Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики. Фундаментальные исследования Материально-техническое обеспечение практики

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для магистрантов направления подготовки

44.04.01 – Педагогическое образование (уровень магистратуры)

Направление подготовки

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

заочная

Объем 22 стр.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-иссследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5)

6. Перечень планируемых результатов обучения по практике:

В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать: сущность и содержание педагогической деятельности; методологию и методы профессионально-педагогических исследований; основные методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии;

уметь: анализировать учебно-методические материалы, программы учебных дисциплин, курсы лекций, планы семинарских занятий, научно-методические материалы, тематику научных направлений кафедры; разрабатывать конспекты учебных и внеаудиторных занятий и технологических карт по отдельным учебным дисциплинам; разрабатывать методическую базу для анализа и проведения самостоятельной педагогической деятельности; самостоятельно проводить учебные и внеаудиторные занятия по плану учебной дисциплины.

владеть: системой профессионально-педагогических знаний и умений; навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности; навыками выступления перед аудиторией.

7. Место и период проведения практики

Педагогическая практика проводится на базе учреждений СПО.

Критерии выбора образовательных учреждений в качестве базы практики:

Укомплектованность учреждения кадрами педагогов профессионального обучения, обладающими высоким профессиональным уровнем;

Благоприятный психологический климат;

Достаточный уровень оснащенности учебных кабинетов и производственных мастерских;

Наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т. д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе работы педагога профессионального обучения.

Научно-педагогическая практика проводится на 1-ом курсе в 1 семестре в течение 3-х недель.

8. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет 3,6 зачетных единиц, 162 часа, из них часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.

Научно педагогическая практика включает в себя три этапа: Подготовительный, рабочий, итоговый.

Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, в рамках которой магистранты знакомятся с программой, задачами практики и формами отчетности по ней, согласовывают с руководителем требования к своей деятельности, решают другие необходимые вопросы.

Рабочий этап практики включает знакомство магистранта с учреждением, в котором он будет проходить практику, составление индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом. В течение рабочего этапа магистрант выполняет основные задания практики, анализирует и фиксирует в дневнике полученные результаты.

В ходе итогового этапа магистрант в течение 10-ти дней с момента окончания практики оформляет отчет по практике , получает письменный отзыв группового руководителя, в который вносится оценка работы практиканта.

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

1. Подготовительный

Ознакомление с материально-технической базой ОУ и методическим обеспечением образовательного процесса.-

2. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебно-воспитательной работы в ОУ

3. Ознакомление с нормативными документами планирования, организации и реализации образовательного процесса в ОУ (по профилю преподаваемых дисциплин

1. 1.Запись в дневнике

2.Запись в дневнике

3.запись в дневнике

1.Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий у ведущих преподавателей в соответствии с профилем преподавания.

2. Подготовка и проведение лекционных (не менее 3-х, одно из них зачетное), семинарских и практических (не менее 3-х, одно из них зачетное)

5. Подготовка аннотации на раздел учебного пособия .

6. разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения

7.Взаимопосещения учебных занятий (не менее 5-и)

Анализ 3-х занятий с разными целями.

2.Планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.)

3. Картотека литературных источников по педагогике и технологии профессионального обучения, преподаваемой дисциплине

5. Аннотация на раздел учебного пособия

6. Тесты для контроля знаний обучающихся

7. Протоколы и анализ эффективности просмотренных занятий

3. Итоговый

Анализ проделанной работы, рефлексия, Итоговая конференция.

Дневник, отчет о проделанной работе

Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View”

сторонняя

http://dlib. /

ООО "ИВИС".

Договор № 64 - П от 01.01.01 г. на период с 04 апреля 2014 года до 03 апреля 2015 года.

Электронная библиотека: Библиотека диссертаций

сторонняя

http://diss. rsl. ru/?lang=ru

подписка ТюмГУ (1 рабочее место, подписка в 2015 г.)

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ)

корпоративная

http://icdlib. nspu. ru/

Совместный проект с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Автоматизированная библиотечная информационная система МАРК-SOL 1.10 (MARC 21) (Электронный каталог) библиографическая база данных

сторонняя

локальная сеть

Научно-производственное объединение «ИНФОРМ-СИСТЕМА». Гос. контракт № 000 от 01.01.2001 г., бессрочно

12. Перечень информационных технологий , используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Программное обеспечение современными информационно–коммуникационными технологиями - рабочей программой не предусмотрено.

