Скачать проект по истории. Темы проектов по истории

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.

Согласно ФГОС, проекты по истории могут быть выполнены школьниками индивидуально либо в группе из 3-4 человек. Подобная деятельность является обязательной после введения в отечественные школы новых образовательных стандартов.

Современные требования

В настоящее время современное общество экстренно нуждается в творческих, образованных, неравнодушных молодых людях.

Оно предъявляет школе социальный заказ на воспитание мобильной, грамотной личности, которая осознает свою культурную, историческую, духовную принадлежность к стране, понимает свои обязанности и права.

Значимость исследовательской деятельности

Любой творческий проект по истории предполагает применение стандартных знаний в новых условиях. не только учится пользоваться разнообразными историческими источниками, но и формирует навыки ведения научной дискуссии.

Темы проектов по истории могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление - на изучение отдельных событий, периодов, людей. Независимо от вида деятельности, любая исследовательская работа предполагает серьезную и продолжительную подготовку, систематизацию материала.

Структура работы

Темы проектов по истории могут предлагаться научным руководителем, выбираться самими обучающимися. Несмотря на то что содержание работ существенно отличается, есть определенные общие правила, которые необходимо учитывать.

Начинать свою научную деятельность необходимо с продумывания алгоритма действий, выбора темы и цели исследования. На этом этапе допускается помощь педагога, от него напрямую зависит успешность всей последующей работы ребенка.

Первый пример

Например, если школьника заинтересовала история игрушек, важно выбрать определенный объект для изучения. Невозможно в одной работе упомянуть все их виды, собрать сведения о внешнем виде, использовании. История игрушек может быть ограничена в работе одним городом, семьей, временным периодом. Это придает материалу большую важность и значимость, повышает уникальность.

Темы исследовательских работ по истории, касающиеся игрушек, направлены на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свой город, семью, страну.

Среди методов, которые потребуются для проведения такой работы, отметим: проведение социологического опроса, обзор литературных источников, обработку полученных результатов. Отдельное внимание необходимо уделять оформлению работы.

Второй пример

Если школьник решил разработать проект по истории города, это свидетельствует о его неравнодушном отношении к прошлому своей страны. Что можно взять для работы? Например, в качестве объекта рассматриваются основные исторические памятники города, время их создания. Если работа ведется группой школьников, они могут разработать маршрут, в который войдут основные достопримечательности населенного пункта, подробное их описание.

Особенности работы

Темы проектов по истории могут быть связаны с народными традициями, национальными обрядами, семейными фотографиями.

Подобные работы позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений, развить в подрастающих россиянах чувство гордости за свою страну. Ребята учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса.

Темы проектов по истории, которые выбирают младшие школьники, в основном касаются конкретной семьи, города. Старшеклассники обладают большим багажом знаний, поэтому их работы имеют более глобальный масштаб.

Материал для работы

Предлагаем вам темы исследовательских работ по истории. Возможно, они будут интересны подрастающему поколению увлеченных, неравнодушных российских школьников.

  • Македонский в эпохе Эллинизма.
  • Что мы знаем об Альфреде Нобеле?
  • Крепости и замки Англии.
  • Прошлое и настоящее английского алфавита.
  • Социально-экономическое развитие Греции.
  • Атлантида - цивилизация, о которой стоит узнать подробнее!
  • Аттика во время распада рабовладельческой демократии в творчестве Аристофана.
  • История и значение аэростатов и дирижаблей в России до 1918 года.
  • Уникальность Китая.
  • История
  • Боевое снаряжение на Руси во времена X-XVI вв. и специфика его создания.
  • Боевые искусства в период Древней Руси.
  • Борис Годунов: жизнь и значение для страны.
  • Что такое Смутное время?
  • Быт крестьян в средние века.
  • Судьба семьи в истории страны.
  • Битва при Фермопилах
  • Богатыри в прошлом и настоящем.
  • Бородинская битва глазами французов.
  • Боги Древнего Рима и Древней Греции.

Примеры исследовательских работ, связанных с Россией

Например, история создания славянской азбуки может стать основой сразу нескольких работы:

  • Быт славян.
  • Культура и религия.
  • Верования славян.
  • Волшебный мир древнерусских мифов и легенд.
  • Славяне и викинги: особенности отношений.
  • Вооружение славян.
  • Появление первой письменности.

