Тестирование. Фундаментальная теория

Тестом способностей считают любой психометрический инструмент, который используют с целью прогнозирования возможностей конкретного человека. Средства измерения достижений, специальных способностей, интересов, черт личности или любой другой человеческой качества или поведения можно квалифицировать как тесты способностей. Сфера использования термина "тест способностей" обычно ограничена отдельными тестами или батареями тестов специальных способностей, предназначенными для измерения способностей к усвоению разных дисциплин или практического освоения специфических умений и профессиональных навыков.

Такие тесты интеллекта, как "Шкала интеллекта Стэн-форд-Бине" и "Шкала интеллекта взрослых Векслера", измеряют комплекс ("композит") специальных способностей. Результаты, полученные с их использованием, значимо коррелируют с успешностью деятельности в широком спектре. Однако этим тестам свойственна низкая точность настройки, то есть их корреляции с успеваемостью в специальных отраслях обычно низкие. Напротив, тесты специальных способностей имеют высокую точность настройки, их средние корреляции с успеваемостью в широком спектре основном ниже, чем в общих тестов интеллекта, однако корреляция специального теста с успеваемостью в четко определенной области выше.

Сначала разработчики тестов общих способностей считали, что такие тесты измеряют врожденный потенциал к научению. Поэтому на показатели таких тестов не должен влиять опыт обучения и тренировки. Однако показатели по другим тестам способностей, например показатели моторной ловкости, значительно улучшаются с практикой.

Тесты способностей к обучению позволяют предсказать степень успешности в узких областях, таких как математика, музыка, родной язык, искусство, и подходят для распределения учащихся с целью специализации. Они нередко имеют более широкую сферу охвата, чем тесты достижений, однако часто бывает очень трудно разграничить их на основе специфических задач. Главное отличие между ними заключается в назначении: тесты способностей предусматривают научуванисть; тесты достижения оценивают результаты прошлого обучения и текущие знания. Смешивание этих разновидностей объясняется тем, что многие тесты достижений позволяют прогнозировать дальнейшие успехи точнее, чем некоторые тесты способностей, особенно когда предполагаемые достижения относятся к узкой области. А. Анастази в работе "Психологическое тестирование" отмечает, что различие между тестами способностей и достижений можно отобразить на континууме, на одном конце которого - тесты специфических, школьных достижений (например, тесты, учителем для применения в своем классе), на втором - тесты общих способностей (например, тесты интеллекта). Такие тесты способностей, как "Тест академического оценивания" (SAT) и "Письменные экзамены для аспирантов" (GRE), попали бы в середину этого континуума.

По образцу "Армейского а-теста" (разработанного в США в 1917 г..) Были созданы многочисленные тесты для измерения интеллекта - IQ-тесты. Если показатели большой группы детей по тесту интеллекта представить в виде графика, на котором изображен частоту проявления каждого показателя, получится кривая нормального распределения. Среднее (усредненный показатель) всегда равен 100, а стандартное отклонение - примерно 15. Детей, показатель которых не достигает 70 (нижние 2% населения), считают лицами с психической задержкой развития или умственно отсталыми, а детей с показателями выше 130 (верхние 2% населения) иногда относят к категории одаренных.

Многофакторные тесты способностей содержат набор субтестов, оценивающих широкий спектр возможностей, чем IQ-тесты. Получаемая с их помощью информация полезна в профессиональном и образовательном консультировании. Батарею суб-тестов стандартизируют на одних и тех же людях, что позволяет сравнивать по разным субтестам и идентифицировать слабые и сильные способности. Примерами тестовых батарей способностей является "Дифференциальные тесты способностей" (DAT), "Батарея тестов общих способностей" (GATB) t которую используют в профконсультировании, подбирая профессии на основе системы паттернов профессиональной пригодности.

