Сюжетный экслибрис. Презентация на тему: "Экслибрис – искусство книжного знака

Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов - гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

Искусство книжного знака - это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

Литература

1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.

До сих пор нет единого мнения о том, что такое экслибрис.
“Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - это определение можно найти в любом книговедческом словаре.

Но не все так просто...

Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”.
Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”.
Экслибрис – это книжный знак. Но это еще и особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги.
Текст определяет принадлежность книги непосредственно тому или иному владельцу; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным.
Текст “по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше.

Это первое...

Во-вторых...
В XX веке экслибрис занял заметное место как самостоятельное произведение графики.
Экслибрис - это весьма интересный вид графического искусства.
Это миниатюрное произведение графического или орнаментально-шрифтового искусства органически входит в художественный облик издания, украшает его.
Эту область изобразительного искусства не минул почти что ни один серьёзный гравёр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя,..., ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский, и др.

Со второй половины прошлого столетия все чаще стали проводится специальные выставки экслибриса во многих городах – Москве, Ленинграде, Баку , Риге, Талине, Вильнюсе, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Красноярске, Якутске...
Коллекции экслибрисов занимают почетное место на больших художественных выставках.
Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии, в других городах и странах.
Все это результат необычайно быстро растущего интереса к книжной графике, книжной культуре и малым формам графики, которые принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.

Экслибрис - это маленькая графическая новелла, глубокая по содержанию и очаровательная по исполнению.
Это знак духовной связи их владельцев со своими литературными коллекциями.
Экслибрис – это попытка художника увидеть духовный мир книголюба.

Истории экслибриса как своеобразного жанра книжной графики уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития.
Первые известные экслибрисы появились в Германии: книжные знаки Бернгардта фон Рорбаха, выгравированные Бартелем Шеном в 1460 году, и экслибрис-гравюра неизвестного мастера, раскрашенный от руки, для Гильдербрандта Бранденбурга (1470).

Роскошное теснение на переплётах (владельческие знаки) называются “суперэкслибрисами” (латинское “super” – на, “ex libris” - из книг).
Первым известным в России суперэкслибрисом является тиснёный на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Фёдорова государственный герб и надпись о принадлежности книги Ивану Грозному.

Расширение книгопечатания в XVI веке привело к тому, что в числе активных создателей экслибрисов великие немецкие художники: Альберхт Дюрер (1471-1528) , Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497 или 1498-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553) и ряд других одарённых современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека.
Чистая геральдика перестала удовлетворять художников. Лукас Кранах старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки.
Прославленный мастер рокайльных композиций Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.

В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии (1502 год), Франции (1529 год), Англии (1574 год), Швеции (1595 год), Голландии (1597 год).
Тогда же появились и издательские марки, получившие широкое распространение и повлиявшие на эволюцию экслибриса.

  • К экслибрисам относятся также надписи переписчиков книг (как правило, весьма любопытные и ценные), книгопродавческие знаки, надписи и знаки переплетчиков.
    Так, на рукописном Коране, принадлежавшем согласно мастичной печати некоему Бахману Мирзе из города Шуши (столица Карабахского ханства, конец XIX века), имеются надписи, удостоверяющие, что книгу переписал в 1818 году Абдулгасим Ширази по заказу Аббаса Мирзы из Тебриза.
    Весьма витиеватую надпись оставил переписчик "Хамсе" (список XVI века), трудясь для книголюба Мухаммеда Мамеда Перванчи - страстного поклонника бессмертного творения Низами Гянджеви.
    И надписи, и оттиски - арабского или фарсидского письма. Мастичные оттиски чаще всего вензельные.
  • Выдающийся педагог, библиофил и пропагандист книги Абдул Гани Нахави из города Шеки собрал около шестисот ценнейших рукописей восточных писателей с большим количеством разнообразных книговладельческих пометок, знаков и надписей; на этих рукописях четко проставлен и его экслибрис.

В XIX веке появилась особая группа книжных знаков - штемпелей с художественным изображением герба владельца книги или какого-либо рисунка.