13. Материально-техническое обеспечение практики

Учебные аудитории; технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, экран, компьютеры); носители информации (DVD и SD аудио, OSB – накопитель); учебно-наглядные средства (мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям).

14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Для успешного прохождения научно-педагогической практики целесообразно использовать следующие материалы:

Примерная форма дневника

Приложение 2

Индивидуальный план работы

«Утверждаю»:____________
Руководитель магистерской
программы
Ф. И.О.__________________

«__»______________20___г.

Индивидуальный план работы

магистранта __________________на период с____по_______________20___г.

Виды
деятельности

Срок выполнения

Отметка о
выполнении

Примечания

проходил (а) научно-педагогическую практику ОУ____________________________
_______________________________________________________________________
За период научно-педагогической практики с ___ по __________ 20____года он (а) показал (а) себя_________________________________ (оценка отношения к практике, уровень теоретической подготовленности, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность).

Проведение учебно-методической работы ___________________________________

_______________________________________ (оценка уровня владения педагогическими знаниями, умениями и навыками, умение управлять группой, творческий подход к построению и проведению учебных занятий, отношение студентов к преподавателю-практиканту).

При проведении занятий практикант (ка) ______________________ показал (а)___________________ (степень владения технологией профессионального обучения, методами получения обратной связи, профессиональная эрудиция).

Выполнение заданий руководителя практики и куратора студенческой группы______________________________________

Оценка за практику:_______________________________________________________

Руководитель практики____________________________________________________
Куратор группы ________________________________________
«____» ____________ 20____г.

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2014/ 2015 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Структурно-содержательный компонент рабочей учебной программы в связи с переходом на стандарты ФГОС ВО.

2. Скорректировано учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля), в соответствии с предъявляемыми требованиями стандарта.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии «20» апреля 2015 г.

Заведующий кафедрой ____________________________ / /

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление:«Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

3 курсза очная форма обучения

Продолжительность - 06.04 - 23.04. 2015 года

Цель практики: Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности:знакомство будущих учителей начальной школы с основными формами и методами деятельности педагогических коллективов, овладение основными умениями и навыками учебно-воспитательной, методической и научной деятельности, необходимыми для дальнейшей работы.
Деятельность педагога профессионального обучения является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач педагогической практики - адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности.

Задачи практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;
  • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
  • овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
  • изучение способов и средств профессионально-педагогической коммуникации;

способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации деятельности педагога учебного учреждения.

Требования к отчету по практике.

Отчет должен содержать:

  • Дневник по практике с индивидуальным планом и его выполнением.
  • Конспект-анализ (исследования) по наблюдению и практической деятельности (тема, содержание, результаты, выводы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и т.д.), утвержденный преподавателем базы практики и методистом факультета.
  • Общий отчет о проделанной работе . В нем отражаются личностно-профессиональные изменения, произошедшие в студенте за время практики (личностно-профессиональный рост студента, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.), оценка собственных возможностей как профессионала.
  • Анкета-отчет характеристику с места прохождения практики, в которой указана предварительная оценка за практику. Документ подписывается заведующей или старшим воспитателем и заверяется печатью дошкольного учреждения.

Студенты-практиканты после прохождения практики должны представить:

  • отчет по приведенному образцу - конспект исследования
  • дневник практики;
  • анкета-отчет;
  • характеристику с места прохождения практики.

а) основная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФИздательство: Московский психолого-социальный университет. - М.: МПСУ, 2010. - 448 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 639 с.

б) дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1997. - 351 с.
  3. Крейг П. Психология развития / П. Крайг. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.В. Вульфова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1986. - 206 с.
  5. Мудрик А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2006. - 472 с.
  6. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 5-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
  7. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розун - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ychitel.com/ "Учитель". Педагогический журнал. Предназначен для учителей, преподавателей, воспитателей учебных заведений и внешкольных учреждений всех форм, типов и уровней. На сайте - новости российского образования; анонсы публикаций и тексты некоторых из них; законодательные документы об образовании; образовательные методики и педагогический опыт; материалы по правовому обучению.
  2. http://www.vestnik.edu.ru - Сайт журнала «Вестник образования».
  3. http://www.mon.gou.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  4. http://www.ug.ru/ "Учительская газета". На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.
  5. http://www.uroki.net Uroki.net. На страницах этого сайта можно найти следующую информацию: сценарии школьных праздников, классные часы, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ, лицеев, гимназий.
  6. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Cистема предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Имеется также "Глоссарий терминов по образованию" и система новостей образования.
  7. http://www.den-za-dnem.ru Школа: день за днем. Педагогический альманах. На сайте представлены новости образования и календарь памятных дат; сведения об образовательных учреждениях; материалы к воспитательным мероприятиям и библиотека электронных текстов.
  8. http://ru.wikipedia.org . Википедия - свободная энциклопедия.
  9. http://www.voppsyl.ru/about/subscribe Вопросы психологии (электронный).

