Метод моделирования и его значение при разработке новых технологий и конструкций. Моделирование как метод исследования Формы представления моделей

Цель: сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания; рассмотреть формы представления моделей.

Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Обучающие :
    • применение теоретических знаний на практике; организация деятельности учащихся по
    • изучению и первичному закреплению способов действий.
  • Развивающие :
    • помощь учащимся в осознании социальной и практической значимости учебного материала;
    • обеспечение развития у школьников умений сравнивать и классифицировать познавательные объекты;
    • создание условий для развития у школьников умения работать во времени.
  • Воспитывающие :
    • осуществление эстетического воспитания;
    • способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

Требования к знаниям и умениям:

  • Учащиеся должны знать :
    • основные понятия «модель», «моделирование»;
    • виды моделей.
  • Учащиеся должны уметь :

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядный;
  • иллюстративный;
  • репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программы Power Point и Excel, авторская презентация по данной теме (используется в качестве сопроводительного материала лекции учителя) электронный тест (авторская разработка), проектор, навесной экран, памятка (Приложение 5 )

Этапы урока:

  • постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
  • объяснение нового материала, сопровождающееся электронным пособием;
  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;
  • обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
  • электронное тестирование учащихся;
  • подведение итогов;
  • разноуровневое домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока

1. Детская игрушка, часы на стене, глобус, кристаллическая решетка, формула квадратного уравнения – это все модели. Как можно назвать такие разные понятия одним словом?
2. Существует огромное количество моделей. Как понять к какому типу они относятся? Как отличить их по разным признакам?

II. Изложение нового материала

1. Моделирование

Объяснение материала сопровождается показом электронного пособия, созданного учителем (Приложение 1 , слайд 2)

– В своей деятельности человек очень часто использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы. (Приложение 1 , слайд 3)

Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель – глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам. (Приложение 1 , слайд 4)

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе.
Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей. (Приложение 1 , слайд 5)

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире: гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека. (Приложение 1 , слайд 6)

Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений.

Практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и т.д. (Приложение 1 , слайд 7)

Моделирование это метод познания, состоящий всоздании и исследовании моделей. (Приложение 1 , слайд 8)

Вопрос учащимся: Как Вы думаете, что можно моделировать?

Ответ: Объекты, явления, процессы, поведение.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства.
Например : В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии – строение и поведение живых организмов и так далее.

Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению.

Модель это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса .

Для закрепления выполним задание 1. (Приложение 2 )

География, военное дело, судоходство невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько моделей.

С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Приложение 1 , слайд 10)

Конечно, никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается иногда единственным инструментом исследования.

Формы представления моделей

Как мы убедились, существует огромное количество объектов моделирования. Для того чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их все классифицировать, то есть упорядочить, систематизировать.

Классификация по способу представления:

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. (Приложение 1 , слайд 11)

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме .
Образная модель – это модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель – это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). (Приложение 1 , слайд 12)
Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.

Например: Мелодия, родившаяся в голове композитора, будет представлена в виде нот на бумаге.

Вопрос к учащимся: П рограмма, написанная на языке программирования, к какому классу относится эта модель? (Приложение 1 , слайд 13)

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий. В дальнейшем мы рассмотрим основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

III. Закрепление изученного

IV. Домашнее задание: (Приложение 1 , слайд 16)

Уровень знания: выучить определения основных терминов и понятий.

5.3, 5.4 Н.Угринович «Информатика и информационные технологии».

Творческий средний уровень: создать любую предметную модель.

Творческий повышенный уровень: создать иерархическую информационную модель своей семьи (родословную), начиная с себя.

Использованная литература :

  1. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии”, Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2003;
  2. «Информатика». Приложение к 1 сентября журнала «Информатика»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.Н. Землянская

Аннотация. Статья посвящена раскрытию функций и содержания метода моделирования. Дается определение модели, раскрываются подходы к многомерной классификации научных моделей. Особое внимание уделено проблеме соотношения модели и оригинала и построения процесса исследования на основе моделей. Раскрываются возможности метода, а также гностические функции моделей. Выявляются особенности научных моделей и моделирования в педагогике.

Ключевые слова: модель, оригинал, моделирование, исследование, гностические функции моделей, метод, педагогическая теория.

Summary. The article is devoted to the disclosure of functions and content of modeling method. It also defines the model and reveals a multidimensional approach to the classification ofscientific models. Special attention is paid to the problem of the relation between the original model and the research process and creation of research process on the basis of models. The article reveals the possibilities of the method, as well as Gnostic function models (reflective, concretizing, interpretive, explanatory, predictive). Ratures ofscientific models and modeling in pedagogy come to light.

