Совет. Кадровые проблемы: какие и как их решать? Современные проблемы образования и возможные пути их решения Решение проблемы кадров в школе

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Проблема педагогических условий формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях Санкт-Петербурга является одной из наиболее острых в современной педагогической науке и практике. Анализ информации полученной из разных школ города Санкт-Петербурга показал, что основной акцент уделяется гуманитаризации содержания общего образования, увлечение новыми технологиями обучения, связанными главным образом, с интенсификацией интеллектуальной деятельности учащихся и учителей, привели к существенному ослаблению внимания к проблеме педагогических кадров вообще.

Дело в том, что осуществление социально-экономических и политических реформ в России кардинальным образом изменило смысл и содержание деятельности учителя, способствовало усложнению задач, стоящих перед общеобразовательными учебными заведениями. Отсюда очевидно, что педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных условиях претерпевают значительные изменения в соответствии с потребностями обновления всей системы образования России.

Характер этих изменений объясняется необходимостью реализации идеи непрерывного образования в аспекте личностного, профессионального самоопределения учителя и перехода к программно-целевому принципу организации деятельности учреждений с целью обеспечения реализации конкретных программ развития образования.

Актуальность исследуемой проблемы обусловливается и тем, что сегодня продолжается обновление содержания и технологий обучения, форм организационно-управленческого взаимодействия образовательных учреждений и органов управления. Актуальным становится создание механизмов, позволяющих обеспечить координацию и взаимодействие различных учебных заведений, реализующих современную программу формирования кадрового потенциала. Очевидно, что в соответствии с этим современные общеобразовательные учебные заведения ориентируются на свою мобильность, способность к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию, созданию механизмов, обеспечивающих обратную связь системы с заказчиками и потребителями образовательных услуг. Программа формирования кадрового потенциала справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития всей системы российского образования.

Нарастание в западноевропейских государствах, Северной Америке, Японии и других развитых странах движения за всестороннее обновление общеобразовательной школы привело к возникновению ряда педагогических течений и концепций, которые изучаются родительской и педагогической общественностью и адаптируются к российским условиям. К учителям предъявляются, с одной стороны, повышенные требования, а с другой - наблюдается не решение вопросов их материального положения и других форм социальной защиты, соответствующих их профессиональному уровню.

В России наибольше распространение получили идеи формирования педагогического потенциала, способного поддерживать образовательные потребности молодежи на уровне требовании современного общества. Сегодня эти требования связаны с проведением ряда социально-экономических и политических реформ в России.

В этой связи большое внимание уделяется прежде всего особенностям социально-экономической обстановки в стране; во-вторых, с резко изменяющимися запросами общества к системе образования; в-третьих, с необходимостью совершенствования процессов формирования профессионального педагогического кадрового потенциала.

Решение указанных проблем требует переосмысления целевых функций системы формирования кадрового потенциала, пересмотра традиционных представлений о ее роли как социального института в жизни педагога, качественно новых подходов к управлению этим процессом.

К тому же, сложившаяся традиционная система формирования кадрового педагогического потенциала не может в полном объеме решать новые социально-педагогические задачи, связанные с созданием условий для становления личности современного педагога, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Целесообразно отметить, что программы по формированию кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях, помимо богатого исторического, педагогического, методического опыта, имели тенденции сопровождаться отдельными позитивными и негативными явлениями.

В современной системе образования России, на наш взгляд, созрела необходимость создания такой программы формирования кадрового потенциала, которая:

С одной стороны, основывалась бы на объективных критериях роста профессиональной компетентности учителя;

С другой, была бы гуманной, востребованной, доступной и понятной и самим педагогам, учащимся и их родителям.

Однако, при всех попытках анализа отдельных проблем по работе с педагогическими кадрами, недостаточно полно освещены педагогические условия формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях, в частности в начальной школе. Современная ситуация в системе российского образования характеризуется общими и «частными» противоречиями. К общим противоречиям, на наш взгляд, можно отнести следующие:

Противоречия между требованиями обновляющегося общества к педагогу и сложившейся традиционной системе подготовки кадров;

Между необходимостью построения системы непрерывного повышения квалификации, удовлетворяющей разнообразие образовательных и культурных запросов личности педагога и отсутствием достаточного количества специальных педагогических учреждений;

Между развернувшейся творческой инициативой педагогов «снизу» и определенной инертностью органов управления, отвечающих за процесс формирования педагогического кадрового потенциала;

К частным нами были отнесены следующие противоречия:

Между необходимостью решения стратегических и тактических v проблем развития системы формирования кадрового педагогического потенциала на федеральном и региональном уровнях и отсутствием научно-обоснованных механизмов управления этой системой;

Между практико-ориентированной федеральной и региональной системами формирования кадрового потенциала.

