Теория социальной работы как наука. Взаимосвязи социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами Место социальной работы среди гуманитарных наук

ОА1ВЁВ N I ОЁАЁ0 Г 1Ё ВАА I Ои:

N I АвА1АГГ1А N1 ЙОтГЁА Ё ТСОЁ ВАдАЁОЁВ Г 1А1Ё ГАОЁЁ

Ё. Ё. йааема

А поаоиа УЭаапоааёаТа "идёоёу ааоТЭа, ёапа^иаупу пТаЭаТаТТТаТ пТпоТуТеу пТоёаёи-ТТё ЭааТой ёаё Таоёё. То1а+аТй ТпТТаТйа УЭТоёаТЭа+ёу, ЭадЭаиау ёТоТЭйа пТоё-аёиТау ЗааТоа ТаоТаёо ТТайа 1"ооё аёу паТааТ Эадаёоёу.

Анализ современного состояния социальной работы в России позволяет остановиться на ряде выводов и противоречий. Приказом Госкомобразования от 7 августа 1991 г. в России была открыта новая учебная специальность «Социальная работа» для высших учебных заведений. Практически с данного времени многие (философы, социологи, психологи, педагоги и т. д.) стали активно изучать социальную работу как науку. Появились самые разнообразные публикации, посвященные объекту и предмету; закономерностям и принципам; структуре, функциям и категориям; месту социальной работы среди других общественных наук. Подавляющее большинство ученых имеют согласие по ответам, посвященным принципам социальной работы, ее функциям и категориям, а также взаимоотношениям с другими науками. Существуют разногласия, связанные с объектом, предметом, закономерностями и структурой социальной работы.

Растет число сторонников, считающих социальную работу самостоятельной наукой, однако, существуют и другие точки зрения: одни стараются найти ей место в социальной педагогике, другие - в социальной философии, третьи включить ее в психологические науки. Особенно представительны в определении места для социальной работы социологи. Они относят социальную работу к социологическим теориям среднего уровня; представлены попытки растворить социальную работу в поле социологического знания путем развития последнего; существует вполне научная позиция для нашего времени в целом, о том, что социология является методологией для социальной работы; социальная работа рассматривается и просто как один из многочисленных предметов социологического анализа.

Буквально все, кто интересуется социальной работой, согласны с тем, что она имеет междисциплинарный и прикладной характер, практически получила всеобщее одобрение позиция об интегративно-комплексном характере теории и практики социальной работы. Однако

в целом позиций, по которым имеются разного рода несогласия и различия, связанных с социальной работой как наукой, гораздо больше, чем позиций, по которым ученые выражают свое согласие друг с другом. Например, ряд авторов (П. Д. Павленок, В. А. Никитин, Е. И. Холосто-ва и др.), вполне обоснованно анализируя понятие «социальная работа», отмечают ее предназначения как в широком, так и в узком смысле. Так в учебном пособии «Теория и методика социальной работы» в анализе подходов к теории социальной работы определены два ее уровня. В широком плане теория социальной работы понимается как система взглядов и представлений, «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению»; в узком - как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях» . В то же время отсутствует единство у исследователей даже в сопоставлении таких понятий, как «социальная работа», «социальная работа как наука», и «теория социальной работы». В этом плане логична позиция П. Д. Павленка, который рассматривает социальную работу как целое, состоящее из трех неразрывно связанных между собой компонентов (наука, учебный процесс и вид специфической практической деятельности), причем определяет социальную работу как науку, «функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний о социальной работе как опыте, практике. Учитывая сказанное, будем считать оправданным употребление понятий „теория социальной работы“ и „социальная работа как наука“ как категорий идентичных» .

Если согласиться, что теория социальной работы и социальная работа как наука по сущности понятия, адекватные друг другу (попутно заметим, что далеко не во всех работах есть однозначная подобная трактовка данных понятий), то, на наш взгляд, имеется более полное определение социальной работы как науки у того же П. Д. Павленка, которое мы берем в качестве рабочего определения социальной рабо© Ё. Ё. ЫааёТТа, 2010

ты как самостоятельной науки. «Теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее среду» . Приведем также два определения теории социальной работы, которые, с одной стороны, свидетельствуют о многовариантном подходе к определению социальной работы как науки, а с другой - из-за их расплывчатости с ними просто сложно согласиться. Первое из них: «Теория социальной работы - это субтеория науки о воспитании, которая в свою очередь выступает как субтеория социологии» . И второе: «Теория социальной работы - самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук; ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интег-ративность и прикладная направленность» . Однозначно, что это определение теории социальной работы вполне применимо и для многих других знаний в системе общественных наук.

В современных условиях теория социальной работы развивается в ситуации постоянных дискуссий. Многие ученые относят ее к группе прикладных наук, при этом не забывая отметить, что статус теории социальной работы фактически еще не констатуциирован. Нельзя не согласиться с выводом о том, что «практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки» . Мы также разделяем позицию об исторической обусловленности социальной работы как науки, о признании социальной работы как профессии . По мнению М. В. Фирсова и Е. Г. Студеновой, дальнейшее развитие теории социальной работы должно идти по четырем направлениям: теория индивидуальной работы, теория групповой работы, теория общинной работы и теория социального администрирования и планирования . Исследователи выделили две научные альтернативы концепции теоретического обоснования социальной работы: «социально интегративного типа (функция приспособления) и эмансипаторного типа (функция изменения)» .

Сегодня все более общепринятым мнением является то, что социальная работа становится феноменом цивилизованного общества. На наш взгляд, она имеет крайне сложную многофакторную, многоэтапную и многослойную структуру. Основными элементами данной структуры являются: практическая деятельность, учебная дисциплина, специальность, профессия, сфера социальной политики, социальный институт и

наука. Сущностно-функциональная характеристика социальной работы может быть выражена в деятельности, целью которой являются оказание помощи, поддержки и защита нуждающихся. Через достижение данной цели должна происходить более конструктивная социализация данных нуждающихся.

Нерешенность и дискуссионность методологических проблем теории социальной работы как науки обусловлена целым рядом современных противоречий. На это указывают ряд авторов; так в учебном пособии «Социальная работа: теория и практика» под ред. Е. И. Холосто-вой и А. С. Сорвиной отмечается: «Социальная работа внутренне противоречива: с одной стороны, она призвана экзистенционально помочь личности стать субъектом общественного бытия, способствовать ее индивидуализации, задействовав личностные и общественные ресурсы, а с другой стороны, как социальный институт должна выполнять социальный заказ государства, поддерживать социальный порядок в обществе» .

В другом учебном пособии «Социальная работа» под ред. В. И. Курбатова речь идет и о других противоречиях для социальной работы как отрасли научного знания. Здесь «характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы - научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?» .

