Работа с родителями «Клуб семейного чтения — Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке». Положение о работе клуба семейного чтения «книжкина гостиная Программа по семейному чтению в детской библиотеке
1. Общие положения
1.1. Клуб семейного чтения «Книжкина гостиная» (далее – Клуб) – добровольное некоммерческое объединение, функционирующее на базе организационно-методического отдела Калининградской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара.
1.2. Членами Клуба могут быть дети – читатели данной библиотеки в возрасте от 7 до 13 лет и их родители, осуществляющие совместную деятельность, направленную на реализацию задач и целей данного Клуба.
2. Цели и задачи Клуба
2.1. На основе использования фондов библиотечных документов и в соответствии с уставом ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара» Клуб ставит перед собой следующие задачи:
- расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации детей, для развития литературного и художественного вкуса членов Клуба, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность;
- организация культурно-досуговой деятельности членов Клуба, направленной на продвижение книги и чтения, формирования интереса к чтению в библиотеке;
- вовлечение в культурно – просветительные и образовательные мероприятия библиотеки детей области, в т. ч. и из социально – незащищенных семей;
- расширение кругозора, творческой и познавательной активности детей и родителей, приобщение их к ценностям национальной и мировой детской литературы.
3. Предмет и деятельность Клуба
3.1. Предметом деятельности Клуба являются:
- раскрытие фондов библиотеки;
- организация и проведение на этой основе для членов Клуба массовых мероприятий, специальных занятий, позволяющих глубже понять и оценить литературное наследие библиотеки.
4. Формы деятельности Клуба
4.1. Клуб осуществляет деятельность в следующих формах:
- знакомство членов Клуба с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставочных экспозиций и разнообразия культурно – досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
- организация творческих занятий для детей на основе знакомства, обсуждения, анализа литературных произведений:
– занятия по изготовлению художественных и прикладных работ по мотивам данных произведений;
– музыкальные занятия;
– хореография;
– сценография и декламация;
– театрализованные занятия;
- организация выставок-вернисажей работ воспитанников Клуба и их родителей, созданных по мотивам детских литературных произведений;
- проведение силами членов Клуба утренников, литературных праздников, театрализованных представлений по мотивам детских литературных произведений для посетителей библиотеки.
5. Права и обязанности членов Клуба
5.1. Каждый член Клуба имеет право:
- добровольно вступать в Клуб;
- пользоваться литературой, необходимой для деятельности Клуба;
- выносить на рассмотрение Клуба предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности Клуба;
- посещать массовые мероприятия библиотеки, участвовать в их организации и в организации выставок детского и семейного творчества.
5.2. Каждый член Клуба обязан:
- участвовать в деятельности Клуба;
- уважать интересы других членов Клуба;
- оказывать помощь в организации мероприятий, проводимых Клубом в библиотеке;
- не наносить ущерб имуществу библиотеки.
6. Режим работы Клуба
6.1. Время работы Клуба определяется расписанием, утвержденным руководителем Клуба и согласованным с родителями.
6.2. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц, творческие и репетиционные занятия проводятся по специальному графику.
7. Структура Клуба
7.1. Деятельность Клуба координируется его руководителем по согласованию с членами Наблюдательного совета Клуба, в который входят представители родителей детей, посещающих клубные мероприятия.
7.2. Все мероприятия и занятия проводятся в библиотеке на добровольной основе, бесплатно и безвозмездно, с учетом плана деятельности Клуба.
7.3. План деятельности Клуба разрабатывается его руководителем на год по согласованию с членами Клуба и с учетом их пожеланий.
7.4. Все встречи членов Клуба сопровождаются организацией книжных выставок, соответствующих темам этих встреч и проводимых мероприятий.
8. Оценка качества работы Клуба
8.1. Качество работы Клуба осуществляется по следующим показателям:
- использование в работе литературы из фондов библиотеки и ее книговыдача;
- посещаемость Клуба;
- формы занятий, их содержание, эффективность, активность детей в процессе занятий;
- участие членов Клуба в массовых мероприятиях, выставках детского и художественного творчества.
9. Контроль за работой Клуба
9.1. Контроль за работой Клуба возлагается на его руководителя – главного библиотекаря Игнатенко В. Ф.