Сегодня разве что ленивый не говорит о реформе системы образования. С 2011- 2012 учебного года введены новые стандарты обучения, изменены санитарно-эпидемические требования, и много других перемен постигло общеобразовательную школу . О нововведениях спорят на форумах педагоги и родители, неравнодушная общественность, не поддерживающая новые стандарты образования, в знак протеста проводит митинги. Несмотря на это очевидным остается тот факт, что школа должна претерпеть реформу, и ограничиться внешними изменениями, не коснувшись содержательных преобразований, она не может. По данным исследования PISA, которое проводится в 65 странах мира, уровень образования в России, на сегодняшний день, оставляет желать лучшего. Наша страна находится на 43 месте в рейтинге по качеству образования. Однако это не значит, что мы плохо учим своих детей, это обозначает, что мы учим не так . Современная школа стремится к тому, чтобы дать как можно больше знаний ребенку, с каждым годом увеличивая их объем, и недоумевает: почему школьники не могут написать Единый Государственный Экзамен после ее окончания. Тогда как задачей школы должно стать не то, чему учить, а то: как научить учиться. Однако смена парадигмы образования возможна только при условии комплексной реформации, одним из аспектов которой станет решении кадрового вопроса. Учителя в школе «стареют» с каждым годом все больше. Статистические данные, говорящие о том, что в педагогические вузы конкурс за последние годы сократился в 6 раз: с 17,7 человек на место до 3 человек; а из 20 выпускников только 3 идут работать по специальности в школу, не оставляют надежды на то, что школа начнет «молодеть». В такой ситуации количество работающих педагогов пенсионного возраста растет с каждым годом. В свете дефицита педагогических кадров увеличивается учебная нагрузка на одного учителя до 1,5 – 2 ставок, что не может не отражаться на качестве подготовки к уроку. Причин тому, что молодые специалисты не хотят идти на работу в школу несколько:

1. Низкий социальный статус учителя в обществе и как следствие нежелание просвещенной молодежи посвящать себя данной профессии.

2. Перегруженность учителя оформлением документации, что не оставляет сил и времени на творческий подход к профессии.

3. Отсутствие полноценного социального обеспечения и льготной поддержки педагогов со стороны государства.

4. Высокая степень ответственности учителя, при оскорбительно маленькой заработной плате.

Исходя из сложившейся ситуации в образовательной среде, Президент России – Дмитрий Медведев инициировал проект «Наша новая школа», который предположительно будет состоять из 5 ступеней:

1. Внедрение в школьную среду новых образовательных стандартов.

2. Изменение системы учебно – воспитательной работы с талантливыми, одаренными детьми.

3. Развитие учительского потенциала.

4. Модификация инфраструктуры образовательной сети.

5. Новый подход к укреплению здоровья учащихся.

В свете этой концепции, на заседании комиссии по реализации национальных проектов, которая состоялась 31 августа, Дмитрий Медведев подчеркнул, что обновления системы школьного образования не возможно без изменений в кадровой политике школы. Государство вкладывает огромные средства в образование и взамен ждет отдачи с его стороны. Повышая социальный статус педагога и уровень заработной платы, создаются условия для конкурентной борьбы в этой сфере, следствием которой должно стать повышение качества работы учителей, творческий подход к профессии, освоение инновационных педагогических технологий. Дмитрий Медведев подчеркнул, что качество образования напрямую зависит от кадрового потенциала, и внес предложение привлекать аспирантов и молодых специалистов высших учебных заведений к профильному обучению школьников. Он также подчеркнул, что учителя должны иметь возможность качественно повышать свою квалификацию, используя ресурсы лучших российских и зарубежных учебных центров.

Однако все это выглядит, как яркая красочная обертка, в которую хотят поместить учителя, и получить вкусную, да еще и полезную конфетку. Теоретически все - безупречно, а на практике имеем: учителя - пенсионеры неохотно идут на инновационные изменения шаблонов преподавания. В этом случае менять их, только портить. Есть еще педагоги-новаторы, которых не много в обычной школе и их единственной просьбой является: если не помогаете, не мешайте. Остаются наиболее восприимчивые к переменам - молодые педагоги. Однако их будущее в школе на сегодняшний день туманно. Молодой специалист, который приходит работать в школу, сталкивается с огромными трудностями. Оказывается, все то, что он 5 лет изучал в ВУЗе – это только вершина айсберга, все самое важное всплывает на поверхность при погружении в школьную реальность:

  • Это и непонимание со стороны администрации, которая не всегда лояльна и терпеливо-внимательна к ошибкам молодых учителей.
  • И «испытание на прочность» учениками, некоторые из которых по возрасту недалеко ушли от учителя и воспринимать его серьезно и адекватно не могут.
  • Тут же придется пройти «Экзамен на личность» коллективом. На сегодняшний день молодому специалисту, чтобы вырасти в творческого неординарного учителя, в достаточно консервативной школьной среде, необходимо быть личностью с сильным характером, умеющей отстаивать свои позиции.
  • Родители, также, часто не проявляют снисхождения к молодым педагогам. И если администрация не встает в защиту молодого учителя, то разочарования в профессии неизбежны.
  • Последней каплей может стать, непонимание со стороны близкого окружения. На сегодняшний день в обществе царит мнение, если молодой человек идет работать учителем, то он либо неудачник, либо не от мира сего. И чтобы изменить сложившийся социальный статус учителя, одного повышения заработной платы не достаточно, необходима соответствующая социальная политика государства.