  • Бакинские книгопродавцы оттискивали штемпельный книгопродавческий знак обычно на форзацах книг.
    Изящная надпись, как бы расположенная симметрично на полоске бумаги, представляет "Книжный магазин М.К. Попова".
    Двойной овальный штемпель "Книжная торговля "Сотрудник". Баку. Николаевская ул." указывает и адрес магазина.
    Только по штемпелю "Книжный магазин Л.Б. Хиддекель. Баку" можно узнать о существовании этого магазина, т.к. даже в подробные дореволюционные справочники "Весь Баку" и "Весь Кавказ" он почему-то не включен.
    Печатный книгопродавческий знак - овальный, красного цвета ярлычок с рельефной надписью "Торговый дом Р. Сегаль и С-ья. Баку, Владикавказ и Новороссийск".
    В 1969 году советский график Р.С. Бедросов выполнил для бакинского магазина "Севиндж" ("Радость") прекрасный книгопродавческий знак с портретом и стихами великого азербайджанского поэта Вагифа.
    Некоторое время этот знак успешно применялся работниками магазина.
  • У переплетчиков известны как штемпельные, так и печатные знаки (например, наклеивающаяся этикетка размером 22х36 мм "Переплетное заведение И. Е. Шакова, г. Баку").

До XIX века наряду с экслибрисом постоянно использовались и так называемые суперэкслибрисы, оттиснутые на переплёте или корешке книги; изготовление таких суперэкслибрисов стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал бумажный книжный знак.

Простейшие экслибрисы - ярлыки, содержащие лишь имя владельца (иногда в сочетании с девизом).

Типы художественных экслибрисов - гербовые экслибрисы (характерны главным образом для XVI-XVIII вв.), воспроизводящие герб владельца; вензелевые экслибрисы - его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные экслибрисы, наиболее популярные в 20 в. (представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различные эмблемы, символически повествующие о вкусах и профессии владельцев, и т. п.).
Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики.
Художественные экслибрисы гравируются на меди, дереве или линолеуме, реже выполняются цинкографским или литографским способом.

  • Вишау Джеймс (Яков Васильевич)(1853-1935)
    “По сведениям С.И. Богомолова, библиотека Вишау (Whishaw J.) собиралась представителями нескольких поколений семьи, проживавшей в С.-Петербурге около 100 лет. В результате составилось большое собрание произведений английской художественной литературы в лучших изданиях, книг по истории (главным образом Англии), путешествиям и спорту.
    После конфискации книги из семейной библиотеки Вишау поступили в Василеостровскую районную библиотеку, а после расформирования последней – в фонды Центральной городской библиотеки Ленинграда.

Экслибрис гравированный, 103 × 74 мм, печать черная: на геральдическом щите герб Вишау под шлемом с пышным наметом, перевитым лентой с девизом "Truth I cherish"; под гербом надпись:
"Ex libris | James Whishaw".
На переднем форзаце книги: "Burns, R. The works of Robert Burns, with an account of his life, criticism on his writings, & c. & c. : in 4 volumes. Vol. 1. – A new ed. – Edinburgh, 1818."
В левой нижней части экслибриса указаны имя художника – М.К. Лаусон – и год изготовления:
"M.C. Lawson 1911".
На книге также: на переднем форзаце владельческая надпись "James Whishaw";
на титульном листе, с. 17 и 328 (последней странице книги) владельческий штамп Государственной публичной библиотеки Карело-Финской ССР (Отдела иностранной литературы).”

