Вводное занятие технология 6 кл фгос. Открытый урок

22.09.2014 6168 838

Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами ДПИ. Моделирование швейных изделий.

Количество часов в данном разделе: 16

Урок по счету в данном разделе: 4.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с видами одежды, требованиями, предъявляемыми к ней, и классификацией;
  • дать начальное представление о конструировании швейных изделий;
  • формировать у учащихся добросовестность и взаимопомощь при выполнении работы;
  • воспитывать эстетический вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, сознательное выполнение заданий, творческих работ;
  • формирование ключевых компетенций учащихся на уроках технологии;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Наглядность: презентация.

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.

Оборудование для учителя: проектор, экран, ноутбук.

МО: словесный, наглядный, информационный, частично - поисковый, тестирование, самооценка, взаимооценка.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

Литература:

  • Учебник по технологии для 6 класса, Т. Оралбекова, К. Шагирова, Н.Спиридонова 2011, -Жазұшы .
  • Лында А.С. Методика трудового обучения, - М., Просвещение, 1977
  • Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Е. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). Под ред. Л.В. Мельниковой. - М.: Просвещение, 1985
  • Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997.

Межпредметная связь: история, география.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отсутствующие.

II . Тест по предыдущей теме:

1.Волокно различают -

а) по цвету

б) по толщине

в) по происхождению

2. К волокнам растительного происхождения относятся -

а) хлопок, шелк

б) лен, шерсть

в) лен, хлопок

3. Нити основы проходят –

б) поперек длины ткани

4. Нити утка проходят

а) вдоль длины ткани, параллельно кромке

б) поперек длины ткани

5. Ткань это –

а) нити, переплетенные между собой

б) волокна, переплетенные между собой

в) пряжа, переплетенная между собой

Ключи к тесту

III . Виды одежды

3.1.Что называют одеждой и для чего она нужна

3.2. Классификация одежды

3.2.1.Деление по назначению на три класса (бытовая, форменная, производственная). Бытовая одежда (повседневная, домашняя, спортивная, торжественная). Производственная одежда (санитарная, специальная)

3.2.2. По способу эксплуатации (поясная, плечевая)

3.2.3. По ассортименту (Белье, верхняя одежда, легкое платье)

3.2.4. По половозрастному признаку (Женская, мужская, детская)

3.2.5. В зависимости от использования в различное время года(зимняя, летняя, демисезонная)

3.3. Требования, предъявляемые к одежде:

Ø Гигиенические - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека и предохранять тело человека от внешних воздействий

Ø Эксплуатационные - одежда должна быть удобной в носке, прочной и износоустойчивой, не деформировалась, не теряла форму

Ø Эстетические - одежда должна быть красивой, современной, преображающей внешний облик человека

Ø Экономические - одежда должна быть недорогой и доступной

IV . Понятие о конструировании

4.1.Изготовление одежды (художник-модельер, конструктор, модельер, закройщик, портной- швея)

4.2.Конструирование одежды – прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции швейных изделий. Главной задачей процесса конструирования является отработка методов проектирования деталей одежды, позволяющих придать им наивыгоднейшую форму и размеры в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов и технологичностью пошива изделия.

V . Закрепление материалов урока

Ответить на вопросы.

Ø Что такое одежда?

Ø Как разделяют одежду по способу эксплуатации?

Ø Какие требования предъявляют к одежде?

Ø Что называют конструированием?

VI. Практическая работа

Зарисовать пример форменной одежды(школьной формы) твоей мечты

VI . Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

VII . Домашнее задание

Принести альбомный лист для построения чертежа, чертежные принадлежности, линейку закройщика, рабочую коробку. Повторить пройденный материал. Закончить практическую работу.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Цель: Организация деятельности учащихся по усвоению способов пришивания фурнитуры. Задачи: 1. Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и ее видами; обучить выполнять ремонт одежды. 2. Развивать самостоятельные исполнительские умения, логическое мышление. 3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости.


Девушка должна быть опрятна, Одежда ее всегда аккуратна. За одеждой своевременно нужно следить: Заштопать, пуговицу пришить … Ремонт и отделка швейных изделий Требует овладения вами особых умений. Будем учиться фурнитуру пришивать, Правильно ремонт одежды выполнять.


Немного истории… История швейной фурнитуры берет свое начало именно в тот момент, когда появилась одежда. А как иначе, ведь без швейной фурнитуры одежда и пошив одежды не возможны: нитки нужны для пошива, пуговицы – для функциональности изделия, пайетки и кружева – для украшения и придания оригинальности.


Первая фурнитура по праву считается пуговица. Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости. Первое упоминание о похожей на пуговицу застежке относится еще к III тыс. до н.э. Согласно письменным источникам и древним рисункам, людьми применялись круглые застежки с 2 дырочками для пришивания. Этот факт подтвердили в свое время археологические исследования. Делали первые пуговицы из кости и металла.


Разнообразие форм и размеров поражает: шаровидные, грушевидные, прямоугольные, объемные и плоские пуговицы могли быть малы настолько, что для их пришивания уходило до часу времени швеи и такими огромными, что мгновенно становились основным элементом любого костюма. Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.


По назначению пуговицы делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды. Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков и т.д. Различают пуговицы по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, с металлическим или кожаным покрытием, с надписями). Пуговицы бывают с отверстиями (двумя, четырьмя) и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки.




Пуговицу к легкой одежде пришивают вплотную к ткани четырьмя – пятью стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке («ножке»). В зависимости от толщины ткани высота «ножки» может быть 0,1 – 0,4 см. Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или под пуговицу с изнаночной стороны изделия. Пришивают пуговицы нитками 40, 50, сложенными вдвое. Нитки подбирают в тон ткани, если пуговица на стойке, или в тон пуговицы, если она с отверстиями.




Кнопки и кнопки-подобные объекты, используемые в качестве украшений или печатей, а не крепежа были обнаружены в цивилизации долины Инда ок до н.э., а также бронзового века в Китае (около до н.э.) и Древнем Риме. Кнопки, сделанные из раковины использовались в цивилизации долины Инда для декоративных целей к 2000 году до нашей эры. Некоторые кнопки были вырезаны в виде геометрических форм. Функциональные кнопки с петлей для крепления появились впервые в Германии в 13 веке. Вскоре они получили широкое распространение с появлением плотно облегающей одежды в 13-е и 14-го века в Европе.




Кнопка состоит из основания (со стерженьком) и накладки (с пружиной). Кнопки производят разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани. Пришивают кнопки с внутренней стороны застежки к двойному слою ткани, делая по три- четыре стежка в каждое отверстие. Основание пришивают с изнаночной стороны верхнего края (стежки должны быть незаметными с лицевой стороны), а накладку – с лицевой стороны нижнего края застежки.







Крючки и петли родились в 14 в. в Англии. Выглядели они тогда, конечно, не так изящно, как сейчас. Наиболее сильного расцвета этот тип застежки достиг в эпоху раннего Средневековья, когда свободные одежды сменились на приталенные, когда платье кроилось строго по фигуре и должно было иметь максимальную степень прилегания. Эту степень и обеспечивали крючки. Их количество на дамских платьях иногда исчислялось сотнями. С течением времени они уменьшались в размерах и до сих пор используются весьма широко.










