего не знал тогда о его жизниВ» .

Странный ростовщик действительно обладал воображением, достойным своего создателя: Вля понимал, что если у него есть миллионы в банке, то в мыслях он мог владеть всеми странами, которые исколесил, обшарил, взвесил, оценил, ограбилВ» .

Ранее уже упоминалось о романтических сторонах образа Гобсека: его таинственном и полном приключений прошлом, его претензиях на обладание абсолютной истиной, которые автор не только не корректирует, но и изображает с определенным сочувствием. К этому можно прибавить присущий ростовщику дар проникновения в души людей и способность предвидеть их судьбу, а также широкое использование романтических контрастов и преувеличений при характеристике особенностей его личности и поведения.

Как нам уже известно, Гобсек успел объездить почти весь мир, он знает о жизни и о людях все. Он обладатель необыкновенного взгляда ясновидящего, отлично владеет пистолетом и шпагой, наделен большой физической силой (вспомним, как он отбросил в сторону старшего сына графа де Ресто в сцене у смертного ложа графа), мгновенно переходит от дикой, животной радости при виде редких бриллиантов к мраморной учтивости в разговоре с должником. Дервиль считает, что Влв нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное. Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуномВ» .

3. Изображение власти золота

Определяющей чертой характера Гобсека, как это и положено романтическому персонажу, является страсть. Единственное ВлноВ»: его страсть не плод рокового стечения обстоятельств, как, например, в семействе де Ресто, а прямое следствие постижения им абсолютного закона, управляющего человеческим обществом: Вл..из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человеку стоило гнаться за ним. Это.. золото. В золоте сосредоточены все силы человечестваВ» .

Мысль далеко не новая, но старый ростовщик умеет убеждать. Он тут же перечисляет Дервилю несложный набор вожделенных жизненных целей, которые не дают спокойно спать подавляющему большинству окружающих, и сводит все к одному и тому же: борьбе между бедными и богатыми за обладание богатством. Почему? Потому что, работая день и ночь, человек думает не о той ВлрадостиВ», которую дает ему изнурительный труд,тАУ он думает о том, какими наслаждениями сможет вознаградить себя за все эти лишения. Но наслаждения везде одинаковы, и они когда-нибудь надоедают. Тогда остается тщеславие. ВлТщеславие! Это всегда наше ВляВ». А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительностиВ» .

Гобсек говорит в первую очередь о себе: наслаждения уже давно оставляют его равнодушным. Другое дело тщеславие. У него оно принимает форму жажды власти над обществом, которая тем прочнее, что основана не на грубой силе, а на верном понимании механизмов социального устройства.

ВлРазве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки. Это ли не наслаждение? А разве власть и наслаждение не представляют собою сущности вашего нового общественного строя?В» .

Этот язвительный монолог полон внутренних противоречий. Гобсек лишь декларирует свое всемогущество, но практически не пользуется им, разве что использует его для добывания нового золота. ВлОбладать красивейшими женщинамиВ» он предпочитает в воображении, а в реальной жизни нередко демонстрирует верность определенному этическому кодексу.

Гобсек, который каждый день, не испытывая угрызений совести, наживается на чужом горе или слабости, одновременно является Влчестнейшим человекомВ». Он помогает тем людям, которые Влдоверились ему безо всяких уловокВ», тАУ Дервилю и графу де Ресто. Наконец, именно он с силой истинного художника и моралиста обрисовал нравственный облик графини де Ресто и Фанни Мальво, фактически подтолкнув Дервиля ко встрече с его будущей женой! Все перечисленное лишний раз свидетельствует о близости взглядов ростовщика воззрениям и нравственным оценкам самого автора, равно как и о романтической контрастности, свойственной образу главного героя повести.

Кроме того, к богатству, а в особенности к той магии, которую несет с собой обладание им, был, как известно, далеко не равнодушен и сам Бальзак. Причины того, что в его книгах золото играет роль властелина мира, двигателя общественных отношений, следует искать в самом авторе и в его эпохе. Бальзак родился в семье, где все преклонялись перед деньгами; его матери принадлежат слова: ВлБогатство, большое богатство тАУ это всеВ». Его родителям, сестрам, ему самому вечно недоставало денег, хотя они жили, ни в чем не нуждаясь. Бальзак потому и впутывался в различные деловые авантюры, что ему мало было обыкновенной безбедной жизни тАУ он, жаждавший во всем абсолюта, хотел быть именно богачом. ВлУм тАУ это рычаг, которым можно приподнять земной шар. Но точкой опоры для ума служат деньгиВ»,тАУ гласит один из бальзаковских афоризмов . ВлЗолото тАУ вот духовная сущность всего нынешнего обществаВ», тАУ вторит своему создателю Гобсек .

Будучи неглупым человеком, Бальзак прекрасно видел отрицательные стороны власти золота. Не зря Гобсек издевательски говорит о том, что наслаждение и власть составляют сущность Влвашего нового общественного строяВ». Поэтому, хотя структура бальзаковского повествования обнаруживает романтические корни, роль внешней силы, которая роковым образом противостоит герою, играет отнюдь не Провидение, а бытовые условия;

Вместе с этим смотрят.