  • С начала XIX века азербайджанские библиофилы пользовались преимущественно штемпелем - штемпельным экслибрисом.
    Cреди штемпелей азербайджанских библиофилов встречается довольно большое разнообразие.
    Иногда они представляли только фамилию владельца. Как, например, штемпельный экслибрис первого Председателя Совнаркома Азербайджана Наримана Нариманова.
    Об этом экслибрисе Н. Нариманова долго не было известно даже в тесном кругу библиофилов - совершенно неожиданная и исключительно интересная находка.
    Оттиснут штемпельный экслибрис на книге SEYİD BATTAL GAZİ (Seyyid Battal Ghazi) (1870, на турецком языке).
    Штемпель двойной: в верхней части - по-русски "Н. Нариманов", а строкой ниже - арабской вязью выведены полностью имя и фамилия владельца "Нариман Нариманов".
  • Чаще всего встречаются овальные штемпели с русским и арабским шрифтом (иногда с указанием адреса библиофила).
    Такой штемпель, например, имелся у выдающегося ученого филолога, писателя, переводчика (с груз., арм., рус. яз.) Султан-Меджид Муртаза-Али-оглы Ганиева (1866-1938).
  • Но нередки и штемпельные экслибрисы с претензией на некоторую декоративность.
    Наиболее простым в этом отношении можно считать книжный знак известного фольклориста, автора книги о пословицах и поговорках Азербаджана Абуль-Касыма Гусейн-заде - замкнутая лента, на которой аккуратно размещены имя и фамилия владельца, а внутри ее - имя родного города Баку.
  • Очень красивый штемпельный экслибрис был у первого народного артиста Азербайджана Мирза Ага Али оглы Алиева.
  • В композицию штемпелей охотно включались элементы, приближающие их к сюжетно-символическим экслибрисам.
    Одним из них является штемпель Михаила Ярова (Яровой?), оттиснутый на книге "Комедии и повесть капитана Мирзы Фатали Ахундова".
    Скрещенные кортик и морской якорь на фоне щита, входящие в композицию экслибриса, позволяют предполагать, что владелец был военно-морским офицером, служившим на Каспии.
  • Работниками Рукописного фонда Академии наук Азербайджанской ССР были обнаружены штемпельные экслибрисы выдающегося просветителя, писателя, друга декабристов Аббас-Кули-ага Бакиханова и известных бакинских книгоиздателей-библиофилов братьев Оруджевых.
  • В тексте старых штемпельных экслибрисов обычно отсутствуют традиционные слова "из книг", "книга"; появляются они в основном после 20-х годов XX века.
  • Печатный экслибрис появился в Азербайджане только после 1920 года.
    Первый в Азербайджане печатный книжный знак в технике цинкографии был выполнен в 1934 году для наркома просвещения республики (1922-1928), члена Союза писателей с 1934 года Мустафы Кулиева.
    Автор экслибриса - один из первых художников Азербайджанского Государственнго Издательства (АЗГОСИЗДАТ = "Азернешр" с 1936 г.). Людвиг Францевич Книт , знаток иранской миниатюры, живописец, активно и плодотворно работавший также в жанре плаката.
    Его экслибрис (единственная работа художника в этом виде графики) дает образ владельца, выдающегося большевика, талантливого литературного критика и театроведа, редактора первого азербайджанского советского литературного журнала "Маариф ве меденийет" ("Просвещение и культура").
    Мустафа Кулиев стоит в ряду тех, кто закладывал основы азербайджанской культуры, - не случайно называли его "азербайджанский Луначарский".
    Экслибрис выполнен в традиционно восточной манере в виде орнамента, в который вписаны пятилепестковый цветок - стилизованная пятиконечная звезда с именем «Ленин», написанным арабским шрифтом. Сам цветок заключен в восьмиугольник - шебеке, являющийся характерной деталью азербайджанского орнамента.
    Гармонично заключают композицию в нижней части экслибриса - русская надпись «Из книг Кулиева», вверху - симметрично расположена вязь арабских букв, указывающих фамилию знаковладельца. 23:06, 3 июня 2015 (CEST)

Иногда экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его. Экслибрис (Ex libris) означает "из библиотеки кого-либо" или "из книг кого-либо". Это латинское выражение художественной формы экслибриса - отметок или ярлыков внутри книг, по которым можно распознать владельца. Экслибрисы бывают разные: от самых простых до декоративных и замысловатых, неясных или даже причудливых и сюрреалистичных.

Знатные семьи часто использовали личный герб или украшение гербового щита, часто отображающий семейный лозунг на своем родном языке или латыни. Безусловно, стиль экслибриса со временем изменился, но большинство экслибрисов отображали декоративный стиль времени. Огромный ряд иллюстраций отображается на экслибрисах - драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, изображения цветов, деревьев, растений, пейзажей и многое другое.