Впервые непрерывную и автоматическую застёжку для одежды изобрел Леонард Джадсон ещё в 19 столетии, но, видимо, людям 19 века это не пришлось по душе, поэтому широкого распространения изобретение не по- лучило. Застёжка-замочек, зиппер как только не называли тогда предшественников нашей молнии, которая явилась в знакомом нам виде в 1913 году, и с тех пор принцип её действия остаётся неизменным. Но фабриканты не сразу поверили в силу этого устройства, лишь через десять лет застёжка-молния получила широкое распространение. Пряжка имеет давнюю историю. Настолько древнюю, насколько хватает человеческой памяти. Люди с древнейших времен использовали пояса и ремни. Совершенно понятно, что ни один ремень не может обойтись без пряжки. Ведь если пояс или шарф можно было закрепить узлом или брошью, то ремень без пряжки закрепить нельзя. С самого начала это были довольно грубо обработанные вырезанные из кожи полосы с кожаными или костяными пряжками. Позже, в бронзовый век, появились дорогие бронзовые пряжки. Это были уже почти драгоценные пряжки.





Когда фурнитура пришла в негодность, ее следует заменить. Во время работы нужно быть внимательной и осторожной, чтобы не сделать надрез на ткани. Для этого служат нож для прорезания петель или маленькие ножницы с острыми концами. Ремонтируя одежду, помни и соблюдай правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками и утюгом.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий или услуг. Слово технология происходит от древнегреческого techne – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos – «учение слово, наука».

Строительные технологии это - совокупность процес-сов по изготовлению изделий, конструкций и превраще-нию их в готовую продукцию строительства здания и сооружения.

Для транспорта под технологией следует понимать логичную последовательность операций и основные приемы выполнения транспортных услуг при комплексном транспортном обслуживании или доставке. Авиационный Водный Железнодорожный Автомобильный

Основой ИКТ являются технологии обработки, хране-ния и восприятия информации.

Мир людей Природный мир Мир технологий Радуга Орбитальная станция

Предварительный просмотр:

Вводное занятие.

Технология в жизни человека и общества

Класс: 5

Цели: Ознакомить учащихся с сущностью понятия технология; задачами и программными требования по предмету «Технология»; творческими проектами учащихся; правилами безопасного поведения в кабинете «Технология», учить различать явления природного мира и мира технологий, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: лекция-беседа.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Наглядные пособия: компьютерная презентация «Технология - как средство познания окружающего мира», творческие проекты учащихся.

Используемая литература: учебник, с. 3-10

Инструменты и оборудование: инструкции по правилам поведения и технике безопасности при работе в школьных мастерских (Приложение 1,2 ), компьютер.

Объект работы: иллюстративный материал

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть

1. Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с основными правилами поведения и технике безопасности при проведении занятий в учебной мастерской (См. приложение 1,2 ), учебник стр.5.

III. Теоретическая часть

Сообщение темы и цели урока.

Начинается новый учебный год, в котором вы, ребята, продолжите изучать курс «Технология», но занятия будут проходить в учебном кабинете, который называется школьная мастерская. Здесь вы не увидите привычный для вас порядок; нет школьных парт, стульев, но здесь, выполняя практические работы, вы узнаете много нового и интересного, как и при помощи чего можно сделать полезный для вас предмет, за счёт чего ваши возможности при изучении данного предмета расширятся.

Нас окружают верстаки и инструменты, станки и оборудование при помощи которых вы в течение года будете учиться обрабатывать такие конструкционные материалы как древесина и металл. Стеллажи с инструментами, станки и оборудование расположены в доступных и удобных для пользования местах. В течение учебного года мы будем выполнять практические работы, учиться бережному отношению к инструменту, оборудованию и материалам.

Учитель, комментируя учебный материал, показывает размещение мебели, инструментов и оборудования на примере своего учебного кабинета.

В недалёком будущем вы можете стать специалистами в различных областях человеческой деятельности. И всё-таки, какой род деятельности вы бы не избрали, какая бы специальность не стала для вас любимым делом, каждый из вас должен быть хорошим хозяином или хозяйкой. Современное производство требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков.

Одной из основных задач курса «Технология» как раз и является - сделать любую работу интересной, любимой, полезной и творческой.

Наш предмет изучения называется «Технология». Что изучает технология, какие бывают технологии, чем они отличаются друг от друга - об этом вы узнаете сегодня на уроке. Итак, наш урок сегодня посвящается технологиям, которые так или иначе связаны с жизнью человека и общества.

Сегодня мы познакомимся с лучшими творческими проектами учащихся прошлых лет (рис.1)

Рис. 1. Творческие работы учащихся

Такие работы вы сможете сделать сами в процессе обучения.

Попробуйте ответить на несколько вопросов, с которыми вы хотя бы один раз уже сталкивались в своей практической деятельности:

Для того чтобы изготовить любое изделие одного желания мало. Здесь необходимо терпение, внимание, знание и порядок выполнения основных технологических операций. Для этого у вас на рабочем месте находится учебник «Технология». Вы, наверно, дома уже не один раз перелистывали его.

Учитель. Скажите, пожалуйста, что вас удивило в нашем кабинете, заинтересовало, что вы увидели в первый раз? (Ответы учащихся).

На наших уроках мы будем не только учиться работать правильно, но и безопасно с использованием различных инструментов, познакомимся с основными свойствами конструкционных и поделочных материалов. В основе нашей деятельности будут различные технологии. Вы научитесь владеть различным типом инструментов, предлагать различные способы обработки конструкционных материалов.

Учитель. Всё то, что нас окружает, создала природа или человек? (Ответы учащихся).

Весь мир вокруг нас можно разделить на две части. Первая это мир природы (солнце, животный и растительный мир и т.д.), а вторая – созданный руками человека искусственный мир (машины, дома, телефоны и многое другое) (рис.2)

А б

Рис. 2. Мир: а – природы, б – человека (Волжская ГЭС)

Процесс создания человеком полезных изделий и услуг, называется технологией.

Учитель. Так что же это за термин технология?

Слово «технология» произошло от древнегреческого techne – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos –«учение, наука». Сложив вместе эти два понятия, фактически получается, что технология означает «наука о том, как делать». И это справедливо, потому что знания, полученные вами, будут преобразованы в действия по созданию необходимого вам продукта.

Под технологией понимается совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

С давних пор человек пытается удовлетворить всё возрастающие потребности. В первую очередь это продукты питания. Сравнительно недавно (XVIII-XIX век) человек обрабатывал землю сохой, плуг на конной тяге. Современные технологии производства продуктов питания полностью механизированы, где включены разнообразное оборудование и техника.

Учитель. Назовите, что сегодня помогает нам выращивать продукты питания, обрабатывать их и готовить из них пищу? (Ответы учащихся)

Технология производства продуктов и их переработка появились первыми.

Учитель. Какую технологию человек освоил второй? (ответы учащихся)

Современные строительные технологии значительно отличаются от тех, которыми пользовались наши далёкие предки. На смену ручного труда пришла техника, а соответственно и технологии, с использованием которых мы научились строить не только быстро, но и качественно.