Keywords: model, original, modeling, research, gnostic function models, methods, pedagogical theory.

Повышение роли педагогической теории - необходимое условие и важнейшее требование при переводе образовательных учреждений в режим развития. Достижение нового качества образования в школе невозможно без ведения учителем научно-исследова тель ской деятельности, основы которой закладываются в высшей школе. Моделирование -один из методов педагогического исследования, который, к сожалению, знаком педагогам поверхностно. Статья посвящена раскрытию функций и содержания данного исследовательского метода; предназначена в первую очередь студентам, аспирантам, выполняющим исследования в области педагогики.

В контексте нашей проблематики важно различать моделирование как метод исследования, с одной стороны, и использование моделей как метод обучения, с другой. Последний берет свои истоки в принципе наглядности. Моделям-аналогам и методам их построения и использования в учебном процессе придавали большое значение многие педагоги-дидакты: В.П. Вахтерев, Н.П. Кашин, К.Д. Ушинский, а также

A.П. Аношкин (1998), С.И. Архангельский (1980), С.П. Баранов, Ю.В. Варданян (1990), В.П. Мизинцев (1977), Ю.И. Кулюткин (1981), Д. Толлингеро-ва (1994), А.И. Щербаков (1988) и др.

B.В. Давыдов обосновал учебные моде-

ли, выявив специфику наглядности, обусловленную теоретическим обучением, а Д.Б. Эльконин полагал моделирование ребенком определенных сторон действительности общим принципом усвоения. Этими и другими педагогами разработаны принципы построения и использования учебных моделей в обучении, дана их классификация, выявлены психолого-педагогические условия и закономерности.

Моделирование как метод познания (исследования) связан с приемом аналогии - умозаключении о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Сущность этого метода состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, заместитель - модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделирование как метод научного исследования менее знаком педагогам, хотя почти в каждой диссертации последних лет на соискание ученой степени доктора или кандидата педагогических наук мы можем видеть задачу «разработать модель какого-либо процесса, явления». Обратимся к процессу исследования и попробуем ответить на следующие вопросы: В чем смысл моделирования в исследовании? Его функции? Что принципиально новое может дать использование этого метода по сравнению с другими? Модель - это лишь удобная форма представления результатов научного поиска или самостоятельный объект изучения? Какова структура процесса исследования на основе моделей и моделирования? Является ли построенная в диссертации модель конечной целью и научным результатом или это лишь средство дальнейшего научного поиска?

Проблема моделирования - одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых на передний край развития ряда естественных наук XX в., в особенности физики, химии, кибернетики. Именно с возникновением последней вопрос о методе познания с помощью моделей встал с особой остротой, подняв в свою очередь вопросы о гносеологической природе моделей, их функциях, месте моделей среди других средств познания. Обобщая в методологическом плане новые методы современной науки, пришедшие из естественных наук, модель как средство познания и важная гносеологическая категория заняла сейчас прочное место и в психолого-педагогической науке. Концептуальные идеи о модельном подходе к изучению действительности, теоретическое представление о моделях и методах моделирования в педагогике даны многими учеными: Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, А.А Братко, Т.А. Ильиной, Л.Б. Ительсоном, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьевым, Ю.О. Овакимяном и др.

Определение модели. Модель - от латинского "modus, modulus", что означает «мера, образ, способ». Его первоначальное значение было связано со строительным искусством и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца или вещи, сходной с другой. Еще и теперь в обыденной жизни под моделью понимают копирование тех или иных внешних свойств объекта, чаще всего его пространственных форм («модель судна», «модель знания»).

В современной науке произошел отход от первоначального понимания модели как образа, образца, прототипа, аналогии. Более глубокое толкование слова «модель» предполагает, что основное внимание уделяется моделированию скрытых внутренних свойств объекта,

Преподаватель ^

то есть рассматривается способность модели отображать, воспроизводить и тем самым замещать объект изучения существенным признаком модели. Подобные модели существуют лишь в описании и, как правило, не нуждаются в изготовлении их в виде тех или иных физически ощутимых объектов. Пример. 1о-воря о модели атомного ядра, современный физик не предполагает, что речь идет о демонстрации модели, изготовленной из дерева, металла, пластика, которую можно подержать в руках, измерить, взвесить, покрутить и т.п. Под моделью он понимает совокупность научных гипотез о строении ядра, позволяющих не только правильно описать и интерпретировать то, что уже известно об этом объекте, но и предсказать новые, еще не открытые наукой факты.