Понятно, что список проблем и противоречий, которые прямо влияют на развитие социальной работы как науки, можно и нужно расширить. Необходимо еще раз отметить, что социальная работа обладает небольшим (особенно для России) историческим периодом для своего совершенствования. Да и разрабатывают ее «теоретическое поле» ученые, которые, как правило, не являются специалистами-профессионала-ми именно по социальной работе. В этом направлении активно и плодотворно работают представители других наук (философы, социологи, историки, психологи, педагоги, медики и т. д.); образно говоря, получается, что с учетом дефицита времени и профессионализма толкают автобус, идущий по маршруту «Социальная работа как наука», сами пассажиры, едущие в этом автобусе.

Несмотря на героическое трудолюбие наших ученых, исследующих социальную работу как науку, несмотря на определенные достиже-

ния, имеющиеся в данном направлении, необходимо, вероятно, все же признать, что реальные достижения не так высоки по сравнению с ожидаемыми. Краткий вывод по имеющимся результатам определяется тем, что кому-то в большей степени, кому-то в меньшей удалось «притянуть» социальную работу как самостоятельную науку (или теорию социальной работы) или к социологии, или к психологии, либо к философии, либо к педагогике, или к политике. Процесс «притягивания» у многих многовариантный одновременно (междисциплинарность); что в целом несомненно более привлекательно, но в реальности - не более того.

В чем же дело? Это означает, что исследование социальной работы как особой науки зашло в тупик? На наш взгляд, представляется возможным на данный вопрос дать следующие ответы. Во-первых, представим, что ученые приложат еще больше трудолюбия к разработке теории социальной работы. Несомненно, появятся новые интересные разработки, которые станут дополнительными штрихами к уже отмеченной методологии иследования социальной работы как науки в связи с «увязкой» ее с какими-то другими науками, что само по себе не может служить долгожданным результатом. Широкомасштабные теоретические дискуссии об интеграции социальной работы с другими науками и ее отмежевание от них (дрейф в сторону самостоятельности) завели нас в тупик. Идти дальше в этом направлении будет все сложнее, возникнет необходимость затрачивать на получение слабо значимых результатов все больше и больше сил и времени. Мы полагаем, что будет гораздо эффективнее, если мы не станем ввязываться в дальнейшие интеграционные межпредметные дискуссии, которые, несомненно, на определенном этапе становления социальной работы не только необходимы, но и продуктивны. Мы выражаем уверенность в том, что сегодня более разумно и более рационально, если мы направим свои помыслы и интересы на поиск ответа на вопрос о том, каким образом теория социальной работы как наука может выйти за пределы межпредметных взаимосвязей, за пределы ее интегрального характера, которые в то же время органически ей свойственны.

Во-вторых, еще раз отмечая и фиксируя, с одной стороны, имеющиеся результаты в становлении социальной работы как науки, с другой - данные достижения, они по своему свидетельствуют о кризисе теории линейного и прогрессивного развития науки, человечества и культуры в целом. Научный прогресс не только изучался и анализировался, но еще и навязывался учеными и политиками. Однако в наше время яснее становится понимание, что последствия хозяйственной, политической, социаль-

ной и других видов деятельности нельзя полностью преодолеть, опираясь только на научный прогресс. В социальном институте образования и знания долгое время в обществоведении господствовал социальный оптимизм, который в последнее время значительно поубавился.

В-третьих, сегодня социальная работа, как никакая другая наука, своими проблемами, противоречиями и достижениями способствует расширению и углублению процесса объединения и воссоздания обществоведения в единое целое. В истории науки были разные этапы ее развития: было время, когда философия отделилась от обществоведческих наук, был период, когда произошло разделение наук на гуманитарные, естественные и технические. Было время разбрасывать камни, сегодня приходит время, когда их надо собирать. Социальная наука призвана «вызовом времени» объединить разные науки для реализации цели - обеспечить максимальное количество благ для максимального количества людей. Сегодня недостаточно только опираться на методологию и методику других наук - это интересно и важно, но это уже прошлое. Для социальной работы одним из важнейших вопросов является разработка новых способов и приемов познания. На данную проблему обратил внимание В. А. Никитин, отмечая, что «социальная работа представляет особый вид социально-гуманитарной деятельности, который требует необычных форм и способов познания, не укладывающихся в рамки классического понимания науки. Сложность ее содержания не всегда позволяет получить единственно верную интерпретацию, обладающую обязательностью научной истины. Нередко ценность социальной работы (той или иной технологии, средства или метода) определяется не строгостью научного обоснования, а эффективностью реализации, практической пользой для человека, социума» .

Пути, формы и способы познания порождение той культуры, в которой живут ученые. Методы познания, которые наиболее широко применяются в социальной работе, взяты из социологии или из психологии. Использовать опыт и наработки других разумно и результативно, но до определенного времени. Социальные работники уже сегодня столкнулись с острейшей необходимостью разработки собственных методов познания. К сожалению, социальные работники характеризуют объекты социальной защиты, как правило, со статистических позиций; однако, в реальности они таковыми не являются. Буквально всем объектам социальной защиты органически присущ динамический характер. Следовательно необходим особый набор методов познания естественно и социально обусловленных движений, происходящих у клиента, се-

мьи, группы. Динамический характер свойственен и тем проблемам и противоречиям, на которые направлены усилия практических социальных работников и управленцев. Причем изменения происходят не только внутри проблем, но и в отношениях к ним. Социальные работники, стремящиеся познать наиболее адекватную интерпретацию сложно сконструированных элементов человеческой жизни, должны постоянно учитывать, что взаимодействие элементов в системах, с которыми они работают и которые они изучают, никогда не прекращается. Данное положение присуще всем системам в социальной работе (объект-субъектные системы, социальная работа как наука, социальная работа как специфический вид деятельности, социальная работа как учебная дисциплина, профессиональная и непрофессиональная социальная работа и т. д.).

В интерпретации сложно сконструированной реальности имеющиеся достижения нужно отнести к скромным. Социальные работники уделяют достойное внимание системному подходу и системному анализу, однако, они исследуют системы через позицию равновесия. Но состояние равновесия это только одна часть (период, этап), которая характеризует любую систему. Любые системы рано или поздно выходят из состояния равновесия, изменяются и даже разрушаются. Получается, что познание социальным работником любых из изучаемых систем должно быть уже само по себе движением, только при соблюдении данного условия у нас появится возможность для адекватной интерпретации сложного - как сконструирована система в реальности.

Если мы будем стоять на позиции, что познание наших систем - это всегда движение, то мы отметим, что в социальных системах, которые изучает социальный работник, отсутствуют всеобщие и универсальные истины. Опираясь на отмеченную позицию в познании, мы получим более достоверные данные о балансе между глубиной и широтой исследуемых систем, сочетанием в них фрагментарных и синтетических элементов. Мы должны узнать, как сконструирована реальность данных социальных систем, в конструировании которых принимали участие другие системы, состоящие из элементов природы, культуры, истории.