10.http://cyberleninka.ru/ Киберленинка.

  1. http://elibrary.ru . Научная электронная библиотека LIBRARY.RU.
  2. http://www.twirpx.com/files/ Электронная библиотека.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет следующиеправа:

  • выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);
  • обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;
  • обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
  • присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
  • изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
  • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;
  • собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,
  • творчески выполнять любое задание,
  • на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

Вобязанности студента входит:

  • организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;
  • выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;
  • находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;
  • вести ежедневно дневник практики;
  • своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;
  • сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);
  • присутствовать на установочной и заключительной конференции;
  • пройти медицинское обследование.

В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

Конспект-исследования

Конспект-исследования

  1. Характеристика образовательного учреждения
  1. Вид образовательного учреждения.
  2. Адрес.
  3. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения.
  4. В каком здании расположено, имеющаяся территория и её оборудование.
  5. Реализуемые программы (комплексные, парциальные, технологии, методики).
  6. Сведения о педагогических кадрах в классе (количество, образование, квалификация, педагогический стаж работы).
  7. Количество начальных классов.
  8. Предметно-развивающая среда в классе (соблюдение принципов её создания, обеспеченность материалами и оборудованием в соответствии с возрастом детей, реализуемой программой).
  9. Развивающая среда образовательного учреждения (наличие дополнительных помещений, их функция, оборудование, использование в воспитательно-образовательном процессе с детьми).
  10. Связь с социумом (с какими учреждения школа сотрудничает, с какой целью).
  11. Участие школы в мероприятиях города (района, области).
  1. Анализ - исследование физкультминутки в классе
  1. Какое место занимает физкультминутка в режиме дня школьника.

2. Основные требования к проведению физкультминуток.

  1. Сколько времени заняла физкультминутка?
  2. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений.
  3. Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли учительнеправильное выполнение и как он реагировал на это?
  4. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.
  5. Опишите поведение учащихся во время проведения физкультминутки.
  6. Какое сопровождение использовал воспитатель при проведении физкультминутки. Как закончилась гимнастика.
  7. Поберите упражнения для проведения физкультминуток, с помощью методической литературы. Проведите под контролем учителя Опишите подробно.

3) Анализ поведения детей на перемене

1. Основные задачи перемены в учебной деятельности школьника.

2. Основные правила поведения учащихся на перемене.

3. Реакция учителя и учащихся на звонок перед переменой.

4. Опишите поведение детей во время перемены.

5. Использовались ли подвижные игры на перемене, опишите какие, все ли участвовали.

6. Подберите и проведите, используя литературу, игры для отдыха детей во время перемены. Опишите, подробно (цель, задачи, включенность учащихся)

4) Исследование урока

1. Организация детей на уроке.

2. Название, задачи, цель урока.

3. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

4. Тон учителя, его речь.

5. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

6. Был ли материал, даваемый учащимся трудным или наоборот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к учителю.

8. Как и в какой форме оказывал учитель помощь учащимся на уроке?

9. Как дети слушали объяснения учителя в начале занятия, в середине и в конце?

10. Какие методы и приемы использовал учитель в работе с детьми?

11. После занятий побеседовать с учащимися, какие уроки им нравятся и почему?

12. Подобрать с помощью методической литературы одно занятие. Название, цель, задачи. Провести под контролем учителя. Описать подробно.

5) Провести классный час

Схема проведения классных часов.

  1. Определить тему, цель и задачи классного часа.
  2. Провести подготовительную работу с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литературы и т.д.)
  3. Продумать оборудование и использование наглядности.
  4. Спланировать ход проведения:
  • Вступительная беседа;
  • Постановка проблемы;
  • Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
  • Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий);
  • Делаем выводы.
  1. Подвести итоги.