Часто используют DAT, который охватывает восемь субтестов: «Вербальное рассуждения", "Оперирование числами", "Абстрактное рассуждения", "Скорость и точность конторских операций", "Механическое рассуждения", "Пространственные отношения", "Орфография и использования слов". Объединение показателей по субтестам "Вербальное рассуждения" и "Оперирование числами" дает комплексный показатель, сопоставимый с общими показателями IQ по шкале интеллекта Векслера для детей (WISCR) или по шкале Стэнфорд-Бине. DAT используют в работе с учениками 8-9 классов, чтобы обеспечить их информацией для планирования дальнейшего образования.

К многофакторных тестов способностей также относятся:

- "Батарея профессиональной пригодности Вооруженных сил США" (ASVAB)

- "Тест возможностей для тех, кто не умеет читать" (NATB)

- "Комплексная батарея способностей";

- "Батарея способностей Гилфорда-Циммермана";

- "Международная батарея тестов первичных факторов";

- "Национальные тесты готовности" (MRT);

- "Тест базисных понятий Бог знает" (ОТВС).

Есть также тесты специальных способностей для прогнозирования успешности в конкретных отраслях деятельности, оценивают канцелярские и стенографические способности, зрение и научуванисть, слух, механические способности, музыкальные и артистические способности, креативность. Для отбора на конкретные специальности используют:

- "Тест академических способностей" (SAT)

- "Тестовую батарею Программы тестирования американских колледжей" (ACT)

- "Тест для поступающих в юридической школы" (LSAT)

- "Тест для поступающих в медицинский колледж" (МСАТ).

Тесты способностей должны быть валидными и надежными. Крайне важно, чтобы они показывали прогностическую валидность, то есть то насколько тестовые показатели могут предусматривать заданный критерий. Показатели тестов способностей используют не для определения успешности выполнения задач "содержащиеся в них, а для прогнозирования определенного релевантного критерия (например," Тест аналогий Миллера "можно применять для прогнозирования успешности обучения в аспирантуре). Обычно для описания прогнозируемых связей пользуются коэффициентами корреляции, при этом корреляции от 0,40 до 0,50 считают приемлемыми. Некоторым тестам способностей, особенно общим тестам интеллекта, таким как "Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине", желательно также иметь конструктной валидность.

Знание показателей по тестам способностей может помочь учителям в прогнозировании успехов учащихся и выработке индивидуального подхода к их обучению. В профконсультировании тесты способностей помогают выявлять различия в способностях и определять соотношение сильных и слабых сторон консультируемого с точки зрения умений, необходимых для овладения различными профессиями. Эти результаты также помогают консультантам диагностировать причины неуспеваемости. Например, IQ-тесты могут показать, что ребенку скучно на уроках или ее фрустрирует обучения в школе. Тесты способностей используют также для выявления задержек психического развития.

В ситуациях, когда из большого количества кандидатов нужно подобрать ограниченную группу учеников, тесты способностей могут быть основой для сравнения этих лиц, и тогда в сочетании с другими источниками информации показатели тестов влиять на результаты отбора определенных детей.

Узнать, что именно называют тестом числовой информации легко, сеть полна всевозможными пояснениями и примерами, а вкратце – это задачи, для решения которых следует использовать математические навыки . Переживать о своих способностях не надо: задания простые, соответствуют примерно уровню средней школы.

В задачах необходимо найти:

  • проценты;
  • доли;
  • отношения,

используя при этом:

  • анализ данных;
  • графическую интерпретацию.

Примеры включают графики, таблицы или гистограммы, и такие условия становятся испытанием для некоторых экзаменуемых. Нет чисто текстовых сведений, как в наших школьных учебниках: «поезд выехал туда-то, навстречу ему другой состав, когда они встретятся?». Тест числовых способностей состоит из графических данных, и готовиться надо только по схожим примерам.

Смысл проверки при помощи вербальных и числовых тестов – понять, насколько хорошо претендент справляется с логическими, математическими задачами в условиях временного дефицита. Ясно, что простой пример с процентами решит каждый грамотный человек, дай ему 10-15 минут, но когда счетчик отсчитывает 60 секунд, а может быть и меньше, процесс поиска решения затруднен.