Современное изучение и сбор экслибрисов начались около 1860 года. Часто им уделяется большой интерес, даже больший, чем книге, в которой они содержатся. Они имеют историческую ценность как образцы искусства конкретного временного периода, но так же могут иметь "персональную историю", если они принадлежали известным людям.

Идея массового владения книгами (и отсюда потребность в экслибрисах, обозначающих владение) появилась вскоре после первых печатных книг в пятнадцатом веке. Сначала они появились в Германии, где их изготавливали в больших количествах, перед тем как идея распространилась во всем мире. Эти образцы почти всегда представляют глубокий интерес для коллекционеров и историков искусства. Древнейший зафиксированный экслибрис относится примерно к 1450 году.

(Это рисунок ангела из Германии, известный как "Изображение Гильдебранда Бранденбургского из Бибераха для Монастыря в Буксгайме" относится примерно к 1480 году)

Во Франции древнейшим обнаруженным экслибрисом является экслибрис Жана Берто Ла Тур-Бланша от 1529 года, в то время как древнейший образец экслибриса из Англии принадлежал г-ну Николасу Бекону, политику времен правления королевы Елизаветы Первой, отцу Френсиса Бекона. Он служил в качестве экслибриса для книг, подаренных им Университету Кембриджа до его смерти в 1579 году.

Самые ранние экслибрисы из Голландии и Италии относятся к 1597 и 1622 годам соответственно. Во многих частях Европы образцы похожи на протяжении всего семнадцатого века. Самый ранний известный американский образец экслибриса - это простой печатный ярлык Джона Уильямса 1679 года.

Экслибрисы также появились в других частях мира. Ниже приведен образец, принадлежащий Ша Джахан из династии Мугал в Индии в 1645 году:

Рисунок, приведенный внизу слева, был также явно навеян культурой и распространенной иконографией Индийского субконтинента, в то время как экслибрис внизу справа отображает рисунок великого палача. Этот рисунок служил предупреждением об уважении к книжной собственности или радикальных последствиях:

Геральдические рисунки обычно использовались для декорации, как показано на данном экслибрисе из Англии:

Экслибрис слева внизу был изготовлен в Америке в 1905 году, ему присущи некоторые геральдические элементы. Образец справа - экслибрис Джорджа Банкрофта с подписью, навеянный мотивами Древней Греции. "Eis phaos" переводится как "К свету".

Самуэль Холлиер создал собственный экслибрис в 1896 году (слева внизу), он напоминает гравюры Хогарта и несет в себе стиль восемнадцатого века. Справа находится рисунок для Джейн Паттерсон от 1890 года:

Художница Эми Сакер создала множество экслибрисов для своих клиентов в конце девятнадцатого и начале двадцатого века:

Образец справа внизу относится к 1950 году и изображает монаха у дерева, на ветках которого помимо листьев растут книги. Рисунок справа является чудесным изображением скелета, играющего на виолончели, 1909 год:

Эти отличные образцы экслибрисов относятся к первой половине двадцатого века:

Исторические личности и знаменитости, политики, кинозвезды, спортсмены и даже некоторые из менее известных фигур истории - все использовали экслибрисы.

Экслибрис бывшего президента Франции Шарля де Голля гордо отображает Крест Лотарингии, символ Свободных Сил Франции во время Второй Мировой Войны (снизу слева). Эдвард Хит, бывший премьер-министр Британии, использовал экслибрис, который отражал его страсть к морским плаваниям (рисунок посередине), а справа - эксилирбрис Рамсей МакДональда, первого британского премьер-министра труда в период между войнами:

Этот рисунок 1907 года (слева) принадлежал последнему царю России, Николаю Второму. Справа вверху изображен экслибрис королевы Виктории, который величественно смотрится вместе с гербом, а рисунок справа внизу - экслибрис шведского и норвежского короля Оскара Второго:

На экслибрисе Джорджа Вашингтона изображен его фамильный герб. Этот экслибрис был выгравирован в Лондоне в 1792 году (рисунок снизу слева). Пол Ревере, герой американской революции, был также известным гравером и создателем изделий из серебра и использовал свою уникальную художественную работу в своей коллекции книг (рисунок снизу справа):