Из приведенного примера ясно, что моделирование любого объекта, явления, процесса в подобном смысле -это фиксация того или иного уровня познания этого объекта, позволяющего описывать его строение и функционирование, а также с некоторой степенью приближения описать его поведение. Поэтому часто говорят, что такого рода модели - модели информационные, подчеркивая тем самым, что речь идет об информации о данном объекте, имеющейся в нашем распоряжении.

В современном понимании модель есть такая мысленная представляемая или материально-реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна в определенном отношении замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте . При этом не всякое изображение можно назвать моделью, а лишь такое, которое, с одной стороны,

фиксирует именно всеобщее отношение некоторой системы, с другой - обеспечивает его дальнейшее изучение. Сходство между объектами по случайным (несущественным) признакам не может считаться моделью. Поэтому следует различать моделирование и лишь изображение внешних черт изучаемых объектов.

Под моделированием в педагогической науке понимается иногда процесс создания модели, что нам представляется не совсем верным, слишком узким толкованием. Корректнее рассматривать научное моделирование как метод исследования различных объектов на их моделях. Поясним свою мысль.

Моделирование как создание модели - лишь часть процесса познания или процесса исследования1. Созданная модель должна быть зафиксирована каким-либо способом. При этом надо иметь в виду (и мы это продемонстрируем дальнейшим изложением), что зафиксированная тем или иным способом информационная модель неспособна дать большее число выводов о поведении смоделированного объекта, чем те выводы, которые были заложены в нее с самого начала, то есть она статична. Для перехода к динамическому моделированию, динамичной модели необходимо предпринять ряд манипуляций, интеллектуальных действий с этой моделью, преобразовать заложенную в нее информацию. Вот в этом и состоит истинное моделирование, которое собственное и является методом научного познания.

Классификация научных моделей. Одна из классификаций, продолжая высказанную выше мысль, основывается на различиях в способе отображения объекта. Модели, следовательно, могут

1 Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на выявление общих фактов, связей и закономерностей изучаемого процесса или его аспекта.

быть: материальные (вещественные, реальные) и мысленные (идеальные, воображаемые). Первая группа моделей - это макеты, муляжи (пространственно-подобные), а также физически и математически подобные объекты. С ними возможны модельные реальные эксперименты, они существуют объективно. Понятно, что педагогические модели главным образом относятся ко второй группе (см. табл.). Эта группа моделей представлена всевозможными мысленными образованиями, которые строятся по определенным правилам и законам исходя из соображений, продиктованными изучаемыми объектами и наблюдаемыми фактами. Они приобретают материальную форму и выражаются в виде чертежа, схемы, рисунка. Все преобразования с такой моделью, в отличие от моделей первой группы - материальных, осуществляются исследователем в его сознании. Они - основа и компонент мысленного экспериментирования.

Как любое сложное понятие, модели предусматривают многомерную классификацию. Так, различают модели стохастические и однозначно детерминированные; дискретные и непрерывные; простые и сложные; схематические и детальные. Исходя из целевой направленности создаваемой

Классификация моделей по

модели и из характера той стороны объекта, которая подвергается моделированию, они подразделяются на структурные и функциональные. В первом случае изучается структура объекта, во втором - его поведение (функционирование протекающих в нем процессов и т.п.). Понятно, что различение структурного и функционального моделирования приобретает четкий смысл в педагогической науке.

В целом, можно утверждать, что единая классификация видов моделей невозможна в силу многозначности понятия «модель» в различных отраслях наук [подробнее см., напр.: 3].

1) если она демонстрирует поведение, подобное поведению оригинала, выполняет аналогичные функции;

2) если на основе изучения поведения и структуры этой модели можно обнаружить новые особенности или свойства оригинала, не содержащиеся в явном виде в исходном фактическом материале.

Соотношение модели и оригинала. Моделирование значительно расширяет возможности всякого исследования, так как дает возможность изучать

способу отображения объекта

№ п/п Класс моделей Характеристика / примеры

1 Материальные

1.1 Пространственно-подобные Макеты, муляжи

1.2 Физически подобные Обладающие механическими, динамическими, кинетическими и другим физическим подобием с оригиналом

1.3 Математически-подобные Аналоговые, цифровые, функциональные

2 Мысленные (идеальные)

2.1 Образные Гипотетические, аналоги, идеализации, представления

2.2 Знаково-символические Схемы, графики, карты, чертежи, графы, структурные формулы

2.3 Смешанные Иные знаковые системы

Преподаватель XXI 3 / 2013

интересующие нас процессы и явления на моделях с последующим переносом результатом исследования на прототип. Таким образом, моделирование заключается в том, чтобы воспроизвести характеристики некоторого объекта на другом, специально созданном для изучения, который и называется моделью. Поэтому возникает вопрос о соотношении модели и оригинала. Под «оригиналом» мы понимаем объекты, явления, процессы реального окружения.