Поклонники XVII-XX веков вполне могут заняться изучением интересных фактов, связанных с этими историческими вехами:

  • Великие личности в отечественной истории.
  • Виртуальное путешествие по СССР.
  • Влияние времени на популярность исторической личности И. В. Сталина.
  • Влияние исторических процессов на формирование советской власти.
  • Влияние эпидемий на события, происходившие в России.
  • Возникновение русского гуманизма.
  • Война 1812 года.
  • Выборная власть как фактор повышения уровня жизни российских граждан.
  • История имен и фамилий.
  • Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
  • Города России в легендах и преданиях.
  • Государственные праздники как отражение особенностей политического режима в нашей стране.
  • Добро пожаловать в Москву!
  • История шахмат.
  • Дружба с древнейших времен.
  • Женщины в истории нашей страны.
  • Жизненный путь Ленина.
  • Забытые поморские русские игры.
  • Жизнь королевы Екатерины II.
  • Как появился Московский край и Москва.
  • Завоевание Сибири.
  • Иван IV Грозный — первый царь Руси.
  • Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи.
  • Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли.
  • Важность принятия на Руси христианства.
  • Иконопись на Руси.
  • История создания Московского кремля.
  • Как появились на Руси монеты.
  • Русские блины - интересные факты.
  • История русских блинов.
  • Парусный флот на Руси.

В заключение

Современные реалии требуют от молодежи логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию гармонически развитой личности, которая готова отвечать за свои действия, не будет испытывать затруднений при поиске и обработке потока информации.

Сегодня происходит постоянное увеличение информационного потока в разных сферах знаний. Важно получить навыки быстрого реагирования на все изменения, включая политическую и историческую области. Подобные навыки формируются в подрастающем поколении именно в ходе проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому после введения в российское начальное и среднее образование новых образовательных стандартов обязательным этапом стало проведение школьниками самостоятельных исследований или совместных, коллективных творческих проектов.

Такая деятельность позволяет педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи:

  • развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов;
  • поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития;
  • воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении российских граждан.

Проектная деятельность помогает детям выбрать свою будущую профессиональную деятельность, избежать проблем в социальной адаптации, достигнуть успехов в учебной и различной внеурочной деятельности.

Примерные названия тем, по которым работы могут быть выполнены учениками обычных общеобразовательных школ, приведены выше. Их, по усмотрению юных исследователей и их научных руководителей, можно изменить либо дополнить.

Любые проекты, связанные с поиском исторической информации о городе, стране, эпохе, выдающейся личности, позволяют педагогам в полной мере выполнять государственный заказ.

Новые реалии предъявляют особые требования к содержанию, формам отечественного образования, включая и изучение основ истории. Проекты, выполняемые в рамках отдельных тем, станут отличным способом самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения.

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

«Этот день в истории»

Составитель проекта:

учитель истории

и обществознания

Аделия Зайдулловна Платонова

  1. Информация об авторах проекта
  1. Информация об исполнителях проекта.

Проект «Этот день в истории» будет реализовываться на территории средней общеобразовательной школы, в рамках курса истории.

Реализацией проекта будут заниматься инициатор – учитель истории Платонова А.З. и учащиеся среднего звена в количестве 3- 5 человек.

Опыт работы по данной тематике присутствует. Сложностей в реализации проекта не наблюдается.

  1. Описание проекта

В современное время все чаще от учеников слышится вопрос: «Для чего нужно изучать историю в школе? Зачем она нужна?», для ответа на этот вопрос, зародилась идея создания проекта, основной целью которого должно стать воспитание чувства патриотизма и уважения к истории, как своего государства, так и истории мира в целом. Очень важно показать детям как за один лишь день в мире или в отдельном государстве менялась история, создавались грандиозные открытия.

Этот проект поможет детям сблизиться с мировой историей, пробудит в них интерес к истории своего государства. Эта разработка является очень простой по своему содержанию, не нуждается в большой подготовке. Вся информация берется со специализированного сайта с одноименным названием «Этот день в истории». При отборе информации, составитель ссылается на личностные предпочтения, отсекая лишнюю информацию. Для того, чтобы информации не было много, в каждый из пунктов: в этот день родились, в этот день скончались, события этого дня, представляется по три примера исторических событий.

Цель проекта:

    Воспитание нравственных чувств, уважение к истории;

    Развитие интереса к истории как к предмету.

Задачи:

    сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения;

    развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    расширять представления о мировой истории;

    формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

В ходе работы предполагается создание долгосрочного проекта «Этот день в истории».

Целевая группа. Проект направлен на обогащение знаний по всемирной истории и истории России для детей 5-11 классов.

Основные этапы реализации проекта

Начальный этап:

Основной этап:

Оформление проекта к завершающему этапу.

Заключительный этап:

Представление готового продукта учащимся.

Ожидаемые результаты проекта.

Результатом деятельности станет готовый продукт в виде проекта «Этот день в истории». Через этот проект дети смогут узнать большое количество новых фактов, интересных событий и личностей, что в свою очередь активизирует их интерес к науке история, покажет её значимость.

