Учитесь беречь время. Как беречь время Как я берегу свое время

Самые дорогие вещи в жизни - это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная - это время. Мы богачи, пока у нас есть время.

…Разбойник на кресте за пару часов купил себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты. Транжиры и моты не бесценных слов, как говорил Маяковский: «Я бесценных слов транжир и мот». Мы транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы. И вот ты уже превращаешься из мальчика в подростка, из подростка в юношу, из юноши в молодого человека, потом в дядьку, потом в деда. И там, глядишь, уже раскрыла пасть могила… Ее уже видно, она не за горизонтом, она уже ближе. А ты всё тратишь время свое и тратишь, бесценные часы, дни, годы, на всякую чепуху.

Когда калькуляция будет подведена, нам будет жутко стыдно. От того, что мы сказали много ненужных слов. Прожили много бесполезных, пустых, вообще, никудышних дней. Думали кучу разных мусорных мыслей. Как будто мы подрядились на помойке лазить. И всякая помойная мысль залезала в нас, и жила в нас, и мы жили с нею, и хорошо нам было с этой помойной мыслью. Стыдно будет ужасно. Потому что хорошего в нашей жизни чрезвычайно мало. Чрезвычайно. По нашей собственной вине.

Лучше всего это, пожалуй, изображает литературно и кинематографически известная сказка Евгения Шварца. «Сказка о потерянном времени». Где она выходит за рамки соцреализма, какой-нибудь там детской литературы, а уже прикасается к Евангелию и к таким смысловым вещам. И так бывает. Например, Николай Островский сказал, что жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. В этом куске текста, который мы все когда-то учили наизусть, Островский вышел за рамки соцреализма и рамки собственного романа «Как закалялась сталь», и прикоснулся к чему-то большему. Потому что действительно мучительно стыдно. Так вот смотришь назад… «И прожили мы больше половины, как сказал мне старый раб перед таверной, мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Руины сзади, а что впереди? Впереди Суд Божий. А позади руины. Позади бесцельно, пусто прожитые годы. Мы теряем их.

И как в киносказке, бесы с вениками ходят и подметают наши потерянные секунды. Эти старички, молодеющие на чужом потерянном времени, и маленькие дети, стареющие на глазах оттого, что они дурно живут. Это правда. Это евангельская правда. Бесы сильнеют от нашей бездумной жизни. И мы стареем раньше времени от нашей бездумной жизни. У вас было много времени, но вы его … профукали. Но у вас еще есть время.

Умоляю вас, именем Господа Иисуса Христа, не профукайте и его. Проживите остаток жизни правильно, красиво и полноценно. Словно Волга вольная течет. А не как ручей, который курица переступит.

Предлагаю вашему вниманию старую переводную статью «Как беречь время» из «Науки и жизни». Все советы и по сию пору не утратили своей актуальности; разве что пункт 7, посвящённый разговорам по телефону, я бы распространил и на другие современные средства связи.

КАК БЕРЕЧЬ ВРЕМЯ

Не задерживаетесь ли вы в постели перед тем, как встать, не тратите ли на завтрак лишнее время, не прекращаете ли работу чуть раньше, не ловите ли себя на том, что смотрите телепередачу, даже когда она не доставляет вам никакой радости, не удручает ли вас перед выходным днем то, как мало было сделано за неделю, не удивляет ли, что вам никогда не хватает времени? Если хотя бы один из этих вопросов попадает в точку – значит, вы транжирите свое время.
Но если вас угнетает сознание того, как порой бездарно проходит время, если вам хочется перестать постоянно чувствовать себя в долгу перед прошедшими днями, если вы искренне стремитесь делать больше, значит, вы СМОЖЕТЕ подчинить себе время.
Чтобы успевать делать больше в меньшее время, требуются всего две вещи: организованность и самодисциплина.
Вот восемнадцать правил, которые помогут вам этого добиться.

1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом И, сворачивают на тропинки. Определите с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому вы достигнете его гораздо быстрее. Это – решающее условие.

2. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайтесь от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, потом с № 3 и т. д. (естественно, речь идет о делах, которые зависят целиком лишь от вас). Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, назавтра вы снова сосредоточитесь на самом главном.

3. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам ХОЧЕТСЯ делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем вперед тех, которые нам НУЖНО сделать. Отсюда задача – как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.

4. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством (да и не только себя!) – назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Одно дело сказать себе: «Я отвечу на письмо при первой же возможности» – и совсем другое – решить: «Я отвечу на письмо, а потом пойду обедать». В первом случае вы даете себе всевозможные оправдания, во втором – ставите себя в определенные рамки. Но здесь есть два момента.
Первый: сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства, вы остынете и откажетесь от самого дела.
Второй: твердо держитесь срока. Не расслабляйте себя и не балуйте рассуждениями о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести. Наоборот, будьте непреклонны к себе, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню.

5. НАУЧИТЕСЬ БЫТЬ РЕШИТЕЛЬНЫМ. Не откладывайте дело со дня на день. Говорят, что успех состоит в том, чтобы поступать правильно в 51 % случаев. Потому, располагая определенными фактами, решайте и действуйте. И уж если вы что-то сделали, то не теряйте времени на бесплодные размышления о мудрости принятого решения. Двигайтесь дальше

6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени именно и должна состоять из того, чтобы отделять плевелы от пшеницы, второстепенное от главного.
Конечно, если вам захочется размяться, отвлечься от дел, сходите поиграть в теннис или волейбол, сходите в бассейн или посидите над шахматной партией – это зависит от ваших интересов – но избегайте бесцельных обязательств, если в другом месте время можно провести полезней.

7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, сделать заказ, выяснить недоразумение, отдать указание или условиться о свидании. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор на деловом уровне.

8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ. Всякий, кто хотя бы раз испытал муки, вспоминая, что ему еще надо сделать, поручится за справедливость правила – записывать все предстоящие дела, яркие, мимолетные мысли, номера телефонов и т. д. Целесообразно размещенные пометки на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т. п. помогут вам всегда быть наготове относительно всех мелких дел, о которых иначе можно было бы совсем забыть. Карандаш с бумагой может сберечь даже время, затрачиваемое на обдумывание проблем. Надо что-то решить? Набросайте относящиеся к этому данные, и перед вами раскроются разнообразные возможные решения. Выбирайте!
Сберегайте время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки часто требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.

9. ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. Добрые друзья и товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график!), тактично дав понять, что вы в цейтноте.
Если в вашу комнату ходит много народу, попробуйте расположить свое рабочее место так, чтобы сидеть лицом к стене. Другие переносят время обеденного перерыва и остаются работать, когда товарищи уходят обедать.

10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явитесь на совещание к 2:30, когда на самом деле оно назначено на три часа, и вы потеряете ценное время. Поэтому прежде, чем что-то делать, уточните, где, когда, как, что, почему? Если что-нибудь остается неясным, сразу же спросите.

11. О ШАБЛОНЕ. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления, Только потому, что мы всегда выполняли что-то одним определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Между тем почти всякую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в последовательности АБВГ, попробуйте порядок АВБГ. Может быть, получится быстрее. Не передать ли другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации? Нельзя ли воспользоваться какими-нибудь канцелярскими машинами, чтобы сберечь время? Не следует ли поинтересоваться, как другие экономят время?

12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧИ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов. Это означает, что надо всегда иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в вашем быту, – будь это какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности, мелкие предметы туалета или даже денежная мелочь. Если надо, приобретите вторые ключи, очки, зонт, бритвенные лезвия. Решайте с вечера, что наденете утром.

13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приняться за работу, множество людей приводят в порядок свои столы, чинят все карандаши, какие только попадаются на глаза, глядят в окна, погружаются в газетный кроссворд, выпивают чашечку кофе, пробегают спортивный отчет, а потом удивляются, куда девалось время! Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас самого, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами. Принимайтесь за них! Принимайтесь сразу же!