Учитель. Что служило людям в качестве транспорта при перевозке грузов и подъёмных механизмов? (Ответы учащихся)

Раньше тягловой силой в помощь человеку служил ветер, гужевой транспорт (быки, лошади, верблюды). Современные виды транспорта настолько распространены, что иногда мы даже выбираем, а чем перевезти целесообразнее. К таковым транспортным средствам мы относим: водный, наземный, воздушный транспорт (рис. 3).

А б в

Рис. 3. Транспорт: а – водный; б – наземный; в - воздушный

Технологией называют также определённую последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Насколько точно будут выполнены все технологические операции, соблюдена их последовательность, будет зависеть гарантия изготовления качественной продукции.

Сама же технология как наука занимается выявлением противоречий между физическими, химическими, биологическими свойствами и материалом с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Технологий, как и сфер деятельности человека, много. Каждая из них имеет свои специфические особенности. Но есть такие технологии, которыми владеть должен каждый человек (рис. 4).

А б

Рис. 4. Технология: а – приготовление пищи; б – уборки квартиры

Учитель. Давайте вместе вспомним, а какие ещё технологии существуют и что они собой представляют? (Ответы учащихся).

Каждый из нас общаясь, несёт собеседнику новую информацию. Это будет технология общения, как её ещё называют связи. Эти технологии необходимы людям, чтобы передавать на расстояние слова и числа, речь и изображение. К современным коммуникационным средствам относят телевидение, электронная почта и Интернет, радио, телефоны, факс. Изменяя мир вокруг себя, изменяется и сам человек. Вместе с тем возникают новые потребности в создании новых технологий, которые могли бы заменить труд человека, сократить время и усилия на создание материальных благ. Эти технологии сегодня называют коммуникациями.

Содержание и уход мелких домашних животных также является технологией. Уход за своей одеждой и квартирой тоже является своего рода технологией. Учебник, который лежит перед вами, поможет нам во всём этом разобраться. Внимательно читая это учебное пособие, аккуратно и последовательно выполняя упражнения и отвечая на вопросы, предложенные для проверки знаний, вы научитесь выявлять потребности людей, проектировать и изготавливать изделия, необходимые как для отдельного человека, так и для общества.

Одной из составных задач курса «Технология» является знакомство с различными профессиями. Возможно, что какая-то из них будет в дальнейшем вашим любимым делом и станет вашей профессией. В этом учебном году мы ознакомимся с тем, как и чем обрабатывают конструкционные материалы, как называют профессии рабочих, занятых производством необходимых изделий. Основными из конструкционных материалов, которые мы будем обрабатывать, будут металл и древесина (рис.5).

А б

Рис. 5. Конструкционные материалы: а – металл; б – древесина

Учитель. Когда вы смотрели учебный материал вашего учебника по технологии, то обратили внимание, что в нём показаны приёмы обработки древесины и металла, овощей и тканей. Кто-то, наверное, спросил себя: «А зачем мальчикам уметь шить или готовить пищу, а девочкам строгать и пилить?». (Ответы учащихся).

В современном обществе можно встретить профессии, работы в которых выполняют и мужчины и женщины одинаково. Например, штукатур, облицовщик, повар, станочник и т.д.

Учитель. Но ведь слово «домохозяйка» - женского рода? (Ответы учащихся).

В нашем обществе и женщины, и мужчины должны посильно участвовать в ведении домашнего хозяйства. Сегодня можно видеть ситуацию, когда мужчина сидит у «забитого» продуктами холодильника голодным до прихода женщины, а женщина беспомощно ждёт слесаря или электромонтёра при малейшей поломке утюга или протекающего смесителя в ванной.

Никто и не говорит, что знания в этих областях человеческой деятельности должны быть одинаковыми и для мальчиков, и для девочек. Ведь для женских рук порой, конечно, и не под силу отвернуть заржавевшую гайку или винт, управиться со стамеской или рубанком – это дело мужчин. Но сделать так, чтобы в комнате не скрипела дверь, не дребезжали стёкла, женской силы вполне достаточно. Мы должны все вместе – и женщины, и мужчины, а также и дети научиться так вести домашнее хозяйство, чтобы всем жилось в доме хорошо, уютно и комфортно (рис. 6).

А б

Рис. 6. Ведение домашнего хозяйства: а – приготовление пищи; б – уборка квартиры

Принимать ответственные решения можно только тогда, когда человек перед собой ставит цель, и знает, какие необходимы условия для их реализации. Учиться быть самостоятельным вам поможет творческая деятельность, которая сочетается с выполнением творческих проектов по окончании изучения определённого раздела технологии. Методом проектов мы будем пользоваться, изготовляя на уроках технологии различные изделия, которые могут быть реализованы в виде подарка, благоустройства своего дома (квартиры), на продажу или обмен. Для этого мы будем знакомиться с компонентами этого метода. Обычно проект содержит: определение потребностей и краткую формулировку задачи, набор первоначальных идей, проработку одной или нескольких идей, планирование и изготовление изделия. Одной из главных целей проектной деятельности является изучение потребностей людей, выработку решения по их удовлетворению. Из нескольких, предложенных вариантов проекта, бывает очень трудно выбрать, единственный, отвечающий всем требованиям современного рынка, но важно выбрать лучшую идею, спланировать технологический процесс создания изделия, изготовить его и предусмотреть его реализацию.

Каждый проект – это реализация вашего замысла. Очень важно, чтобы он был выполнен на высоком технологическом уровне и был полезен вам и обществу.

IV. Практическая часть

1. Организация рабочего места

Учащиеся выполняют практическую работу каждый на своём рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: рабочая тетрадь, учебник, пенал с принадлежностями.

Задание 1.

Из приведённых понятий перечислите в таблице 1 , какие относят к миру природы, а какие к миру технологий.

Солнце, искусственный спутник Земли, лес, телефон, природные пещеры, рыба, сталь, песок, самолёт, дом, дождь, рыбные консервы, лошадь, река, корабль.

Таблица 1

Задание 2

Напишите мини – сочинение на тему: «Что даёт людям технология?».

V. Итоговая часть

Учащиеся зачитывают мини-сочинение, где характеризуют свою точку зрения по вопросу использования современных технологий. Приведённые примеры анализируются, сравниваются. Учитель объясняет примеры использования технологий в повседневной жизни их востребованность в профессиональной сфере, выставляет оценки за правильные ответы. Желает удачи учащимся в освоении технологий с целью удовлетворения своих и общественных интересов.

Новые слова! Технология, коммуникация, потребность, творчество

1.Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с основами проектирования и основными компонентами проекта. Учащиеся получат новые знания о сущностном значении процесса проектирования.

2. Домашнее задание:

2). Выполнить практическое задание в тетради для творческих работ №

3). Подготовить сообщение на тему «Люди, идеи, технологии»

3. Уборка рабочих мест, выставление оценок.

Приложение 1

Утверждаю Согласовано

«___»_________200__г. Протокол №__ от «__»_______200__г.