Схема анализа классного часа

  1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
    работы классного руководителя (классного воспитателя).
  2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их
    личностный смысл для каждого школьника.
  3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

4. Ход классного часа:

а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и
задач классного часа;

б) соответствие содержания, тематической направленности и
технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

в) педагогическое мастерство классного руководителя в прове-дении классного часа: педагогическая культура, такт, обще-ние, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа;
рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

5. Итоги классного часа:

а) достижение цели и задач классного часа;

б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприя-тия, их причины;

ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

Студент(-ка)_____________________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия)

Форма обучения _________курса________группы____________________

профиля________________________________________________________________________

квалификации (степени) бакалавр__________________________________________________

(нужное подчеркнуть или вписать)

направляется на __________________________________________________________практику

(вид практики)

в (на) __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(организация, предприятие, адрес)

Период практики

с «___»________________20___ г.

по «___» ______________20___ г.

Преподаватель-руководитель практики ______________________________________________

________________________________________________________________________________

(должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)

Кафедра ________________________________________________________________________

Телефон ___________________ e-mail _____________________

Образец ведения дневника практики

ОтчЁт

о прохождении __________________________________ практики

вид практики (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная)

Место прохождения практики ____________________________________

сРОКИ ПРАКТИКИ:__________________________________________________

Руководители практики:

от (направляющей стороны)______________________/__________________________ (подпись) (фио, должность)

от (принимающей стороны)_____________________/________________________________

(подпись) (фио, должность)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за практику____________________________________________________________

Обучающийся-практикант___________________________ ______________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель организации ______________________ ____________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Отчет о прохождении учебной практики сдан «______» ________________20__г.

Оценка________________________________________________________________

Руководитель практики от (направляющей стороны)___________________________________

___________________

(подпись)

ОТЧЕТ-АНКЕТА

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В свободной форме опишите 1-2 ситуации, произошедшие лично с Вами на практике или при Вашем участии, которые Вам показались затруднительными (с детьми, преподавателями, родителями, администрацией)
  2. Опишите трудности и ошибки (если таковые имели место) в Вашей учебной практике.
  3. Каковы причины затруднений?

а) Недостаток знаний.

б) Недостаток практических умений.

в) Свойства и качества личности.

г) Недостаточная помощь педагога.

д) Другое (напишите).

4 . Готовы ли вы к работе в качестве педагога (воспитателя)

а) Да. б) Не вполне. в) Нет.

  1. Если «НЕТ или НЕ вполне», назовите причины.
  2. В чем вы видите положительное влияние практики?

а) В возможности применять знания, полученные в вузе.

б) В получении практических умений.

в) В возможности проверить правильность выбора профессии.

г) Другое (напишите).

  1. В чем вы видите недостатки практики?

а) В плане практики.

б) В коротком отрезке времени, отведенном для практики.

в) Другое (напишите).

  1. Довольны ли вы практикой?

а) Вполне. б) Скорее доволен, чем нет.

в) Скорее нет, чем да. г) Недоволен.

  1. Что, на Ваш взгляд, Вам больше удается в профессиональном общении и взаимодействии (с детьми, преподавателями, родителями)
  1. Ваши предложения, пожелания по совершенствованию практики.

Характеристика-отзыв студента,прошедшего учебную практику

Характеристика

На___________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

о прохождении учебной практики в учреждении №_______________

  1. Владение современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников, способность к педагогическому творчеству, умение применять их в работе с детьми.
  2. Умение управлять детским коллективом, индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям.
  3. Качество и объем общественно полезной работы (оформление методического кабинета, пополнение его материалами, изготовление стендов и выставок).
  4. Отношение к практике, к своей профессии и к сотрудникам учреждения (организованность, дисциплинированность, доброжелательность, самокритичность, ответственность, инициативность и др.).
  5. Предложения по совершенствованию педагогической деятельности студента-практиканта.

Руководитель учреждения №

Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

ББК: 74.5 УДК: 378.147.88

Исакова Т.Б., Исхаков Р.Х.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

IsakovaT.B., IskhakovR.H.

PERSON-ORIENTED APPROACH IN THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, практика, профессиональные компетенции, профессиональное становление, рефлексия, самооценка.

Keywords: learner-centered approach, practices, professional competence, professional formation, reflection, self-evaluation.

Аннотация: в статье описывается личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента себя как специалиста в условиях практики. В статье представлены критерии личностной самооценки студента себя как специалиста в условиях практики.