Смысл моделирования заключается в возможности получения информации об оригинале путем переноса на него знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Решающим фактором здесь выступает человеческое мышление, которое способно к абстрагированию.

Процесс моделирования требует установления между оригиналом и моделью некоторых определенных отношений, на основании которых и можно проводить изучение тех или иных сторон изучаемого объекта. Понятно, что модель не может содержать все свойства изучаемого оригинала, поскольку в противном случае становится идентична ему, а потому способна дать информации о нем ровно столько, сколько и оригинал. Следовательно, моделирование как процесс создания модели предполагает выделение некоторых свойств объекта и пренебрежение, отбрасывание других. Таким образом, замещая изучаемое явление моделью, следует указать, в отношении каких свойств модель должна быть изоморфна изучаемому явлению, указать его существенные черты.

Кроме того, существенна не только простота восприятия тех свойств и отношений, которые содержит изоморфная

оригиналу модель, но и простота оперирования с этими свойствами. Это обстоятельство позволяет организовать изучение модели в процессе модельного или мысленного экспериментирования, а получаемые при этом данные могут служить посылами для выводов об оригинале.

Иногда исследователи представляют оригинал системой видовых моделей, которые в комплексе отражают структуру, функцию, назначение, применение оригинала в практике. Полезность представления такого рода состоит во всестороннем раскрытии причинно-следственных связей изучаемого явления. Собранная с позиций системного подхода такая совокупность моделей, способов их выражения и преобразования по сути представляет собой целостную научную теорию изучаемого объекта.

Процесс исследования на основе моделей. Научный метод моделирования состоит из следующих основных этапов:

1) эвристического - формулирование модели системы на основе накопленных фактов, гипотез, теорий об изучаемом процессе;

2) когнитивного - манипулирование моделью и получению с ее помощью определенных выводов, познания существенных признаков в процессе мысленного или модельного эксперимента;

3) прагматического - перенесение полученных выводов на реальную систему (оригинал), в постановке эксперимента для проверки правильности выводов;

4) объяснительного - переформулирование модели в свете результатов такой проверки.

Эти этапы также представляют модельный эксперимент - лабораторное исследование изучаемого объекта на его

2 Изоморфизм - взаимно однозначное соответствие.

материальных моделях. Понятно, что модельное экспериментирование имеет свою специфику по сравнению с обычным: возрастает роль и удельный вес теоретических средств исследования.

Процесс исследования на основе

моделирования - итерационный3 процесс. Выделенные выше четыре этапа циклически повторяются каждый раз на более высоком уровне обобщенности. При этом после каждой итерации у исследователя появляется новое знание об оригинале.

Процесс моделирования изображен на схеме, на которой сплошная стрелка характеризует непосредственное воздействие на объект, прерывистая - отношение модели к оригиналу.

Таким образом, исследовательская схема оригинал - модель - оригинал начинается с первичного представления об объекте, корректируется на основе модели, правомерность ее подтверждается вновь примерами реальной действительности, но на более высоком уровне абстракции. При этом этап восхождения к оригиналу после формирования и корректировки модели является важнейшим аспектом исследования, поскольку способствует познанию реальной действительности, ее закономерностей и взаимозависимостей, прогнозированию поведения изучаемого объекта в контексте последствий решений.

В контексте исследовательской деятельности важно иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых. Моделирование, отображая существенные с точки зрения цели исследования свойства оригинала и отвлекаясь от остальных, обязательно предполагает использование абстрагирования и идеализации. От уровня этих

абстракций и идеализаций зависит весь процесс переноса знаний с модели на оригинал. В таком случае уместно выделять модели различного уровня: потенциальной осуществимости; реальной осуществимости (хотя бы и в далеком будущем); практической целесообразности (перенос знаний с модели на оригинал желателен для решения конкретных практических задач) [см., напр.: 4].

Во-вторых. Модель не может быть тождественна оригиналу - тогда зачем она? Если предметом моделирования являются сложные системы, поведение которых зависит от значительного числа взаимосвязанных факторов различной природы, то такие системы отображаются в различных моделях. При этом одни из моделей могут быть близкими друг к другу, другие же могут оказаться существенно различными. Следовательно, ситуация, когда создаются взаимодополняющие или противоречащие друг другу модели, может иметь место. В ходе развития науки и появления моделей более глубокого уровня, возникшие противоречия устраняются. Это обстоятельство чрезвычайно важно для педагогического исследования.