Чарльз Диккенс, безусловно, известный как писатель книг, использовал свои собственные экслибрисы в томах личной коллекции (рисунок слева). Экслибрис Джека Лондона идеально подходит для размещения в его новеллах, таких как "Зов Предков" и "Белый Клык" (справа):

Г-н Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса, тоже имел великолепный рисунок, подходящий для его книжной коллекции:

Рисунок, принадлежащий Зигмунду Фрейду, изображает обнаженную фигуру (снизу слева). Джек Демпси, чемпион мира по боксу в тяжелой весовой категории в 1920 годах, вступает в бой справа:

Бенито Муссолини, печально известный диктатор Италии, не нуждается в представлении. Вот два из его экслибрисов, которые он продал в середине 30-х годов:

Грета Гарбо повсюду заявляла, что она всего лишь хотела побыть одна… возможно, с множеством книг для компании, отображающих ее собственный отчетливый стиль (рисунок слева). Дуглас Фэрбенкс Джи Эр родился в Нью-Йорке, но его экслибрисы обладали очень аристократичным британским стилем (рисунок справа):

На экслибрисе Гарпо Маркса изображена его собственная карикатура (верхний левый рисунок). Чарльз Чаплин использовал экслибрис в своей библиотеке (рисунок посередине). Другие знаменитости Голливуда, которые имели свои собственные экслибрисы: Сесиль Би де Милле и Бинга Кросби:

Некоторые старинные работы полны удивительным количеством деталей даже по сравнению с рисунками и гравюрами того периода:

Посмотрев на эти образцы, хочется обзавестись и своим экслибрисом, не так ли? :)


