Церковь николая чудотворца, что в новом ваганькове.

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница - церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название "храм Николы на курьей ножке".

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный - в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела - в честь и святителя Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах - архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня литургия - начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям - начало в 9.00. Накануне в 17.00 - вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям - молебен и освящается вода.

Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября - рождество святителя, 22 мая - день перенесения его честных мощей, 19 декабря - праздник чествования святого Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА




Приход храма святителя Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех Горах известен с 1683 года.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1902 году. Архитектор Г.А. Кайзер.

Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Приделы в честь святителей Николая и Димитрия Ростовского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1992 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. С 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.

СВЯТЫНИ ХРАМА


Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В среду, пятницу и субботу начало богослужения (утреня, часы, литургия) в 8.00.
В воскресенье и великие праздники начало Божественной литургии в 9.00, накануне всенощное бдение - в 17.00.
По средам в 18.00 акафист святителю Николаю (кроме дней с богослужением накануне великих праздников и дней поминовения усопших).
По воскресеньям молебен с водоосвящением в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО


протоиерей Дмитрий Михайлович РОЩИН, настоятель. 11 февраля 2016 года назначен настоятелем храма

Протоиерей Андрей Вадимович ЛОРГУС.
Родился 25 марта 1956 года.
Образование: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Московская духовная семинария.
26 июня 1988 года рукоположен в сан диакона.
6 декабря 1993 года - в сан пресвитера.

Протоиерей Димитрий Станиславович ЛИН.
Родился 5 сентября 1961 года.
Образование: Московский энергетический институт. Кандидат технических наук. Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
14 мая 1998 года рукоположен в сан диакона.
24 сентября 2002 года - в сан пресвитера.

Священник Даниил Валерьевич ЗУБОВ.
Родился 29 июня 1976 года.
Образование: Образование: Российская академия физической культуры и спорта. Сретенская духовная семинария.
8 августа 2004 года рукоположен в сан диакона.
13 мая 2008 года - в сан пресвитера.

Диакон Вадим Михайлович САМОХВАЛОВ.
Родился 20 ноября 1977 года.
Образование: Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Коломенская духовная семинария.
26 февраля 2012 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Николаевич ТИТУШКИН

СХЕМА ПРОЕЗДА

Ближайшими станции метро - «Улица 1905 года» (Таганско-Краснопресненская линия) и «Краснопресненская» (Кольцевая линия).

От метро «Улица 1905 года» : последний вагон из центра, по наземному пешеходному переходу перейти на противоположную сторону улицы Пресненский вал, далее – на улицу Красная Пресня. По улице Красная Пресня пройти около 200 метров до наземного пешеходного перехода, повернуть направо, продолжать движение прямо до перекрестка Большого Трехгорного переулка с Большим Предтеченским переулком. Перейти Большой Предтеченский переулок и повернуть налево. Следовать по Большому Предтеченскому переулку до его пересечения со Средним Трехгорным переулком. Повернуть направо в Средний Трехгорный переулок и по нему дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

От метро «Краснопресненская» : повернуть направо и следовать по улице Красная Пресня в направлении от центра города. Пройти около 250 метров и свернуть налево в Пресненский переулок. Пройти до улицы Заморенова, перейти ее и повернуть направо, следовать до Прокудинского переулка, по Прокудинскому переулку дойти до Б. Предтеченского переулка, повернуть направо и идти до Среднего Трехгорного переулка. Повернуть налево и по Среднему Трехгорному переулку дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

В приходе храма действует воскресная школа для детей и взрослых, Организация российских юных разведчиков (56 отряд свт. Николая), библейский колледж «Наследие», клуб исторической реконструкции им. св. Димитрия Солунского, клуб «Арт’эриа», работают группы анонимных алкоголиков, наркоманов и созависимых.

По поводу даты строительства мнения расходятся – 1762 или 1763 год это был. Однако известно, что здание было небольшим, и впоследствии неоднократно расширялось и перестраивалось.

В жизни обители огромное участие принимал купеческий род Прохоровых. Почти столетие они оставались её меценатами и попечителями. Кстати, при храме работала первая в столице школа для девушек. К 1900 году в ней училось более 80 воспитанниц.

В 1860 году были выстроены трапезная и колокольня. Новые сооружения явно дисгармонировали с архитектурой основного здания церкви, поэтому его решили перестроить. Хотя по другой версии причиной была растущая численность местного населения. Так или иначе проектом занялся архитектор Георгий Кайзер, и в декабре 1902 года новый храм Николая на Трёх горах уже был освящён.

Архитектурная композиция получилась объёмной и весьма интересной. Здесь плавные линии полукруглых апсид и килевидных закомар перекликаются с чёткими прямыми формами полуколонн, украшающих фасады. Все окна храма циркульные и выдержаны в одном размере. Храм имеет 3 луковичных главы: две из них расположены на его основном объёме, а третья венчает широкий приземистый купол. Шатёр колокольни декорирован слуховыми окошками и завершается великолепной маленькой главкой.

В 1920-х гг. храм Николая на Трёх Горах был разграблен (изъяли более 12 пудов золота и серебра в виде монет и разной утвари), но оставался действующим. Нужно отметить интересный факт: одним из регентов обители в то время был Александр Александров, в будущем автор гимна СССР.

В 1928-м храм закрыли, а нескольким позже перестроили. Хотя правильнее было бы сказать изуродовали. В здании разместились сначала Дом культуры, потом Дом пионеров им. Павлика Морозова.