Вопрос об истинности и ложности моделей. Вопрос о соотношении модели и оригинала естественным образом поднимает вопрос о соответствии или несоответствии модели оригиналу. В таком случае можно говорить об истинности или ложности модели. Истинность или ложность присущи моделям, поскольку они всегда детерминируются определенным уровнем научного знания, а также в силу наличия или отсутствия изоморфизма модели изучаемому процессу. При этом в отношении одних свойств оригинала модель может

3 Итерационный процесс - приближение к конечной точке на основе последовательности мелких шагов - итераций.

Преподаватель XX

Исследователь

Схема. Процесс исследования на основе моделирования

быть изоморфна, и тогда она истинна, в отношении других - неизоморфна, и тогда вопрос об истинности не стоит.

Вопрос о соотношении в модели истины абсолютной и относительной может быть решен следующим образом. Ни одна модель не может дать абсолютно полного и абсолютно точного отражения оригинала, поскольку это следует из самого определения модели как упрощенного образа, не обладающего изоморфизмом с объектом на всех уровнях абстракции и во всех отношениях. Однако научные модели содержат элементы абсолютной истины в форме истины относительной (Ю.А. Гастев). В самом деле:

Характер любой модели исторически преходящий в силу непрерывности и неограниченности процесса познания;

Модель всегда содержит элементы условности, научной фантазии и авторского произвола;

Модель носит частичный, а не всеобъемлющий характер.

Но именно это и делает модели методом научного исследования.

Возможности метода. Принципиальной особенностью метода моделирования, отличающей его от других

1. Особое значение приобретает метод моделирования в тех случаях, когда эмпирическая картина изучаемого явления неполна, не детализирована. Моделирование позволяет синтезировать имеющиеся знания об объекте, выявить важные для исследования неизученные стороны.

2. Психолого-педагогические объекты отличаются от объектов другой природы необычайной сложностью. Отдельные изучаемые явления (например, психические процессы) не выступают перед исследователем в явном виде, а носят скрытый или опосредованный характер. Такие процессы иногда трудно исследовать, не нарушая их. Эти процессы многоплановы, они зависят от множества случайных и субъективных факторов. Целесообразность изучения этих процессов на основе модельного экспериментирования обусловлена тем, что позволяет выделить для изучения внутренние, существенные зависимости явления, при этом абстрагируясь от «шума» - отвлекающих несущественных свойств оригинала.

3. Моделирование рассматривается как высшая и особая форма наглядности. Оно помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказать пути описания и познания, намечает структуру связей между компонентами, открывает возможность для более глубокого проникновения в суть явления, для управления

ими, для выявления путей улучшения характеристик изучаемых явлений и процессов. Психологическая функция модели, таким образом, состоит в том, что она служит как бы внешней опорой внутренних действий.

4. Моделирование - универсальный метод исследования. Он может применяться как на теоретическом уровне исследования для построения теории или освоения, так и на эмпирическом путем организации эксперимента. Помимо этого, уникальность метода состоит в том, что позволяет переносить выявленные теоретические положения в практику и наоборот, подмеченные практические факты включать в существующую теорию, обеспечивая таким образом устойчивую органическую связь теории с практикой. Поэтому метод моделирования нельзя с уверенностью отнести ни к теоретическим, ни к эмпирическим методам исследования.

Принципы моделирования как метода научного исследования.

1. Наглядности - очевидная выразительность модели: конструктивная, знаковая, символическая, изобразительная, функциональная.

2. Определенности - четкое выделение существенных сторон объекта изучения и несущественных.

3. Объективности - независимость исследовательских выводов от личных убеждений исследователя.

Гностические функции моделей. Представление ученого о возможных функциях моделей в процессе познания способствует целеполаганию в его исследовании.

1. Отражательная. Сущность модели - не в копировании объекта, а в описании его поведения, при этом модель -вторична по отношению к оригиналу. Модель - это сознательно созданный

гносеологический образ объекта, используемый в целях его познания. Поэтому велико значение моделирования в процессах упрощения, идеализации, в абстракции потенциальной осуществимости. Она позволяет мысленно представить и проанализировать так называемые предельные случаи, которые в действительно не реализуются, сделать выводы, проверяемые экспериментально.

2. Конкретизации. Модель - это способ конкретизации изучаемых сторон объекта. Это достигается на основе детализации абстрактных конструктов, а также путем построения дополнительных моделей. Таким образом, мысленные модели помогают диалектически связать абстрактное и конкретное.

3. Интерпретационная. Эта функция моделей реализуется в двух аспектах: модель как интерпретация формальной теории; модель как интерпретация наблюдаемых явлений. При использовании моделей в качестве интерпретации процессов и явлений они позволяют дать сначала гипотетическое, а после опытной проверки - объяснение наблюдаемых фактов. Тем самым в процессе итерационного моделирования осуществляется переход от интерпретирующей модели к модели объясняющей. Таким образом, модель, с одной стороны, реализует теорию, с другой - гомоморфно отображает действительность.