А.В. Предтеченский родился в городе Конске бывшей Радомской губернии (ныне – в составе Лодзинского воеводства в Польше). Его отец, военный врач, служил в одной из квартировавших в Конске воинских частей. В 1899 году в связи с переводом отца семья переехала в Москву. В 1903 году А.В. Предтеченский поступил в 7-ю Московскую гимназию. С 1908 года после смерти матери (отец умер в 1905 г.) он переезжает в Петербург, где живет вместе со старшими сестрами.
В 1911 году А.В. Предтеченский окончил введенскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Все это время ему приходилось жить на скромную пенсию отца и средства, добываемые уроками. На военную службу А.В. Предтеченский не призывался из-за потери зрения в правом глазу в результате несчастного случая. В гимназические и студенческие годы он профессионально занимался музыкой, брал фортепианные уроки у А.И. Юрасовского, публиковал обзоры концертов в различных журналах, пробовал сам сочинять музыку. В университете посещал семинарии
А.Е. Преснякова и С.Ф. Платонова. Вероятно, тогда и сформировался интерес А.В. Предтеченского к истории России, и в особенности к александровской эпохе, времени декабристов.
В 1918 году, окончив курс университета, но, не успев сдать государственные экзамены, А.В. Предтеченский вынужден был оставить Петроград. Командированный по линии только что созданной при Академии наук Комиссии по изучению племенного состава населения России (КИПС), он оказался сначала в Оренбургской губернии (в Миассе), а затем в Томске, на территории, занятой белыми. Работал, читал случайные лекции (в том числе на музыкальных курсах в Томске), сотрудничал в местных газетах.
В конце 1920 г. после разгрома белых А.В. Предтеченскому удалось вернуться в Петроград. Все следующее десятилетие он был поглощен напряженной преподавательской работой. Сначала Анатолий Васильевич читал лекции по истории в Морском техникуме, потом – более 10 лет – в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, вел уроки в обычных трудовых школах, фабзавучах, техникумах, на рабфаках для машиностроителей, путейцев, геологов. Уже тогда высокое признание получило лекторское мастерство Анатолия Васильевича. Не случайно одной из первых его печатных работ стала «Рабочая книга по истории», написанная совместно с историком
А.А. Введенским и выдержавшая в 1928-1929 гг. четыре издания.
В 1924 году А.В. Предтеченский возобновляет занятия наукой. Годом раньше ему удалось получить диплом об окончании университета.
С середины 20-х годов А.В. Предтеченский активно участвует в работе Ленинградской сессии по изучению декабристов и их времени при Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которая в то время возглавлялась А.Е. Пресняковым. В изданиях Общества политкаторжан выходят и первые серьезные работы Анатолия Васильевича: публикации «Воспоминания Полины Анненковой» (1929); «Николаевская Россия» (1930); «Летопись Петропавловской крепости» (1931); «Волнения рабочих в крепостную эпоху» и др.
В 1933 году А.В. Предтеченский был принят на должность штатного сотрудника в Ленинградское отделение Института истории Академии наук. В 1935 году он получил степень кандидата исторических наук без защиты диссертации, в марте 1941 года защитил докторскую диссертацию «Правительственная политика и общественные настроения в начале XIX века».
В 1934 году А.В. Предтеченский был приглашен в Ленинградский педагогический институт имени
М.Н. Покровского, а в 1937 году – в ЛГУ на должность профессора кафедры истории народов СССР исторического факультета. И в пединституте, и в университете он читает общий курс истории России, ряд специальных курсов – по истории внутренней и внешней политики в первой четверти XIX века, истории русской культуры, спецкурсы «Отечественная война 1812 года», «Декабристы». Его блестящее мастерство и эрудиция увлекают студенческую аудиторию. Предвоенные годы, однако, омрачились несчастьем для семьи: в 1938 году по доносу был арестован ГПУ сын А.В. Предтеченского Анатолий, студент исторического факультета университета. После 11 месяцев тюрьмы он был освобожден в числе немногих амнистированных после «разоблачения» Ежова и прихода Берии к руководству НКВД.
В первые месяцы Великой Отечественной войны А.В. Предтеченский продолжал активно работать в ЛОИИ и университете. 5 ноября 1941 года он был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с группой сотрудников ЛОИИ в Ташкент. В эвакуации он прожил до августа 1944 года – преподавал в Ташкентском педагогическом институте Дружбы народов, выезжал с лекциями в воинские части, издавал брошюры по военной тематике. После войны
А.В. Предтеченский был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За участие в Великой Отечественной войне».
В 1944 году, после возвращения основного состава ЛГУ из эвакуации, А.В. Предтеченский был вызван из Ташкента и восстановлен на кафедре истории СССР. В 1946 году он был утвержден в звании профессора, вел на историческом факультете спецсеминар по истории общественной мысли и правительственной политики при Александре I, продолжал читать специальные курсы по этой эпохе.
В 1949 году, во время борьбы с «космополитизмом и низкопоклонством» в науке, осложнилось положение
А.В. Предтеченского в стенах университета и ЛОИИ. Историк подвергся необоснованной критике, напоминавшей санкционированную травлю. Его обвиняли в «объективизме», «преклонении перед иностранщиной». Напечатать что-либо в такой ситуации было практически невозможно. Книга
А.В. Предтеченского в ноябре 1949 года была уничтожена уже в наборе, другие его работы возвращались редакторами.
В 1953 году, во время компании по ликвидации ЛОИИ, А.В. Предтеченскому предъявили обвинение в научной непродуктивности, что было отражено в специальном постановлении Президиума АН СССР. После закрытия ЛОИИ историк обратился в Президиум с личным письмом, аргументированно доказывавшим бессмысленность выдвинутых обвинений. Следствием этого, по всей видимости, было разрешение перейти в незадолго до этого открытый Институт истории естествознания и техники при Академии наук, где Анатолий Васильевич трудился последние 11-12 лет, которые стали самыми плодотворными в творческом смысле. Здесь вполне раскрылся его талант редактора и организатора крупномасштабных изданий. А.В. Предтеченский фактически возглавил подготовку двух томов «Истории Академии наук» (1958, 1964 г.) и, кроме того, был одним из авторов этого издания; также он участвовал в написании «Очерков истории Ленинграда» (1-го и 3-его томов).
С 1958 года А.В. Предтеченский одновременно является профессором на открывшемся факультете журналистики ЛГУ.
В конце 50-х годов А.В. Предтеченский начал собирать материал для будущего исследования о военных поселениях в России, успел опубликовать по этой теме две небольшие статьи. Однако тяжелая болезнь остановила уже развернувшуюся работу.
А.В. Предтеченский умер 29 апреля 1966 года, оставив, помимо своих книг и статей, богатейший архив с неопубликованными рукописями, среди которых статьи по истории журналистики, культуры, общественной мысли, воспоминания о концертной жизни родного города и выдающихся музыкантов, несколько подготовленных к печати писем С.В. Рахманинова, этюды о музыке, письма, дневники.
В 2001 году книжная коллекция А.В. Предтеченского, насчитывающая 935 экземпляров, была приобретена на деньги гранта Института «Открытое общество» Фонд Сороса № HBC813 по "Программе поддержки кафедр", полученного кафедрой истории дореволюционной России и передана нашей библиотеке.
Среди этих книг много изданных в XIX и начале XX вв. Проф. А.В. Предтеченский целенаправленно занимался подбором книг по истории России первой половины XIX века, причем сюда входили и история искусства, и история журналистики, и литература, а также история Петербурга - Ленинграда. В коллекции много книг, подаренных авторами. Среди них такие известные историки и филологи, как Ю.М. Лотман, М.В. Нечкина, Б.М. Эйхенбаум, М.К. Азадовский, С.Н. Ковалев, В.В. Мавродин, многие карельские ученые.
В каталоге Научной библиотеки ПетрГУ все книги коллекции А.В. Предтеченского помечены буквой «П» перед шифром, также существует печатный каталог коллекции. Экслибрис А.В. Предтеченского, созданный после его смерти, относится к «мемориальным» книжным знакам, которые начали употреблять задолго до XX века.

