Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы. Открытое занятиеТема: «Солнце, Земля и другие планеты Солнечной Системы Конспект солнечная система старшая группа

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Предварительный просмотр:

Задачи:

1.Формировать у детей элементарные представления

О Солнечной системе.

2.Познакомить детей с особенностями вращающих-

Ся вокруг солнца планет.

3. Подводить детей к самостоятельным выводам,

Инициативным высказываниям.

Словарная работа: закреплять и активизировать слова:

«Солнечная система», «планета», «орбита»,

«звезда», «шар», «спутник», «Луна»,

«солнечная семья»

Солнечная система - наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.

Планета – громадный холодный шар, сам светится не может и виден лишь по тому, что его освещает

звезда.

Орбита - так называется космическая «дорога» кораблей, спутников, планет.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе,

Луне.

Беседы на тему «Космос»,

Чтение худ.литературы:

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.

Башкирова Е. Небесный зоопарк. Журнал

«Дошкольное воспитание» №4,5,6-1995г.

Левитан Е.П.Звездные сказки.

МайороваГ. Игры и рассказы о космосе.

Хорошилова Н.,Панькова М. Картотека зозвездий.

Журнал «Обруч»,№1 2002г.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Раздается стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, скажите здесь находится космодром?

Воспитатель. Нет, это не космодром, это детский сад. А зачем тебе нужен космодром?

Незнайка. Я собираюсь полететь на планету под названием «Луна».

Воспитатель. Дети, скажите, а разве есть планета под названием «Луна»?

Дети. Нет.

Воспитатель. Скажите, а Луна это что?

Дети. Луна – это спутник Земли.

Незнайка. Ну, хорошо тогда я полечу на Солнце.

Воспитатель. Незнайка по моему ты ничего не знаешь о Солнечной системе. Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы знаем, а Незнайка посидит и послушает.

Скажите, пожалуйста, Солнце это планета?

Дети. Нет. Солнце – это звезда. Звезда это скопление раскаленных газов. Звезд очень много.

Воспитатель. Скажите, а они все одинаковые?

Дети. Звезды не одинаковые самые горячие это голубые, желтые - холоднее, а оранжевые еще холоднее.

Воспитатель. Хорошо, молодцы. Вокруг Солнца вращаются планеты. Скажите сколько мы знаем планет в нашей солнечной системе?

Дети. Всего 9 планет.

Воспитатель. Какие это планеты?

Дети. (перечисляют)

Воспитатель. Ребята здесь у меня есть модель вселенной давайте мы с вами расставим их по порядку. Только сначала вспомним, что каждая планета движется по своей дорожке, которая называется

Дети. Орбита.

Воспитатель. Назовите первую планету солнечной системы.

Дети. Меркурий. (ставят изображение на модель)

Воспитатель. Меркурий – это самая близкая планета к Солнцу. Меркурий так горяч, что на нем плавится олово и свинец, а вся вода превращается в пар. Меркурий делает оборот вокруг Солнца меньше чем за три месяца.

Прекрасная звезда на небе

Звучит оно как слово «вера»

Как имя девушки…..

Дети. ВЕНЕРА

Это вторая планета от Солнца.

Воспитатель. Венера окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь.

А как называется планета на которой мы живем?

Дети. Это третья планета Земля.

Воспитатель. Ребята скажите. А у Земли есть спутники?

Дети. Да у Земли есть природный спутник это Луна. А еще есть много исскуственных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Для звездочета я - загадка

И начинаюсь я на «М»

Но только я - не шоколадка

Хотя я тоже нравлюсь всем.

Дети. Это четвертая планета Марс.

Воспитатель. Марс немного меньше Земли. Там холоднее, чем на Земле. Почему?

Воспитатель. А сколько спутников у Марса?

Дети. У него два природных спутника.

Незнайка. Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку.

Есть у меня 15 друзей

15 спутников жизни моей,

Что это за планета?

Дети. Юпитер.

Воспитатель. Правильно это самая большая планета Солнечной системы у нее 15 спутников и она полностью состоит из сгустившихся газов.

Я очень привлекателен,

Меня все узнают в лицо.

Бесспорно, я влиятелен

Ношу я модное кольцо.

Незнайка. Можно я отвечу. Это Сатурн.

Воспитатель. Это одна из планет великанов, которая имеет удивительное кольцо и много лун. Кольцо состоит из больших и маленьких камней и космической пыли. А какие еще планеты имеют кольца?

Дети. Уран и Нептун.

Воспитатель. А какая самая последняя планета?

Дети. Плутон.

Воспитатель. 9 планета нашей солнечной системы это Плутон. Она не газовая, она твердая. А у нее есть спутник?

Дети. У него есть один природный спутник.

Воспитатель. Плутон так далек, что один оборот вокруг Солнца он делает за 250 земных лет.