Работодатели применяют числовые тесты с ответами для оценки соискателей, проверки их навыков обработки большого количества числовой информации в стрессовых условиях. При помощи заданий появляется возможность измерить потенциал производительности , понять, готов ли кандидат к решению сложных вопросов, быстрому анализу данных уже на рабочем месте.

Пройти числовой тест без владения математической дисциплиной не получится, однако уровень знаний не обязан быть высоким, наоборот, теоретические знания высшей математики мало чем помогут при решении задач. Примеры, разработанные компаниями SHL или Talent Q , требуют иных навыков, среди которых высокая скорость чтения, выделение главной информации. Большую часть заданий проще решить в уме, пользуясь изредка калькулятором, причем подобрать ответы не выйдет – разработчики об этом позаботились.

Конечно, «технарям», выпускникам технических вузов проще готовиться, решать задачи, но «гуманитарии» тоже способны получить навыки решения, только следует потренироваться.

Числовые тесты онлайн сдавать удобно, можно организовать подходящую атмосферу, убрать источники шумов из кабинета или засесть с ноутбуком в любимом кафе, но все эти моменты не дадут гарантии успешного прохождения. Только сотни решенных задач, использование математических выражений такого типа дадут опыт, который станет со временем навыком.

Выбирать ответ навскидку нет смысла, надо решить задачу, после чего отметить правильный вариант будет просто. Обычно разработчики числовых заданий ответы дают с малым шагом, то есть, они похожи, отличаются единицей или одной сотой, что не позволяет рассчитывать на удачу.

Главный совет — практика, чем больше вы будете работать с тренировочными числовыми тестами , тем быстрее, точнее и увереннее вы будете отвечать на вопросы. Простые числовые тесты бесплатно распространяются в сети, их легко найти, посмотреть, решить, но такие примеры подойдут лишь для ознакомления. Задачи будут с ответами, однако уровень этих задач — низкий, и получить достаточный навык решения с их помощью не получится.

Чтобы рассчитывать на высокий балл, следует ответить на несколько сотен задач, причем решать лучше в самых тяжелых условиях, например, ограничив время не минутой, а 40-45 секундами. Числовые тесты в разных компаниях отличаются сложностью, и будет полезно иметь запас по времени.

Экстра - интроверсия, нейротизм и психотизм в структуре личности.

1) Экстраверсия - интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.



3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Понятие о тестах. Возможности и ограничения.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Возможности .

1. Это короткие тесты - читатель тратит совсем немного времени и умственных усилий на их выполнение. Тут же он получает нехитрый ответ - оценку себя по одной, как правило, шкале популярного теста.

2. Это «острые» тесты - обсуждаются особо привлекательные для читателя личностные и межличностные предметные отношения. Как не вспомнить здесь «Тест на настоящего мужчину» или «Тест на настоящую женщину». Они весьма соответствуют возрастно-психологическим потребностям подростков или молодежи.

3. Эти тесты составлены так, что не нуждаются в пространных комментариях и не требуют пояснений специалиста. Они предназначены для «заочного» использования. Любой научный тест в психологии предназначен для специалиста, который, как правило, весьма дозированно и конфиденциально делится с клиентом полученной с помощью теста информацией. Здесь же нет проблемы дозирования информации, да и вообще проблемы конфиденциальности. Правда, сама конфиденциальность есть: ведь заполняет такой популярный тест человек один на один с текстом в журнале.

4. Популярные тесты, вообще говоря, готовят из читателей потенциальных клиентов, расчленяя их сознание и дифференцируя самооценки.

5. Популярные тесты быстро изготавливаются. Составить такой вполне пригодный для печати в соответствующих журналах тест достаточно просто. Самое трудное в таких тестах - дать шкалы оценки ответов и принципы суммирования полученных баллов.