«___»_________200__г

ИНСТРУКЦИЯ №

Правила безопасного поведения в кабинете «Технология»

Работа в кабинете технологии связана с некоторой опасностью, поскольку это не только учебный кабинет, но и одновременно учебная мастерская. Здесь размещены станки, оборудование, колющий и режущий инструменты, а также электропитание на 220 V и 380 V, что, несомненно, является источником повышенной опасности. На рабочем месте должен быть всегда образцовый порядок; инструменты, заготовки кладут только те, которые нужны на данном уроке для выполнения определённого технологического процесса. Пользоваться инструментами - режущими, колющими, ударными, измерительными, а также оборудованием и станками - нужно умело, чтобы не получить травму самому и не нанести травму товарищу.

Большинство несчастных случаев является следствием небрежности и невнимательности работающих. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какую работу он выполняет.

1. Общие сведения.

1.1. Все работы в кабинете технологии проводят под непосредственным руководством учителя.

1.2. За каждым учащимся закрепляется постоянное рабочее место на рабочем столе или верстаке, снабжённое определённым набором инструментов и принадлежностей.

1.3. К работе допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности, получившие допуск к различным видам работ, расписавшиеся в соответствующем журнале инструктажа.

1.4. Работать одному в кабинете категорически запрещается, так как при возникновении несчастного случая будет некому оказать помощь пострадавшему.

1.5. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся средства пожаротушения, аптечка, уметь ими пользоваться.

2. Правила безопасной работы в кабинете.

2.1. Рабочий стол (верстак) необходимо содержать в чистоте и порядке, не загромождать лишними предметами; портфели, сумки убирать под столы на специальные вешалки.

2.3. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасности при выполнении определённого вида работы.

2.4. Следить за тем, чтобы спецодежда (халат, фартук, нарукавники и головной убор) не имели свисающих концов-тесёмок. Убрать их необходимо до начала работы. Спрятать волосы под головной убор.

2.5. Выполнять только те работы, которые поручены учителем, соблюдая при этом заданную пооперационную последовательность. Следить за правильностью рабочей позы, постоянно контролировать себя.

2.6. Не работать на станках без разрешения учителя. Пользоваться только тем инструментом и оборудованием, устройство и техника безопасности которых вам известна. Работать в защитных очках при опущенном защитном экране.

2.7. Работать только исправным инструментом, использовать его строго по назначению.

2.8. Располагать инструмент на рабочем месте так, чтобы им было удобно пользоваться, выполнять операции технологического процесса без рывков и резких движений. Постоянно контролировать себя.

2.9. Не проверяйте качество обрабатываемой поверхности и остроту лезвия руками. В перерывах работы строгальные, колющие и режущие инструменты класть так, чтобы лезвие инструмента было направлено от вас.

2.10. Перед работой на станках надёжно закрепляй заготовку. Не ложи инструмент и оборудование на край верстака или станка. Нельзя класть колющий и режущий инструмент в карманы халата.

2.11. Стружки и опилки с рабочего стола (верстака, станка) убирай специальной щёткой-смёткой. Удалять стружку и опилки со станка только после полной остановки вращения двигателя.

2.12. Во время работы не разговаривай и не отвлекайся, не занимайся посторонними делами. В случае необходимости останови станок, сложи инструмент на рабочем месте.

2.13. Нельзя пользоваться электроприборами без соответствующего инструктажа. При включении их в сеть нельзя держаться за металлические предметы.

2.14. Запрещается включать и выключать электроприборы мокрыми руками, а также пользоваться неисправными или имеющими оголённые провода приборами.

2.15. Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами пожаротушения, аптечкой.

2.16. Обо всех случаях нарушения правил техники безопасности труда и ранениях незамедлительно сообщи учителю.

Инструкция составлена:

зав. кабинетом_________Боровых В.П.

Приложение 2

Утверждаю Согласовано

Директор МОУ лицея № 9 Председатель ПК МОУ лицея № 9

Жигульская И.В _________Садыкова С.Л.

«___»_________200__г. Протокол №___от «__»_____200__г.

«___»_________200__г

ИНСТРУКЦИЯ №

Техника безопасности при выполнении столярных работ

1. Столярный станок:

1.1. Нельзя чрезмерно закручивать передний или задний зажимы верстака;

1.2. Перемещать клинья в гнёздах верстака вверх и вниз можно только киянкой;

1.3. Нельзя ударять молотком (киянкой) по крышке верстака и зажимам;

1.4. Крышку верстака надо предохранять от повреждения режущим инструментом;

1.5. На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты;

1.6. По окончании работы необходимо удалить стружку с верстака щёткой – смёткой.

2. Разметка детали:

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.

2.1. Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя;

2.2. Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом;

2.3. При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке;

3. Пиление столярной ножовкой:

3.1. Перед распиливанием заготовки следует правильно установить, надёжно закрепить её на станке;

3.2. Пилить только исправной, остро заточенной пилой;

3.3. Не допускать перекоса пилы при пилении, работать пилой или ножовкой надо без рывков и изгибов полотна;

3.4. Класть пилу на верстаке зубьями от себя;

3.5. Нельзя направлять полотно пилы пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски, специальные упоры;

3.6. Нельзя держать левую руку близко к полотну пилы;

3.7. Стружку со столярного верстака убирайте щёткой – смёткой.

4. Строгание:

4.1. Надёжно закреплять заготовку на верстаке;

4.2. Во время работы надо очищать строгальные инструменты от стружки при помощи деревянного клина;

4.3. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом;

4.4. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы обработанная поверхность не опускалась ниже разметочных линий;

4.5. Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности и остроту лезвия;

4.6. В перерывах в работе строгальные инструменты надо класть на бок лезвием резца от себя.

5. Сверление:

5.1. Перед сверлением отверстий необходимо надёжно закрепить заготовку и подкладную доску на столярном верстаке;

5.2. Сверло в патроне должно быть закреплено надёжно и без перекосов;

5.3. Нельзя держать коловорот или дрель сверлом к себе;

5.4. Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков;

5.5. Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и конце сверления должен быть небольшим, вращение рукоятки - медленным;

5.6. Стружки с поверхности изделия сдувать нельзя, их нужно сметать специальной щёткой-смёткой.

5.7. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.

6. Соединение деталей на гвоздях:

6.1. Работать можно только исправным с хорошо насаженной и расклиненной ручкой молотком, использовать его надо строго по назначению.

6.2. Молоток при работе надо держать на расстоянии 20 – 30 мм (2 – 3 пальца) от свободного конца ручки;

6.3. Нельзя оставлять столярный молоток (киянку) на краю верстака;

6.4. Нельзя стоять за спиной человека, работающего молотком;

6.5. Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпадало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся;

7. Соединение деталей на шурупах:

7.1. Пользоваться надо только отверткой, которая точно подходит к шлицу головки шурупа;

7.2. Шуруп надо ввинчивать под прямым углом к поверхности детали;

7.3. При закручивании не трогать шуруп рукой;

7.4. При сборке деталей нельзя пользоваться шурупами со сбитым шлицем;

7.5. Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь;

7.6. Заусенец на головке ввернутого шурупа надо обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.