Социальная работа только тогда станет отдельной и самостоятельной наукой, когда она именно как наука будет представлять особую систему. Предпосылки для выполнения этого требования имеются уже в настоящее время, например, мы уже отмечали системообразующие процессы, происходящие в структуре социальной работы в целом. Что касается собственно социальной работы как науки, то, во-первых,

здесь целесообразно вернуться к вопросу о сочетании теории и практики. Нами было уже отмечено, что широко распространено мнение ученых, развивающих социальную работу как науку, о том, что в целом она имеет прикладной характер и в ней приоритетной является ее практическая востребованность. По нашему мнению, дифференциация науки на прикладные, теоретические и мировоззренческие весьма условна, но поскольку это произошло, то, вероятно, для этого были определенные социокультурные предпосылки в те или иные исторические периоды развития науки. Нельзя не согласиться с тем, что многие истоки социальной работы как науки заложены в ее практической деятельности. В этом плане история людей говорит о том, что институт помощи - это постоянно действующий институт в культуре, так же как и во многом противоположный ему - институт борьбы. Однако отрыв эмпиризма от теории в научной сфере никогда не может быть абсолютным. Любые прикладные знания опираются на теоретические конструкции, а теории тогда осмысленны, когда они содержат в себе прикладную востребованность. «Теория помогает осмысленно воспринимать факты. Популярное мнение „факты говорят сами за себя“ глубоко неверно. Многие социологи в первую очередь занимаются эмпирическими вопросами, но если в своем поиске они не руководствуются теорией, их работа не дает возможность прояснить причины изучаемых событий. Это происходит даже в том случае, когда исследования предпринимаются с сугубо практическими целями» . Данное положение во взаимоотношениях между теорией и практикой имеет оособое жизненно важное предназначение. Конфликт между знать и быть в социальной работе должен разрешаться через деятельность. Именно стратегически интегральное направление на изменение жизненных реалий, деятельностно осуществляемое через единение теории с практикой, и должно отличать социальную работу от других наук. Другими словами, методология социальной работы как науки должна развиваться по пути сущностной рациональности. Используя знания метафизических основ существования человека, его тенденции изменения в социокультуре, свои реально существующие проблемы, ресурсы и другие возможности для достижения заранее запланированных целей, социальная работа должна выполнить возлагаемые на нее задачи, связанные с примером организационного воссоединения общественных наук.

Итак мы выделяем две стратегические задачи, которые обязана в ближайшее время разрешить социальная работа как наука: 1) социальные работники обязаны объединиться вокруг

концепции сущностной рациональности - работая в этом направлении, мы более эффективно, с наименьшими затратами можем реализовать наши конечные цели, которые состоят в защите и поддержке нуждающихся, оказании им помощи для оптимального процесса социализации в современную культуру, познании исторических альтернатив, направленных на сохранение существования человечества в условиях совместимости политики и морали; 2) в процессе реализации первой задачи социальная работа как наука одновременно должна решать и вторую задачу, сущность которой связана с органическим воссоединением общественных наук. Понятно, что данное воссоединение не может быть вечным. Однако для сегодняшней истории это крайне актуально. Все общество находится в системном кризисе, этот кризис и его последствия нам предстоит пережить. Потери неизбежны, мы уже сегодня несем огромные утраты, завтра их будет еще больше. Выйти из системного кризиса человеческой культуре возможно, если мы объединимся, станем более открытыми и чистыми. В первую очередь необходимо объединение обществоведческих научных направлений, что уже само по себе позволит поместить (наконец-то) социальную практику в целостность изучения природы и культуры.

Сегодня для выполнения данных двух задач, стоящих перед социальной работой как наукой, есть ряд препятствий. Одно из таких препятствий, к которому имеет прямое отношение современная социальная работа в целом, заключается в том, что существует преувеличение важности теоретического мышления. В России наука уделяла много внимания социальному мифотворчеству, причем совершенно неважно где: в самой науке, в практической деятельности, в сфере организации и управления системой социального обслуживания и т. д. Мы стараемся любые виды деятельности социальных работников подвести под теории, концепции, идеологии, модели и пр. Только после «удачных или не очень удачных» подобных «увязок» деятельности с теорией мы иногда задумываемся над целесообразностью выполненного. Естественно, мы не принадлежим к противникам теоретического знания, но в науке также должны присутствовать «мера» и определенная рациональная целесообразность. Теории работают, если они подтверждаются эмпирическими данными, тогда они дают ожидаемые знания и приводят к новым практическим и теоретическим работам. Для российской науки крайне важно понять, что объективность не зависит от мировоззрения того или иного исследователя. Она основана на достоверных методах исследования и аргументации. Для общественных наук особое значение здесь имеет дискуссионно-публичный характер

обсуждаемых результатов. Специфика социальной работы во многом предопределена повседневной жизнью клиентов. Исследование реалий повседневной жизни служит основным источником научных данных. А реалии повседневной жизни таковы, что теоретические знания являются небольшой и часто не единственной частью знания.

Другое препятствие связано с современным образованием и научно-техническими достижениями. Современное образование стало тяготеть к решению не теоретических, а прикладных задач. Интенсивно распространяется пафос «сиюминутного» постижения истины и получения знания «здесь и сейчас». Дефицит практического знания переживается как серьезная общественная проблема. Зарубежный социолог Е. Гриффин отмечал, что «знание о чем-то оказывается менее важным, чем ответ на вопрос: „ Что я буду делать?“. Конечной целью теоретического исследования становится достижение практической мудрости относительно того, как действовать» .

Казалось бы для социальных работников, где практическая деятельность занимает особое место, отмеченная прикладная направленность не может быть недостатком. Конечно, практические навыки и технологии, применяющиеся своевременно и целесообразно, всегда важный элемент социальной работы. Однако акцент на «практическую вооруженность и готовность» вступает в противоречие с традициями субкультур, с ценностями гуманизма. Технологические практические навыки и знания нередко показывают свою беспомощность в условиях радикальной субъективации реально действующих структур и институтов. Да и собственно социальная работа многократно указывает на имеющуюся диалектическую взаимосвязь между знанием и его социальной основой. Для обсуждаемого вопроса это означает, что практические навыки и технологии не могут быть вечными и повсеместными.

Следующее препятствие, как и уже отмеченные, также является многофакторным, историчным и ресурсозависимым. Речь идет о «рав-нозначимости различного». Общеизвестно, что в наше время во всем мире растет спрос и увеличивается число людей, претендующих на государственное социальное обеспечение. Власть отреагировала на это следующим образом: 1) увеличением налогов; 2) сокращением услуг (некоторые из них стали платными); 3) увеличением сбора денег с населения из иных сфер; 4) расширением общественного сектора для удовлетворения нужд населения. Но единой социальной реальности не существует, реальностей много. Поэтому вопрос о том, кому помогать в первую очередь (кого считать более бед-

ным и угнетенным), - сегодня крайне актуален не только с практических позиций, но и с собственно научных точек зрения. Общеизвестно, что в социальной работе не существует некой иерархической лестницы категорий нуждающихся из социального дна. Научный ответ на вопрос об иерархии обездоленности дать весьма проблематично не только в сравнительном, но и в сугубо конкретных положениях.