6. Интерпретация таких тестов обычно весьма щадящая для читателей. Даже отнесение к менее благоприятному варианту в таких тестах обставляется оговорками так, чтобы не травмировать самолюбие читателя.

7. Популярные тесты обычно существуют «в наборах», т.е. «вываливаются» на пользователя пригоршнями, сразу расчленяя (затрагивая) целые пространства сознания клиента. Причем выбирает задания сам читатель. Тесты не навязаны, не предписаны ему, а выбраны им.

8. Читатель достаточно четко понимает уровень «спроса» с подобных диагностических методик. Он понимает, что это больше развлечение, нежели серьезная оценка его семейной жизни.

Ограничения.

1. Популярные тесты нередко имеют весьма расплывчатые или даже специально комплексные предметные области.

2. Такие тесты никогда не нуждаются в валидизации или просто в сравнении с другими тестами. Считается, что то, что они измеряют, интуитивно явно для читателя.

3. Соответственно такие методики никогда не проверяются на надежность: то, что сегодня на тест клиент ответил так, а завтра - другим образом, не является недостатком теста.

4. Поскольку предмет тестирования в таких методиках никогда не скрывается (не маскируется), исследователь часто может получать эффект «социальной желательности», демонстративности.

5. Поскольку такие методики никогда не проверяются на их психометрические достоинства (достаточно ли они расчленяют выборку) и тем более никогда не имеют нормативов (нормативных, стандартных данных методики), выполнившие их никогда не узнают, насколько их результаты по методике сходны или различны с результатами других пользователей. Конечно, если только два или три читателя не заполняют тест одновременно!

6. В некоторых случаях, вообще говоря, подобные методики в отсутствие контакта с психологом-консультантом могут вести к ятрогениям. По крайней мере, такие методики не проверяются на ятрогенность.

7. Наконец, такие методики практически никогда (за редким исключением) не оснащены указаниями по границам возрастной применимости и половой релевантности. Это чаще всего бесполые и безвозрастные методики. (К сожалению, подобное можно сказать и о значительной части научных тестов в области семейной психологии.)

С каждым годом, жизнь становится все более динамичной. Мир постоянно меняется и требует того же от своих обитателей. Современному человеку нужно постоянно учиться новому, развивать свои умения, чтобы не оказаться на обочине. Правильный выбор профессии в такой ситуации играет очень важную роль.

Умение вовремя понять, в какой сфере деятельности человек достигнет наибольших успехов, является одним из ключей к великолепному будущему. Именно поэтому сейчас очень востребованы тесты специальных способностей.

Тесты способностей диагностируют уровень общих и специальных способностей у человека. Такие тестирования помогают определить склонность индивида к обучению и уровень его успешности, выбрать профессию, в которой человек добьется максимальных успехов.

Все тесты для выявления способностей можно разделить на три вида:

  • определение уровня интеллекта
  • определение уровня креативности
  • тесты специальных способностей

Первые два вида тестов служат, в основном, для определения текущего уровня развития разных способностей человека и не могут спрогнозировать в каких сферах в будущем он может добиться успехов.

Такие тестирования показывают уровень умственного и эмоционального развития здесь и сейчас, но поскольку личности свойственно меняться, существует третий вид тестов. Он предназначен для выявления специальных способностей и является более узконаправленным. Это тестирование прогнозирует успешность человека в конкретном виде деятельности, выявляя его индивидуальные склонности.

История возникновения

Разработка тестирования специальных способностей началась на волне развития психологического консультирования.

Презентация:"Тесты и различные виды тестирования"

Психологам было интересно знать больше о возможностях конкретного индивида, а также сферах, где его умения будут наиболее востребованы. Тесты применялись практически везде: при поступлении в технические, музыкальные, медицинские и другие учебные заведения, а также для консультирования и распределения рабочего персонала. Выявить способность к обучению стало не менее важным, чем определить общий уровень развития у человека интеллекта.