В итоге не всякий молодой человек оказывается к этому готов, и в конце первого года работы в школе возникает закономерный вопрос: «Ради чего такие жертвы? Где та творческая профессия учителя, о которой так мечтал»? И тут бессмертными становятся слова гениального писателя Льва Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Таким образом, изменения в образовательной среде неизбежны, и они не возможны без «омоложения» школы, без струи «свежего воздуха», которым наполнен ветер перемен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и общая характеристика региональной системы общего образования в РФ. Тенденции развития Московской региональной системы общего образования на рубеже веков. Образовательная политика Департамента образования города Москвы: эволюция, тренды.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Характеристика современной системы общего образования в РФ. Нормативно-правовые основы управления системой общего образования. Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области. Реконструкция фондов образовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2012

    Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.

    реферат , добавлен 30.03.2007

    Определение содержания понятия и раскрытие сущности общего образования. Критерий доступности и анализ состояния общего образования современной России. Направления и перспективы развития общего образования в РФ: реформа, модернизация, повышение качества.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2011

    Создание механизма устойчивого развития и раскрытие содержания процесса модернизации отечественного образования как общенациональной задачи. Диагностика основных проблем в модернизации общего и профессионального образования и выявление путей их решения.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2011

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Подходы к системе оценивания качества образования. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

Интересно отметить, что если первоначально число студентов на одного преподавателя в негосударственных вузах было меньше, то в последние годы при одинаковой тенденции, как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях к увеличению этого числа, численность студентов, приходящихся на одного преподавателя, в негосударственных вузах стала больше.

1.3. Кадровые проблемы в образовании

Российское образование остается одним из наиболее конкурентоспособных ресурсов страны. В 2000 г. среди стран Давосского форума Россия занимала по уровню образованности населения 25 место, в то время как по всем остальным социально-экономическим параметрам последнее 52 место.

Особенно сильными сторонами российского образования являются его фундаментальность и хорошая естественнонаучная подготовка. Вместе с тем в последние годы накопленный потенциал российского образования стал постепенно девальвироваться. Это связано с тем, что в новых условиях система образования не решает насущных задач развития, образование все меньше рассматривается обществом как современное и востребованное. Крайне остро эта проблема стоит в высшем образовании, когда подготовленные специалисты не отвечают потребностям рынка труда и не находят соответствующей работы. Весьма ограниченные ресурсы образовательной сферы растрачиваются неэффективно.

На грани кадровой катастрофы находятся системы общего, начального и среднего профессионального образования. В крайне тяжелом положении оказалась сельская школа. Образование, превратившись в одну из наиболее бедных отраслей, не притягивает молодежь. Старение педагогических кадров идет быстрыми темпами - в настоящее время 64% учителей имеют стаж работы более 25 лет, около четверти перешагнули пенсионный возраст. Столь же тяжелой является ситуация в технических вузах, где средний возраст профессорско-преподавательского состава близок к 60 годам. В гуманитарных и экономико-управленческих вузах положение несколько лучше - средний возраст профессорско-преподавательского состава достигает 55 лет. В этих вузах молодых преподавателей много среди тех, кто работает на полставки или по договорам.

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам.

Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.

Ситуация в российском образовании довольно объективно охарактеризована в научной литературе. Большинство авторов называет её кризисной. Суть кризиса объясняется отставанием качества образования от потребностей личности и общества, от изменений, происходящих в мире. Хотя отмеченное отставание качества образования наблюдается практически во всём мире, в России это отставание заметно больше, чем в развитых странах. Две главные причины - ошибочная образовательная и кадровая политика, недостаточное финансирование.

В школах систематически сокращается преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В России высшее образование финансируется в лучшем случае на 40% от достаточно скромных запросов. Зарплата профессора государственного вуза ниже средней по стране. Вместе со снижением зарплаты увеличивались педагогические нагрузки. Сегодня вузовский преподаватель вынужден работать в аудиториях в 3-4 раза больше зарубежного коллеги и в 1,5-2 раза больше, чем в 80-90-е гг. Уровень же его зарплаты в 10-30 раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем 15 лет назад. Преподаватели вынуждены теперь работать одновременно в нескольких вузах. Такая зарплата снизила, и продолжает снижать, педагогическую мотивацию к высокоэффективному труду. Сверхэксплуатация преподавателей рассматривается как центральная проблема российской высшей школы.