Вот мы с вами и составили модель Солнечной системы, и теперь Незнайка, наверное, запомнил какие есть планеты.

Незнайка. Да я сегодня не только узнал какие есть планеты, но и о самих планетах узнал много интересного. Ребята, а мне тут Знайка дал очень интересные вопросы давайте попробуем на них ответить. А за каждый правильный ответ я вам буду давать по звездочки.

ВИКТОРИНА

Солнце- звезда или планета?

Что такое орбита?

Сколько планет движется вокруг Солнца?

Сколько живут звезды? А) звезды рождаются и умирают;

Б) звезды живут вечно;

Какая планета находится ближе к Солнцу?

Какая планета самая далекая?

Какое Солнце? а) газообразное;

Б) твердое.

Какое утверждение верно? а) Солнце больше Земли;

Б) Земля больше Солнца.

Что такое Земля? а) звезда;

Б) планета.

Есть ли у Венеры спутники?

Сколько спутников у Сатурна? (10 или 15)

Из чего состоят кольца Сатурна? а) из камней и пыли;

Б) из газа.

Незнайка. Молодцы, ребята, вы очень хорошо мне все объяснили. А теперь я с вами хочу попрощаться. До свидания.

Воспитатель подводит итог занятия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два – стоит ракета

Три, четыре – самолет

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете

На носочки поднимись-

Полетит ракета ввысь.


Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

Программные задачи :

Образовательная область «Познание»

Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе , об освоении космоса.

Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах , обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.

Образовательная область «Коммуникация»

Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

Предварительная работа : занятие «Освоение космоса» , беседа «Голубая планета Земля » , рассматривание иллюстраций на тему «Космос» .

Оборудование :

Презентация «Планеты солнечной системы » .

Диск с записью космической музыки, слайды.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!

Давайте все вместе скажем : «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас» . На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.

Воспитатель : Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки :

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце )

Воспитатель : Послушайте следующую загадку.

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда) .

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет) .

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля .

Стихотворение о Гагарине.

Покорить простор вселенной

Очень человек хотел

И тогда в далёкий космос

Первый спутник полетел

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда) .

А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда) .

А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

Дети : Знать.

В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

Дети : Труд.

В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …

Дети : Планеты .

В. Самый дружный будет наш, наш веселый …

Дети : Экипаж.

В. Если в космос мы хотим, значит скоро …

Дети : Полетим.

Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

На чем же мы отправимся в космос? (на ракете) .

Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр) .

Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк) .

Садитесь и пристегните ремни.

Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд) .

Вот мы с вами и в космосе!

Какое состояние у человека в космосе?

В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка) .

Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

Какая наша голова? (Легкая)

Какие наши руки? (Легкие)

Какое тело? (Легкое)

Садитесь.

А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет ) .

Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда) .

Все планеты вращаются вокруг Солнца . Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой . Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце ) .

- Планеты все одинаковые ? (они маленькие и большие, разного цвета) .

Чем они походят друг на друга? (круглые) .

- Планеты все круглые , но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца . Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы ).

Можно провести опыт «Шарики на ниточках» . Ребенок – солнце , шарики - планеты , ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет .

Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе ? (9)

Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий , (показ слайда)

На этой планете очень жарко , вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем , словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза . У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия» .

Вторая от Солнца планета – Венера , (показ слайда)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

Вы узнали третью планету ? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)

Земля - единственная в Солнечной системе планета , на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода) . Земля средняя по размеру планета , она находится не слишком близко к Солнцу . Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

От Солнца третья по счету планета ,

Наша Земля меньше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Следующая планета Марс . (показ слайда)

Марс - Таинственная планета . Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте) .

Пятая планета от Солнца называется Юпитер . (показ слайда) .

Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа . Эта планета совсем необитаема , потому – что на ней лютый холод».

Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)

Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет ? (кольца) . Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Планета , идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)

Посчитайте, какая она по счету?

Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не вмочь ,

Сорокалетие длится там день,

Потом сорокалетие ночь.

Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

Восьмая планета – Нептун , (показ слайда)

А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы . (показ слайда)

Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

Заключительная часть

Пока мы летим, вспомним все планеты .

Пальчиковая игра : «Солнечная система » .

По порядку все планеты

Назовет любой из вас :

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием …Плутон.

Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии .

Сколько планет в солнечной системе ?

Как называется самая близкая к солнцу планета ?

Какая планета самая маленькая ?

Какая самая большая?

Какая планета самая холодная ?

Какую планету называют красной ?

Какую планету окружают кольца ?

Назовите обитаемую планету солнечной системы ?

Молодцы, вы ответили на все вопросы.

Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля !

Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете . Отстегните ремни.

Выходите из ракеты.