В современной культуре отмечается рост человеческих предпочтений на толерантное отношение к другим. Толерантное поведение обладает социальным свойством и испытывает влияние доминирующих в обществе мотивов. Максимы мировой культуры трудно осуществлять в реальной жизни. Социальные работники способствуют становлению и развитию социальной зрелости, ее показателями являются внимание и понимание другого поведения. С точки зрения социальной работы как науки весьма интересно было бы исследовать сам «веер» взаимоотношений между субкультурами из социального дна (бомжами, инвалидами, сиротами, наркоманами и т. д.). Не менее интересно изучить «доминирующие» культуры в общем «конверте»: существует ли подобие плюрализма культур, каковы последствия неравноправного отношения с отдельными субкультурами для всей культуры в целом.

Социальные работники, как никто, понимают, что современной культуре явно не хватает милосердия; данные знания они получают через практику, через научные и управленческие сферы. Однако и здесь реальность не всегда последовательна. Нидерландский историк культуры Иохан Хейзинга отмечает, что «по мере того как все больший размах приобретает преступность, возникает и терпимость, нередко граничащая с восхищением. Международный аферист встречает больше симпатий, нежели обыкновенный мошенник-бухгалтер» . Для более существенной конкретизации обсуждаемого препятствия, стоящего перед социальной работой, приведем и еще несколько примеров. Социолог Энтони Гидденс, анализируя отношение к разным наркотикам (кофе, алкоголь, марихуана), делает вывод, что алкоголь и кофе - это «общественно приемлемые» наркотики, а марихуана нет. Однако существуют культуры, которые терпимо относятся к потреблению марихуаны, но отвергают кофе и алкоголь . Следующий наш пример связан с возвращением в «общество» лиц, отбывших срок наказания в тюрьмах, а также возвращение больных, выписавшихся из психиатрических клиник. Данные люди равны другим членам общества, не попавшим в указанные места, однако, культура нередко отвергает их претензии на равнозначность и очень часто эти люди сталкиваются с отсутствием понимания и поддержки.

Еще одно препятствие, стоящее перед развитием социальной работы как науки, связано с целым рядом моделей социальной защиты населения. Мы не то чтобы против моделей и идеологий социальной защиты, хотя, конечно, ясно, что все это временно, изменчиво, а зачастую задано политиками. Основная проблема состоит в том, что в России сегодня в реальности нет никакой модели социальной защиты, которая бы воплотила в себя историческое прошлое, современные проблемы, имеющиеся настроения и ресурсы, эффективность которой определялась бы целерациональной деятельностью. Вероятно, не стоит особо указывать на то, что подходящую модель нельзя найти ни в нашей истории, ни в нашей современной культуре; модель социальной помощи - это не полезное ископаемое, она не изначально заложена в социальный мир. Социальная работа как наука несомненно будет иметь возможности для того, чтобы представить свои предложения по данной модели для России. Это может произойти только в том случае, если мы будем исследовать необходимость и конструкционные схемы данной модели, выдерживая с ней диалектически подвижный процесс познания. Причем основная задача ученых не предлагать те или иные конструкции, а чтобы найти их в постоянно изменяющейся исторической системе. Как бы ни казалось парадоксальным, данный «научный поиск» все больше и больше должен заполняться такой культурологической мыслью, где антиномич-ность и амбивалентность становятся все более заметными характеристиками.

Любые модели социального предназначения следует оценивать по самоценности существования человечества независимо от каких бы то ни было условий. Для России это особенно актуально, так как для нас депопуляция стала уже многолетним элементом нашей культуры. В России особенно, да и в мире в целом, специализация по «прополке и выкорчевыванию» жизни более эффективна по сравнению с ее «прорастанием» и защитой.

Социальные конструкции (институты, модели, системы и пр.) нельзя идеализировать. Дело не только в том, что ученые (в том числе и социальные работники, политики, управленцы) не могут быть беспристрастными, так как они часть этой же культуры; любые конструкции и системы имеют ограниченный срок действия и не безграничные возможности; кроме того, одна модель может блокировать появление другой модели. Встает вопрос о исследовании их результатов конкуренции.

В современных российских условиях, когда одни вознесены, а другие не привлечены и одним трудно быть справедливыми по причине того, что у них есть все, а другим по причине

того, что у них нет необходимого, вести серьезные научные дискуссии о моделях социальной помощи - малопродуктивное занятие. Но и этот период жизни необходимо достойно пережить, при этом не потеряв изначально заложенное социальное зерно, состоящее из антропо- и эгоцентризма. Социальные работники, безусловно, за приоритет личности, за реализацию индивидуального потенциала, но при наличии необходимых условий для всех. В условиях разнообразного дефицита трудно сохранить любовь и милосердие к ближнему. В какой-то степени данные противоречия и рассматриваемую преграду смиряют быстро растущие группы взаимопомощи и иные общественные организации, занимающиеся благотворительностью, однако, сложно представить, что их деятельность будет сущностно рациональной и вокруг них могут собраться духовно здоровые структуры. В то же время для научных изысканий увеличение числа и деятельность разного рода субъектов института помощи имеют несомненно особый интерес.

Наконец, уделим внимание еще одной преграде, которую необходимо преодолеть социальной работе как науке для обретения полнокровного статуса самостоятельности. Когда мы говорим о том, что настало время взглянуть на социальную работу с иных позиций, когда мы полагаем, что она будет способствовать на данном историческом промежутке объединению всех общественных наук и они примут метод сущностной рациональности, который в большей степени по сравнению с другими методами отвечает современным исследовательским требованиям обществоведения в целом, - все это в совокупности указывает на нашу уверенность в том, что уже имеющиеся возможности социальной работы гораздо богаче, чем ее реально значимые возможности. Преодолеть данное противоречие, создать условия для того, чтобы имеющиеся возможности получили статус наличествующих - одна из актуальнейших задач современной науки.

Необходимость объединения наук это не вымысел, а один из ответов на требования времени. Многие ученые предупреждали об утрате культурой объединяющих ее идей и сил. П. А. Сорокин писал о наступлении в эпоху чувственности Века неуверенности , М. Хайдеггер - об утрате укорененности современного человека , К. Ясперс - о расширении человеком своего существования, при котором он должен жертвовать своим бытием . В условиях оторванности от себя, от культуры и природы человек ищет и эмерджентные функции, направленные на объединение. «Сила субъектов коренится в почти всеобщем отчаянном стремлении людей „принадлежать целому“» .

Социальная работа, выполняя посреднические функции на практическом поприще своей деятельности, уже имеет опыт для объединения разных сфер и разных институтов. Данное достижение может стать одной из основ единения наук, так как одни объединения людей приведут за собой другие объединения. Социальная работа в этом процессе никак не должна играть роль «толкача» и не должна предпринимать какие-то иные авторитарные замыслы для достижения принадлежности к целому. Импульсы и мотивы, интересы и потребности, направленные в сторону целостности общественных наук, имеются в самой культуре в целом, а также и в самой науке в целом, которая является частью культуры. Ученые и в этом вопросе не должны забывать, что основным свойством материи является ее самоорганизация. Данное свойство присуще и научной сфере общественных наук; задача ученых выявить эти тенденции.