4. Объяснительная. Эта функция заключается в том, что модельное причинное объяснение строится на основе сходства объясняемого явления с уже получившим достоверное причинное объяснение явлением. Подмечая внешнее сходство в чем-либо двух явлений, исследователь делает предположение о сходных причинно-следственных зависимостях. Объяснение на основе моделей, таким образом, строится по следующей

Преподаватель век

схеме: (1) описывается модель, ее причинные законы; (2) описываются правила перевода информации, полученной на модели, в информацию об оригинале; (3) фиксируется вероятностный характер модельного причинного объяснения как бы в противовес отсутствующим причинным связям в оригинале.

5. Прогностическая. Эта важная познавательная функция моделей состоит в том, чтобы служить импульсом, источником новых теорий. Нередко бывает так, что теория первоначально возникает в виде модели, дающей приближённое, упрощённое объяснение явления. В процессе моделирования могут возникнуть новые идеи и концепции, то есть модель выступает в качестве рабочей гипотезы последующего исследования.

Педагогические модели. В моделях, относящихся к педагогическим наукам, представляется фрагмент определенной природной и (или) социальной реальности, продукта человеческой культуры. При этом функциональные модели отображают педагогические явления, например, модель школы как системы управления, и педагогические процессы, например, модель деятельности куратора студенческой группы.

Структурные модели чаще представлены моделями личности как ориентирами для целей образования - модель учителя, модель ученика и др. Модель личности при этом понимается как диагностическое описание со всей возможной полнотой всех существенных для жизнедеятельности в современном мире сторон, свойств и качеств личности. Например, термин «модель учителя» именно в этом плане и следует понимать. Модель учителя - это мысленный образ оригинала идеального профессионала, включающий квалификационные харак-

теристики и профессиограмму. Очевидно, что модель учителя включает не все его качества, а только существенные. Это эталон, который вполне уместно использовать в характеристике педагога, целесообразно применять в научном исследовании педагогической профессии, однако для конкретной практической деятельности его использование, очевидно, имеет ограничения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966.

2. Сластенин В.А., Фрумкин М.Л. Обучение студентов решению педагогических задач // Советская педагогика. - 1984. - № 7.

3. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

4. Гастев Ю.А. Модель // Философская энциклопедия. - Т. 3. - М., 1964.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.

6. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. - М., 1973.

7. Братко А.А. Моделирование психики. -М., 1969.

8. Гастев Ю.А. О гносеологических аспектах моделирования // Логика и методология науки. - М., 1967.

9. Давыдов В.В. Виды обобщений (психолого-педагогические проблемы построения учебных предметов). - М., 1972.

10. Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе экономической подготовки. - М.: МПГУ, 2006.

11. Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Высшая школа, 1990.

12. Кочергин А.Н. Роль моделирования в процессе познания // Некоторые закономерности научного познания. - Нсб., 1964.

13. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970.

14. Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. -М.: Знание, 1977. ■

Основные понятия об экономической системе

Система – это строго упорядоченная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых элементов и их частей, которые совместно обуславливают протекание определенно направленных процессов и явлений. При этом элементом называется такая составная часть системы, которая не подлежит дальнейшему членению.

Свойства систем:

1) целостность;

2) эмерджентность, заключается в наличии у системы таких свойств, которыми не обладают ее отдельные компоненты;

3) эквипотенциальность, делимость системы на части;

4) гомеостазис, стремление системы сохранять равновесие.

Классификация систем

1. По признаку изменения системы с течением времени: динамические и статические

2. По признаку взаимосвязи причин и следствий: детерминированные и стохастические (вероятностные)

3. По признаку взаимосвязи системы с внешней средой: открытые и замкнутые

4. По признаку сложности: большие (сложные) и простые

5. По признаку автономии управления: саморегулируемые и регулируемые

6. В зависимости от вида взаимосвязи между подсистемами и элементами: с прямой и обратной связью. Прямой называется связь, при которой выходное воздействие одного элемента передается на вход другого. Соответственно, обратная связь - это связь между выходом и входом какого-либо элемента.

Основные функции систем:

1. Пассивное существование в качестве материала для других систем.

2. Обслуживание систем более высокого порядка.

3. Противостояние другим системам.

4. Поглощение других систем.

5. Преобразование других систем.

Моделирование как метод исследования

Модель представляет собой условный образ исследуемого объекта. Конструирование модели начинается с накопления определенной информации, фактов поведения объектов исследования. В начале модель выступает в качестве рабочей гипотезы. Если в результате проверки модели гипотеза подтверждается, то говорят, что модель адекватна изучаемому объекту. Очевидно, что степень адекватности на практике никогда не бывает равной 100%. В этой связи модель считается хорошей (корректной), если она отображает наиболее существенные характеристики объекта, проявляет его свойства, взаимосвязи и позволяет в пределах необходимой точности предвидеть поведение изучаемого объекта.