У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы . Но планета Земля , на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»

Ф. И. О педагога : Титова Анна Валерьяновна

Название объединения : «Игровая экология»

Образовательная программа : «Игровая экология»

Год обучения : 2

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Дата: 6.10. 2014 Группа : 2 класс, 1 группа Год обучения : 2

Тема занятия : «Планеты Солнечной системы»

Цели: Знакомство детей с планетами Солнечной системы

Задачи: 1. Дать представление о планетах Солнечной системы и их расположением относительно Солнца.

2. Способствовать воспитанию бережного отношения к родной планете.

3. Расширять кругозор, развивать внимание, мышление, память, умение воспринимать информацию и делать выводы.

Материалы и инструменты : плакат с изображением нашей Солнечной системы, иллюстрации с изображением планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, карточки с тестовыми заданиями, индивидуальные карточки с изображением планет.

Ход занятия

    Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие, посмотрите всё ли у вас готово?

Проверка полученных знаний

Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Игра «Установи соответствие» (соединить правую левую части названий)

1. Назовите яркую звезду из созвездия Малая Медведица. Которая указывает на север. (полярная)

2. Назовите естественный спутник Земли (Луна)

3. Как называют человека, который изучает звезды? (астроном)

4. Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

5. Как называется фигурное сочетание звезд? (Созвездия)

6. Назовите прибор, с помощью которого наблюдают за звездами (Телескоп)

7. Что такое огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет (Звёзды)

II . Основная часть

Сообщение темы, целей урока:

Так о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня наш урок будет посвящен планетам нашей Солнечной системы.

С этой темой мы уже знакомились на занятиях в прошлом году и сегодня мы вспомним изученный материал. А также узнаем много нового и интересного. И помогут мне в этом ребята, которые готовили сообщения по моему заданию.

Ребята, а кто знает, что такое планета?

1. Космическое тело

Верно. Давайте прочитаем на распечатанных листах определение планета.

2. Планета – это холодное космическое тело, которое не излучает собственного света.

Назовите планеты, которые вы знаете?

3. Меркурий, Венера. Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон

А сейчас проверим, все ли планеты назвали. И поможет нам в этом стихотворение, которое нам прочитает Климова Полина:

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей

За ними Юпитер, из всех великан.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их различим мы

Уран и Нептун. и кроха Плутон.

Все ли планеты назвали? Какую забыли?

Начинаем наше знакомство с планеты Меркурий.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Меркурий похож на нашу Луну. Днём на Меркурии жара, а ночью – холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная.

Так как планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то свой путь вокруг солнца она проходит всего за 88 дней. Эта планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли – Меркурия.

У вас на партах у каждого есть конверт с карточками, изображающими планеты.

Найдите у себя карточку с изображением планеты Меркурий и положите на парту перед собой.

Следующей планетой, которая стоит на втором месте после Солнца, является Венера.

По своим размерам Венера похожа на Землю. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Густые облака скрывают эту планету, поэтому её даже в телескоп трудно рассмотреть. Эта планета получила своё название в честь римской богини красоты – Венеры.

Найдите карточку с изображением планеты Венера и положите рядом с Меркурием.

Ребята, а как называется наша планета?

1. Земля

Верно, и следующая планета – Это Земля.

А расскажет нам о ней Коненкина Полина.

Земля – единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар потому, что большая её часть покрыта водой. У Земли есть спутник – это Луна.

Найдите карточку с изображением данной планеты и положите ее после Меркурия.

Четвертой планетой, удаленной от Солнца является Марс.

Марс похож на Землю. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню. Марс вдвое меньше Земли по размерам и раз в десять легче нашей планеты. У Марса есть два естественных спутника. Планета носит имя древнеримского бога войны- Марса.

Найдите и положите карточку с изображением планеты Марс следующей за Землёй.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физминутка

Продолжаем наше знакомство с планетами. И следующей планетой является Юпитер.

И расскажет нам об этой планете:

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Планета в 11 раз больше Земли. Юпитер имеет 16 спутников. Это газовая планета, твердой поверхности у него нет.

Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Юпитера. Эта планета так велика, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет.

Найдите на своих карточках изображение Юпитера и положите его перед собой после Марса.

Следом за Юпитером идёт Сатурн, шестая планета Солнечной системы.

Сатурн вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по красивым кольцам, окружающего его. Эти кольца состоят из множества частичек льда и камня. Как и Юпитер – это гигантская газовая планета. Она названа в честь римского бога земледелия.

Найдите и отложите карточку с изображением Сатурна.

Седьмой планетой, удаленной от Солнца является Уран.

Уран удален от Солнца, поэтому на планете всегда холодно. Это тоже планета- гигант, она в 60 раз больше Земли. Уран назван в честь греческого бога неба.

Отыщите карточку с его изображением и положите перед собой.