Идея создания семейного клуба родилась задолго до его открытия. С 2003 по 2007 год Добрянская центральная детская библиотека работала по целевой библиотечной программе «Дружит с книгой вся семья». За этот период был накоплен немалый опыт по организации семейного досуга в библиотеке, сформирован фонд психолого-педагогической литературы для родителей, появился круг неравнодушных в деле воспитания своих малышей мам и пап, бабушек и дедушек. В результате в 2008 году был разработан проект по созданию семейного клуба «Читайка», который получил грант на III Муниципальном конкурсе социальных и культурных проектов Добрянского района в номинации «Семья, как фактор, обеспечивающий социальное благополучие общества».
Открытие клуба состоялось 6 июня 2008 года с семейного праздника «Вечер знакомств». В программу вечера вошли: беседа о необходимости и важности семейных чтений, принятие Устава клуба, утверждение Программы занятий, веселое и сказочное путешествие «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
На сегодняшний день в клуб входит 15 семей.
Основные цели клуба:
объединение усилий библиотеки и семьи в читательском развитии ребенка
пробуждение интеллектуальных и творческих способностей маленького человека
поддержка и развитие семейных чтений
Занятия клуба проходят два раза в месяц и основываются на трех принципах:
1. Привлечение малыша к книге, формирование у него основ литературного вкуса. В связи с этим принципом существует правило: при подготовке мероприятий используются только лучшие образцы детской литературы, которые способны научить маленького читателя сочувствовать, сопереживать, любить.
2. Применение игровых форм, развивающих все стороны личности ребенка: любопытство к окружающему миру, творчество, восприятие современной информации, умение общаться в семье и со сверстниками.
3. Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.
Наглядным примером клубной встречи, на которой работали все три принципа, может стать познавательный час «Удивительный мир природы». На мероприятии родители и дети знакомились с замечательными книгами о животном и растительном мире из серии «Моя первая энциклопедия». Увлекательный рассказ библиотекаря о книгах пробудил у детей интерес и желание прочитать их дома вместе с родителями. Мамы и бабушки активно участвовали в игровой викторине «Отгадай, кто я?». Завершением встречи стало практическое занятие по изготовлению поделок из природного материала, которые были выставлены на выставке «А вам слабо?».
Не менее познавательно и увлекательно прошел литературный час «От улыбки хмурый день светлей», одной из главных задач которого было привитие детям любви к поэзии. Путешествие в «страну Поэзии» вместе с папами и мамами, знакомство с Международным праздником детской поэзии «Веселая уточка» и стихами лучших современных авторов стало необычным для ребят. Дети и родители получили массу удовольствий и положительных эмоций, читая любимые стихи, участвуя в конкурсе «Как нарисовать человечка» и литературной игре «Девочка и эхо»
В рамках клуба проведены семейные праздники: «Моя любимая игрушка», «Дружная семейка», «Осень-рыжая подружка», «Лучше всех на свете мамочка моя». Ребята вместе с родителями очень любят бывать на этих праздниках. Среди них особый отклик в душе вызывает День матери, по доброй традиции отмечаемый в последнее воскресенье ноября.
В этот день в клубе «Читайка» прошло мероприятие «Лучше всех на свете мамочка моя». С участием детей и взрослых прошли веселые и шуточные конкурсы. Мамы проявили свои лучшие способности – вместе с детьми пели колыбельные песни, участвовали в веселых и шуточных играх: «Нежные руки мамы», «Узнай своего ребёнка». Ребята отгадывали загадки, а на лепестках ромашки писали о том, как они помогают своим мамам. Мероприятие прошло в теплой, дружеской обстановке за чашкой чая. Приглашенные родители общались и делились впечатлениями. В конце мероприятия ребята вместе с мамами смотрели мультфильм «Мама для мамонтёнка».
Содержательными и эффективными были и другие мероприятия клуба. Для организации и проведения некоторых из них были привлечены специалисты различных учреждений города. Так в проведении «Урока душевного прозрения» участвовала психолог из ДСОШ №2, которая дала интересные консультации детям и родителям, что было дополнением к чтению и обсуждению рассказов В. Осеевой и В. Сухомлинского. Час удивлений «Тайны любимых кукол» не получился бы таким наглядным и эмоциональным, если бы беседа не сопровождалась показом русских тряпичных кукол, изготовленных мастерицами творческого объединения городского культурно-делового центра «Орфей».
Чтобы каждая встреча в библиотеке была для ребят интересной, библиотекари использовали элементы театрализации. Например, при обучении родителей использовать загадку как метод и средство воспитания и обучения детей, помогали сказочные герои: Петрушка, Буратино, Чиполлино, Бабушка-Загадушка.