Abstract: the article describes the learner-centered approach in the evaluation of the professional development of the student himself as a specialist in the conditions of practice. The article presents the criteria of personal self-assessment the student himself as a specialist in the conditions of practice.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится процесс социального и профессионального становления молодежи, связь формирования социально-значимых личностных качеств молодого человека с профессиональной подготовкой. Эта идея сформулирована в Концепции

модернизации российского образования.

Смена когнитивной и деятельностной парадигм образования на компетентностно-контекстную и личностно-развивающую обуславливает необходимость разработки и применения новых форм и методов организации учебно-познавательной

деятельности студентов. Актуальным становится использование методик, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, представления креативных идей, исследования ролевых моделей.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность

образования, его прагматический,

предметно-профессиональный аспект. Такой подход демонстрирует

необходимость подтверждения знаний умениями.

Центральное место в организации образовательного процесса должно отводится практике. Во время учебно-ознакомительной практики происходит первичное непосредственное знакомство с организацией будущей профессиональной деятельности, при этом будущие профессионалы не пассивно наблюдают, а активно анализируют данную

деятельность. Перед прохождением практики студенты, наряду с другими заданиями, получают установку на анализ достоинств и недостатков организации процесса профессиональной деятельности. Результаты своих наблюдений

практиканты фиксируют в дневнике практики, где отводятся специальные графы для замечаний и предложений. Кроме того, опыт учебно-ознакомительной практики является прекрасным уроком для будущего специалиста, так как

он получает возможность учиться на чужих успехах и неудачах, что в дальнейшем, в производственной практике, поможет ему достигать наилучших результатов. Таким образом, учебно-ознакоми-тельная практика

практика способствует развитию умений наблюдать за процессом, конструктивно оценивать его, анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые феномены, что является составляющим культуры самообразования.

Следующий этап работы

предполагает самостоятельное

переосмысление выявленных проблем, анализ причин их возникновения, предложение способов их устранения и профилактических мер. Для

осуществления указанных видов деятельности необходимо проявить поисковую активность, актуализировать знания, провести сбор и анализ теоретического материала, проявить проектировочные и конструктивные способности. На этом этапе разрабатывается проект решения одной из профессиональных проблем, который в дальнейшем представляется на

конференции, предваряющей

производственную практику.

Конструктивная критика предложенных проектов позволяет предварительно откорректировать их, что помогает достичь наилучших результатов при их апробации. Далее происходит

исследование эффективности

предложенного проекта решения профессиональной проблемы на практике.

Во время производственной практики студенты не просто упражняются в проведении различных видов профессиональной деятельности, они приобретают первый опыт исследовательской, экспериментаторской, новаторской деятельности.

Производственная практика завершается конференцией, на которой излагаются результаты деятельности, организуется обмен мнениями о проведенной работе. Ценность этого этапа работы в плане развития культуры самообразования состоит в возможности иметь первую

практику анализа, систематизации и обобщения результатов собственной деятельности.

Более того, современное

профессиональное образование по подготовке специалистов

профессиональной сферы «Человек-Человек» тенденциозно направлено на формирование у студентов компетенций по личностно ориентированному подходу в своей будущей профессиональной деятельности.

Это возможно, если во время практики реализуется личностно ориентированный подход по отношению к клиентам, с которым взаимодействует наш студент-практикант. Мы студентов ориентируем на то, что бы они учитывали при работе с клиентами их типологические особенности при решении их проблем. Данный концепт всеми осознаваем и понимаем и есть положительная динамика в

профессиональном становлении студентов как специалистов.

Но в настоящее время актуализируется и другой концепт. Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студентом уже на его личностном уровне после

взаимодействия и взаимоотношений с клиентом, то есть после оказании помощи клиенту в целом или после единичного акта действия. С одной стороны, клиент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или не удовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне и, с другой стороны, студент то же получает удовлетворение или не удовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или на бессознательном уровне, профессио-нально-личностные изменения.

В связи с этим практика, как составляющая учебного процесса, меняет свои содержательно-организационные концепты, усиливая ее личностную значимость в профессиональном

становлении студентов как специалистов1

На основании этой концептуальной позиции должны измениться подходы к критерию оценивания степени успешности прохождения студентом практики.

Акцент оценивания сменится с контрольно-оценочных параметров, на личностно-ориентированные.