Проект рассчитан на продолжительный период использования. Не требуя при этом больших затрат. Эффективность состоит в том, что его можно использовать в каждой школе не только в рамках предмета «история», но и в рамках всей школы.

Ещё одним плюсом можно выделить тот факт, что данная разработка очень тесно переплетается с различными дисциплинами, образую тем самым межпредметные связи, что является большим преимуществом.

Механизм оценки результатов.

Для оценки эффективности данного проекта будет проведено анкетирование среди учащихся 5- 11 классов. Целью данного анкетирования будет являться выявление интереса учащихся к данной разработке. Считают ли они данный проект интересным для себя и актуальным.

Дальнейшее развитие проекта.

Для дальнейшей работы проекта, к его развитию можно подключать учащихся, лучше всего подойдут учащиеся среднего звена, они уже овладели навыками поиска и отборки информации в сети интернет и могут заниматься данной работой. Лучше всего набрать группу учащихся в составе 3-5 человек, которые поочередно будут заниматься заполнением данной рубрики «Этот день в истории».

    Организационный план проекта.

Описание видов деятельности

Дата проведения

Результаты

Форма регистрации

Начальный этап:

Подготовка стенда для оформления проекта;

Подборка дизайна для проекта.

10.09.2014г

Готовый стенд для оформления проекта

Основной этап:

Подборка информации для проекта;

Оформление проекта к завершающему этапу

17.09.2014г

Поиск информации, оформление стенда

Заключительный этап:

Творческий исследовательский проект по истории древней Руси "Древний город"


Авторы: учащиеся 6 класса Воронин Антон, Воронина Юлия, Лебедев Олег, Тихомирова Милена
Научный руководитель: учитель истории Кораблева Ольга Владимировна
Оглавление
Введение.
Цели и задачи.
Глава 1. Возникновение городов.
1.1. Откуда название «город»?
1.2. Когда возникли первые города?
1.3. Теории происхождения городов
1.4. Функции городов.
Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину.
2.1.Структура русского города.
2.2.Защитные укрепления в городе.
Глава 3. Внутри города.
3.1. Улицы.
3.2. Мостовые.
3.3. Жилища.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение\фото.

Введение

"В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью..." Тагуи Семирджян

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. В скандинавских сагах IX в. говорится о "стране многих городов - Гардарике", это древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. До сих пор эти древние города являются свидетелями славы, величия, духовной силы и богатства. Действительно, на Руси было много городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. "К концу XII в. их насчитывалось уже около 230, но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение". Они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры. Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением.
Северной столицей Руси становится Новгород, возникший на реке Волхов, рядом с озером Ильмень предположительно в 862 г. Этот город был основным торговым центром северной части Руси, отсюда начинался торговый путь "из варяг в греки". Матерью городов русских был другой великий город южной Руси - Киев, основанный к середине IX века. "Отсюда есть пошла земля русская", как утверждает древний летописец Нестор. Оба города сохранились и сейчас. Сейчас насчитывается гораздо большее количество городов, чем в Древней Руси. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года статус города имеют 1100 населенных пунктов. Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от Минрегионразвития РФ, города страны классифицированы следующим образом:
1) Города с населением более миллиона человек (крупнейшие города)
2) Города с населением 500 тыс. - 1 млн. человек (крупные города)
3) Города с населением 250-500 тыс. человек (крупные города)
4) Города с населением 100-250 тыс. человек (большие города)
5) Города с населением 50-100 тыс. человек (средние города)
6) Города с населением менее 50 тыс. человек (малые города)
Нас заинтересовала эта тема, и возникло множество вопросов: Каким был древний город? Как и когда возник древний город? Чем отличался древний город от современного? Мы решили исследовать этот вопрос более углубленно с опорой на исторические исследования и источники. Тем более, процесс урбанизации и укрупнения городов в современном мире идет очень активно. Это актуальная черта нашего современного постиндустриального общества. Численность сельского населения сокращается, а городского - растет. Идет массовый отток в крупные города, в мегаполисы "за лучшей жизнью". Исследованию города мы и посвящаем эту работу. К тому же, мы сами являемся сельскими жителями и хотели бы знать больше о городе - об истории возникновения, его особенностях, отличиях от села.
Кремль – центральная часть города


Цель: целью данной работы является исследование древнего города Руси, а также некоторых особенностей его устройства.
Задачи:
- изучить материалы по топонимике, значению слова "город"
- установить время возникновения первых городов
- изучить теории происхождения города
- изучить функции города
- узнать об особенностях устройства древних городов (о внутреннем устройстве города, улицах, жилищах)
- научиться навыкам исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Методы исследования:
1. Описательный метод
2. Историко-сравнительный (аналогия)
3. Историко-типологический метод