8. Соединение деталей на клею:

8.1. Склеивание деталей надо проводить только на подкладной доске;

8.2. Не дотрагиваться рукой до горячей клееварки;

8.3. При работе надо избегать попадания клея на кожу рук;

8.4. После работы надо тщательно вымыть руки с мылом и протереть полотенцем.

9. Отделка поверхности изделий:

9.1. Зачищать изделие напильником с исправной и хорошо насаженной ручкой;

9.2. При работе не захватывать носок напильника пальцами левой руки;

9.3. После работы инструмент, которым производят зачистку неровностей на поверхности изделия, следует очистить от опилок;

9.4. С красителями нужно обращаться осторожно. Нельзя допускать их попадания на одежду, кожу рук, тела;

9.5. По окончании работы надо тщательно вымыть руки с мылом;

9.6. Опилки и шлифовальную пыль с поверхности изделия надо удалять специальной щёткой.

10. Выжигание по дереву:

10.1. Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя, работать только исправным прибором;

10.2. При работе следует проветривать помещение;

10.3. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отнимать от рисунка;

10.4. Не оставлять прибор включенным в сеть в перерывах между работой;

10.5. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскалённого пера.

11. Выпиливание лобзиком:

11.1. Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными и исправными ручками;

11.2. Надёжно закрепить выпиловочный столик к верстаку;

11.3. Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика;

11.4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

12. Лакирование изделий:

  1. При лакировании проветривать помещение;
  2. Не лакировать изделия вблизи нагревательных приборов;
  3. Не нюхать лак во избежание отравления;
  4. Избегать попадания лака на открытые участки тела;

12.5. После работы тщательно вымыть руки с мылом.

13. Отделка изделий резьбой по дереву:

13.1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руку перед инструментом;

13.2. Работать следует только остро заточенным инструментом. Плохо заточенный нож-косяк мнёт, а не режет древесину

Инструкцию составил:

Зав. кабинетом ___________ Боровых В.П.


Отправить

Класснуть

Запинить

Уроки 1–2. Вводное занятие. Беседа о назначении и содержании уроков труда в течение года, изучение новых терминов

Вид учебного труда: вводное занятие.

Цели: дать представление о тематике уроков I четверти и их особенностях; познакомить с понятием «проект», составными частями производства проектов; продемонстрировать работы, выполненные учащимися прошлых лет; познакомить с учебником и рабочей тетрадью по технологии; выполнить лабораторную работу на тему «Женский костюм»; провести конкурс.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: плакаты, швейные изделия, выполненные учащимися разных лет, репродукции картин, шаблон женской фигурки из бумаги; для учащихся – тетради, карандаши, фломастеры.

Оформление доски: тема «Проект»; таблицы с образцами готовых изделий; репродукция картины К.А. Коровина «Северная песня»; эскизы костюмов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Ход уроков

1. Организационный момент

– Назовите главные темы уроков технологии в 5 классе. (Кулинария и шитье.)
– Какие умения вы приобрели, чему научились на этих уроках?
– Какие из умений пригодились вам?

В этом году мы продолжаем изучать темы, начатые в 5 классе. Все, чему вы научились на занятиях по технологии в прошлом году, вам пригодится. Но вы также познакомитесь с новыми способами обработки пищевых продуктов, с новыми приемами приготовления еды для разного времени суток, для себя, для ваших гостей и членов вашей семьи. Вы будете учиться шить новые изделия из тканей. Одни вещи пригодятся вам самим – это предметы одежды, другие станут сувенирами, подарками для вас и ваших близких, друзей.

Как видите, назначение у изделий разнообразное, но главное, что их объединяет, – все они должны получиться хорошего качества, чтобы всех радовать своим видом. Значит, вам предстоит подняться на новую ступеньку в своем мастерстве. Думаю, вам это доставит большое удовольствие, но для достижения нужных результатов придется хорошенько потрудиться.

2. Повторение пройденного материала

Вспомним, что обозначает термин «технология». Если дать краткое определение, то это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. В широком смысле в понятие «технология» входит огромное множество отдельных видов деятельности. Например, приемы и способы добывания человеком полезных ископаемых, процессы их обработки, переработка сырья, материалов, полуфабрикатов, которые получаются при переработке первичной продукции. Технологией также называют определенную последовательность действий во время изготовления нужной продукции заданного качества.
Человек сначала создавал вещи для того, чтобы защитить себя от холода и болезней и обустроить свой дом. Но это наиболее простые человеческие потребности.
(Демонстрация плаката.)

С развитием общества потребности возрастали. Поэтому сфера создания новых технологий и их применения все время расширялась.
– Приведите примеры технологий, возникших за последние годы. (Ответы учениц.) Посмотрите, какие потребности обозначены на схеме. (Текст плаката: «Развитие потребностей: добыча полезных ископаемых, архитектура, зодчество, ковроткачество, золототкачество, кораблестроение».)

Наиболее богатым на появление новых технологий оказался XX в. (Текст плаката: «Технологии XX–XXI вв.: разные виды транспорта, преобразование электроэнергии, военные разработки».) В наше время на человека обрушивается поток информации. Значит, активно развивались технологии связи, коммуникаций. (Текст плаката: «Технологии коммуникаций: радио, телевидение, телефон, Интернет».) Обобщим понятие термина «технология»: это деятельность человека по преобразованию материи, энергии и информации для удовлетворения человеческих потребностей. (Записать определение на доске.)

3. Вступительная беседа по теме уроков

Уроки по технологии будут, как и в прошлом году, проходить в специальных кабинетах, в зависимости от того, чем вы будете заниматься – кулинарией или шитьем. Этим видам деятельности по-прежнему отводится большее количество времени, потому что приготовление пищи, сервировка стола или ремонт одежды – работа, которую человек выполняет ежедневно.

Вы познакомитесь с новыми видами посуды и ее назначением, техническим оборудованием кухни, правилами поведения за столом, свойствами новых тканей, разными приемами шитья и украшения одежды.

– Какими видами деятельности вы занимались в 5 классе на уроках по приготовлению пищи и шитью одежды? (Примерный ответ. Проверка качества продуктов, их подготовка к обработке, отваривание, поджаривание, выпекание, сервировка стола, создание швейных изделий, выполнение разных швов, работа на швейной машинке, создание поделок из бумаги и ткани.)
– Какой технический предмет является главным на занятиях по шитью? (Швейная машинка.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете правила шитья на машинке? (Машиноведение.)
– Какие этапы машиноведения вам запомнились? (История создания швейной машинки, приемы ее эксплуатации, принципы ее действия.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете ткани, приготовленные для шитья из них нужных изделий? (Материаловедение.)
– Как называется этап шитья, во время которого производится создание выкройки новой одежды? (Конструирование.)

В этом году помимо приготовления пищи и шитья одежды вам предстоит познакомиться с правилами оформления жилья. Вы будете учиться тому, как с помощью различных дизайнерских приемов можно украсить свою комнату. У профессиональных дизайнеров это называется «культура жилища». Вы узнаете, какие именно виды человеческой деятельности и ее результаты входят в понятие культуры жилища. Иными словами, вам предстоит узнать технологию ухода за жильем.

Вы познакомитесь с правилами поведения за столом, узнаете как нужно вести себя в гостях и принимать гостей. Все это мы называем – этикет.