Внешняя оценка осуществляется специалистами, которые по роду своей деятельности отвечают за

профессиональное становление студентов как специалистов. Она всегда субъективно, зависит от многих профессиональных, личностных,

ситуационных влияний на данную оценку. Очень важно насколько сам студент оценивает свой уровень готовности к будущей профессии. Очень важны его субъективные ощущения по отношению себя как специалиста, профессионально-личност-ные переживания по поводу своей готовности к будущей работе. Это возможно при проведенной личностной рефлексии, а точнее профессионально-личностной рефлексии2.

При профессиональной подготовке специалистов в условиях вуза возникает необходимость организации помощи в профессионально-личностной рефлексии студентов.

Главный вопрос не сколько «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то «чего и как сделал» студент на него самого как будущего специалиста.

На каждом этапе определенного вида практики происходит не только профессионально-когнитивное, но и личностно-про-фессиональное приращение.

Для успешной организации практики необходимо откорректировать рабочие программы по практике -

1 Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2 Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. -С. 10-14.

добавить анкеты по личностной самооценке студента себя как специалиста в условиях практики.

Управленческая система любого учреждения по социальной защите это

есть изначально производство, где присутствует взаимодействие,

взаимоотношение, посредничество между основными участниками (специалист, клиент), где есть система номенклатур служебных документов, где есть организационно-исполни-тельная система, где социальная помощь реализуется через нормативно-правовую систему

законодательных документов и все это является содержанием системы

профессиональных компетентностей

специалистов.

Критерии оценивания личностно-профессионального изменения студента как будущего специалиста должны отражать основные базовые

производственных умения, которые относятся к категориям профессиональной компетенции: коммуникативных,

правовых, организационно-

управленческих, документных,

консультационно-информационных.

Организационно-содержательно личностно-профессиональную рефлексию можно реализовать на основе личного анкетирования студента по этим критериям.

Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамизма.

Студенты отвечает на поставленные структурированные вопросы на основе своих субъективных ощущений.

Орган изац ионн о-управл ен ческая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной

компетенции: клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать

административно - исполнительскую (таблица 1). реализацию спроектированной помощи

Таблица 1 - Степень сформированности организационно-управленческой компетенции

1 Степень уверенности в способности самостоятельно спроектировать и организовать исполнительскую реализацию этой помощи Высокая Низкая Затрудняюсь ответить

2 Вы уверенно себя чувствуете при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Способны ли принимать ответственные решения по отношению к другим людям Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Сформированы ли волевые качества, способствующие завершению начатого дела по оказанию социальной помощи Да Нет Затрудняюсь ответить

6 Вы способны убедить клиента в необходимости выполнения рекомендаций специалистов по решению его социальной проблемы Да Нет Затрудняюсь ответить

7 Какие качества необходимы для успешного управленца

Правовая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: клиенту (ребенку) можно помочь на основе знаний государственной законодательной

системы социальной защиты; без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне эмоциональных переживаний (таблица 2).

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1. К ак часто при решении проблемы Вы применяли законы Часто Редко Никогда

2. Появилась ли уверенность в социальной защищенности самого себя на примере решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь

3. Появилась ли уверенность, что законы действенны и работают в нашем государстве Да Нет Затрудняюсь

Таблица 2 - Степень сформированности правовой компетенции

4. Уровень правовой компетентности до Изменился Не Затрудняюсь

практики и после практики изменился положительно изменил ся

Служебно-документная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции:

помощь будет реализована, если студент знает, как документально оформить нормативно-правовое оказание помощи (таблица 3).

Таблица 3 - Степень сформированности служебно-документной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Степень уверенности при заполнении служебного документа Высокая Средняя Низкая

2 Я получаю удовольствие от правильно оформленного служебного документа Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Правильно оформленный документ является условием успешности решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Аккуратность оформления служебных документов сформировало мою внутреннюю дисциплину Да Нет Затрудняюсь ответить

Консультационно-информационная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: способность на основе теоретико-

практических знаний проконсультировать клиента по его проблеме, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному исходу решения его проблемы (таблица 4).

Таблица 4 - Степень сформированности консультационно-информационной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Достаточно ли вы владеете логикой консультирования клиентов по его социальной проблеме Да Недостаточно Затрудняюсь ответить

2 Насколько вы выдержаны и спокойны при консультировании клиентов Выдержан Не выдержан Затрудняюсь ответить

3 Насколько вы сильно эмоционально сопереживаете с клиентом по его проблеме Сильно Нисколько Умеренно

4 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации о необходимости исполнения клиентом профессиональных рекомендаций Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Учитываете ли при консультировании типологические особенности клиента Да Нет По необходимос ти

насколько для вас важен жизненный опыт клиента необходимос ти

7 Происходит ли обогащение вашего жизненного опыта знаний людей при консультировании клиентов по различным социальным проблемам Да Нет Затрудняюсь ответить

Коммуникативная культура

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: правильно воспринять, преобразовать и

сформулировать проблему, выраженную клиентом (ребенком) как обычно на основе его эмоционально-личностного

переживания своей проблемы.