14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее используя его. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.

15. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Если игра в мяч вместе с друзьями или ужение рыбы помогают вам отдохнуть и освежиться – прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают другие. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые читаем.

16. МЕНЯЙТЕ ЗАНЯТИЯ. Почти никогда тело не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Вы весь день на ногах? Займитесь сидячей работой. Вы не только увидите, что ваш организм способен на большее, но такая перемена сделает вас бодрее, более заинтересованным в работе.

17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15–20 минут раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

18. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, пробиваются в ваше рабочее время. Ведь не станете же вы покупать теннисные мячи только для того, чтобы сразу же выбрасывать их? Почему же с меньшим уважением относиться к невосполнимому времени?
Итак, есть 18 способов делать больше в имеющееся у вас время, Отнеситесь к ним со вниманием. Испытайте, чего они стоят, и вы окажетесь совсем в ином мире, в таком, в котором время перестанет быть вашим постоянным противником.

Тема. Время надо беречь.

Цели : учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда.

Задачи:

  • учить быть пунктуальными;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • показать важность соблюдения режима дня;
  • воспитывать ответственность, обязательность.

Планируемые результаты.

Личностные : демонстрируют ценностное отношение к здоровью и режиму дня.

Метапредметные УУД : регулятивные УУД (контроль, оценка деятельности на классном часе, волевая саморегуляция в игровых ситуаций); коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами) познавательные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Оборудование: пословицы и поговорки о времени; режим дня; проектор, интерактивная доска; презентация; видеоролик; задания для ребят.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  1. Мотивация (релаксация)

Дети, я предлагаю вам отправиться на берег реки позагорать. Вы не против?

Положите голову на руки, закройте глаза, Наслаждаемся тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь, подуй на неё. Бабочка полетела по своим делам и мы возвращаемся в свой класс, где нас тоже ждут дела.

3. Вступительное слово учителя.

Ребята, я прочту вам несколько загадок об одном и том же, а вы попробуйте угадать, что это?

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Что идёт не двигаясь с места?

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.

(это время)

А что нам помогает узнать время? (часы)

Умеете ли вы определять время?

А как вы думаете, как правильно надо задать вопрос, чтобы узнать время? («Скажите, пожалуйста, который час?»)

А теперь вам мой вопрос: Скажите, пожалуйста, который сейчас час?

Можно ли обойтись без измерения времени?

4. Определение темы и цели

Догадались, о чем сегодня будем говорить? (о времени)

ТЕМА: Время надо беречь!

Как вы думаете, случайно ли я взяла такую тему для разговора? (нет, часто на уроке нам не хватает время, значит где-то мы теряем драгоценные минутки из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально).

Какую цель поставим на занятие? (на доске)

ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЧЬ МИНУТКУ (ВРЕМЯ)

5. Работа по теме

- В современном мире время очень дорого человеку. Дорого оно и вам, ученикам.

Как вы думаете почему? (ответы детей) (Важнейшая задача современного школьника – научиться учиться!)

Мы сказали, что время человеку помогают определить часы. А какие они бывают? (ответы)

Я предлагаю вашему вниманию просмотр презентации. Ваша задача, внимательно посмотреть и послушать, и назвать те часы, о которых вы не знали или не вспомнили.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Итак, кто мне расскажет, о каких часах мы не говорили?

А какие промежутки времени вы знаете? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

А ЕЩЁ, РЕБЯТА, ЕСТЬ МИГ И МГНОВЕНИЕ……, которые во много раз быстрее секунды.

Часы говорят о времени и остановить время нельзя, как нельзя его «убивать», т. е. проводить его без пользы.

Наша задача: выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуточку.

Рабочая минута - отрезок времени небольшой, но из минуты складываются часы, сутки, недели, месяцы, годы, века и т. д.

Послушайте ход часов. (Звук работающих часов, будильник). Работа часов не прекращается ни на секунду, время течёт непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута! А вы знаете,что можно сделать за одну минуту в нашей стране?