"Не секрет, что многие настоящие любители книг (не литературы, отдельно от ее физического воплощения, но и не стопки переплетенной бумаги, не одухотворенной литературой) любят кошек/котов. У них много общего… Покой, тишина, диван, уединение… Потрогать лапой/рукой обложку и страницы, потереться о корешок, иногда, даже лизнуть, обнюхать… И все для того, что бы ощутить (физически) аромат времени (бумага, кожа и т.д.) и замысел автора".
Вот, как возвышенно сказано... С любовью. К кошкам и книгам - это по мне! :))



Коллекция с сайта www.tvoyapechat.ru
+
От Аркадия Пугачевского

Для справки:

Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлеж-ность книги определенному лицу или биб-лиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки пе-реплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важ-но. Оно позволяет проследить судьбу част-ных библиотек, выяснить их состав и мес-то в культуре России.
Родина экслибриса — Германия. Авто-ром одного из первых экслибрисов был ве-ликий художник Альбрехт Дюрер. Наибо-лее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиоте-ки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размеще-на надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для разви-тия экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризова-ли интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской дея-тельности, книжная торговля с европей-скими странами привели к созданию боль-шого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подо-бранные книжные собрания имели спод-вижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просве-щенные деятели Петровской эпохи. Имен-но на их книгах появились первые в Рос-сии печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.
Библиотека князя Дмитрия Михайлови-ча Голицына (1665-1737) - действительно-го члена Верховного тайного совета - была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собра-ния шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» - «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) — генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской ар-тиллерии - был сыном выходца из Шот-ландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым сек-ретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окружен-ный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и вер-ность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический харак-тер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся биб-лиотека в 1785 году поступила в Акаде-мию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойствен-ную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллек-ции российских библиофилов — А.К. Разу-мовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим де-лом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда зна-менитой Румянцевской Публичной библио-теки.
В XIX веке на смену гербовым книж-ным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» - «узел») представляет собой пере-плетенные начальные буквы имени и фа-милии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владель-ца переплетены в довольно сложный орна-мент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава вла-дельцев библиотек способствовало появле-нию большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиоте-ках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде коль-ца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - от-тиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков — сюжетный экслибрис. На нем изо-бражаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные кни-ги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибри-сом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гра-вером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государствен-ного канцлера России Александра Андрее-вича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с ти-тулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслиб-рису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним ста-ли работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумитель-ные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х - начале 60-х гг. появились экс-либрисы известнейших ксилографов совре-менности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибри-сов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных зна-ков. Более ста тысяч из них создано в Рос-сии.