4. Повторение принципов бригадного метода

Как и в прошлом году, на занятиях по кулинарии вы будете выполнять задания всей бригадой. Вспомните, что означают эти слова, в какую бригаду входил каждый из вас, номер вашей бригады, ее бригадира и санитара. В этом году сохранится такое же формирование бригад. (Примечание: если в группе появились новые ученицы, педагог прикрепляет их к какой-либо из бригад и просит бригадира включить их в разные виды работ.)

– Какие виды деятельности входят в круг обязанностей бригадира? (Примерный ответ. Распределение продуктов перед уроком, заполнение учетной карточки на каждого члена своей бригады с оценкой работы на занятии.)
– Чем занимается санитар бригады? (Следит за внешним видом, своевременным мытьем рук во время работы с продуктами, выполнением правил приготовления еды.)
– Кто еще необходим на занятиях по кулинарии? (Примерный ответ. Дежурный, который несет ответственность за подготовку принадлежностей перед процессом приготовления еды и который сдает вымытую посуду и исправную технику дежурным следующего класса.)

5. Изучение метода проектов

Осваивать новые темы вы будете с помощью нового учебного метода – метода проектов. Само слово «проект» в переводе с латыни соответствует нашим терминам «замысел», «план», «идея». Осуществление проекта состоит из нескольких этапов.

– C чего, как правило, начинается выполнение любого задания? (С создания плана его осуществления и составления списка видов работ, которые необходимо выполнить.)
– Какие еще этапы выполнения задания вы можете назвать? (Примерный ответ. Самый важный этап – собственно процесс изготовления. В конце работы дается оценка ее качеству, производится анализ всего процесса изготовления.)

6. Работа в тетради

Как и в предыдущие годы, в этом учебном году самые важные моменты занятий по технологии нужно будет записывать в тетрадь, фиксируя процесс изготовления той или иной вещи. Лучше в данном случае использовать тетрадь для творческих работ, специально разработанную в едином комплексе с учебником.

Откройте тетрадь на с. 3 и прочитайте напутствие авторов. (Одна из учениц читает вслух со слов «Уважаемые шестиклассницы».)
Первый раздел называется «Основы проектирования» (на с. 4). На этой странице вам сейчас предстоит записать основные компоненты проекта, последовательность его выполнения.
На с. 5 учебника есть памятка школьникам, которые начинают работу над выбранными проектами. Прочитайте ее.
Теперь запишем основные правила работы с проектом. (Ученицы записывают последовательность работы над проектами, педагог комментирует каждый пункт.)

Правила работы над проектом

1. Постановка задачи. Формулирование цели создания проекта – для кого и зачем он создается. Началом работы над проектом могут стать слова «разработать» и «создать».
2. Уточнение идеи проекта – материала, внешнего вида. Изучение материала по теме работы, его обсуждение и отбор. Создание эскиза.
3. Планирование и изготовление – самая большая по времени часть проекта. Поэтапное воплощение теоретической разработки в материальное изделие.
4. Оценка готового проекта:
а) проверка качества, анализ формы и содержания;
б) самооценка: анализ процесса изготовления, плюсы и минусы готового проекта и этапов работы над ним.

7. Информационно-познавательное сообщение

– В школе вы часто встречаетесь со словосочетанием «развитие человека». Что оно означает? (Приобретение знаний, переход качеств человека на более высокую ступень.)
– Процессы развития человека принято подразделять на умственный и физический. Каким бывает умственное развитие человека? (Интеллектуальным, нравственным, эстетическим, творческим.)
Есть направление воспитательной работы, которое включает в себя все перечисленные вами виды умственного развития, – это знакомство с культурным наследием нашего прошлого, с традициями и обычаями наших предков, например изучение русских народных костюмов, обычаев. Традиционные русские наряды – ценность, которая пришла к нам из глубины веков, создавалась множеством поколений.
(Демонстрация плакатов или образцов моделей русских народных костюмов.)
– Какое впечатление производят на вас эти наряды?
– Чем они отличаются от современной одежды?
– Какие детали представленной одежды сохранились и до нашего времени?
– Где можно почерпнуть сведения о народном костюме? (Примерный ответ. В специальной литературе; в краеведческом музее; на выставке; в кино, театрах, если там разыгрываются сюжеты из древнерусского быта; из произведений писателей и художников.)

Народные традиции сохраняют современные мастера, которые шьют костюмы для артистов театров, исполнителей народных песен и танцев. Стараясь как можно лучше донести до зрителя смысл и эмоциональность исполняемых номеров, артисты одеваются в соответствующем стиле.

Представьте себе, что на сцену вышла певица, которая исполняет русскую народную песню – медленную, протяжную, мелодичную, в современной одежде, сразу создастся ощущение несоответствия образа артистки с тем, что она поет. Если же в театре исполняется пьеса, действие которой происходит в далекие времена, то к работе над ней обязательно привлекают художника, хорошо знакомого со стилем одежды, характерным для той эпохи.

Многое из старинной русской женской одежды перешло в наш XXI в., например функциональность вещи, ее многослойность, которая связана с природными условиями России, где большинство дней в году холодные, и поэтому приходится одновременно надевать сразу несколько вещей. Характерное отличие – богатое декорирование, придающее одежде яркость. В самых разнообразных предметах современной одежды – от ночной сорочки до пальто – нередко используются мотивы народного оформления в виде вышивки, аппликации, соответствующая фурнитура.

В этом учебном году у вас будет возможность в ряде швейных изделий применить какие-то элементы русского костюма. По ходу выполнения проекта вы сами решите, в чем будут проявляться эти народные традиции – в фасоне или в оформлении.

8. Лабораторная работа

Почувствуйте себя художником-модельером – создайте свой женский костюм, нарисуйте его в ваших тетрадях. В этом вам поможет готовый шаблон, вырезанный из плотной бумаги. Обведите контуры бумажной фигурки на странице вашей тетради и придумайте для нее костюм.
(Школьницы выполняют указанную работу.)

Теперь можно подумать над эскизом костюма. При этом вам придется решить целый ряд задач.

– Для какого времени года предназначен костюм?
– Для какого вида деятельности – работы, досуга, отдыха?
– Из каких частей он будет состоять?
– Как он может быть оформлен?

Сначала сделайте на отдельном листочке эскиз костюма. Для удобства прочитайте плакат, где перечислены этапы работы над моделью костюма.
(Повесить на доску плакат со схемой работы или записать задачи, которые необходимо решить при создании костюма.)

1. Придумайте фасон одежды.
2. Обоснуйте ее назначение.
3. Нарисуйте эскиз.
4. Оформите окончательный вариант модели.
5. Внесите элементы декора, украшения.
6. Раскрасьте костюм фломастерами.
(Школьницы выполняют работу, после чего демонстрируют свои модели, рассказывают, как они выполняли работу, объясняют полученный результат и анализируют модели по дополнительным вопросам.)

– Какова функция показанной одежды?
– Для кого она предназначена?
– Какая ткань может быть использована для ее изготовления?
– В чем ощущается влияние традиционного русского народного костюма?
– Что в модели было оригинальным?
– Возможно ли в чем-то творческое дополнение?