Учитель загадывает загадки и комментирует интересные факты:

С виду он обычный ящик,

Но волшебник настоящий,

Живёт в нём вся вселенная,

Хоть вещь обыкновенная,

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час,

Кинофильмы вам покажет –

Есть у каждого из вас. (Телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

там сверкает снег и лёд,

там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

привезли из магазина. (Холодильник)

Холодильник – помощник человека. Он бережёт продукты, лекарства.

Каждую минуту в стране выпускается 11 холодильников.

Хочешь плыть по океанам,

опускаться в глубину,

побывать во многих странах

и домчаться на луну,

быть отважным следопытом

в чащах вековых –

все края

тебе раскрыты

на страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счёт надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходит 45 экземпляров книг, а из них 7-8 для вас, ребята.

Сколько же за минуту для вас выходит книг?Давайте посчитаем:

7х60=420 книг только для вас, а всего: 45х60=2700.

2700 книг – это же целая библиотека! – и всё это за 1 минуту!

Раньше, много лет назад, на 5 человек приходилось всего 2 пары обуви. Двое в обуви ходят, а остальные босиком шлёпают или в лаптях самодельных. Теперь на каждого человека приходится по 3 пары обуви. Выбирай и носи на здоровье. Каждую минуту с конвейеров сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

А часов? Весёлых будильников, важных стенных часов, маленьких ручных и всех других? Каждую минуту заводы делают 77 штук.

Если сложить все минутки, получится много новых машин и станков, нефти и руды, света и домов, тканей и игрушек.

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей. Вот сколько стоит минута.

6. Физкультминутка

Бьют часы на старой башне:

Тик – так, тик – так.

А стенные побыстрее:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные стучат:

Тик – так, тик – так, тик –так.

7.Практическая часть

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Сейчас мы проведём небольшое соревнование, в котором примут участие и ваши родители.

Каждый участник за 1 минуту должен выполнить своё задание.

А по истечению времени каждый расскажет, с какой он справился работой: «За 1 минуту я…»

ТАЙМЕР ВКЛЮЧИТЬ

1.чтение (количество слов в минуту),

2. решение примеров (записывают только ответы),

3.смена школьной формы на спортивную,

4.познакомиться с пословицами о времени, постараться их запомнить,

6. реши задачи,

7.приседать,

8.вспомнить и записать словарные слова,

9.составить предложение о весне и записать его красиво,

10.нарисовать рисунок…

ПРОВЕРКА

8. Работа по теме

ДА! А ведь, сколько минут в пустую, тратится иногда на наших уроках! Их ведь так мало, всего 40 минут. Отвлечешься, поговоришь с соседом, вот минута и убежала. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.

Чтение стихотворения С. Баруздина

Часы ведут секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперёд.

Всё надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк!

Есть порядок, который помогает правильно распределить свое время и никуда не опаздывать и все успевать. Что это? (Режим дня).

А для чего нужен нам распорядок дня? (всё делать вовремя: спать, делать уроки, отдыхать…)

А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

Скажите, а вот вы скоро станете взрослыми людьми, вам по-прежнему нужно будет жить по режиму? А для чего? (Оказывается, строгое соблюдение режима дня позволяет взрослым людям достичь высоких результатов в работе, ну а главное, это, разумеется, нужно для здоровья (Особенно соблюдение режима дня важно для космонавтов, спортсменов, военных и школьников).

Когда человек становится хозяином времени? (Если человек научится соблюдать режим дня, то время станет подвластным человеку).

Стихотворение Время убежало.

Время всё сегодня утекло.

Может, продырявилось стекло

У старинных комнатных часов?

Ничего не видно в тёмной темени.

Убежало время. Нету времени.

Не успел я обернуть тетрадь,

Вместе с мамой комнату убрать,

Остро отточить карандаши,

Посмотреть «Спокойной ночи, малыши»

Книжки все в портфель не уложил

И в кармане дырку не зашил…

Что теперь мне делать, как мне быть?

Где немного времени добыть?

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.