Свои творческие способности члены клуба отразили в оформлении стендов: «Слово ласковое - Добрянка», «Семейный клуб «Читайка», «Удивительный мир природы» и выставок: «Все начинается с семьи», «Любим с мамой мы», «Библиотека будущего», «Почитаем перед сном».
В 2013 году в плане семейного клуба «Читайка» предусмотрены такие мероприятия как: экскурсия «Давайте знакомиться!» (для новых участников клуба), обзор книг и журналов «Для вас, родители!», беседа «Первый шаг к книге», час игры «Поиграем малыш!», круглый стол с педагогом дошкольного учреждения «Первый раз в детский сад», творческая мастерская «Добрых рук прекрасное творение», увлекательное занятие «Желтый, красный, голубой», беседа-диалог с психологом «Время доброго общения», встреча с педиатром «Как стать Неболейкой», знакомство с новинками детской литературы «Большой мир маленького читателя».
В этом году клуб «Читайка» в Центральной детской библиотеке г. Добрянка отмечает свой 5-летний юбилей и планирует продолжать традиции семейного чтения.
Бугурусланская централизованная районная библиотечная система
Староузелинская сельская библиотека
клуба семейного чтения
Староузелинской библиотеки
Масловская А. И.
Адрес: с. Старое Узели, ул. Заречная, д. 6, Староузелинская библиотека
На базе, какого учреждения создан: Староузелинская библиотека-филиал ЦРБС.
Год создания: 2009 г.
Где проводятся заседания : в библиотеке.
Характер объединения : семейное чтение.
Цели объединения: формирование круга семейного чтения; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация семейного досуга.
Традиции: совместное празднование дней рождений всех членов клуба.
Регулярность занятий : 1 раз в месяц.
Количество участников : 25 человек.
Фамилия, имя, отчество: Масловская Алена Ивановна.
Год рождения: 1960.
Место основной работы : Староузелинская библиотека
Занимаемая должность : библиотекарь.
Образование : средне специальное (педагогическое).
Цели и задачи клуба:
Привлечение семьи в полном составе к систематическому чтению;
Создание пространства для диалога ребенка и взрослого, организация семейного досуга;
Информационная поддержка семьи;
Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения;
Знакомство с творчеством писателей;
Расширить кругозор детей через чтение.
Привитие потребности в разнообразном и систематическом чтении.
Законы клуба:
Закон доброго слова.
Закон бережного отношения к книге.
Закон уважительного отношения друг к другу.
Закон справедливости.
Права и обязанности членов клуба:
Совместное планирование работы клуба и участие в подготовке к заседаниям;
Регулярное посещение занятий;
Участие в различных библиотечных мероприятиях.
Управление клубом:
Руководитель - библиотекарь Масловская Алена Ивановна.
Атрибутика клуба: эмблема
Данная программа разработана и использованием элементов библиотерапии для детей от 4 до 10 лет. В основе программы использованы элементы библиотерапии, такие жанры детской литературы, которые дают наибольшей эффект, и благоприятно воздействуют на души детей.
Поэзия – снимает агрессивное возбуждение;
Веселые картинки и книги – отвечают насущным потребностям детской души;
В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни;
Книги о природе и животных снимают напряжение, беспокойство.
Содержание деятельности: программа рассчитана на 4 года. Каждый год работы по программе проходит под девизом:
1-й год: Первые шаги в культуре чтения «Путешествие в фольклорию»;
2-й год: «Лучшие книжки – лучшие герои»;
3-й год: «С книгой через века и страны»;
4-й год: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
Взаимодействие клуба в рамках программы
Основные формы работы клуба
Литературные турниры
семейные посиделки
Фольклорные праздники
игровые и конкурсные программы
громкие чтения и обсуждение прочитанного
творческие конкурсы
Ожидаемые результаты:
Увеличение числа читающих семей;
Грамотное руководство детским чтением;
Повышение уровня культуры чтения.
1 –й год « Первые шаги в культуре чтения»
п/п
Название мероприятия
Форма проведения
Ответственные
Здравствуй, Книжкин дом.
Устное наводное творчество
«Книжки малышам».
Поиграем в сказку
Русские народные сказки
«Сказочный калейдоскоп»
Книжкина больница
В гости к лету
«Мы играем и поем»
«Мои любимые стихи»
«Заточи карандаши - и рисуй,
черти, пиши!».
День рождение читателей
Снегурочка и её друзья
Громкие чтения
Литературная
игра с элемента-
ми сказотерап.
Игра-путешествие
Мастерилка
Литературная
гостиная.