Глава 1. Возникновение городов

1. Откуда название «город»? Слово "город" широко известно в древнерусском языке с XI в. В основе топонима лежит корень gard (родственный индоевропейскому gard), имеющий значение -
1) «ограда, забор, укрепление»,
2) «двор, огороженное пространство»,
3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)».
Чаще всего ученые используют термин «город» в смысле «крепость, укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики. В словаре русского языка «город» – полногласное образование от старославянского градъ. Мы нашли следующие значения слово "Город" (общеславянское – gordъ, старославянское – градъ, древнерусское – город): первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место», потому как древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т.д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
2. Когда возникли первые города?
Сразу возникает вопрос - когда возникли первые города? Какие города самые древние? Мы нашли информацию, что первые города возникли довольно давно, на что указывают древние летописи. Так, Повесть временных лет уже содержит прямые указания на существование городов у славян - слова Ольги, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Это означает, что к началу правления княгини Ольги (945 год) у славян уже существовало несколько городов.
Далее, мы нашли еще более раннюю датировку возникновения города Ладоги. К VIII в. можно отнести его образование. «Первое упоминание о поселении Ладога в древнейшей русской летописи относится к 862 г. Однако, само поселение возникло задолго до этого события - в VIII, а, возможно, даже в VII в. Самая ранняя из полученных историками дат - 753 год, который условно и принят за год основания Ладоги».
Сложнее обстоит дело с точной датировкой основания Киева. Точная дата основания города не установлена. Первое славянское поселение, по некоторым предположениям, существовало на территории современного города ещё в VI веке. В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X-XII веках достиг своего расцвета. В книге историка М. Стрыйковского, где кратко приводится история некоторых княжеств, утверждается, что город Киев был основан князем Кием в 430 году. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI-VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские.
Таким образом, точное время образования первых городов установить довольно сложно, разные источники по-разному датируют этот процесс. Но один факт известен точно: города у славян возникали уже задолго до «призвания Рюриковичей», задолго до образования древнерусского государства. Восьмой, а, возможно, и седьмой век – приблизительное время возникновения первых городов.
3. Теории происхождения городов
Какова причина появления города? Славянские племена благополучно проживали родовыми общинами многие века. Зачем он был нужен людям? На этот счет у историков нет единого мнения. Причины возникновения древнерусских городов разнообразны. Мы изучили ряд теорий происхождения города.
1 теория: В работах В.В.Мавродина, посвященных проблеме возникновения древнерусских городов и их ранней истории, сформулирована следующая концепция: города возникают на базе племенных центров и в результате разложения родового строя. И.Я. Фроянов, Штыхов Г.В. также полагают, что города возникали как племенные центры в период перехода от родоплеменного строя к феодализму: «древнерусский город - это сложный, многообразный социальный организм, который является средоточием ремесла и торговли, крепостью, административным центром княжества. Возникновение городов - это один из признаков образования государственности».
2 теория: Интересна в данном направлении теория некоторых современных историков, исследовавших Древнюю Русь. Они пришли к заключению, что существовал еще один путь градообразования: перенос городов. Современные археологи считают, что на Руси в к.X – нач.XI в. наблюдались многочисленные случаи переноса городов. Так, археолог Дубов В.И. на материалах Волго-Окского междуречья пытался определить пути возникновения города. «Здесь, в Северо-Восточной Руси в полной мере проявился один из путей возникновения древнерусского города - так называемый «перенос» городов - повсеместно и особенно характерно это для северо-востока. Мы фиксируем данные явления в Белоозеро, на смену Тимиреву приходит Ярославль, Сарскому городищу - Ростов...».
3 теория: Такие ученые как Ключевский О.В., Кизилов Ю.А., отмечали выгодное географическое положение, включая водные пути, развитие ремесла и торговли. Именно на больших водных путях вырастали более богатые и крупные города - Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, ставшие центрами княжеств. А.Кирпичников в статье «Великий волжский путь» писал: «Наличие Волги и рек ее системы способствовало расселению и земледельческому освоению славянами Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С особой интенсивностью этот процесс протекал в Волго-Окском междуречье. Не случайно здесь возникли крупные города - Муром, Суздаль, Ростов, позже Владимир… Что касается восточноевропейских населенных пунктов IX-X в., то следует назвать Ладогу в нижнем течении Волхова, предшественника Новгорода - Рюриково городище в истоке реки. Далее вниз по течению Волги - комплексы Михайловское и Тимерово, давшие начало Ярославлю. С Волгой связаны и другие ранние центры: Сарское городище - предшественник Ростова, Клещин - предшественник Переяславля-Залесского. Отметим далее Муром на Оке».
Таким образом, ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
4. Функции города
Исследуя вопрос городов, нельзя не затронуть вопрос о его назначении, его роли в жизни людей. Выделяется несколько основных функций городов, от которых зависел и тип города. «…Можно говорить о функциональных отличиях древнерусских городов, обладавших различными ведущими функциями. В их числе были: сельскохозяйственное производство, ремесло и торговля, управление, военно-стратегическое положение, культурно-идеологическое значение и др…».
Повесть временных лет рассказывает еще об одном типе городов. «В год 6545 заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространятся, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться…». Таким образом, в Древней Руси многие города существовали и как религиозные центры.


Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих ученых, город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, военных, административных, религиозных и культурных. Мы считаем, что первичной все-таки была военно-стратегическая функция. При первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки; по крайней мере, с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. До объединения Руси под одним княжеским родом, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения.

Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину

1. Структура города.
В русских городах наблюдалось довольно обычное для средневековья деление на внутреннюю крепость (детинец - кремль) и окружающий ее посад. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть - детинец. Детинец считался внутренней частью, хотя он редко проходил внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины - детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца").
Острогом назывался внешний, или окольный город, примыкавший к детинцу. Он опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений.
Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части - посады, или предгорья. Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить.
«Возникали города по-разному. Но все они имели: укрепления - стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения - посад; рыночную площадь - торг. Эти три компонента составляли город и определенную его структуру. Укрепленный центр города называли в Новгороде - детинец, в Пскове - кром, в Москве - кремль, но везде он служил резиденцией князя».
Более подробно описывает структуру города М.Н.Тихомиров. «Территория русских городов IX-X вв., в основном, вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев. Рядом с «детинцем» росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка; создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный)». Так, постепенно, детинец обрастал посадом. Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров дает Киев. "В летописных известиях выступают две части Киева - Гора и Подол. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремесел и киевского торга. В городах создавался свой особый мир, развивались торговля и ремесло. Данное исследование подтверждают и археологические раскопки других городов".

Древний Киев


2. Защитные укрепления в городе
Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Попасть внутрь можно было только через ворота. Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 века они были достаточно редки. Территория должна быть удобной в плане обороны. Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападения врагов, диких зверей, которые в изобилии обитали в лесах. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов - заборов, наполненных землей. Забор имел три вида:
1) Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.
2) Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.
3) Тараса(ы) – система деревянных каркасных стен, при которой две параллельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.
Славянский частокол


Таким образом, каждый город имел следующее строение: детинец, окольный град и посад. Важную роль в любом городе играли защитные укрепления – ров, вал, заградительное кольцо укреплений, заборов.

Глава 3. Внутри города

1. Улицы.
Теперь рассмотрим, какие были улицы и жилища. Русский средневековой город не был тесен: на Руси, с её огромными территориями, всегда строили свободно и просторно. Как уже указывалось выше, большое значение имели посады. Тихомиров М.Н. считает, что для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец». Улицы представляли собой проезд между заборами, в которых находились ворота. Все постройки находились за оградой. «Названия улиц были разнообразными, но всё-таки подчинялись некоторой закономерности, что легче всего прослеживалось на примере Великого Новгорода.… Среди названий новгородских улиц, прежде всего, выделяется группа улиц, получавших свои прозвища от личных имен: Даньславля, Добрынина, Янева, Иворова. Встречались названия улиц, связанных с ремесленной деятельностью: Щитная, Холопья, Кузнечная, Конюхова и т.д. Другие названия улиц, например, «Варяжская, Чюдинцева, Прусская, видимо, даны были улицам по их преобладающему населению».


2. Мостовые
Весной, осенью, дождливым летом некоторые городские улицы превращались в непролазные болота. Но не все. Улицы уже в X в. имели деревянные мостовые. Археологи, исследовавшие данную проблему, на месте раскопок улиц обнаруживали деревянные мостовые, а также различные системы дренажей и водоотводов. «Улицы мостились деревянными плахами 4-5 м длинной, под которыми часто пропускались дренажные трубы из огромных брёвен, диаметром ~ 60 см и длинной 20-30 м. Во многих древнерусских и западнославянских городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Мостились также переулки, въезд в усадьбы и площадки дворов, свободные от застройки. Городские власти заботились об исправности уличных мостовых, ремонтировали их, а при значительном износе сооружали новые».


Новгородцы ходили по аккуратным деревянным мостовым. В городе действовал известный «Устав о мостах» IX в. Этот «Устав» показывает, что уже в те отдаленные времена существовала особая мостовая повинность. Мощение улиц было обязательным, за этим тщательно следили. Раскопки сделали возможным открытие древних мостовых, подтвердив вывод о повсеместном распространении мощения улиц на всем протяжении летописной истории Великого Новгорода. Мостовые достигали в среднем ширины 3-4 метров, а иногда и 6 м, как, например, на Великой улице. Устроены они были из широких плах, опирающихся на длинные тонкие бревна - лаги». Со временем, когда старая мостовая проседала, на нее сверху клали новую. Так, из мостовых образовывался целый «пирог» - аж 28 слоев.