Социальные работники, как и исследователи других наук, знают и иные свойства материального и духовного мира, которые своим образом свидетельствуют о единстве мира в целом и науки, в частности. Например, мнение ученого - это субъективное мнение, но субъективность не может не быть частью более общего, она порождена этим общим. О другом примере единства мира утверждал Платон, поясняя, что не бытие есть бытие некоторого вида. Люди должны рассматривать события опыта как основу взаимосвязей. Социальные работники на практике постоянно сталкиваются с отмеченными свойствами нашего мира: те проблемы, которые лежат на поверхности, требуют сочувствия, сострадания и помощи, имеют глубинно-внутренние истоки, которые более сложны по сравнению с внешними данными. Социальную работу даже в наше время можно отнести к числу редких наук о человеке, где положительно оценивается попытка преодолеть изъян абстрактного человека, она старается относиться к любому нуждающемуся в помощи как к личности. Понимая во многом трагические и разрушающие целостность нашей культуры факторы, социальные работники, вероятно, более других знают и имеющиеся возможности для преодоления негативных последствий или хотя бы для их частичной компенсации. Кто-то должен устранять, компенсировать последствия социального зла, выражающего себя в нуждах, болезнях, невежестве, бедности, безработице, сиротстве, отчуждений и прочих «видах оплаты по счету», который предъявляет современная цивилизация за свои достижения.

Для полноты восприятия жизнью имеющихся возможностей исследователи должны обратить особое внимание на «социокультурные ваккумы», которые под влиянием чрезмерных

вызовов, непомерных перегрузок и неестественных раскачиваний стали в российских условиях весьма заметным явлением. Но ваккум как в природе, так и в истории не может быть абсолютным. Известный этик России А. П. Скрипник указывает, «там, где возникает социокультурный ваккум - аморализм празднует свои оргии» .

Социальным работникам хорошо известно, что путь преодоления социального зла и его последствий расположен в самой культуре, в совершенствовании ее возможностей. Процесс данного совершенствования идет одновременно как в целом по антропоцентрическому пути, так и по индивидуально-эгоцентрическому пути. Понятно, что профессионал обладает своим ресурсом для участия в вечном человеческом процессе, где «всякая душа испытуема и утешена», однако, опытный социальный работник, сам многое повидавший в жизни, имеет здесь и свои преимущества: по мнению Ф. М. Достоевского, «когда мы несчастны - мы сильнее чувствуем несчастье других: чувство не разбивается, а сосредотачивается» . Совершенствование возможностей социальной работы в России накладывается на благоприятное историческое нрав-

ственное поле; общеизвестный факт, что русские всегда обладали обостренным чувством справедливости, а их общинная жизнедеятельность способствовала распространению чувства равенства.

Указывая на большие, пока во многом слабо используемые, возможности социальной работы, мы должны обладать гибкой и диалектической оценкой имеющихся достижений. Сфера человеческих взаимоотношений наполнена нравственными оценками и здесь линия этики роста однозначно уже не действует. Рост возможностей может быть не только добром, но и злом. Все соткано из противоречий. Мы должны совершенствоваться не в стороне от того, что нам не нравится, а вопреки этому; социальные работники (ученые, преподаватели, практики, управленцы) должны воспитывать более острую чувствительность и к любви, и к ненависти. В России реальное повышение возможностей социальной работы связано не только с ее многоструктурным ростом; необходимо строить великое общество с реальной, мощной экономикой, без ложного социального мифотворчества. Нужно найти свой путь в мировом многообразии и не ломать его многократно в истории, а постоянно совершенствовать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гидденс Энтони. Социология / Энтони Гидденс; пер. с англ. ; науч. ред. В. А. Ядов; под общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

2. Достоевский Ф. М. Белые ночи / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 12 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 161-213.

3. Казаринова Н. В. Об эпистемическом ресурсе понятия «коммуникативные практики» / Н. В. Казарино-ва // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: в 3 т. - М., 2003. - Т. 2. - С. 13-14.

4. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В. А. Никитин. - М. : Норма, 2002. - 298 с.

5. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок. - М. : Дашков и Ко, 2003. - 428 с.

6. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М. : Политиздат, 1992. - 351 с.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; под общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова; пер. с англ. - М. : Политиздат, 1992. - 116 с.

8. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 427 с.

9. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 412 с.

10. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / под ред. В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, Е. И. Холосто-вой. - М. : Прогресс, 1994. - Ч. 1. - 339 с.

11. Тоффлер О. Столкновение с будущим / О. Тоффлер // Запад вблизи. Современная документальная проза: сб. / пер. с разн. яз. - М., 1982. - С. 711-744.

12. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фир-сов, Е. Г. Студенова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

13. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избр. ст. позд. периода творчества / М. Хайдеггер. - М. : Высш. шк., 1991. - 192 с.

14. Хейзинга И. Ното 1^еш. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. - М. : Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. - М. : Политиздат, 1991. - 527 с.

ПЛАН

Введение.

Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

Социология и социальная работа

Взаимосвязи социальной работы с психологией

Список литературы.

Введение

социальная работа наука личность

Социальная работа является открытой системой, которая активно взаимодействует с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Как наука она изучает социальные процессы и социальные явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины, и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов. Эти процессы и явления изучают и другие науки (социология, психология, социальная педагогика, социальная политика и т.д.).

Академическая подготовка социальных работников предполагает фундаментальное знакомство со многими социально-гуманитарными дисциплинами, опирающееся на понимание социальной работы как междисциплинарной области знаний. Практика социальной работы требует от специалистов способности работать с педагогами, психологами, социальными педагогами, врачами и т.д., понимать основы их деятельности. Вместе социальная работа, синтезируя и систематизируя информацию по практической социальной деятельности, опыта вмешательства в социальную ситуацию, способствует выработке связей между теоретическими знаниями и общественной практикой, обогащая другие социально-гуманитарные дисциплины.

Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

Социология и социальная работа

Своим теоретическим достоянием, методологии познания социальной реальности, выяснение эффективности практических усилий социальная работа обязана социологии (лат. societas - общество) - науке об обществе как целостной системе, институты, процессы, группы и сообщества, принципы их взаимодействия, отношения личности и общества, закономерности имеющейся поведения людей.

Для социальной работы особую ценность представляют социологические знания об особенностях социальных общностей, взаимодействия индивидов, принадлежащих к ним, соципльно-типичные характеристики личности, которые являются носителем не только индивидуально-неповторимых черт, но и свойственных определенному социальному слою, этносу, общих особенностей, традиций, ценностей, норм, взглядов, потребностей и т.д..

Результаты социологических исследований получили немалое значение для социальной работы с возникновением специальных социологических теорий, утверждением их как определенного самостоятельного уровня социологического знания и с формированием на этой основе основных отраслей социологии (социологии права, социологии труда, социологии города и села, социологии, социологии семьи, этносоциологии, социологии религии, социологии конфликта, социологии девиантного поведения, тендерной социологии и др.).. Все это очень важно при определении стратегии социальной работы в конкретных социально-исторических условиях, оптимизации усилий в работе с конкретными категориями клиентов.