Творческая
мастерская
Семейные поси-
Творческая
мастерская
Семейные посиделки
Сказочное представление
Июль-август
Сентябрь
библиотекарь
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
2 – й год «Лучшие книги – лучшие герои».
Название мероприятий
проведения
Ответственные
«Здравствуй, здравствуй
Книжкин дом».
«Как прекрасны эти сказки!»
(К.И.Чуковский)
Любимые стихи
Уральские сказки
По страницам любимых
Копилка знаний
Путешествие в страну
веселых рифм.
Избушка русских сказок
Как растили колоски,
чтобы намолоть муки?
Сказочное путешествие
Громкие чтения
Эстетический
Конкурс чтецов
Мастерилка
Конкурс рисунков
Игра – путеше-
Литературно –
творческое
Выставка книг.
громкие чтения
и обсуждения
Мастерилка
Утренник
Сентябрь
Октябрь –
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
РДЧ, школа
библиотекарь,
библиотекарь,
РДЧ, школа
библиотекарь,
3 –й год «С книгой через века и страны».
Названия мероприятий
проведения
Ответственные
«С книгой через века и
Фольклор – народная колыбель.
Путешествие на островок
Симфония сказок природы
«Волшебная ночь в книжной
лавке». (Ш.Перро).
«Маленький принц».
«Сказки, рассказанные детям»
Классная классика
«Мы рисуем и поём – весело
Ожившая сказка в Рождество».
Игра – путеше-
Громкие чтения
и обсуждения
Эстетический
Литературная
гостиная
Выставка одной
Громкие чтения
и обсуждения
Семейные посиделки
Громкие чтения и обсуждение
Творческая
мастерская
Утренник
Сентябрь
Октябрь –
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь,
РДЧ, школа
библиотекарь,
4 –й год «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»
Наименование мероприятий
проведения
Ответственные
«Хорошая книга – мой спутник, мой друг».
Симфония красок русской
природы. (Зима).
«Весна пришла, просыпаться
Симфония красок русской
природы. (Весна).
Разноцветные страницы
(литература о родном
«Ребята, давайте жить
дружно!» (о творчестве
Валерия Левановского)
Симфония красок русской
природы. (Лето).
Путешествие в страну
«Журналию»
Русские писатели – детям.
Симфония русской природы.
«Любимый край, тебе я
посвящаю…»
«Мимо острова Буяна…
Снегурочка и её друзья
в гостях у 12 месяцев.
Музыкально –
эстетический
Семейные посиделки
Музыкально –
эстетический
Час весёлого
Урок вежливости
Музыкально –
эстетический
Игра – фантазия.
Громкие чтения,
музыкально –
эстетический
Тематическая
выставка
творческой
мастерской
Литературно –
музыкальное
путешествие
Праздничное
представление
Сентябрь
библиотекарь
библиотекарь,
библиотекарь,
библиотекарь
библиотекарь,
школа, РДЧ.
библиотекарь,
РДЧ, школа
библиотекарь.
библиотекарь,
библиотекарь
библиотекарь,
РДЧ, школа
библиотекарь,
Олеся Галушко
Работа с родителями «Клуб семейного чтения - Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке».
Воспитанию читателя -школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем , а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя , среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать) .Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя , для которого чтение - серьезное занятие , сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать , прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное , и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т. д., у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Итак, любой дошкольник является читателем . Даже если он не умеет читать , а только слушает чтение взрослых , он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу , зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни . А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.
В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух : вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух , затем прочитанное обсуждалось . В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение . Совсем иные отклики вызовет книжка , если её преподносит ребенку родитель , увлеченный детской литературой , который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.
Что же надо знать родителям о детской книге ?
Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Родителям следует знать , что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги , это неминуемо даст свои результаты.
Изучив проблему и актуальность семейного чтения , родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка » . Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания , а так же умению анализировать произведение.
Задачи нашего клуба :
1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение .
2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.
3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.
4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.
5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника .
Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе как «Вечер семейного чтения » , на которых родители и дети сначала слушают выразительное чтение воспитатей . На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят в виде круглого стола «» (дети + родители + воспитатели , где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений. Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике . Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ . Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители .
План работы семейного читательского клуба «Читаюшка » :
«Вечера семейного чтения »
1. Консультация «О традициях семейного чтения » (особая значимость семейного чтения ) . Буклеты «Советы родителям как читать книги детям » . Анкетирование родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 1) .
2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей» .
3. Тема встречи : «Искусство художественного чтения и рассказывания : основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция».
4. Тема встречи : «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов ».