В статье 97 «О мостниках» «Русской правды» пространной редакции сказано: «А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по наготе за каждые 10 локтей моста; если починит старый мост, то взять ему за каждый пролёт по куне, сколько бы пролётов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта» .
Таким образом, анализ археологических, летописных источников свидетельствует о том, что инженерные устройства на Руси использовались очень широко, начиная с X века. Кроме широко распространённых мостовых, на Руси города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
3. Другие особенности города
Русские города были по преимуществу городами деревянными. И этим они отличались от западноевропейских городов. Стены и башни города были деревянные, только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня, укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной. На Руси, с её богатейшими запасами леса строили в основном из дерева: стены и башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, деревом мостили улицы и площади. Любой русский средневековый город с полным основанием можно назвать деревянным. Каменными были лишь немногие храмы и палаты. Отсюда вытекали недолговечность городских построек и трудность их изучения путем археологических раскопок. По утверждению Тихомирова М.Н., «любовь русских людей к деревянным жилищам нельзя объяснять бедностью горожан. Она, прежде всего, зависела от бесспорно больших удобств деревянной постройки по сравнению с каменной в условиях холодного климата, длительной и сырой осени и весны. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, что заставляло придерживаться менее прочных и импозитных, но зато более удобных, деревянных домов».
«Русь древняя, деревянная»


Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями.



Дом имел тёсовую крышу, глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг обычно располагался у задней стены напротив входа, дым выводился через отверстие над входом, печных труб не было, дома топились «по-чёрному» (курные избы). В полу жилища устраивались хозяйственные ямы. Скупое освещение происходило через волоковые окна – небольшие отверстия, вырубленные в двух соседних брёвнах стены и закрываемые специальной задвижкой-волоком. Двери домов имели высоту около 1 метра.
Многие дома имели различные деревянные резные украшения (археологи обнаружили закрылины, резные столбы в Новгороде, наличник в Полоцке и др.). Еще, славяне, будучи язычниками, крышу и окна считали уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с магической символикой. Так, конь считался символом благополучия дома.

Заключение.

Слово «город» первоначально означало «забор», «ограда», «огороженное место». Позже городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
VIII, возможно, VII век – приблизительное время возникновения первых городов.
Ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
Город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, административных, религиозных, культурных, первичной была военно-стратегическая функция.
По своей структуре древнерусский город - это сложное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки. С уязвимой стороны город тщательно укреплялся кольцевыми рвами и валами, заборами. В центре города располагался укрепленный детинец-кремль, где чаще всего располагалась резиденция князя. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, который являлся неотъемлемой частью древнерусских городов. Посады делились на улицы и концы, имея при этом усадебную и уличную застройку. Улицы имели названия в зависимости от профессий, имен, категорий населения, проживающих на ней. Во многих городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Это можно проследить на примере одного из самых древних инженерных сооружений - мостовых. Существовала отдельная специальность - мостник. Города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
Особенность: русский город был деревянный. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, а древесины были достаточно.
Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. Жилище князей и бояр - хоромы из 6-8 помещений. Типичное жилище простого люда - полуземлянка или деревянный сруб. Многие дома имели различные деревянные резные украшения - закрылины, резные столбы, наличники.
Как оказалось, древний город не так сильно отличался от современного! Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. С годами у строителей сложился свой стиль, отличный от других государств, который делал города Руси неповторимыми в своем архитектурном решении. Сейчас эти города являются живыми свидетелями величия и славы нашей страны, нашей великой истории!
Список использованных источников
Интернет-ресурсы:
Список литературы:
1. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. - Л., 1985;
2. Куза А.В. Малые города Древней Руси. - М., 1989;
3. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М.,1971;
4. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада. СПб., 1993;
5. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. - М.,1995;
6. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М., 1956;
7. Повесть временных лет. Русская историческая библиотека, 2017\ Перевод Д. С. Лихачева;
8. Старая Ладога. Древняя столица Руси. – СПб., 2003;
9. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> М., 2003.

Информация для студентов группы Л - 1, Р - 1, Ю -21, М - 21.

В конце семестра вам предстоит пройти итоговую аттестацию по истории.

Обязательное условие - отчет о проектно - исследовательской работе.

    Напоминаю вам:

    что такое проектно - исследовательская работа,

    как надо работать над проектом,

    как надо оформлять отчет о проектно - исследовательской деятельности,

    как подготовить презентацию к докладу.

    Предлагаю примерные темы проектно - исследовательской работы.

Проектно-исследовательская работа (ПИР).

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности ПИР бывают:

    творческие,

    информационные,

    поисковые.