) использование результатов социологических исследований социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социума в практической социальной работе;

) использование социологических знаний об обществе, сообщества, личность при подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;

) анализ социальной работы, экспертная оценка ее форм и методов с точки зрения их значимости для общества, конкретной среды и лиц, относительно которых она реализуется.

Использование социологических знаний в практической социальной работе свидетельствует об их соотношение как науки и профессиональной деятельности, с одной стороны, и общественного института - с другой. Социальные работники опираются на знания, сформированные в рамках социологии управления, социологии конфликта, Этносоциология, понимающей социологии, системного социологии и других отраслей (знания, рекомендации, социальные проекты). Эти знания являются основой для развития моделей структурной социальной работы (социологически ориентированных моделей социальной работы), направленных на организацию социальной защиты коллективными средствами.

Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, который занимает определенную должность и выполняет определенный набор функций, а также учреждений социальной работы, группы социальных работников, волонтеров и т.д.. Особое значение для нее имеют управленческий процесс, управленческие циклы, технологии управления, планирования социальной работы.

Во взаимодействии социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел социологического знания, как социология управления персоналом, который непосредственно касается организации работы, использования кадрового потенциала различных социальных служб и органов управления социальной сферой.

На решение проблем социальной работы, организации деятельности практических социальных работников существенно влияют теоретические и практические наработки социологии семьи. Прежде всего, это проявляется в диагностировании семейного положения клиента, социального положения, материального обеспечения разных семей и групп. Ценным для социальной работы является концепция социального времени (социальной истории) семьи, которая утверждает, что на каждом этапе своего развития семья решает типовые задачи. Без социологического осмысления этих реалий социальным работникам трудно познать и понять проблемы клиентов, найти и оптимально использовать средства их решения.

Социология труда обогащает социальную работу знаниями о положении и образ жизни, трудовую деятельность различных профессиональных групп населения. Эти знания способствуют пониманию социальными работниками специфики возникновения проблем клиента, возможностей их преодоления усилиями профессионального, производственной среды, а также специфических особенностей работников различного профиля, зависимости их обеспеченности от условий и результатов труда на конкретном рабочем месте. Обращает внимание социология труда и профессиональными заболеваниями, стереотипы мышления, традиционные разновидности поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Зная это, социальные работники могут использовать весь арсенал своих возможностей в решении проблем клиентов, оптимизировать стратегию организации социальной помощи уязвимым группам населения, влиять на социальную политику государственных органов, негосударственных организаций. Социология труда исследует и проблемы занятости, безработицы, оптимальной организации рабочего места, социальной защиты работника в трудовом коллективе, всегда интересует социальных работников.

Большое практическое значение для социальных работников имеет социология духовной жизни, которая аккумулирует данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социальных групп, сообществ, различающихся своими духовно-идеологическими, морально-этическими, художественно-эстетическими, региональными ориентациями.

Эта отрасль социологии, а также социология культуры совместно с психологией и философией помогают социальным работникам дифференцировать клиентов по типам и видам их Я-концепции, представлений о себе, свои права, возможности, перспективы развития. Учет культурного контекста быта клиента, его предпочтений в мире культурных ценностей является важным условием эффективной помощи, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни), несогласованность ориентаций и реального социального положения.

Социальным работникам также приходится учитывать стиль и образ жизни социальных групп, которые отличаются своим культурно-образовательным уровнем. Знание по социологии культуры особенно полезными в привлечении к социальной работе представителей учреждений культуры (библиотекарей, музейных работников, артистов и т.д.), которые помогают рационально использовать благотворного влияние искусства в социальной реабилитации индивидов, групп, общин.

Социология социальной работы и социология «третьего сектора» (неправительственных организаций) раскрывают и осмысливают особенности деятельности различных групп социальных работников, активистов негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой, социальных служб и учреждений, что способствует оптимизации организационных, технологических аспектов профессиональной и добровольной социальной работы. Они осуществляют мониторинг развития социальной работы как деятельности и общественного института, заботятся о целостности, разносторонность научного сопровождения и организации социальной работы.

Возможностями социальных исследований часто пользуются специалисты социальной сферы, получая ценную информацию об эффективности своих усилий, восприятие их среди клиентов и в обществе в целом, о целесообразности внедрения конкретных программ, направленных на улучшение социальной защиты населения. При составлении социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска они используют данные интервью, анкетирование, опрос, писем, документов, архивных материалов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно используют в социологии.

В общем, без использования достижений поисково-исследовательского инструментария социологии социальная работа рискует потерять связь с реальностью и развиваться на периферии актуальных жизненных потребностей людей, чьи социальное самочувствие, эмоциональное благополучие, видение бытийной перспективы зависят именно от нее.

Взаимосвязи социальной работы с психологией

Социальная работа, будучи направленной на различные потребности людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и активизацию потенциала их жизнедеятельности, в своем функционировании не может обойтись без массива знаний, аккумулированных в лоне психологии - науки о закономерностях, процессы, формы психической деятельности человека.

Именно благодаря использованию научных, достоверных, доказательных знаний о психике человека, которые можно проверить логическим анализом и опытом, социальная работа может обеспечить свою результативность, поскольку опора на обыденный опыт, эмпирические наблюдения за психологическими процессами, реакциями клиентов часто порождают неисправимые ошибки.

Психика как совокупность душевных качеств, внутренний субъективный мир личности возникает и изменяется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, выражается в форме мыслей, чувств, образов, действий. Познавая окружающий мир, человек познает законы природы и общества не только с целью приспособления их для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, но и для определенного воздействия на них.

Центральным объектом психологии является личность, ее потребности, мотивационная и познавательная сферы, направленность индивидуальности во всем многообразии проявлений.

Для социальной работы важны знания не только об общих закономерностях человеческой личности, но и о ее особенностях, которые зависят от конкретных условий социальной ситуации, развития, жизнедеятельности, профессии, возраста, статуса в группе и в системе межличностных отношений, позиций и диспозиций (норм, определяющие правила поведения), особенностей социально-психологической адаптации.

Психологические знания, соответствующие методики, техники является основой психологически и комплексно ориентированных моделей практики социальной работы. Особое значение для нее имеют такие отрасли психологической науки и психологической практики:

а) психодиагностика - отрасль психологического знания о психологическом состоянии клиента или об отдельных его психологические свойства, связанная с установлением психологического диагноза;

б) психологическое консультирование - оказание помощи психически здоровым людям в реализации ими своих функций, достижении жизненных, профессиональных и других целей, в организации эффективной и поведения;

в) использование техник, методов и средств психологического взаимодействия с клиентом (психодрама, музыкотерапия и др.)..