Обитель вернули Церкви в 1992 году; регулярные богослужения возобновились только в 2001-м, после долгих лет реставрации. Сегодня при храме работает воскресная школа, действуют молодёжный и мужской хоры.

История прихода храма святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалось поселение служащих царского псаренного приказа – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали называться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. И в наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отражались не только в политике и экономике Московского царства, но и во вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших лиц государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло позиции псаренного приказа, и около 1637 года ваганов решили переселить подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Возникшее поселение получило название Новое Ваганьково, и в нем отстроили деревянный храм во имя святителя Николая. В 1695 году это сооружение полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Деревнин.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине XVIII ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширяли, добавляя приделы – сначала придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, придел во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

«Золотой век» Свято-Никольского прихода в Новом Ваганькове наступил в первые годы XIX столетия. Тогда по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой прохоровской Трехгорной мануфактурой. Появление в районе сословия фабричных рабочих коренным образом изменило состав его жителей. Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были старостами храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города, поскольку французские войска заняли его несколько раньше. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности основателя династии В.И. Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и сменивший его иерей Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым крупным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них «адресную помощь», иначе попадавшую в руки мощной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал еще одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г.Кайзером и утвержденного самим Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Генреконструкция была полностью закончена в 1908 году (отметим, что проект Кайзера был воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, эпицентром которых был район Пресни, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его прихожан оставалась стабильной, а порядок в районе храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. На Трех Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унесших жизни более 3 тысяч клириков только в Центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт, несмотря на многочисленные просьбы верующих, в 1930 году. Судьба его клириков точно не установлена, но не исключается, что большая часть из них погибла в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возращении здания Церкви принято Моссоветом в 1990 году. Реконструкция и перестройка проводились с 1991 по 2000 годы. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

Церковь Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех горах

Нововаганьковский, позже Б. Никольский, затем пер. Павлика Морозова, с 1992 г. вновь Нововаганьковский пер., 9, угол Ср. Трехгорного пер., 4 и М. Трехгорного пер.

"В XIV в. вся местность от Никитских ворот до реки Ходынки на западе принадлежала герою Куликовской битвы - серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, внуку Калиты".

"Переулки названы в XIX в. Трехгорными по урочищу "Три горы", известному в этом месте с 1410 г.".

"Ваганиться", согласно словарю Даля, значить "баловать, шалить, играть, шутить" (вероятно, связано с западноевропейским "ваганты"). Старое Ваганьково находилось в самом центре города близ Кремля - там в XV-XVI вв. проживали дворцовые скоморохи. Позже они были переселены за Никитские ворота, и новое место жительства их стало именоваться Новое Ваганьково.

"Нынешний храм выстроен на месте древнего", "известного с 1628 г.".

"Первоначальное Ваганьково располагалось на Моховой. Затем его переселили к церкви Софии в Ваганькове близ Кудринской площади. Около 1637 г. жителей вновь переселили за Пресню, в нынешний Волков переулок, где под этим годом значится деревянная церковь "Николы во Псарех". В 1678 г. псарей уже в четвертый раз перевели к современному Ваганьковскому кладбищу, куда перевезли и старый храм; но в 1681 г. на его место перенесли церковь Николы на Курьей Ножке. В 1695 г. думный дьяк Гаврила Деревнин выстроил новый деревянный храм уже на пятом, современном месте за Трехгорной заставой.

В 1762 г. получили разрешение выстроить каменный трехпрестольный храм, оконченный лишь в 1785 г. Главный престол иконы Богоматери "Живоносный источник", приделы св. Николая и Димитрия Ростовского. В 1860 г. выстроены новая трапезная и колокольня. Около 1892 г. приделы вынесены из трапезной вперед в линию с главным храмом. В 1900-1902 гг. на средства Серебряковых архитектор Г. А. Кайзер выстроил новый главный храм; в 1908 г. он был внутри расписан. Предметов старины внутри не оставалось".

"Главный храм построен заново в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Г. А. Кайзера на средства Серебряковых. Вновь освящен 1.12.1902 г.".

"Освящен новый храм при церкви Николая Чудотворца, что на Новом Ваганькове, вновь построенный в честь иконы Богоматери, именуемой "Живоносный источник". Сооружен он Г. Ф. и Н. Ф. Серебряковыми согласно воле скончавшегося 2 года назад их дяди Ф. И. Серебрякова. Сооружение храма с приделами обошлось около 140 000 рублей. Великолепный 5-ярусный иконостас вызолочен, иконы написаны по золотому фону, сделана новая утварь и новые ризы на иконах".

"2 апреля 1922 г. из храма изъяли 12 пудов 4 фунта золотых и серебряных изделий и 4 других драгоценных предмета".

В начале XX в. при церкви существовал попечительный совет о бедных, содержащий: 1) церковноприходскую двухклассную женскую школу имени императора Александра III; 2) приходскую женскую богадельню.

"Храм закрыт в 1929 г.". Долгое время был занят детским Домом культуры им. Павлика Морозова. Главы храма и колокольня до I яруса сломаны. В трапезной пробит второй ряд окон. Кругом новая чугунная ограда. Здание на государственной охране не стоит.

В 1990 г. здание было брошено: дом "культуры Павлика Морозова" выехал, бросив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обвалилась. С юга начали было новую пристройку и вскоре оставили.

"В 1992 г. храм вернули верующим; настоятелем назначен о. Валентин Парамонов. Но соседняя фабрика "Трехгорка" требует завести в нем дом детского творчества".