9. Изучение нового материала

Посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (Ученицы рассматривают репродукции картин К.А. Коровина «Северная песня», эскизов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».) В обоих случаях нарисованы костюмы девушек, но на картине «Северная песня» действие происходит летом; в другом случае – зимой.

– Какая деталь присуща этим костюмам, несмотря на то что они предназначены для разных времен года? (Юбки.)

В стародавние времена подобные прямые юбки из сурового или выбеленного домотканого полотна были традиционной женской одеждой. Они назывались «понева», это была старинная национальная одежда крестьянок. Понева могла быть не только одноцветной, материю для нее ткали из разноцветных нитей, так что она получалась и полосатой, и клетчатой. Но в России чаще всего ее шили из гладкой, однотонной ткани и украшали вышивкой, декоративной отделкой. Причем поневу было принято носить только с того времени, как девушка считались просватанной, в основном это была одежда замужней женщины.

– Какие элементы старинной девичьей одежды вы видите на представленных картинах? (Кокошники, ленты.)

Лента была не только украшением в косе, хотя и тогда ее расшивали бисером, кистями. Лентой назывался головной убор на жесткой основе с открытым верхом, который повязывался на голову. Иногда в холодное время года поверх него надевали теплый шерстяной платок. А головной убор замужней женщины назывался «кика», «кичка».

– Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина он упоминается? (В «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Парчовая на маковке кичка…».)

В эскизах к постановке оперы «Снегурочка» кичка является элементом одежды Бобылихи – замужней женщины.

10. Культура швейного труда

На следующем уроке вы займетесь шитьем. Но перед этим давайте проанализируем, какие условия нужны для того, чтобы во время таких занятий сохранить здоровье. Ведь шитье – напряженный труд. Как надо правильно организовать швейный труд? Работа за швейной машинкой предполагает сидячее положение корпуса, большую нагрузку на позвоночник и глаза.

– Что необходимо предпринять, чтобы по мере возможности снизить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и ваши глаза? (Примерный ответ. Правильно выбрать место работы по отношению к источнику света, делать паузы во время шитья, специальную гимнастику для глаз.)

На рабочем столе должно быть предусмотрено место для размещения материалов, инструментов и оборудования. Существуют специальные упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика

Каждое упражнение выполняется до 10 раз.
1. Широко раскрыть глаза и закрыть их, сжимая веки.
2. Зафиксировать взгляд на кончике носа.
3. Часто моргать.
4. Выполнить движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, не поворачивая при этом голову.
5. Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
Данные упражнения можно выполнять не только на уроках труда, но и во время любых других занятий, связанных с напряжением глаз, как в школе, так и дома.
(Школьницы выполняют упражнения, после чего записывают их в тетради.)

11. Изучение терминологии швейного производства. Работа в тетради

Поскольку вам придется несколько занятий побыть в роли мастеров швейного цеха, познакомьтесь с профессиональной терминологией этих специалистов. Запишите в ваши тетради несколько новых для вас понятий.

Ателье – небольшое швейное предприятие, где шьют одежду по индивидуальному заказу. С каждого заказчика тщательно сни- мают мерки и по ним делают лекала для раскроя ткани. Фабрика – крупное предприятие по изготовлению швейных и других изделий на типовые фигуры. При фабричном пошиве для создания выкроек пользуются специальными лекалами с различными размерами, которые считаются традиционными.

Какие же размеры принято считать нетрадиционными? Бывает, что у человека имеются какие-то отклонения от норм фигуры, например, часто встречается увеличенный объем в области талии или бедер. Конечно, при пошиве одежды в ателье или самостоятельно это учитывается, а при фабричном, типовом пошиве – нет.

– Какие виды одежды шьют чаще всего на фабриках? (Примерный ответ. Форменные комплекты для специалистов разных профессий – рабочих, железнодорожников, военных, а также для учащихся школ и т. д.)

Художник-модельер – специалист по созданию индивидуальных моделей одежды, выставочных комплектов, моделей для показов.

Конструктор одежды – специалист по созданию выкройки моделей, создающий чертежи для них. Работник фабрики, производящей типовые модели одежды.

Закройщик – конструктор, работник ателье, создающий индивидуальные выкройки одежды.

Портной – специалист по изготовлению швейных изделий.

12. Игра

В заключение занятия проведем игру под названием «Женская одежда». Каждая бригада будет поочередно называть предмет одежды из женского гардероба. За каждый ответ вам будет начисляться одно очко. Если в течение 5 с ответ не был дан, команда пропускает ход. Чтобы потом произвести подсчет набранных очков и не ошибиться, за каждый правильный ответ команда получит квадратик из бумаги.

Итак, закройте глаза, попытайтесь сосредоточиться и вспомнить как можно больше названий женской одежды.
(Команды называют предметы одежды, за каждый правильный ответ учитель вручает команде бумажный талончик. После того, как ответы иссякнут, учитель прекращает игру, производится подсчет, называют победителей и награждают их.)

Вы назвали довольно много видов одежды. Скажите, для чего предназначена одежда каждого указанного вами вида.
(Школьницы называют.)

Приведенные наименования необходимо записать в тетради и дать пояснения каждому виду одежды, описать ее внешний вид специфику.

Назначение одежды

1. Рабочая.
2. Повседневная.
3. Праздничная.
4. Деловая.
5. Спортивная.
6. Для отдыха.
7. Для сна.

(Школьницы дают пояснения каждому виду одежды, описывая ее внешний вид и специфику.)

13. Подведение итогов

– Сформулируйте правило: что подразумевается под рабочим местом? (Пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, в котором находится место для работающего, рабочих материалов, инструментов и оборудования.)

– Каких отечественных или зарубежных художников- модельеров вы знаете?
– Какие виды технологий вам предстоит изучить в 6 классе? (Технологию ухода за жилым помещением.)
Домашнее задание
Раскрасьте фломастерами ваши модели костюмов. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Народный костюм»,
«Знатна Русская земля своими мастерицами», «Зимние фантазии»,
«Образ природы в народном костюме». Можно проиллюстрировать ваше сообщение наглядными примерами.
На следующее занятие необходимо принести принадлежности для шитья. Вы будете шить футболку. Для ее создания достаточно ткани небольшого размера.
Для выкройки футболки принесите лист газетной бумаги, линейку, карандаш. Для снятия мерки вам понадобится сантиметр.