Социальная работа в своих научных поисках и в реальной практике не может обходиться без достижений возрастной психологии - отрасли психологической науки, которая исследует особенности личностного и психического развития, внутреннего мира человека на разных этапах его жизненного пути в онтогенезе (от рождения до смерти).

Юридическая психология обогащает социальную работу знаниями о различных психологических проблемах отклонений в поведении и их последствия, а также методы их предвидения и профилактики. Как правило, нелегко дается взаимодействие с людьми асоциального поведения: девиантное (такой, что противоречит принятым в обществе нормам), делинквентного (не предусматривает обязательной уголовной ответственности), уголовной (такой, которая предусматривает наказание судом). Не зная присущих таким индивидам особенностей протекания психических процессов, не обладая необходимыми во взаимодействии с ними методиками воздействия, социальные работники не смогут достичь целей в своей работе.

Теснейшая связь между социальной работой и социальной психологией - наукой о взаимодействии, взаимозависимость социального и психологического на уровне отдельного человека, группы, общества, о социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия и характеризующих индивида и группы.Так, своим содержанием социальная психология сосредоточена на исследовании общественно-психологических явлений и субъектов: потребностей, настроений, психологического климата, общественного мнения; массовых социально-психологических механизмов общения (внушение, мода, убеждения и т.д.), психических состояний (возбуждение, подъем, энтузиазм, растерянность). Ее интересует, насколько механизм передачи конкретного психического настроя способствует реализации общественной или индивидуальной субъектности личности, кто и зачем использует настроение как «рычаг» в достижении определенных целей и как все это сказывается на благосостоянии народа.

В конце XX в. психология заметно расширила границы своих исследований, заинтересовавшись такими феноменами, как «благополучие», «общественная деятельность», «социальные службы», которые помогают людям сделать свою жизнь осмысленной, реализовать свою деятельность, развивать жизненные силы, оказывать помощь и поддержку тем, кто нуждается.

Для специалистов, в т.ч. и социальных работников, которые работают с людьми, участвующими в регулировании социальных отношений важны знания по конфликтологии - науки о социальных конфликтах, их причины и последствия, механизмы формирования и приостановление, способы и методы управления ими и решения Вязание их. Сформировалась она во второй половине XX в. на грани социальной психологии, социологии и педагогики.

Совместно с социальной работой как наукой конфликтология изучает потенциальные и существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциуме), которые являются значимыми для обеих сторон. Без учета конфликтологической аспекта невозможно осмыслить содержание, объект, предмет, категории социальной работы как науки. В противном случае неизбежен ее отрыв от общественных потребностей и задач. Игнорирование конфликтологической рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы приводит к одностороннему их трактовки, сужение границ социальной деятельности, сведения его только к благотворительности и милосердия, социальных выплат, медицины.

В социальной работе нередки случаи столкновения интересов клиента и социального работника, индивида и группы, группы клиентов и общественного сообщества, системы учреждений и групп клиентов и др.. Умелое поведение в конфликтной ситуации социального работника, психологически грамотное управление конфликтом удерживают его в деловой сфере, защищают от переноса на личности, что является предпосылкой успешного его преодоления.

Итак, специфика социальной работы междисциплинарной сферы научного знания обусловливает необходимость глубокой осведомленности специалистов с основными теориями психологии, направлениям психодиагностики и психологического воздействия на личность в кризисных ситуациях. Разнообразные психологические концепции вооружают социальных работников осознанием особенностей развития психологической структуры личности, динамики позитивных изменений, дают им возможность определить собственный подход к оказанию социальной помощи, согласованный с их профессиональными взглядами и ценностными ориентациями. Поэтому знание психологии является основой для деятельности социальных работников.

Список литературы

1. Мигович 1.1. Социальная работа. - Ужгород, 1997.

Сидоров В. Обучение практике социальной работы в Украине: путь в Европу / / Социальная политика и социальная работа. - 2002. - № 3,4.

Социальная работа в Украине: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Звери-ной, Г. М. Лактионовой. - М.: Научный мир, 2003.

Социальная работа: В 3-х ч. - Ч. 1. Основы социальной работы / Под ред. Т. Семигина, И. Григи. - К.: Киево-Могилянская академия, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Социальная работа как наука, изучающая процессы и явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины. Взаимосвязи социальной работы с психологией и другими гуманитарными дисциплинами.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Понятие социальной работы, история возникновения и развития, ее предмет, объект, нравственно-гуманистический характер. Профессиональная деятельность данной сферы, практическая реализация философии прав человека. Направления обучения социального работника.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Система социальной работы с осужденными, ее место в структуре учреждений исправления наказаний. Работа по подготовке осужденных к освобождению. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста и лицами, имеющими алкогольную/наркотическую зависимость.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало ее междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания, как социология, психология и т. д. Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке, в том числе и для социальной работы. Среди них К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр и др.
    философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом - основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т.д.
    Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методическое.
    Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.
    Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них - о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
    И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

    • Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.
    • Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

    Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.
    Для социальной работы актуальны связи практически со всеми областями общественного знания. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог - это социальный работник, но не всякий социальный работник - социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа - это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т. д.); в то время как социальная педагогика - это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. е. все то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа - это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика - это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.
    Особое внимание заслуживают взаимосвязь социальной работы и антропологии, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство - социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.
    Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и другие общественные науки.

    Сущность социальной работы как науки

    Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

    Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

    Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

    Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.

    Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991..

    Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

    Почти вековой опыт развития социальной работы как науки за рубежом не только обусловил модернизацию классических парадигм социального мышления, но и сформировал научные обоснования новых течений в социальном переустройстве общества.

    В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

    Анализ подходов в разработке теоретических оснований социальной работы в России последних лет свидетельствует, что эти основания, как правило, опираются на смежные дисциплины. Статус теории социальной работы фактически еще не конституирован.

    Не определена внутренняя структура, уровни теоретического знания научной дисциплины «Социальная работа» с точки зрения наличия здесь общетеоретической, отраслевой, прикладной проблематики, а также теорий среднего уровня. Обсуждение указанных вопросов идет преимущественно от практики исследования наиболее актуальных проблем социального обслуживания населения.

    В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

    Тем самым как бы обозначаются два течения в рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул -- Москва, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1993. С. 112-115.. Это обязывает нас более подробно рассмотреть понятие структуры социальной работы.

    Характеристика, специфика теории социальной работы как целостной научной системы знаний во многом зависит от состава, природы и содержания, образующих систему компонентов, т.е. от структуры. Под структурой обычно понимается специфический способ взаимосвязи, взаимодействия определенной совокупности компонентов, придающих этой совокупности органичную целостность, внутреннюю организованность и упорядоченность, а также особые свойства.

    Вследствие возникающих взаимосвязей компонентов, синтезируя их свойства и содержание, структура ограничивает пространственное проявление свойств отдельных компонентов системы, порождая особые интегративные свойства новой целостности, необходимые для реализации ее функций. Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение, анализ существующих систем, но и их создание или конструирование, синтез для достижения определенных, выдвинутых жизнью целей. Эта двойственность системного подхода отражает реальное положение дел и тесную связь анализа и синтеза как методов познания.