Основой для создания тестирования стала двухфакторная теория Чарльза Спирмена, опубликованная в 1904году. Спирмен писал, что в основе любой деятельности лежит некоторое общее начало, которое и является общим фактором (G). Этот фактор характеризует общий интеллект. Но вместе с ним существует специфический фактор S, который характерен для одной определенной деятельности. В дальнейшем эта теория была дополнена учеными и превратилась в многофакторную теорию.

Методика составления

Суть методик тестирования специальных возможностей и склонности к обучению довольна проста. Для каждой группы способностей формируются определенные блоки вопросов. Эти вопросы составляют отдельный специальный тест, который и определяет, есть ли у человека склонности к определенному виду деятельности, а также способность к обучению ей.

Поскольку прохождение множества тестов для выявления нужного вида деятельности занимает много времени, сейчас более распространены так называемые батареи тестов.

Они помогают провести общую диагностику всех способностей человека, группируя вопросы по блокам в одном тесте. Такое тестирование позволяет измерить склонности человека к различным сферам деятельности и выбрать профессию.

Батареи тестов помогают измерить разные независимые друг от друга особенности интеллекта испытуемого, которые в совокупности способствуют осуществлению той или иной деятельности. Например, такое умение, как водить автомобиль может быть полезно во многих технических сферах, т.к. требует должного уровня концентрации.

Выявление специальных способностей человека

Тесты специальных способностей обычно включают в себя следующие блоки вопросов:

  • Оценка вербальных способностей – в данном блоке проверяются знание по грамматике языка, умение понимать аналогии и следовать детализированным инструкциям. Это блок проверяет грамотность индивида в целом и его умение воспринимать информацию.
  • Числовой тест – проверка базовых знаний математики и числовых последовательностей. Этот блок также может включать специальные вопросы с графиками и диаграммами для проверки способности работать с ними и интерпретировать их.
  • Абстрактное мышление – умение находить скрытую логику в предложенных заданиях и на ее основе предлагать решение. Этот блок помогает понять насколько быстро человек учиться новому, а также его способность к обучению в целом.
  • Тест на определение пространственного мышления – работа с фигурами, визуализация объектов. Применяется довольно редко. Например, при тестировании лондонских водителей такси, которые должны не просто хорошо водить автомобиль и быстро доставлять пассажира в конечный пункт, но и иметь в своей голове представление о множестве объектов города для того, чтобы уметь рассказать о них.
  • Техническое мышление- знание основ физики и механики.

Периодически возникают предложения включить тесты на способности, носящие сверхъестественный характер (например, ясновидение), но они довольно прохладно встречаются учеными. В, основном, из-за отсутствия экспериментов, подтверждающих существование паронормальных способностей у людей. Поэтому тест на сверхъестественные способности пока крайне редко проводится профессиональными исследователями.

В целом, все тестирования специальных способностей можно разделить на две большие группы:

  • тесты на подвижность ума – выявляют способность к обучению, умение мыслить абстрактно, быстро и эффективно решать возникающие проблемы и мыслить стратегически;
  • тесты на обобщение - проверяют способность ориентироваться на прошлый опыт и использовать его в дальнейшей деятельности.

Эффективны или нет?

Эффективность тестов специальных способностей признана многими психодиагностами.

Своевременное выявление склонности к обучению в той или иной сфере, помогает минимизировать возможные психологические проблемы для индивида в будущем. Тестирование помогают еще формирующейся личности определиться со сферой деятельности и не тратить силы на неподходящую работу, а также помочь в профессиональном самоопределении.

Несомненной является польза от тестов в сфере профотбора и профессиональном консультировании.

Тестирование помогает выявить слабые стороны работников и понять причины неэффективности. Но, несмотря на это, психодиагносты продолжают исследовать информацию о валидности и уровне надежности получаемых в ходе тестов результатов, а также совершенствовать сами вопросы и приемы использования полученных показателей. Ученые стремятся понять влияние разных факторов на выполнение тестов.

Несмотря на все достижения методики, сегодня тесты специальных способностей представляют собой широкое поле для анализа и изучения.