Классификация моделей.

1. По форме представления модели делятся на: физические, символические и смешанные. К физическим относятся модели подобия и аналоговые. Символическими называются модели, в которых параметры реального объекта и отношения между ними представлены символами (семантические, математические, логистические). Смешанные модели - это человеко-машинные модели.


2. По целевому назначению выделяют: модели структуры, модели функционирования и стоимостные модели.

Модели структуры отображают связи между компонентами объекта и внешней средой и в свою очередь бывают следующих видов: канонические, внутренней структуры, иерархические. Канонические модели характеризуют взаимодействие объекта с окружающей средой через входы и выходы. Модели внутренней структуры характеризуют состав компонентов объекта и связи между ними. Модели иерархической структуры отражают членение объекта на элементы более низкого уровня.

Модели функционирования характеризуют различные процессы, протекающие как внутри изучаемого объекта, так и при взаимодействии объекта с внешней средой. Среди моделей данного вида выделяют: модели жизненного цикла, модели операций, информационные модели, процедурные модели и др. модели жизненного цикла описывают процессы существования объекта от момента зарождения до прекращения его функционирования. Модели операций, выполняемых объектом, представляют собой описание взаимосвязанной совокупности процессов функционирования отдельных элементов объекта при реализации тех или иных его функций. Информационные модели отображают взаимосвязи между источниками и потребителями информации, виды информации и характер ее преобразования. Процедурные модели описывают порядок взаимодействия элементов исследуемого объекта при выполнении различных операций.

Стоимостные модели обычно сопровождают модели функционирования объекта и позволяют проводить комплексную технико-экономическую оценку объекта или его оптимизацию по экономическим критериям.

3. В зависимости от метода работы с моделью выделяют: физические, математические и материально-абстрактные модели. Физические (материальные) модели основаны на воспроизводстве изучаемого объекта. К ним относятся макеты, тренажеры и др. Математические (абстрактные) модели описывают параметры исследуемого объекта с помощью математических символов. Материально-абстрактные (аналоговые) модели представляют собой синтез математической модели и физического образа исследуемого объекта.

Математические модели наиболее распространены в экономических исследованиях. Они подразделяются на две группы: оптимизационные и дескриптивные (описательные). Дескриптивные модели используются только для описания взаимосвязей между элементами исследуемого объекта, или самого объекта с внешней средой. Оптимизационные же позволяют из всего множества возможных решений выбрать наиболее подходящее, согласно применяемому критерию оптимальности.

Структура оптимизационной экономико-математической модели включает в себя две основные части. Во-первых, систему ограничений, которые определяют пределы, сужающие область осуществляемых приемлемых или допустимых решений и фиксируют основные внешние и внутренние свойства объекта. Ограничения определяют область протекания процесса, пределы изменения параметров и характеристик объекта. Во-вторых, целевую функцию, которая математически связывает между собой факторы модели и ее значение определяется значениями этих величин.

Перечислим основные принципы построения экономико-математических моделей. Общие принципы системного экономико-математического моделирования вытекают из общих принципов системного анализа. Они должны дать ответы на следующие вопросы: 1) что должно быть сделано, 2) когда должно быть сделано, 3) при помощи кого должно быть сделано, 4) на основе какой информации осуществляются действия, 5) какой результат должен быть получен в итоге всех действий.

К числу основных принципов построения экономико-математических моделей относятся следующие.

1. Принцип достаточности используемой информации. Данный принцип означает, что в каждой частной модели должна использоваться только та информация, которая известна с требуемой для результатов моделирования точностью. Под известной информацией понимаются нормативные справочные данные о реальной производственной системе, имеющиеся к началу моделирования.

2. Принцип инвариантности используемой информации. Этот принцип предполагает требование того, чтобы используемая в моделях входная информация была независима от параметров моделируемой системы, которые еще не известны на данной стадии исследования.

3. Принцип преемственности моделей. Суть этого принципа сводится к тому, что каждая последующая модель не должна нарушать свойств объекта, установленных или отраженных в предыдущих моделях комплекса.

Реферат выполнил: студент дневного отделения факультета "Экономическая Кибеpнетика" гpуппы 432 Ковалев И.В.

РОССИЙСКАЯ ЭКОHОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.Г.В.ПЛЕХАHОВА

Кафедpа Экономической Кибеpнетики

МОСКВА - 1994

1. Моделирование как метод научного познания.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале

Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.

Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания.

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

2. Особенности применения метода математического моделирования в экономике.

Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.

Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная система.

Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качеством любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.

Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страны обладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.

Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.

Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.

3. Особенности экономических наблюдений и измерений.

Уже длительное время главным тормозом практического применения математического моделирования в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования к системе информации.

В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различный характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о будущем развитии объектов, включающую данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.

Методы экономических наблюдений и использования результатов этих наблюдений разрабатываются экономической статистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономических наблюдений, связанные с моделированием экономических процессов.

В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.

Одним из эффективных методов исследования систем управ­ления является моделирование - разработка моделей, позволяю­щих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтерна­тив. Несмотря на то что многие модели исследуемых социально-экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования про­ста. По определению Шеннона, «модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от са­мой целостности». Схема организации, например, - это и есть мо­дель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой мо­дели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее слож­на, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повы­шает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. Ряд причин обусловливают использование модели вместо по­пыток прямого взаимодействия с реальным миром:

· сложность многих организационных ситуаций: поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значи­тельно превосходит возможности любого человека, то постичь его
можно, упростив реальный мир с помощью моделирования;

· трудности, связанные с проведением экспериментов в реаль­ной жизни, в частности необходимость значительных затрат, в том числе и материальных;

· ориентация управления на будущее: невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится; моделирование - единственный в настоящее время си­стематизированный способ увидеть варианты будущего и опреде­лить потенциальные последствия альтернативных решений.

Типы моделей и процесс их построения

Модель - это система, располагающаяся между исследовате­лем и предметом его исследования. Существуют следующие виды моделей: физические (модель здания, прибора, машины), матема­тические (система формул, тождеств и неравенств, описывающая какой-либо процесс, явление), логические (система понятий, опи­сывающая явление, процесс, предмет), модели общественно-эко­номических формаций, модели структур, методов и т.п.

Рассмот­рим основные из них.

Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы в том или ином масштабе. По утверждению Шеннона, отличитель­ная характеристика физической модели (которую иногда называ­ют портретной) - то, что она выглядит как «моделируемая цело­стность». Пример физической модели - чертеж завода, выполнен­ный в определенном масштабе. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места. Автомобильные и авиационные пред­приятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить их определенные характеристики.



Аналоговая модель представляет исследуемый объект - аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым. Пример аналоговой модели - схема организационной структуры предприятия. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко пред­ставить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидуумами и их деятельностью. Аналоговая модель является более простым и эффективным способом проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем со­ставление перечня взаимосвязей между всеми работниками.

В математической модели (называемой также символической) используются символы для описания свойств или характеристик объектов или событий. Пример математической модели как сред­ства, помогающего решать исключительно сложные проблемы, - известная формула А. Эйнштейна Ε = me2. Если бы А. Эйнштейн не смог построить эту математическую модель, в которой симво­лы заменяют реальность, маловероятно, что у физиков появилась бы даже отдаленная идея о взаимосвязи материи и энергии. Ма­тематические модели относятся к типу моделей, чаще всего ис­пользуемых при принятии организационных решений.

Основные этапы процесса построения моделей:

· постановка задачи;

· построение модели;

· проверка модели на достоверность;

· применение модели.

Постановка задачи - наиболее важный этап построения моде­ли, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Использование математики или компьютера не прине­сет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. А. Эйнштейн отмечал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Огромные средства расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы.

При построении модели разработчик должен определить глав­ную цель модели, выходные нормативы или информацию, кото­рую предполагается получить, чтобы помочь руководству разре­шить определенную проблему. В дополнение к установлению глав­ных целей разработчик должен определить, какая информация требуется для построения модели. Другим важным фактором, тре­бующим учета при построении модели, являются расходы. Мо­дель, которая стоит больше, чем вся задача, решаемая с ее помо­щью, конечно, не внесет никакого вклада в достижение целей организации.

Один из аспектов проверки модели на достоверность - опреде­ление степени соответствия модели реальному миру. Разработчик должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Чем полнее модель отражает реаль­ный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии эффективного управленческого реше­ния. Другой аспект проверки модели на достоверность - установ­ление, в какой степени информация, получаемая с ее помощью, помогает руководителю разрешить проблему. Хороший способ проверки модели - опробование ее на ситуации из прошлого.

После проверки на достоверность модель готова к использова­нию . По утверждению Шеннона, ни одну модель «нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не при­менена на практике». Это очевидно, но зачастую этот этап пост­роения моделей оказывается одним из самых трудных. Согласно ре­зультатам исследования лишь около 60% моделей науки управления были использованы в полной или почти в полной мере - в силу того, что руководители проявляют опасение или непонимание.