    Наглядным примером в этом отношении служит конституирование системы социальной защиты и обслуживания населения в

    Российской Федерации как важнейшего направления социальной политики государства в условиях перехода на новый экономический базис. Система социального обслуживания населения с ее разветвленной структурой учреждений, служб, центров и органов управления является, с одной стороны, продуктом организационной деятельности людей, коллективов, образующих эту систему, а с другой -- составляет то самое структурное пространство, поле деятельности, в рамках которого осуществляется социальная работа, происходит ее совершенствование и развитие. В процессе организационной работы идет оптимизация состава структуры, интеграция и модификация всех элементов в единую систему.

    Теория социальной работы представляет собой особое выражение в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно. Предмет исследования социальной работы как науки -- социальные отношения и взаимосвязи разных уровней -- является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.

    Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой), является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к идеям, знаниям, взаимосвязями различных областей и технологий социальной работы.

    Структурный анализ теории социальной работы как относительно самостоятельной системы научных знаний следует, как нам представляется, начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, а также специалисты социальной работы. С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет такое воздействие.

    Категории объективного и субъективного, как известно, употребляются для обозначения и исследования социальных процессов как на макро- или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества. В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного, выражая тем самым не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном и производственно-бытовом уровне. При этом следует заметить, что субъект социальной работы (будь это специалист, социальная служба определенной направленности, учреждение или ведомство защиты населения в целом) и объект социальной работы (будь это конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность) сами по себе представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы и являются предметом исследования многих научных дисциплин. Научные достижения и результаты этих исследований теория социальной работы не вправе игнорировать.

    Своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления. Вот почему закономерности и специфика управленческих отношений, складывающихся в социальной работе, являются важным компонентом ее структуры как науки. Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, следует выделить такие, как отношения субординации, координации, корреляции.

    Отношения субординации -- это связи между органами управления, трудовыми коллективами и между отдельными лицами, выражающие подчинение одного другому при реализации общей цели управленческой деятельности. Отношениям субординации соответствуют определенные организационные формы управленческих органов, которые обеспечивают реализацию подчинения. Такая связь характерна, например, для государственных органов социальной защиты и обслуживания населения, которые наделены функциями распорядительства и используют властные методы управленческого воздействия, что диктуется необходимостью налаживания совместной работы коллективов, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса.

    Отношения координации -- это связи между собой участников управленческого процесса, не подчиненных друг другу непосредственно, в процессе согласования своих действий в ходе реализации индивидуальных и общих целей. Расширение и углубление взаимосвязей между экономическими, политическими, духовными и социальными элементами общественной жизни предполагает усиление роли системности, комплексности в социальной работе, повышение значимости отношений координации в управленческом механизме социальной работы.

    Для социальных систем, как уже отмечалось, характерным является то, что человек выступает главным компонентом структуры. Взаимодействие разнопорядковых структурных компонентов систем повышает значение корреляционных связей в них. Смысл корреляционных связей заключается в опосредованности проявления причинно-следственных связей, а подчас весьма сложного сочетания целой совокупности причин и следствий поведения системы. Это особенно характерно для теории и практики социальной работы, где зависимость носит всесторонний глубокий и многоуровневый характер, а причина того или иного явления может испытывать прямое или косвенное воздействие собственного следствия.

    Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене «социальности», который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т.д.). В цивилизованном обществе такое сосуществование и взаимодействие должны строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения для осуществления демографической политики, творческого самоутверждения всех входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия и предпосылки, составляющие сущность понятия «социальность», являются важнейшим ориентиром, критериальной базой социальной работы.

    Для обозначения предмета теории социальной работы особый интерес представляет анализ понятия «социальная деятельность» как совокупности изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальная деятельность, таким образом, служит целям самореализации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания ею для себя наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

    Социальные отношения, в широком смысле слова, выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре. Рассмотрим, как же «размещается» в социальном пространстве и времени главный объект нашего анализа -- социальная работа во всех ее структурных организованных формах и динамике развития.

    Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами (социальные группы, индивиды). Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и образований.

    Без глубокого всестороннего знания своего объекта, его составных частей нельзя осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность. Поэтому наряду с понятием «социальное пространство» важно дать характеристику «социальной сфере», которая рассматривается в ряду таких категорий, как экономическая, политическая, духовная сферы, образуя с ними единую в структурном и функциональном отношениях целостность -- общество. Главная функция социальной сферы -- воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизнедеятельности. Эта функция «разъединяется» на ряд производных -- социоинтегративную, социально-адаптивную, социопродуктивную, социодинамическую.

    Важнейшие грани аналитической работы в социальной сфере -- изучение элементарных и высших потребностей субъекта (личность, семья, коллектив, группа и т.д.) и выявление потенциала этих потребностей в соответствии с научно обоснованными нормативами.

    Главным объектом и предметом исследований теории социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия меду группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т.д. Но социальные отношения и взаимосвязи многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют множество аспектов и исследуются многими общественными и специальными науками. В связи с такой многогранностью и, по существу, неисчерпаемостью исследуемого объекта каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа.

    Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

    По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии и медицине. Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входит в число непосредственных практических задач социальной работы. Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью является гармонизация всей системы отношений -- в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.

    Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, -- такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.

    Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т.д.

    Подобный подход исключает сведение задач социальной работы как науки только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некой совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.

    Социальная работа применяет принципы социально-философского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы (социальных групп, общностей, личности, социальных институтов и т.д.). В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения как их специфических признаков, так и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.

    С учетом данной характеристики социальной работы определяются и критерии компетентности социального работника общего профиля. Социальный работник такого типа -- это не узкий специалист по психотерапии, проводимой с индивидами или семьями. Он не специализируется только на работе с группами и коллективом. Диапазон его действий включает и то, и другое. Чаще всего по роду своей профессиональной деятельности он должен консультировать индивидов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы, то есть быть компетентным во многих областях знаний. Свою компетентность высококвалифицированный специалист проявляет в таких направлениях деятельности, как:

    оценка потребностей, ситуаций, действующих сил, степени возможного риска;

    планирование соответствующих действий; обеспечение интересов клиента;

    принятие на себя ответственности за свои профессиональные действия;

    выбор оптимального решения и т.д.

    Таким образом, социальному работнику необходимы и когнитивные, и межличностные навыки, организационно-административные способности (умение принимать решения, прогнозировать их последствия и др.).

    Практика социальной работы требует, чтобы специалист, обладающий знаниями во многих областях, был кроме того человеком творческим и настойчивым, подвижным и гибким.

    Начинающий социальный работник должен владеть холистическими навыками решения проблем, базовыми знаниями методов вмешательства в системы различных размеров (индивид, семья, группа, организация, община). Он призван фасилитировать (облегчать) процесс групповой поддержки населения, вести терапевтическое консультирование клиентов.

    Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер. При этом она отличается от таких смежных областей знаний, как социология, психология, психиатрия и т.д.