Таблица 5 - Степень сформированности коммуникативной культуры

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Мне нравится общаться с клиентом Да Нет Затрудняюсь ответить

2 Степень уверенности в том, что вы сможете наладить коммуникацию с клиентом по решению его проблемы Высокая (сразу создаю контакт) Средняя (не сразу, но создаю контакт с клиентом Низкая (не стремлюсь создавать контакт с клиентом)

3 Было ли у вас чувство пренебрежения (призрения, брезгливости) какому либо клиенту Нет, никогда Иногда Да

4 Ждете ли вы эмоциональной реакции от клиента за выполненную (оказанную помощь) работу Всегда жду Никогда не жду, мне этого не надо Иногда

5 Какую обратную реакцию вы получали от общения клиентом Положител ьную Негативную Безразличную

6 Вы избегаете на прямую взаимодействовать с клиентом Нет Иногда Да

7 В чем основа вашей уверенности / неуверенности общения с клиентом

Итоговую личностную самооценку провести в таком варианте (таблица 6). студенту себя как специалиста можно

Таблица 6 - Самооценка личностных умений

№ 1. Личностные умения качества Нужное подчеркн уть

1 Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения 1 2 3 4 5

2 Умение говорить с человеком на его языке, придерживаться согласованной и понятной собеседнику терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов 1 2 3 4 5

3 Умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние клиентов (детей), учитывать их потребности и интересы 1 2 3 4 5

4 Умение соблюдать стадии общения, социальную дистанцию 1 2 3 4 5

5 Умение грамотно ориентироваться во времени общения: не затягивать консультацию ил общение, умение вовремя закончить диалог, сохранив доверительные отношения с клиентом (ребенком) 1 2 3 4 5

6 Умение сопереживать и понимать проблемы клиента (ребенка) 1 2 3 4 5

7 Умение быть искренним и открытым в общении 1 2 3 4 5

8 Умение быть спонтанным и активным в профессиональном общении 1 2 3 4 5

9 Умение проявлять конгруэнтность. Поведение не противоречит внутреннему содержанию 1 2 3 4 5

10 Умение испытывать неподдельный интерес к людям 1 2 3 4 5

11 Умение поддерживать человека и побуждать, воодушевлять его на решение проблемы Продолжение 1 2 3 4 5 5 таблицы 6

12 Умение прогнозировать свое поведение и его последствия 1 2 3 4 5

13 Умение брать ответственность на себя и когда необходимо передавать ее самому клиенту (ребенку) 1 2 3 4 5

14 Умение активно слушать 1 2 3 4 5

15 Уметь справляться с своими чувствами - обидой, раздражением, виной 1 2 3 4 5

16 Уметь предотвращать конфликты и конструктивно с ними справляться 1 2 3 4 5

17 Умение мотивировать на изменение неконструктивного поведения 1 2 3 4 5

18 Умение справляться со стрессом, преодолевать трудности и разочарования без разрушения себя и сохраняя позитивную жизненную позицию 1 2 3 4 5

19 Уметь влиять на иррациональное поведение и закреплять позитивное поведение - конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

20 Уметь изменять нежелательное поведение и закреплять позитивное поведение- конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

21 Умение уважать мнение другого и не навязывать свое 1 2 3 4 5

22 Умение не проявлять излишнего любопытства, не нарушать границ частной жизни 1 2 3 4 5

23 Сохранять интерес к профессиональному развитию 1 2 3 4 5

2. Лист профессиональной самооценки

События, вызвавшие профессиональную гордость и удовлетворение События, вызвавшие досаду и профессиональное неудовлетворение

Можно, конечно, провести какую-то многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для нас, преподавателей вуза, важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.

При положительной динамике студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

На основе анализа личностно-профессиональной самооценки студентом себя как будущего специалиста можно

сделать вывод о его личностной готовности к профессиональной деятельности, что позволит корректировать учебно-профессио-нальную траекторию

профессионального становления в условиях вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2. Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. - С.10-14.