В ещё большей мере проявляется неэффективность в использовании того научного потенциала (человеческого капитала), который уже накоплен в стране. По уровню экономического развития Россия относится к группе стран третьего эшелона, куда входят страны Латинской Америки и Тихоокеанского региона. С другой стороны, доля лиц с высшим и поствысшим образованием составляет 20,6% населения, что сопоставимо с аналогичными показателями в странах первого эшелона. Отмеченный парадокс является одним из сущностных показателей кризисных явлений, проявляющихся в управлении кадровым потенциалом страны. Кризис вызван такими асоциальными явлениями, как коррупция, семейственность и отрицательный подбор кадров руководителей высшего уровня по принципу землячества и личной преданности. Все эти недостатки системы управления страной и системой образования усугубились неравным доступом к качественному образованию, в зависимости от доходов семьи. В этих условиях большое число учёных и педагогов уехали, и продолжают уезжать работать в другие страны. Профессиональная эмиграция, т.е. отъезд наиболее профессиональных, творческих личностей, составляла от 100 тыс. человек в 90-ые годы, до 60 тыс. в последние годы.

Сегодня, когда статус учителя, педагога имеет очень низкий социальный уровень при руководстве образовательным учреждением остро стоит проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров. Ограниченность материальных и социальных гарантий от государства не позволяет ограничиться одной печальной констатацией этой проблемы. Руководитель образовательного учреждения вынужден самостоятельно искать пути для ее решения, не только оперируя средствами из директорского фонда, но и создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, в том числе заботясь о морально-психологических факторах стабильности педагогического коллектива.

В итоге руководитель образовательного учреждения должен уметь:

Формировать команду единомышленников (растить свое образовательное учреждение как корпорацию);

Обеспечивать оптимальные условия для самореализации студентов и взрослых;

Стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;

Делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;

Привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;

Задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;

Выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;

Заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса образовательного учреждения;

Внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

Современный руководитель образовательного учреждения - это не администратор, который умеет давать распоряжения и нагоняи и доводить до сведения точку зрения вышестоящего начальства. Это, скорее, дирижер в оркестре, где каждый играет свою партию. При таком подходе к управлению исчезает вертикальная модель, жесткая система должностей - появляется диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий. Значит, возникает мощный ресурс развития корпоративной культуры. Передовые школы могут стать "островками" корпоративного духа, с которых и начнется реальное становление российской системы образования как духовной общности и стратегического партнерства.

В системе образования меняется представление о профессионализме. Как и многие современные предприятия, образование сегодня предпочитает не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет "от и до", а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения, активного коммуникатора, обладающего целым набором ключевых компетенций. Каждый сотрудник представляет свою фирму; каждый преподаватель участвует в строительстве учебного мира.

Тем самым конкурсные условия для приема на работу в образовательные учреждения принципиально меняются, выдвигаются иные требования, среди которых не последнюю роль играют способность продуктивно общаться, готовность самосовершенствоваться, инициативность и умение работать в команде.

Разумеется, эти качества нуждаются в стимуляции и поддержке. Современный руководитель образовательного учреждения должен иметь в своем арсенале ряд мер, гарантирующих работникам корпоративную поддержку, сформировав так называемый "социальный портфель педагога". Социальный портфель может состоять из двух частей. Первая включает различные льготы и компенсационные выплаты, дотации и т.п. Например: компенсация обучения детей сотрудников, доступ в интернет и электронная почта, доступ к корпоративным информационным ресурсам учреждения, поддержка повышения квалификации, медицинское обеспечение и страхование, корпоративные подарки, предоставление беспроцентных ссуд и др.

Вторая часть предполагает оптимизацию условий труда:

Поддержка инициатив (научно-методическая, организационная и финансовая);

Проведение учебных и методических семинаров, практикумов, тренингов;

Организация процесса повышения квалификации и получения дополнительных профессиональных компетенций;

Оснащение рабочего места;

Корпоративная сеть на основе интернет технологий;

Обеспечение доступа к базам данных (Гарант,Консультант плюс и др.);

Обеспечение периодическими изданиями;

Обеспечение специальной литературой и др.

Помимо "социального портфеля", необходимо выстроить систему эмоционально-психологической и валеологической поддержки педагогов и сотрудников, куда может входить: психологическое и психотерапевтическое консультирование (индивидуальное и групповое); тренинги общения и деловые игры; цикл праздников и традиций; и др.

Важными показателями стабильности коллектива образовательного учреждения является уровень культуры отношений, сложившихся в педагогическом сообществе, и благоприятный психологический климат.