Это газовая планета, она не имеет твердой поверхности. Эта планета мало изучена, так как она находится очень далеко. Она носит имя римского бога морей – Нептуна

Карточку с его изображение положите на стол, рядом с Ураном.

И еще одна из планет нашей Солнечной систем - это Плутон.

Плутон – самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы. По размеру Плутон меньше Луны. Это самая холодная планета. У Плутона есть один спутник. Она носит имя древнегреческого бога Плутона- властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи.

Ребята, а как вы думаете. Почему эта планета самая холодная из всех планет нашей Солнечной системы.

Вот мы и познакомились со всеми планетами, входящими в нашу Солнечную систему.

Скажите, сколько же планет в нашей Солнечной системы?

Девять.

IV . Практическая часть

Сейчас, вам нужно нарисовать в альбомах в центре Солнце и расположить вокруг него все планеты, по порядку как мы изучили, потому что именно так они располагаются относительно Солнца.

V . Заключительная часть

А теперь подведем итог всего того, о чем мы говорили на уроке.

С какими космическими телами Солнечной системы мы познакомились?

С планетами Солнечной системы, астероидами.

Какие открытия сделали вы для себя?

Планет в нашей Солнечной системе всего 9

Жизнь на одной планете – Земля.

Они названы в честь древних богов.

А сейчас мы ещё раз вспомним название планет нашей Солнечной системы.

Загадки:

1. Девять братьев и сестер

Вокруг мамы бродят,

Отражая её свет,

Хороводы водят. (Солнце и планеты)

2. Загадочна, в белой вуали

Летит она в дальние дали

И, может быть, даже красива,

Но в дымке едва различима. (Венера)

3. Тепла, красива, зелена-

Для многих отчий дом она.

И много миллионов лет

От нас она хранит секрет. (Земля)

4. Планета эта горяча,

К Солнцу ближе всех она. (Меркурий)

5. Одному, конечно скучно,

Друга срочно вызвать нужно!

И не двух, не трёх – за раз,

Тридцать будет в самый раз.

Пусть кружат. летят вокруг,

Создавая плотный круг. (Сатурн)

Это пятая планета

Очень крупная она

Носит имя, планета эта

Самого главного божества. (Юпитер).

Елена Тараненко

Развивающее занятие в старшей группе на тему : «Солнечная система »

Тараненко Елена Сергеевна.

ЦРД «Стрижи» .

Цель : формирование представлений детей о Солнечной системе .

Задачи :

Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца .

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность : с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система » : планета, Солнце , Солнечная система , орбита, название планет.

- Развивать связную речь .

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Воспитывать интерес к Солнцу , Солнечной системе .

Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Материалы : плакат «Солнечная система » , картина с изображением Солнца , посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца , макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы ,ТСО-аудиозаписи : Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка) .

Ход занятия :

Дети встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце )

Чтение стихотворения про солнце .

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес .

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку) .

Воспитатель : Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем ? (Что эти предметы, как и солнце , источники света. Но искусственные.)

Воспитатель : Назовите природные источники света (солнце , луна, костер) .

Воспитатель : Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце ! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце ! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети : 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце :

Просыпайтесь, вышло Солнце !

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце ) .

Пословицы : При солнышке тепло , при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь , а правду не скроешь.

Солнце встанет , так и утро настанет.

Беседа о Солнце .

Воспитатель : Как вы думаете, что такое Солнце ? Какое оно?

Дети : Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель : Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце ? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель : А на самом деле Солнце какое ? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы . (картина с изображением Солнца )

Воспитатель : А есть ли жизнь на Солнце ? (На Солнце нет жизни , так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь : людям, растениям, животным)

Воспитатель : Солнце не одиноко , у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу . Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка .

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем : то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос : Как называют семью Солнца ? (Семью Солнца называют Солнечной системой )

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Верно, потому что главным является Солнце . В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца . Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы) . Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца ? (Ответы детей)


Воспитатель : Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?


III. Игра «Солнечная система » .

Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы . Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты) . Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца , как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе .

А сейчас Лиза расскажет стихотворение :

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы ,

И притяжением связаны все мы.

Солнце -звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают !

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места . По порядку все планеты назовет любой из нас :

Раз… Меркурий (отвечает ребенок) .

Два… Венера (отвечает ребенок) .

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.


Воспитатель : Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца .) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год» . Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети : Чем ближе к Солнцу находится планета , тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца , тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель : На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12) . В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется ? (предположения детей) Солнце не движется , оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает . Солнце – вечный двигатель , труженик : всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок , то другой, то третий, то четвертый.

V. Игра ««Космонавты» ».

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря :

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет : Опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Правила игры : Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!» . Нельзя выталкивать из «Ракеты» . Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце ? Сколько планет?