5. Тема встречи : «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений » .
Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей : стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.
Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке »
1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе » (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка) . Анкетирование родителей «Ребенок и книга»
(Приложение 2)
2. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы ».
3. Работа с литературными произведениями : анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника .
4. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка ; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения .
Подбор произведений имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка (Приложение 3) .
Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями , где записываются не только слова ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.
Ожидаемые результаты :
- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона) ;
Поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;
Поможет укрепить родительско- детские взаимоотношения в семье;
Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;
Подготовка к самостоятельному чтению в школе : переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения .
Книги остаются с нами навсегда…
Мы любим книгу…
Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.
Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство , понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором – как чтецы, как исполнители.
Мы – это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.
Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве , откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.
Мы любим книгу, это значит – мы стремимся создать культ Книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…
Приложение 1
Анкета для родителей
«Я и мой ребенок»
1. Часто ли ребенок рассматривает иллюстрации в детских книгах ?
Б) Иногда
В) Очень редко
2. Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?
А) Предпочитает получить готовый ответ от других
Б) Когда как
В) Предпочитает помучиться , но сам находит ответ
А) Постоянно
Б) Иногда
В) Никогда
4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному произведению ?
А) Очень эмоционально
Б) Иногда эмоционально
В) Эмоций нет
5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?
6. Много ли у Вас детской литературы дома ?
Закончите предложение.
А) В свободное время я занимаюсь….
Б) Мне доставляет радость….
В) Для меня особенно важно….
Г) Мой идеал – это….
Д) Мои любимые книги…
Е) Люди читают чтобы… .
Ё) Моя любимая книга…
Ж) Каждый человек должен быть…
З) чтобы мой ребенок был успешным я ….
Приложение 2
Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»
Уважаемые родители ! Просим вас ответить на вопросы анкеты :
1. Читаете ли вы ребёнку книги ? Если да, то как часто :
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги :
По просьбе ребенка
По своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком ?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг
(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок :
Литературу о природе
Энциклопедии, книги познавательного содержания
Нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали ?
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете :
Периодическую литературу (журналы, газеты)
Познавательную литературу
Художественную литературу
«Детская вселенная на книжной полке » .
№ Темы для проведения круглого стола Названия произведения для чтения и сравнительного анализа
1 «Как соотносится желаемое и достижимое» А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Карло Коллоди "Приключения Пиноккио или история деревянной куклы"
2 «Вечная борьба добра и зла» В. Одоевский «Мороз Иваныч» Братья Гримм
«Госпожа Метелица»
3 «Преодоление страха, сила духа. Трудолюбие и успех» Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Л. Пантелеев «Две лягушки»
4 «Общечеловеческие ценности. Доброта и дружба» В. Катаев «Цветик – семицветик» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
5 «Как справиться с проблемой» А. Смирнова «Ежик» Н. Уманская «Яблонька»
6 «Одиночество, обиды, страхи, отношения с семьей и внешним миром. Чудесное «превращение» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» И. Сигсгорд «Палле один на свете»
7 «Наши желания и потребности и способы их достижения» В. Драгунский «Что я люблю…» «Заколдованная буква» А. Смирнова
«Заяц с рюкзаком»
8 «Целительная сила молчания»
Г. Х. Андерсен
«Дикие лебеди»
9 «Не такой как все» Г. Х. Андерсен
«Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен
Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год
ЗадачаРеализация принципов государственно... клубов , кружков и т.д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу , стало ... чтение и понимание графической информации, чтение и понимание основного ... выступили на Семейном фестивале в...
Основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная запискаДетей, через систему клубов , секций, студий... Эта позиция стала основой разработки... На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является... семейного чтения , памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы ...
Основным ориентиром работы школы является программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг «Столичное образование»
Доклад4 А Сидоренко В.И. Чтение Урок чтения + русский язык К. Паустовский... работы в коллективе – методические объединения, созданные по принципу ... 1. «Гончар» школьно-семейные : исследовательский, 3 2. ... это клуб для... Основной формой работы в этом направлении стало ...
Молодежь и наука
ДокументИ психологическая служба университета); Семейный клуб , клуб «Хозяюшка»; новогодние праздники... проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии... получить представление об основных принципах работы с векторной графикой...
Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки
Литература... чтением детей. 74.905 Семья и общественность. Помощь общественных организаций в семейном ... , экскурсионная работа , самодеятельное творчество. Основные принципы и функции... работа . Теория, история, организация и основные направления работы клубов . ...