Вместе с этим также читают:

План-конспект урока технологии в 6 классе. Отделка квартиры


Назначение: обмен опытом с коллегами по организации учебной деятельности учащихся на уроках технологии.
Описание: данный конспект предназначен для учителей технологии, работающих по учебнику "Технология. Обслуживающий труд." (6 класс. Под редакцией В.Д.Симоненко), при первичном знакомстве и изучении темы "Отделка квартиры"
Цели урока:
1. Образовательные цели:
1.1. Ознакомить обучающихся с отделкой квартиры, ее особенностями;
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при изучении данной темы.
2. Развивающие цели:
2.1. Способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, её выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обогащать и систематизировать, ставить и решать проблемы).
2.4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.
3. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, экономических качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Урок сопровождается презентацией
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: сообщения учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент урока. (3 мин.)
1. Проверить готовность обучающихся к уроку.
2. Психологический настрой на урок.
2. Повторение (проверка знаний обучающихся по теме «Понятие о композиции в интерьере») (10 мин.)
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Интерьер жилого дома». (Слайд 1)
На прошлом уроке мы с вами говорили о композиции в интерьере. Давайте вспомним (Слайд 2)
1. Что такое интерьер?
2. Какие основные качества интерьера вы знаете?
3. Что такое зонирование?
4. Какие функциональные зоны вам известны?
5. Что называют декоративным убранством жилища?
3. Изучение нового материала. (20 мин.)
С давних времен в народе говорят: «Дом вести – не бородой трясти» или «Дом вести – не лапти плести». Верно, непростое это дело. Кому из нас не хочется, чтобы дом наш был уютным и красивым, где мы могли бы спокойно отдыхать от суматохи рабочих будней, заниматься любимым делом, творчеством. Как же сделать свою квартиру неповторимой: удобной и комфортной, уютной и своеобразной!(Слайд 3)
Сегодня на уроке мы и будем говорить об отделке квартиры. Начнем с:
Отделка стен, пола, потолка.
Общий характер интерьера квартиры во многом зависит от отделки стен - это фон для мебели и предметов убранства. Для отделки стен используются: штукатурка (побелка), краска (если стены ровные), керамическая плитка, декоративный пластик, обои. Широкое распространение в городском жилище получила оклейка обоями стен жилых и подсобных помещений.
Сообщение 1-го обучающегося:(Показ образцов обоев(Слайды 4-9))
Выбирая обои, следует учитывать, что размер рисунка и цвет создают впечатление различной освещённости и величины комнаты. Например, небольшая комната будет казаться ещё меньше, если её оклеить обоями с крупным рисунком. Вертикальные полосы на обоях увеличивают комнату в высоту, а горизонтальные - уменьшают. Ромбовидный рисунок создаёт ощущение большого объёма. Отделка стен должна сочетаться с цветом мебели и соответствовать назначению помещения. Например, для спальных комнат рекомендуется выбирать обои спокойного цвета, так как пестрота действует раздражающе. Слишком тёмный цвет также не пригоден- помещение кажется мрачным. В комнатах с окнами на северную сторону хорошо смотрятся обои кремовых, оранжево- розовых, жёлтых, золотистых, светло- зелёных тонов.
Учитель: Обои - отделочный материал для оклеивания внутренних стен и иногда потолков, обычно выпускается в виде рулонов. Обои различаются по цвету, рисунку, способу наклеивания, материалу, из которого они изготовлены. (Слайд 10)
Учитель: Ребята, какие покрытия для пола вы знаете? Ответы учащихся.
Демонстрация слайдов(Слайд 11-12)
Учитель:А что используется для отделки потолков? Ответы учащихся
Демонстрация слайдов (Слайд 13-14)
Отделка санузлов (Слайд 15)
Главное, чтобы все эти материалы были экологически чистыми.
Сообщение 2-го обучающегося: Для украшения и внутренней отделки помещений применяют декоративные ткани. Это обивка мягкой мебели, ковры и дорожки, занавеси на окна и двери, покрывала и скатерти.(Слайд 16)
Декоративные ткани придают интерьеру неповторимый характер, создают атмосферу уюта и теплоты.
Для общей комнаты хороши ткани насыщенных цветов с выразительным рисунком. В спальных комнатах должны быть мягкие пастельные тона, спокойная гамма цветов. Для детской лучше подбирать яркие, светлые ткани, преимущественно тёплых тонов. Но нужно помнить, что излишняя пестрота рано или поздно начинает раздражать человека.
Для занавесей, скатерти и салфеток на кухни рекомендуется ткань с одинаковым рисунком: в клетку, полоску или горошек, а также с цветочным орнаментом, но не слишком яркие.
Палас или ковёр могут занимать всю площадь пола, располагаться в центре комнаты или объединять какую-либо группу мебели.(Слайд 17)
В холодное и тёплое время шторы, ковры, покрытия имеют разное назначение, поэтому удобно иметь два комплекта декоративных занавесей: зимний - из мягких фактурных и летних - из тонких, но плотных материалов

Учитель: В интерьере квартиры большую роль играет оформление оконных, а иногда и дверных проемов тканями: шторами, гардинами, портьерами. (Слайд 18)
Самый распространенный вид такого оформления - драпировка.
Оформлением оконных проёмов могут служить шторы и гардины, а дверных - портьеры.
Работа с учебником . Страница 165 - 166. Найдите объяснение этим словам.
Драпировка – оформление ткани складками, свободно спадающими или специально собранными.
Шторы – это занавеси из непросвечивающей ткани.
Ламбрекен – поперечная штора, которая закрывает систему крепления занавесей.
Гардины – это занавеси на окне из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева, сетки, которые разнообразно и свободно драпируются.
Портьеры – занавеси на двери из непросвечивающей плотной ткани, используемые для изоляции от света и шума соседних помещений, маскировки дверного проёма.
Жалюзи – ряд горизонтальных или вертикальных пластин, способных открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться, изолируя комнату от улицы.
4. Закрепление знаний обучающихся. (10 мин.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю - не верю». Суть этой игры состоит в том, что я буду зачитывать утверждения по пройденной теме, а каждый из вас, кто посчитает утверждение верным, поставит «да» рядом с номером утверждения, а если неверным, то ставит «нет». (Слайд 19)
1. Линолеум - гибкий рулонный материал на основе синтетических смол, предназначенный для покрытия полов.
2. Гардины - занавеси из непросвечивающейся ткани.
3. Жалюзи - шторы из пластинок на шнурах.
4. Шторы - занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева.
5. Ламбрекен - оформление ткани складками, свободно спадающими или специально собранными.
6. Вертикальные полосы на обоях увеличивают комнату в высоту, а горизонтальные – уменьшают.
7. Портьеры - занавеси на двери из непросвечивающейся плотной ткани.
8. Драпировка - декоративный элемент из ткани, закрывающий систему крепления занавесей.
9. Паркет - неокрашенные дощечки, плотно уложенные на полу в виде геометрического рисунка.
10.Обои - отделочный материал для оклеивания стен жилых и подсобных помещений.
Теперь вы должны взаимно друг у друга провести проверку выполненного задания и сверить с результатами на экране.
Правильные ответы:(Слайд 20)

5. Рефлексия (5 мин.)
Обучающиеся подсчитывают количество баллов согласно полученным бонусам, сравнивают свои результаты с работой товарищей, с таблицей на экране (Слайд 21)

И выставляют соответствующие оценки за выполненную работу. Вместе с обучающимися: обсуждаем, всё ли получилось на уроке, что узнали нового на уроке, на что нужно обратить внимание при подготовке домашнего задания.
6. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 22)
Прочитать § 31, стр.163 -166 в учебнике, альбомный лист, лоскуты тонких, легко драпирующихся тканей, тесьма, кусочки пряжи, нитки, игла, ножницы, линейка, карандаш, тетрадь.
Нарисовать эскиз штор комнаты.