2. По признаку предметно-содержательной области:

    монопроекты (в рамках одной области знания - история),

    межпредметные проекты (литература, обществознание, история искусства, МДК).

3. По количеству участников проекта:

    индивидуальный.

4. По продолжительности проекта:

    средней продолжительности,

    долгосрочные.

5. По результатам:

  • презентация к докладу.

По содержательной специфике:

    Информационный проект (с элементами поискового, творческого)

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Творческий проект (как приложение к информационному) - п роизведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Этапы проектно - исследовательской деятельности:

    постановка цели;

    выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

    обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

    самообразование при помощи преподавателя;

    продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

    исследование: решение отдельных задач, компоновка;

    обобщение результатов, выводы;

    анализ успехов и ошибок, коррекция.

Таким образом, проект – это “пять П”:

    Проблема

    Проектирование (планирование)

    Поиск информации

    Продукт

    Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Стадии работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации.

2.Выявление и обсуждение проблем, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Виды презентаций проектов:

    доклад с презентацией.

Основные принципы разработки учебных презентаций.

1. Оптимальный объем.

Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.

Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт слушателей, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана.

Различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядность строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций.


1. Оформление слайдов.

Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
2. Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3. Анимационные эффекты.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
4. Содержание информации.
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки
5. Шрифты.
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
6. Способы выделения информации.
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
7. Объем информации.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Примерные темы рефератов по истории Отечества.

    Образование государства у славян. Основные черты раннефеодального государства.

    Принятие христианства на Руси.

    Феодальная раздробленность Киевской Руси и ее последствия.

    Развитие феодализма на Руси. Начало закабаления крестьян в 15-16 веках.

    Основные этапы экономического развития Руси в 10-17 веках.

    Политический портрет Ивана Ш.

    Формирование русского централизованного государства в 14-16 веках.

    Эпоха Ивана Грозного.

    Внешняя политика Московских правителей в 15-16 веках.

    Русская церковь в объединительном процессе и политической борьбе в 14-15 веках.

    Смута 17 века, причины, участники, основные события, последствия.

    Политический портрет Бориса Годунова.

    Становление династии Романовых. Первые Романовы внутренняя и внешняя политика (17 в.).

    Основные черты крепостнической системы хозяйствования Руси 17 века. Складывание всероссийского рынка.

    Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

    Церковный раскол 17 века.

    Эпоха Петра 1.

    Россия во второй половине 18 века. Эпоха Екатерины Второй.

    Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    Выдающиеся политические деятели 18 века (по выбору).

    Два периода внутренней политики Александра 1.

    Внешняя политика Александра 1 в 1801 -1812 гг.

    Декабристы и их время.

    Политический портрет (биографии на выбор). М. М. Сперанский, А. Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, С. С. У варов, К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков, А.Х Бенкендорфф, братья Тургеневы, М.В. Петрашевский, Г.Н. Грановский, К. и А. Аксаковы, А.С. Хомяков, И.Б. Киреевский.

    Отечественная война 1812 года.

    Общественно-политические движения в России во второй четверти 19 века.

    Политический портрет Николая 1.

    Феномен П.П. Чаадаева: один против всех.

    Культура России в 19 веке.

    Крестьянская реформа и судьба пореформенного крестьянства конца 19 века.

    Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе в конце 19 века.

    Земская, городская, судебная и военная реформы 60-70-х гг. 19 века и их историческое значение.

    Народничество: идеология, основные направления, этапы деятельности "Народная воля", убийство Александра Второго.

    Политический портрет (биография на выбор): К.П. Победоносцев, Т.Т. Лорис - Меликов, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский.

    Развитие капитализма в России в конце 19 века.

    Из истории развития железнодорожного транспорта в России, конец 19 -го начало 20 века.

    Основные тенденции мирового развития во второй половине 19 века и Российское государство.

    Мировая система капитализма в начале 20 века. Особенности социально - экономического и политического развития России в начале 20 века.

    Столыпинская аграрная реформа 1907-1911 годов.

    Политический портрет С.Ю. Витте.

    Политический портрет П. А. Столыпина.

    Деятельность государственной думы 1905-1914 гг. и отношение к ней российского общества.

    Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы, историческое значение. Проблема исторического выбора пути развития.

    Социалистическая революция в России. Историческое значение Октябрьской революции для судеб России и всего мира.

    Идея созыва учредительного собрания в России и ее крах.

    Гражданская война в России (1918-1920гг.).

    Выход России из первой мировой войны. Брестский мир.

    Политика "военного коммунизма": причины, цели, методы осуществления, результаты.

    Кронштадский мятеж.

    Образование СССР.

    НЭП: причины, цели, методы осуществления, результаты к 1928 году. Экономические и социальные противоречия в период НЭПа.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х годов. Причины свертывания НЭПа.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х начале 30-х гг. Внутрипартийная борьба по вопросам индустриализации страны.

    Индустриализация в СССР: цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

    Коллективизация в СССР: причины, цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

    Голод 1931-1932 гг. в СССР.

    Турксиб - важнейшая стройка 30-х годов.

    Политическое развитие советского общества в 30-е годы. Становление командно-административной системы. Конституция 1936 года.

    Репрессии 30-х годов. Укрепление режима личной власти И.В. Сталина.

    Репрессии в армии в конце 30-х начале 40-х годов и их последствия.

    Политика "умиротворения" фашистских агрессоров. Мюнхенский сговор и "мюнхенская" политика Даладье-Чемберлена.

    Внешняя политика СССР в 30-е годы. Борьба за создание коллективной безопасности в Европе.

    Советско-Германские договоры 1939 года

    Война СССР с Финляндией и ее последствия.

    Начало Великой Отечественной войны Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

    1943 год - коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

    Железнодорожники в Великой Отечественной войне.

    Политические, социальные и экономические последствия Второй мировой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние. "Холодная война".

    Тоталитарно-бюрократические черти в общественно-политической жизни советского общества в послевоенные годы. Репрессии конца 40-х начала 50-х годов.

    Объективная необходимость демократизация общественно-политической жизни СССР после смерти Сталина. Борьба за власть. XX съезд КПСС.

    Попытки реформирования социалистической системы в 50-е - 70-е годы, отказ от реформ.

    Внешняя политика СССР в конце 50-х начале 60-х годов.

    Политический портрет Н.С. Хрущева.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в 60-80-е гг. Нарастание застойных явлений.

    Внешняя политика СССР в 60-70 гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения.

    Политический портрет Л.И. Брежнева.

    БАМ - Стройка века".

    Введение советских войск в Афганистан: 10 лет войны.

    Репрессии против инакомыслящих в 70-80 гг.

    Противоречивый характер попыток реформирования экономики и социальной сферы СССР в 1982-1985 гг.

    Борьба политических систем в условиях перестройки. Реформа политической системы. Попытки реформирования экономики в 1985-1991 гг.

    Новое политическое мышление: истоки, проблемы, решения. Крах мировой системы социализма.

    Августовский путч 1991 года и распад СССР.

    Проблемы и противоречия межнациональных отношений в СССР 1985-1991 гг.

    Общественно-политические партии и движения в России в конце 80-х начале 90-х годов.

    Причины и суть политического противостояния. Октябрьский путч 1993 г.

    Основные контуры внешней политики России в 1992-1995 гг.

    Выборы в Государственную думу и Совет федерации. Принятие конституции РФ. Усиление политического противостояния в обществе 1993-1996 гг.

    Появление центробежных явлений в России. Возникновение военного конфликта в Чечне.

    Социально - экономическое и политическое развитие России в 1995 - 1999 гг. Основные проблемы и противоречия.

    Россия в начале третьего тысячелетия: альтернативы развития.

    Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

    Российская Федерация и глобальные вызовы современности.

    Москва на рубеже ХХ- ХХI веков.

Приветствуются работы типа:

    Военная Москва глазами моего ровесника.

    Сталинградская битва глазами моего ровесника.

    Я - боец партизанского отряда в годы войны.

    Я - ребенок блокадного Ленинграда.

    Я - член первого пионерского отряда.

    История моей семьи в контексте истории моей страны..... и т.д.

Думайте! Предлагайте! Советуйтесь! Работайте!

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ .

Шрифт - Times New Roman

Размер - 14

Междустрочный интервал - 1,15

Поля - обычное.

Доклад по истории.

Тема: "Есть такая профессия - Родину защищать".

студентка 2 курса, гр.Ю-22.

Отделение «Художественное»

Руководитель: Поманисочко Лариса Викторовна

1) Введение (актуальность выбранной темы, обоснование выбора темы)....................………………………………………………………. 3

2) Рожденный быть первым: (основная часть: раскрываете основное содержание работы)......................……………………………………..... 3

2.1) Детство и юность………………………………............... 4

2.2) Служба на таджико - афганской границе………………. 5

2.2.1) Таджико - афганская граница (1991-1993 гг.)…….... -

2.2.2) Застава 25 героев……………………………………... 7

2.3) В группе «Вымпел»……………………………………… 10

2.3.1) Первая чеченская война……………………………... 12

2.3.2) Вторая чеченская война……………………………... 13

2.4) Последний бой в Беслане………………………………... 14

2.5) Семья……………………………………………………… 17

2.6) Награды…………………………………………………… 18

3) Заключение. «Есть такая профессия - Родину защищать»(итоги, выводы, предположения, личное мнение) ......................................................... 20

5) Приложение (схемы, карты, фотографии, фотографии)............ 23